Портфолио учителя как форма профессионального развития

Портфолио учителя как форма профессионального развития. «Цель жизни - самовыражение.   Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем.»                                                                                                              О. Уайльд. Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет её в жизнь. Неоспоримо, что эффективное развитие школы во многом зависит от личнос...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Портфолио учителя как форма профессионального развития.

«Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем.»

О. Уайльд.

Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог - один из тех, кто претворяет её в жизнь. Неоспоримо, что эффективное развитие школы во многом зависит от личности педагога и его профессиональной компетентности. В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональной компетентности.

Ведение портфолио может служить одним из многих механизмов самосовершенствования педагога и оценки уровня его профессионализма.

Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы ХV-XVI вв.

В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в сфере фотографов и фотомоделей - как альбом с фотографиями.

Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг; посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло, достигло в 1995 году своего пика и стало в настоящее время практически необозримым. Кроме Соединённых Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе, Японии и в России.

Портфолио в системе образования.

Использование портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. В мировой, так и в отечественной

практике портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики, но и как метод оценки профессионализма педагогов.

В этом случае портфолио - это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

Некоторые авторы в своих статьях о портфолио учителя выделяют несколько видов портфолио:

  • Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.

  • Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.

  • Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.

  • Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Основная цель портфолио - оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).

Цели ведения портфолио учителем:

  • систематизация опыта;

  • более чёткое определение направлений развития, облегчающее самообразование или консультирование со стороны коллег и администрации;

  • более объективная оценка профессиональных умений;

  • помощь в аттестации, в получении более высокой категории, более высокой должности при участии в конкурсе, поступлении в аспирантуру и т.п.

Практическая значимость портфолио

Аттестация:

  • Систематизация деятельности учителя;

  • Стимулирующий фактор;

Учителю:

  • Реально представить результаты своего труда;

  • Увидеть свои резервы;

  • Иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию;

  • Участие в профессиональных конкурсах;

Администрации:

  • Осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя;

Создание своего имиджа как учителя-профессионала, владеющего методикой преподавания, а также современными инновационными технологиями, правильное оформление и представление своего наработанного педагогического опыта - всё это помогает достичь метод портфолио.

Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь его педагогическому росту через совершенствование профессиональной подготовки.

Учитель: Кокшарова Н.В.

Используемые ресурсы

Аттестация педагогических работников в

образовательных учреждениях. Т.Н. Макарова,

В.А. Макаров/М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

prokinana.narod.ru/

den-za-dnem.ru/page.php?article=390

pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5726/Itemid,118/pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5726/Itemid,118/

ndavidova1.narod.ru/portfolio.htmndavidova1.narod.ru/portfolio.htm











ПРИЛОЖЕНИЕ

Требования к оформлению портфолио и принцип работы:


1. Системность и регулятивность самомониторинга.
2. Достоверность.
3. Объективность.
4. Нацеленность автора на самосовершенствование.
5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
6. Аккуратность и эстетичность оформления.
7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.
8. Наглядность результатов работы.
9. Технологичность.

Возможные разделы портфолио.

Раздел 1. Общие сведения об учителе.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

Раздел 3. Научно-методическая деятельность.
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога.

Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету

Раздел 5. Учебно-материальная база.
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии).

Портфолио учителя как форма профессионального развития.Портфолио учителя как форма профессионального развития.

Кокшарова Н.В. МОУ «Буткинская средняя общеобразовательная школа» Талицкий ГО



© 2010-2022