Рабочая программа ОПД. 02 Электротехника

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


«НОВОУРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ СО «НТК»)




УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________ М.И.Ждановских

_____________ 2015 г.






рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.02 «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»











2015

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)». Согласно приказу Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199, зарегистрированного в Минюсте России 26.12.2013 № 30861, данная профессия входит в состав укрупненной группы профессий среднего профессионального образования 13.00.00 «Электро - и теплоэнергетика», код 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), с присвоением квалификации квалифицированного рабочего «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Организация - разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Новоуральский технологический колледж».

Разработчик:

Прядеина Ю.А., преподаватель первой квалификационной категории, ГАПОУ СО «Новоуральский технологический колледж».



Рассмотрена

научно-методическим советом ГАПОУ СО НТК

Протокол № 4 от «29» сентября 2015 года


Содержание


стр.

I. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.

4

II. Структура и содержание учебной дисциплины.

6

III. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины.

10

IV. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

12

I Паспорт рабочей программы учебной дисциплины


1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)». Согласно приказу Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199, зарегистрированного в Минюсте России 26.12.2013 № 30861, данная профессия входит в состав укрупненной группы профессий среднего профессионального образования 13.00.00 «Электро - и теплоэнергетика», код 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), с присвоением квалификации квалифицированного рабочего «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Электротехника» относится к общепрофессиональному циклу.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У1 - контролировать выполнение заземления, зануления;

У2 - производить контроль параметров работы электрооборудования;

У3 - пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

У4 - рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;

У5 - снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

У6 - читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

У7 - проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;

В результате усвоения дисциплины обучающийся должен знать:

З1 - основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

З2 - сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

З3 - типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

З4 - условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

З5 - основные элементы электрических сетей;

З6 - принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

З7 - двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;

З8 - способы экономии электроэнергии;

З9 - правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

З10 - виды и свойства электротехнических материалов;

З11 - правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.

Использование при реализации учебной программы данной дисциплины методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий должно способствовать овладению обучающимися знаниями, умениями и общими компетенциями (в соответствии с ФГОС СПО), включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины.

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 96 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 64 часа; самостоятельной работы обучающегося - 32 часа.

II Структура и содержание учебной дисциплины


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:


- лабораторные занятия

12

- практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД. 02 «Электротехника»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Электрические и магнитные цепи.

34ч./12ч.


Тема 1.1

Электрические цепи

постоянного тока.

Содержание учебного материала.


1

2

Понятие об электрических величинах электрической цепи. Единицы измерения электрических величин.

Элементы электрических цепей постоянного тока. Последовательное и параллельное соединение проводников, источников тока и ЭДС (напряжения).

1

Законы Ома (для участка цени, для полной цепи), законы Кирхгофа. Методы расчета простых электрических цепей.

4

Простые нелинейные цепи. Расчет простых нелинейных цепей.

2

Практические занятия.

Расчет простых электрических цепей методом уравнений Ома и Кирхгофа.

Расчет простых электрических цепей методом контурных токов.


4

2


Лабораторные работы.

«Измерение сопротивлений, токов, напряжений и мощности в цепи постоянного тока».

«Исследование цепи постоянного тока с последовательным и соединением резисторов».

«Исследование цепи постоянного тока с параллельным соединением резисторов».


2

2

2

Самостоятельная работа. Выполнение расчета электрической цепи методом узловых потенциалов и методом наложения.

6


Тема 1.2

Магнитные цепи.

Содержание учебного материала.

Магнитные цепи. Единицы измерения электрических и магнитных полей.

1

2

Практические занятия. Расчет простых магнитных цепей.

2


Тема 1.3

Электрические цепи переменного тока.

Содержание учебного материала.


2

2

Однофазный переменный ток: получение, действующее значение переменного тока, мощность в цепях синусоидального тока.

Элементы цепи переменного тока. R - цепь, L - цепь, C - цепь.

1

Трехфазные электрические цепи: основные понятия и определения, соединения «звезда», «треугольник».

2

Практические занятия. Расчет параметров неразветвленной цепи переменного тока.

2


1

2

3

4


Лабораторная работа.

«Исследование трехфазной цепи при соединении нагрузки в звезду и треугольник».

2


Самостоятельная работа. Подготовить сообщение (на выбор): «Симметричные и несимметричные трехфазные цепи». «Последовательный и параллельный резонанс в электрических цепях», «Резонансы напряжений и токов».

6


Контрольная работа по 1 разделу.

2

Раздел 2. Электротехнические устройства.

15ч./8ч.


Тема 2.1 Электроизмерительные приборы и электрические измерения.

Содержание учебного материала.

2

2

Виды и методы электрических измерений. Погрешности измерений. Электроизмерительные приборы: классификация, технические характеристики.

Измерения электрических величин (тока, напряжения, электрической мощности, сопротивлений, индуктивностей, емкостей).

1

Лабораторные работы.

Измерения в цепях постоянного тока: «Прямые измерения напряжения и тока аналоговыми и цифровыми приборами».

«Косвенное измерение электрического сопротивления методом амперметра и вольтметра».


2



2


Самостоятельная работа. Составить таблицу: «Системы электроизмерительных приборов».

2

Тема 2.2

Трансформаторы и электрические машины.

Содержание учебного материала.


2

2

Трансформаторы: типы, назначение, устройство, принцип действия, режимы работы, КПД, потери. Трехфазный трансформатор.

Машины постоянного тока: устройство, назначение узлов, принцип действия, способы возбуждения.


2

Машины переменного тока: общие сведения и назначение (АД, СД), пуск АД.

2

Практические занятия. Расчет параметров асинхронного двигателя.

2


Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщение (на выбор): «Нагруженный трансформатор. Анализ работы, схема замещения, измерения параметров», «Виды потерь в двигателях постоянного тока. Их преимущества и недостатки».

6

1

2

3

4

Раздел 3. Производство, передача, распределение и потребление электроэнергии.

15ч./12ч


Тема 3.1

Чтение электрических схем.

Основные типы электрических схем. Условные графические и буквенно-цифровые обозначения в электрических схемах.

1

2

Правила выполнения и чтения схем освещения. Схемы соединений и подключения.

1

Практические занятия.

Чтение электрических монтажных и принципиальных схем:

- квартирной электропроводки;

- нереверсивного и реверсивного управления электроприводом.



2

2


Тема 3.2

Электрические станции, сети и электроснабжение.

Электрическая система. Электрические станции. Категории потребителей электрической энергии.

1

2

Уровни напряжения сетей. Защитное заземление трехпроводных и четырехпроводных цепей трехфазного тока. Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами.

2

Практические занятия.

Расчет защитного заземления.

Расчет проводов по допустимому нагреву.


2

2


Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщение (презентацию) «Способы экономии электрической энергии в быту», «Способы экономии электрической энергии на производстве».

Выполнить расчет проводов по допустимому нагреву.

8


4


Дифференцированный зачет

2 часа

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

* Лабораторные занятия проводятся концентрированно после изучения учебного материала в связи с ограниченным количеством лабораторного оборудования (лабораторных стендов).

III Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

3.1 Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета-лаборатории электротехники.

Оборудование учебного кабинета-лаборатории: рабочие места преподавателя и обучающихся, доска.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийная установка.

Оборудование рабочих мест кабинета-лаборатории:

- комплект типового лабораторного оборудования «Основы метрологии и электрические измерения»;

- комплект типового лабораторного оборудования «Распределительные сети систем электроснабжения»;

- комплект типового лабораторного оборудования «Электрические цепи и основы электроники»;

- комплект типового лабораторного оборудования «Основы электромеханики»;

- комплект типового лабораторного оборудования «Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления».

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Бутырин П.А. Электротехника: учебник для нач. проф. образования/ 3-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 272с.

Кацман М.М. Электрические машины: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.М.Кацман. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 496с.

Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.И. Полещук. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 224с.

Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студ. проф. Образования / Л.И. Фуфаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 384с.

Ярочкина Г.В. Электротехника: Рабочая тетрадь для нач. проф. образования.- 2-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 96с.

Дополнительные источники:

Немцов М.В. Электротехника и электроника: учебник для студ образов. учреждений сред. проф. Образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 432с.

Электротехника и электроника: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Б.И. Петленко, Ю.М. Иньяков и др.; под ред. Б.И.Петленко. - 5-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 320с.

Правила устройства электроустановок (ПУЭ) 6-е, 7-е издание. - М.: Главгосэнергонадзор России, 1998. - 607с.

Панов Ю.В. Установка и эксплуатация газобаллонного оборудования автомобилей: учеб.пособ. для НПО. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 160с.

Интернет - ресурсы:

leg.co.ua «Электрические сети»;

izmerpribor.91mb.ru «Измерительные приборы»;

online-electric.ru/ Онлайн электрик - База данных ;

elec.ru/ «Техническая документация»;

asutpp.ru/ Автоматизация и электрика;

ru.wikipedia.org.


IV Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Текущий контроль (контроль и оценка) результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также посредством выполненных обучающимися индивидуальных заданий, исследовательских проектов, подготовленных презентаций, оформленных рефератов, выполненных творческих работ, связанных с профессией и др.

Для организации промежуточной аттестации создается комплекс оценочных средств.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Освоенные умения, усвоенные знания

З1 - основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

З10 - виды и свойства электротехнических материалов;

Объяснение смысла основных законов и положений электротехники.

З2 - сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

З5 - основные элементы электрических сетей;

З6 - принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

З7 - двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;

З8 - способы экономии электроэнергии;

З11 - правила техники безопасности при работе с электрическими приборами;

У1 - контролировать выполнение заземления, зануления;

У2 - производить контроль параметров работы электрооборудования;

У3 - пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

У4 - рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;

У5 - снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

Понимание принципа действия типовых электрических машин, устройств, механизмов, приборов.

Выполнение расчета и измерений электрических величин, анализ полученных результатов.

З3 - типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

З4 - условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

У6 - читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.

Выполнение чертежей электрических схем в соответствии с ГОСТми.

Выполнение чтения схем.


З9 - правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

У7 - проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ

Выполнение сращивания, пайки и изоляции проводов в соответствии с правилами и ТБ.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только сформированность знаний, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Общие компетенции

Основные показатели оценки результата

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Защита лабораторных работ, рефератов, проектных работ, представление сообщений.


© 2010-2022