- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа ОПД. 02 Электротехника
Рабочая программа ОПД. 02 Электротехника
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Прядеина Ю.А. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОУРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ СО «НТК»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________ М.И.Ждановских
_____________ 2015 г.
рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.02 «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)». Согласно приказу Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199, зарегистрированного в Минюсте России 26.12.2013 № 30861, данная профессия входит в состав укрупненной группы профессий среднего профессионального образования 13.00.00 «Электро - и теплоэнергетика», код 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), с присвоением квалификации квалифицированного рабочего «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Организация - разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Новоуральский технологический колледж».
Разработчик:
Прядеина Ю.А., преподаватель первой квалификационной категории, ГАПОУ СО «Новоуральский технологический колледж».
Рассмотрена
научно-методическим советом ГАПОУ СО НТК
Протокол № 4 от «29» сентября 2015 года
Содержание
стр.
I. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.
4
II. Структура и содержание учебной дисциплины.
6
III. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины.
10
IV. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
12
I Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)». Согласно приказу Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199, зарегистрированного в Минюсте России 26.12.2013 № 30861, данная профессия входит в состав укрупненной группы профессий среднего профессионального образования 13.00.00 «Электро - и теплоэнергетика», код 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), с присвоением квалификации квалифицированного рабочего «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Электротехника» относится к общепрофессиональному циклу.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 - контролировать выполнение заземления, зануления;
У2 - производить контроль параметров работы электрооборудования;
У3 - пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
У4 - рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
У5 - снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
У6 - читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
У7 - проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
В результате усвоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 - основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
З2 - сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
З3 - типы и правила графического изображения и составления электрических схем;
З4 - условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
З5 - основные элементы электрических сетей;
З6 - принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
З7 - двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;
З8 - способы экономии электроэнергии;
З9 - правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
З10 - виды и свойства электротехнических материалов;
З11 - правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.
Использование при реализации учебной программы данной дисциплины методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий должно способствовать овладению обучающимися знаниями, умениями и общими компетенциями (в соответствии с ФГОС СПО), включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 96 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 64 часа; самостоятельной работы обучающегося - 32 часа.
II Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
в том числе:
- лабораторные занятия
12
- практические занятия
20
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД. 02 «Электротехника»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 1. Электрические и магнитные цепи.
34ч./12ч.
Тема 1.1
Электрические цепи
постоянного тока.
Содержание учебного материала.
1
2
Понятие об электрических величинах электрической цепи. Единицы измерения электрических величин.
Элементы электрических цепей постоянного тока. Последовательное и параллельное соединение проводников, источников тока и ЭДС (напряжения).
1
Законы Ома (для участка цени, для полной цепи), законы Кирхгофа. Методы расчета простых электрических цепей.
4
Простые нелинейные цепи. Расчет простых нелинейных цепей.
2
Практические занятия.
Расчет простых электрических цепей методом уравнений Ома и Кирхгофа.
Расчет простых электрических цепей методом контурных токов.
4
2
Лабораторные работы.
«Измерение сопротивлений, токов, напряжений и мощности в цепи постоянного тока».
«Исследование цепи постоянного тока с последовательным и соединением резисторов».
«Исследование цепи постоянного тока с параллельным соединением резисторов».
2
2
2
Самостоятельная работа. Выполнение расчета электрической цепи методом узловых потенциалов и методом наложения.
6
Тема 1.2
Магнитные цепи.
Содержание учебного материала.
Магнитные цепи. Единицы измерения электрических и магнитных полей.
1
2
Практические занятия. Расчет простых магнитных цепей.
2
Тема 1.3
Электрические цепи переменного тока.
Содержание учебного материала.
2
2
Однофазный переменный ток: получение, действующее значение переменного тока, мощность в цепях синусоидального тока.
Элементы цепи переменного тока. R - цепь, L - цепь, C - цепь.
1
Трехфазные электрические цепи: основные понятия и определения, соединения «звезда», «треугольник».
2
Практические занятия. Расчет параметров неразветвленной цепи переменного тока.
2
1
2
3
4
Лабораторная работа.
«Исследование трехфазной цепи при соединении нагрузки в звезду и треугольник».
2
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение (на выбор): «Симметричные и несимметричные трехфазные цепи». «Последовательный и параллельный резонанс в электрических цепях», «Резонансы напряжений и токов».
6
Контрольная работа по 1 разделу.
2
Раздел 2. Электротехнические устройства.
15ч./8ч.
Тема 2.1 Электроизмерительные приборы и электрические измерения.
Содержание учебного материала.
2
2
Виды и методы электрических измерений. Погрешности измерений. Электроизмерительные приборы: классификация, технические характеристики.
Измерения электрических величин (тока, напряжения, электрической мощности, сопротивлений, индуктивностей, емкостей).
1
Лабораторные работы.
Измерения в цепях постоянного тока: «Прямые измерения напряжения и тока аналоговыми и цифровыми приборами».
«Косвенное измерение электрического сопротивления методом амперметра и вольтметра».
2
2
Самостоятельная работа. Составить таблицу: «Системы электроизмерительных приборов».
2
Тема 2.2
Трансформаторы и электрические машины.
Содержание учебного материала.
2
2
Трансформаторы: типы, назначение, устройство, принцип действия, режимы работы, КПД, потери. Трехфазный трансформатор.
Машины постоянного тока: устройство, назначение узлов, принцип действия, способы возбуждения.
2
Машины переменного тока: общие сведения и назначение (АД, СД), пуск АД.
2
Практические занятия. Расчет параметров асинхронного двигателя.
2
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщение (на выбор): «Нагруженный трансформатор. Анализ работы, схема замещения, измерения параметров», «Виды потерь в двигателях постоянного тока. Их преимущества и недостатки».
6
1
2
3
4
Раздел 3. Производство, передача, распределение и потребление электроэнергии.
15ч./12ч
Тема 3.1
Чтение электрических схем.
Основные типы электрических схем. Условные графические и буквенно-цифровые обозначения в электрических схемах.
1
2
Правила выполнения и чтения схем освещения. Схемы соединений и подключения.
1
Практические занятия.
Чтение электрических монтажных и принципиальных схем:
- квартирной электропроводки;
- нереверсивного и реверсивного управления электроприводом.
2
2
Тема 3.2
Электрические станции, сети и электроснабжение.
Электрическая система. Электрические станции. Категории потребителей электрической энергии.
1
2
Уровни напряжения сетей. Защитное заземление трехпроводных и четырехпроводных цепей трехфазного тока. Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами.
2
Практические занятия.
Расчет защитного заземления.
Расчет проводов по допустимому нагреву.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщение (презентацию) «Способы экономии электрической энергии в быту», «Способы экономии электрической энергии на производстве».
Выполнить расчет проводов по допустимому нагреву.
8
4
Дифференцированный зачет
2 часа
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
* Лабораторные занятия проводятся концентрированно после изучения учебного материала в связи с ограниченным количеством лабораторного оборудования (лабораторных стендов).
III Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета-лаборатории электротехники.
Оборудование учебного кабинета-лаборатории: рабочие места преподавателя и обучающихся, доска.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийная установка.
Оборудование рабочих мест кабинета-лаборатории:
- комплект типового лабораторного оборудования «Основы метрологии и электрические измерения»;
- комплект типового лабораторного оборудования «Распределительные сети систем электроснабжения»;
- комплект типового лабораторного оборудования «Электрические цепи и основы электроники»;
- комплект типового лабораторного оборудования «Основы электромеханики»;
- комплект типового лабораторного оборудования «Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления».
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Бутырин П.А. Электротехника: учебник для нач. проф. образования/ 3-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 272с.
Кацман М.М. Электрические машины: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.М.Кацман. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 496с.
Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.И. Полещук. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 224с.
Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студ. проф. Образования / Л.И. Фуфаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 384с.
Ярочкина Г.В. Электротехника: Рабочая тетрадь для нач. проф. образования.- 2-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 96с.
Дополнительные источники:
Немцов М.В. Электротехника и электроника: учебник для студ образов. учреждений сред. проф. Образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 432с.
Электротехника и электроника: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Б.И. Петленко, Ю.М. Иньяков и др.; под ред. Б.И.Петленко. - 5-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 320с.
Правила устройства электроустановок (ПУЭ) 6-е, 7-е издание. - М.: Главгосэнергонадзор России, 1998. - 607с.
Панов Ю.В. Установка и эксплуатация газобаллонного оборудования автомобилей: учеб.пособ. для НПО. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 160с.
Интернет - ресурсы:
leg.co.ua «Электрические сети»;
izmerpribor.91mb.ru «Измерительные приборы»;
online-electric.ru/ Онлайн электрик - База данных ;
elec.ru/ «Техническая документация»;
asutpp.ru/ Автоматизация и электрика;
ru.wikipedia.org.
IV Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Текущий контроль (контроль и оценка) результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также посредством выполненных обучающимися индивидуальных заданий, исследовательских проектов, подготовленных презентаций, оформленных рефератов, выполненных творческих работ, связанных с профессией и др.
Для организации промежуточной аттестации создается комплекс оценочных средств.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
Освоенные умения, усвоенные знания
З1 - основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
З10 - виды и свойства электротехнических материалов;
Объяснение смысла основных законов и положений электротехники.
З2 - сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
З5 - основные элементы электрических сетей;
З6 - принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
З7 - двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;
З8 - способы экономии электроэнергии;
З11 - правила техники безопасности при работе с электрическими приборами;
У1 - контролировать выполнение заземления, зануления;
У2 - производить контроль параметров работы электрооборудования;
У3 - пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
У4 - рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
У5 - снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
Понимание принципа действия типовых электрических машин, устройств, механизмов, приборов.
Выполнение расчета и измерений электрических величин, анализ полученных результатов.
З3 - типы и правила графического изображения и составления электрических схем;
З4 - условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
У6 - читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.
Выполнение чертежей электрических схем в соответствии с ГОСТми.
Выполнение чтения схем.
З9 - правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
У7 - проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ
Выполнение сращивания, пайки и изоляции проводов в соответствии с правилами и ТБ.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только сформированность знаний, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Общие компетенции
Основные показатели оценки результата
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Защита лабораторных работ, рефератов, проектных работ, представление сообщений.