- Преподавателю
- Другое
- Эссе Мои методические находки
Эссе Мои методические находки
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трофимова А.Л. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Эссе «Мои методические находки»
В.Ключевский утверждал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Я люблю свою работу, своих учеников и часто задумываюсь, какой же след оставлю в сердцах своих учеников, как и что надо делать, чтобы мои ученики полюбили уроки марийского языка так же, как и другие школьные предметы. Уроки строю таким образом, чтобы мои ученики осознали важность сохранения и развития родной культуры и языка.
Хочу представить свой опыт применения на уроках марийского языка наиболее значимых для меня и актуальных в век ФГОС технологий: технологии критического мышления, технологии оценивания учебных достижений, технологии АМО.
П
Где живут?
Кто входит в группу?рименяя технологию критического мышления, я использую разнообразные методы и приемы. Приём «Кластер» - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Такое оформление материала, на мой взгляд, помогает обучающимся понять, что можно сказать по данной теме. Этот приём может быть применен на стадии "Вызова", когда систематизируется информация (до знакомства с текстом) в виде вопросов или заголовков. Пример: Тема урока: «Финно-угор калык-влак: нунын лӱмышт, илыме верышт» («Финно-угорская языковая семья»). 6 класс. Записываем тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулируем и записываем вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы в течение урока.
Какова численность?
Чем занимаются?
Каковы особенности национальной одежды?
Каковы традиции?
По ходу урока дописывается материал, с которым познакомились на занятии. Я вижу, как у детей развивается самостоятельность, интерес к марийскому языку и другим родственным языкам, и это радует.
Хорошие результаты дает используемый в моей практике приём «Толстые» и «тонкие» вопросы», который может быть использован на любой из трёх фаз урока. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, толстые - это проблемные вопросы.
Тонкие вопросы - Вичкыж йодыш
Толстые вопросы - Кӱжгӧ йодыш
-
Кӧ… (кто…)
-
мо... (что…)
-
кунам... (когда…)
-
кушто... (где…)
-
кушеч… (откуда…)
-
вашмутым пуыза, молан... (ответьте, почему…)
-
молан те шонеда... (как вы думаете, почему…)
-
могай ойыртем... (чем отличаются…)
Мне и моим ученикам очень нравится приём графической организации материала «Знаю. Хочу узнать. Узнал»: он помогает собрать воедино уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового. Например: «Йошкар-Олан историйже гыч» («Из истории Йошкар-Олы»), 7 класс.
Знаю (З)
Хочу знать (Х)
(Узнал У)
1584
Кӧ чоҥен
Урокышто возат (пишут по ходу урока)
Царевококшайск
Кунам Йошкар-Ола лӱмым налын (в каком году город получил свое новое название)
Краснококшайск
Урем-влак (улицы)
Пу савар (деревянный забор)
Кӧмыт иленыт (кем были его жители)
Приём «Верные и неверные высказывания». Тема: «Хобби», 5 класс.
Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Прошу установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию.
Высказывание
До чтения
После чтения
1. Нумизмат тошто окса ден медаль-влакым пога. (Нумизмат коллекционирует старые монеты и медали).
2. Филофонист художественный открыткым пога. (Филофонист коллекционирует художественные открытки).
3. Филокартист грампластинкеш але магнитофон лентеш возыман звукозаписьым пога. (Филокартист коллекционирует грампластинки и магнитофонные записи).
4. Коллекций погымаш профессий огыл, а хобби. (Коллекционирование - это не профессия, а хобби).
Повышать качество преподавания марийского языка мне также помогает технология оценивания учебных достижений. Цель этой технологии: развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки; мотивировать учеников на успех.
Согласно требованиям ФГОС, актуально использование листа самооценки учащихся на уроке. Я разработала оценочные листы, где в процесс оценивания достигнутых результатов включаются и школьники.
Шкем аклыме лышташ (индивидуальный лист оценивания)
№
Критерий-влак
Пеш сай (отлично)
Сай
(хорошо)
Сайынрак кертам (могу лучше)
1
Мый урокын проблемыжым, темыжым, цельжым, чоҥаш полшенам. Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели урока.
2
Мый тиде проблеме дене шке шонымем каласенам. Я высказывал свои предположения по данной проблеме.
3
Мый тиде теме дене кӱлеш информацийым кычалаш полшенам. Я участвовал в поиске информации по теме.
4
Мый ойпидышым ышташ полшенам. Я помогал делать выводы и заключения
5
Мый урокын темыжым умыленам, йолташ да ача-авалан каласкален кертам. Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям.
6
Мый урокышто налме шинчымашым илышыште кучылт кертам. Я смогу применить полученные знания в жизни.
Данный лист оценивания позволяет учащимся объективно оценить их вклад в урок, проанализировать собственную деятельность.
Итоговый шкем аклыме лышташ (итоговый оценочный лист)
Паша лектыш (достижение)
Сай огыл (плохо)
Сай (хорошо)
Пеш сай (отлично)
Мый лудын да умылен кертам …Я могу читать и понимать информацию о… (чтение)
Мый колыштын умылен кертам …Я могу слушать и понимать информацию о … (аудирование)
Мый возен кертам…Я могу написать… (письмо)
Мый кутырен кертам… Я могу говорить о … (говорение)
Мый йодышым пуэн да вашештен кертам… Я могу задать и ответить на вопросы…
С помощью листа самооценки дети учатся оценивать и видеть свои достижения с урока на урок, а я могу отслеживать результативность урока и индивидуальные достижения каждого учащегося.
В своей профессиональной деятельности также использую технологию АМО, которая основывается на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения. Активные методы обучения за счет создания высокой познавательной мотивации обеспечивают активную и результативную учебную деятельность обучающихся, делают мою работу по-настоящему творческой, интересной, а обучение - результативным и качественным. Дети на таких уроках живые и непосредственные.
На мой взгляд, самыми эффективными приёмами АМО являются игры: ролевые, языковые (грамматические, лексические, фонетические, орфографические). Например: «Кевытыште» («В магазине»), «Шарнен код да каласе», («Запомни и скажи»), «Кожым сӧрастаре» («Укрась ёлку»), «Йӱкым пале» («Узнай звук»), «Кӧ шукырак?» («Кто больше?») и др.
Школа - это моя жизнь. В ней мои коллеги-профессионалы, верные друзья, любимые ученики. Именно они вдохновляют меня на творческие поиски. За пять лет педагогической деятельности у меня не возникало желание поменять работу, значит, я нахожусь на своём месте, правильно выбрала профессию. Впереди новые находки, новые вершины, новые цели, потому что нет предела совершенству. Считаю, что слова В.Ключевского стали и моим девизом, а значит, я могу назвать себя счастливым человеком!
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Отдел образования администрации муниципального образования
«Звениговский муниципальный район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»
Эссе
«Мои методические находки»
Автор:
учитель марийского языка первой квалификационной категории
Трофимова Алевтина Львовна
пгт. Красногорский, 2015 г.