• Преподавателю
  • Другое
  • Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»

Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»



«Методика преподавания курса «Народное пение» в студии народной песни «Ульянушка»»


Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3-7

  1. Структура курса «народное пение» по годам обучения………………………………7-12

1.1 Краткая содержательная характеристика курса………………………………………13-14

1.2 Структурные компоненты учебного процесса…………………………………………...14

2. Методика преподавания курса…………………………………………………………..14-20

  1. Примерная схема распределения структурных компонентов учебного процесса....21-22

2.2 Критерии успешности освоения программы…………………………………………23-24

Заключение……………………………………………………………………………………...25

Список литературы ……………………………………………………………………………26

Приложение……………………………………………………………………………………..27







Введение

Приобщение к истокам национальной культуры, познание и принятие традиций своего народа происходит в детстве. Процесс этот более эффективен, если происходит в непосредственной деятельности. Авторская комплексная образовательная программа дополнительного образования детей «Народное пение» предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования детей и реализуется в народном самодеятельном коллективе студии народной песни «Ульянушка». Программа расширяет спектр образовательных услуг, оказываемых муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей Центр детского творчества №6, и знакомит обучающихся с народной песней как неотъемлемой частью культурного наследия.

Создание программы объясняется необходимостью:

  • развития творческих способностей обучающихся;

  • развития личностных способностей обучающихся;

  • приобщения детей к музыкальному искусству: вокальному, песенно-музыкальному, инструментальному, актёрскому, календарно-обрядовому творчеству русского народа, отражающего его историю и быт;

  • возрождения утраченной связи с песенной культурой, традициями, взглядами, обычаями общей культуры личности.

В основу структуры программы положены рекомендации Д.А. Рыжова и Г.М. Науменко1.

Содержание программы подбиралось с учётом регионального компонента, а также возможностью познакомить с певческими традициями, особенностями говора жителей различных регионов России.

Новизна программы заключается в том, что обучаясь по авторской комплексной образовательной программе «Народное пение», дети получают обширные знания в области народного вокального искусства, песенно-музыкального творчества, сольного исполнительства, хореографического искусства.

Программа актуальна, т.к. очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.

Цель программы - приобщение детей к народному пению.

Задачи программы:

образовательные:

познакомить с песенными традициями и самобытностью народных напевов;

показать различие и связи между традиционным народным песенным искусством и современным исполнительством;

познакомить с традиционным песенно- хореографическим искусством;

развивающие:

способствовать развитию народно-музыкальных знаний;

способствовать развитию чувства красоты исполнения народной песни;

развивать стремление к дальнейшему творчеству в области народной культуры (допрофессиональная подготовка);

воспитательные:

содействовать становлению адекватной самооценки ребенка, через переживание ситуации успеха, ощущение значимости своих действий;

способствовать формированию коллективной творческой самодеятельности.

приобщать к народному культурному наследию.

Авторская комплексная образовательная программа дополнительного образования детей «Народное пение» является авторской. Образовательная область программы - искусство, направленность - художественно-эстетическая.

Форма организации образовательного процесса: индивидуальная; групповая; работа в микрогруппах.

Направленность освоения учебного материала: вертикальная.

Способ подачи содержания: комплексный

Форма реализации: очная

Ожидаемые результаты освоения программы:

по уровню освоения: уровень углубления, профессионально-ориентированный, а именно в области народного творчества;

по уровню усвоения содержания образования: эвристический;

по уровню образованности: компетентность допрофессиональная;

по уровню действий: продуктивно-творческая;

по уровню освоения культурных ценностей: коммуникация, продуцирование (творчество)

Авторская комплексная образовательная программа дополнительного образования детей «Народное пение» базируется на ведущих теоретических идеях:

общепедагогические идеи:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей личности воспитанника;

- постановка образовательного и воспитательного процесса на основе субъект-субъектных отношений педагога и ребёнка;

- гуманистический подход к личности ребенка;

- становление формирования личности ребёнка через творческую самореализацию;

- развитие сознания в деятельности;

- социальные идеи:

- адаптация подростка к условиям современного социума через формирование позитивного опыта взаимодействия между сверстниками, в разновозрастных группах, реализацию лидерских качеств.

Ключевые понятия, которыми оперируют и которые изучаются в программе: «a capella», «двухголосие», «трёхголосие», «четырехголосие», «вокализ», «подголоски», «вибрация»

Принципы построения программы:

принцип научности и доступности излагаемого материала;

принцип активности сознания обучающихся;

принцип наглядности;

принцип последовательности и преемственности образования;

принцип единства обучающей, развивающей и воспитательной функции.

Основные условия реализации программы:

наличие учебного кабинета;

наличие музыкальных инструментов, аудио аппаратуры, фонограмм;

наличие костюмов;

работа в объединении концертмейстера.

Характеристика связей с общим образованием

Авторская комплексная образовательная программа дополнительного образования детей тесно связана со школьным курсом музыки. Авторская комплексная образовательная программа, знакомя с народным творчеством, расширяет кругозор, тем самым углубляя школьный курс мировой и художественной культуры.

Учёт знаний обучающихся

Учёт знаний обучающихся проводится путём проведения диагностики (входящей, промежуточной и итоговой). Форма учёта знаний может быть следующей: наблюдение, тестирование, открытое занятие.

Результативность выступлений на конкурсах и фестивалях также служит показателем успешности освоения обучающимися образовательной программы.

Обучающиеся, показывающие высокие уровень подготовки и имеющие устойчивую мотивацию к посещению занятий, становятся солистами, могут привлекаться для участия в постановочном процессе с обучающимися более старшего года обучения.

Рекомендуемый возраст обучающихся.

Авторская комплексная образовательная программа «Народное пение» рассчитана на обучающихся 7-13 лет.

Характеристика возрастных групп

Данная программа предназначена для работы с детьми младшего (8-10 лет), среднего подросткового(9-11 лет), юношеского (11 -13лет).

Студия комплектуется из детей с разным уровнем способностей. В практике отбора детей для обучения их народному пению, народному творчеству важно оценить ребенка по его музыкальным способностям. При наборе обязательно добровольное согласие ребенка на обучение народным пением. В студию принимаются все желающие дети, независимо от их начальных способностей (голосовых, музыкально - слуховых данных, имеющих чувство ритма, хореографические и актерские задатки).

Немаловажно оценивать при отборе ребенка именно по его задаткам к тем или иным способностям, так как задатки в результате воспитания и обучения быстро развиваются и перерастают в умения, профессиональное мастерство.

Продолжительность обучения 4 года. Обучение ведется по принципу от простого к сложному. Освоение материала начинается с маленьких попевок, распевок, упражнений, далее материал усложняется, воспитывается навык многоголосия, импровизации. Усложняется и хореографический материал, и театрально - постановочный (инсценируются обрядовые праздники, народные сказки, сюжеты песен).

Краткая содержательная характеристика курса

Авторская комплексная образовательная программа рассчитана на 972учебных часов (4 года обучения).

1 год обучения

(2 раза х 2 часа х 36 недель) Всего:

144 часа

8-10 лет



2 год обучения

(2 раза х 2 часа х 36 недель) Всего:

144 часов

9-11 лет



3 год обучения

(4 раза х 2 часа х 36 недель) Всего:

288 часов

10-12 лет



4 год обучения

(4 раза х 2 часа х 36 недель) Всего:

288 часов

11-13 лет


Постановочная работа (2-4 год обучения)

(1 раз х 1 час х 36 недель)

36ч /108

Учебная нагрузка распределена между основными часами программы и постановочной деятельностью. Основные учебные часы обеспечивают прохождение и усвоение учебного материала. Постановочные расходуются на подготовку концертных номеров и театрализованных представлений, а также индивидуальную работу с обучающимися.

После окончания обучения обучающийся может посещать занятия студии народной песни, входя в концертный состав.

При переходе с одного года обучения на другой группы могут быть переформированы. Это объясняется необходимостью выровнять обучающихся по вокальным данным (степень развития, высота голоса и т.п.), а также музыкальными предпочтениями и т.п.



  1. Структура курса «народное пение» по годам обучения

Цель первого года - привитие интереса к систематическим занятиям народного пения

Задачи:

образовательные:

  • научить основным приёмам вокально-хорового пения: дыхание, звукоизвлечение, артикуляция, дикция, чистота интонации;

  • формировать теоретические и практические знания об элементах музыки, выразительных средствах, её строении и формах;

  • познакомить с азами нотной грамоты;

развивающие:

  • формировать правильное использование дыхания при пении, правильное звукоизвлечение, дикцию и артикуляцию;

  • развивать музыкально-ритмический слух;

  • развивать вокально-хореографические навыки;

  • формировать навыки: певческой установки, правильного дыхания, артикуляции, звуковедения, различной атаки звука;

воспитательные:

  • воспитание интереса к народному пению;

  • воспитание основных морально-этических качеств (уважение к окружающим, вежливости, взаимопонимания, взаимопомощи);

  • воспитание коммуникативных навыков.

Структура первого года обучения

Структура программы первого года обучения состоит из семи разделов:

  1. Введение в программу

  2. Вокально-хоровая работа

  3. Азы музыкальной грамоты

  4. Вокально-хореографическая работа

  5. Слушание музыки, беседы

  6. Работа с шумовыми ударными народными инструментами

  7. Воспитательная работа

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

  • народную манеру пения и её особенности,

  • азы музыкальной грамоты;

  • виды шумовых ударных народных инструментов;

  • понятия «игровой фольклор», «певческие навыки»;

  • изученные распевки, скороговорки, произведения;

  • элементы хореографических движений.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать дыхание при пении;

  • чисто воспроизводить звуки;

  • петь в ансамбле с другими в унисон;

  • красиво двигаться, выполнять элементы хореографии (хороводный шаг, приставной шаг, дроби;

  • исполнять произведения игрового фольклора, частушки, плясовые, шуточные и хороводные песни;

  • точно выполнять ритм при игре на шумовых инструментах;

  • определять на слух и воспроизводить требуемые ноты.

Цель второго года обучения - закрепление и совершенствование умений и навыков, полученных на первом году обучения.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с известными народными хорами, исполнителями народной музыки, песни, инструментальными народными ансамблями;

  • продолжить изучение хореографических элементов и связок народного танца;

  • расширить представление о русских традициях, обрядах, быте;

  • научить работать над текстом, добиваясь смыслового единства текста и музыки (интонирование);

развивающие:

  • вырабатывать народную манеру пению произведения, в том числе в ансамбле и хоре;

  • совершенствовать навык слушать и подстраиваться в звуке и интонации с соседними голосами;

  • развивать исполнительскую импровизацию при игре на шумовых инструментах;

  • развивать умения сочетания песни с танцем;

воспитательные:

  • способствовать развитию исторической памяти через пение исторических песен, обрядов, придания русского народа, праздники;

  • способствовать развитию художественного вкуса;

  • развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к окружающим;

  • способствовать усвоению культуры публичных выступлений.

Структура второго года обучения

Учебный материал второго года обучения распределён по семи разделам:

  1. Вокально-хоровая работа

  2. Азы музыкальной грамоты

  3. Вокально-хореографическая работа

  4. Слушание музыки

  5. Работа с шумовыми ударными инструментами

  6. Воспитательная работа

  7. Вспомогательная работа. Техника безопасности. ПДД.

Цель третьего года обучения - совершенствование мастерства исполнения фольклорных произведений сольно, в дуэте, ансамбле и хоре.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с особенностями пения a'capella, элементами двухголосия;

  • изучить календарные праздники русского народа;

  • продолжить знакомство с нотной грамотой;

  • продемонстрировать взаимосвязь актёрского мастерства, пения и хореографии в русском народном творчестве;

  • раскрыть приёмы и уместность театрализации при работе над произведением (сказка, калядки, отрывков обрядового праздника и т.п.);

развивающие:

  • развивать певческий диапазон и вокально-исполнительские навыки (исполнение в народной манере пения, соблюдение динамических оттенков, чувство текста, чёткое пропевание окончаний слов, работа над подголосками);

  • развивать чувство импровизационной интонации;

  • развивать умения игры на духовых инструментах;

  • совершенствовать импровизационную игру на шумовых инструментах;

воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, инициативность;

  • содействовать становлению адекватной самооценки ребенка;

  • способствовать развитию ощущения значимости своих действий посредством участия в концертных выступлениях.

Структура третьего года обучения

На третьем году обучения изучаются следующие разделы:

  1. Вокально-хоровая работа

  2. Музыкальная грамота

  3. Вокально-хореографическая работа

  4. Слушание музыки:

  5. Работа с духовыми народными инструментами

  6. Элементы театрализации народных праздников

  7. Концертная деятельность

К концу третьего года обучения обучающиеся должны знать:

  • Содержание понятия «a'capella», «многоголосие»;

  • основы нотной грамоты (интервалы, трезвучие);

  • исторические обрядовые песни (10-15 песен);

  • свой удобный для пения певческих регистр;

  • календарно-обрядовые праздники, народные праздники;

  • правила работы над ролью, текстом и основные элементы театрализации;

  • правила выполнения хореографических упражнений: двойная дробь, упражнения на выстукивание;

  • законы публичных выступлений;

Обучающиеся должны уметь:

  • выразительно свободно использовать вокально-хоровые навыки при исполнении произведений;

  • петь на два голоса и a'capella;

  • объединять песню и танец в единую композицию;

  • точно выполнять хореографические движения: дроби, выстукивания;

  • выразительно читать текст сценария, артистично разыгрывать роль сюжета;

  • ориентировать в пространства сцены;

  • соблюдать динамические оттенки, чётко пропевать окончания слов;

  • работать над музыкальным произведением самостоятельно и в группе.

Цель четвёртого года - создание ситуации успеха и развитие творческих способностей.

Задачи:

образовательные:

  • освоить приёмы вокального мастерства;

  • приобщить обучающихся к творческому поиску варьирования напева, нового подголоска в произведении;

  • овладеть приемами пения на два, три голоса;

  • изучить особенности певческой хореографической традиции, костюма, утвари;

  • расширить репертуар песнями и прибаутками народов Поволжья и других географических областей (Рязань, Нижний Новгород, Саратов, Оренбург, Москва, Смоленск и др.);

  • научить самостоятельно распеваться, разучивать несложные произведения;

  • развивающие:

  • совершенствовать певческий диапазон и вокально-исполнительские навыки (a'capella, многоголосие);

  • развивать способность к импровизации и творческой работе над текстом;

  • развивать артистические способности;

  • совершенствовать умения и навыки публичного выступления;

воспитательные:

  • побуждать обучающихся к самосовершенствованию, самообразованию;

  • воспитывать чувство наставничества, тактичного и уважительного отношения к окружающим.

Структура четвёртого года обучения

Разделы четвёртого года обучения:

  1. Вокально-хоровая работа

  2. Музыкальная грамота

  3. Вокально-хореографическая работа

  4. Театрально-постановочная работа

  5. Работа с народными духовыми инструментами

  6. Концертная деятельность

К концу четвёртого года обучения обучающиеся должны знать:

  • песни и прибаутки как народов Поволжья, так и других географических областей;

  • особенности культуры пения на сцене;

  • хореографические движения: тройная дробь, разновидности веревочки, композиционные постановки танцев в песнях;

  • особенности русского костюма: его составные части, головной убор, обувь;

  • нотную грамоту;

  • основы импровизации;

Обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно разучивать несложные произведения, распеваться;

  • выявлять недостатки в собственной подготовке и работать самостоятельно над их устранением;

  • объяснить обучающимся младших лет обучения правильность исполнения музыкального произведения, оказать помощь при распевке, подготовки к выступлению;

  • анализировать просмотренное выступление, выявляя достоинства, недостатки, творческие находки.


1.1 Краткая содержательная характеристика курса

Авторская комплексная образовательная программа рассчитана на 972учебных часов (4 года обучения).

1 год обучения

(2 раза х 2 часа х 36 недель) Всего:

144 часа

8-10 лет



2 год обучения

(2 раза х 2 часа х 36 недель) Всего:

144 часов

9-11 лет



3 год обучения

(4 раза х 2 часа х 36 недель) Всего:

288 часов

10-12 лет



4 год обучения

(4 раза х 2 часа х 36 недель) Всего:

288 часов

11-13 лет


Постановочная работа (2-4 год обучения)

(1 раз х 1 час х 36 недель)

36ч /108

Учебная нагрузка распределена между основными часами программы и постановочной деятельностью. Основные учебные часы обеспечивают прохождение и усвоение учебного материала. Постановочные расходуются на подготовку концертных номеров и театрализованных представлений, а также индивидуальную работу с обучающимися.

После окончания обучения обучающийся может посещать занятия студии народной песни, входя в концертный состав.

При переходе с одного года обучения на другой группы могут быть переформированы. Это объясняется необходимостью выровнять обучающихся по вокальным данным (степень развития, высота голоса и т.п.), а также музыкальными предпочтениями и т.п.

1.2 Структурные компоненты учебного процесса.



  1. Вокально-хоровая работа.

    • учебно-тренировочный материал (пение распевок, работа над дыханием, артикуляцией, звукообразованием, двух-трехголосным пением, сольным, а капельным пением

    • пение произведений (шуточные, плясовые, лирические, хороводные, обрядовые, календарные, попевки, частушки)

  2. Музыкальная грамота (нотный стан, ноты, длительности, ритм, темп, размер, трезвучия, интервалы)

  3. Вокально-хореографическая работа ( композиционные постановки танцев в песнях)

    • элементы хореографии (хороводный, приставной шаг, дроби, двойная дробь, выстукивания, тройная дробь, разновидности веревочки)

4 . Слушание музыки, беседы, лекции.

5. Работа с шумовыми ударными народными инструментами.

6. Воспитательная работа (посещение выставок, экскурсий, родительские собрния).

На третьем и четвертом году обучения к программе учебного процесса добавляется театрально-постановочная работа, работа с духовыми народными инструментами и концертная деятельность.

2. Методика преподавания

Ознакомление и изучение с народным материалом на занятиях осуществляется на протяжении всего года. При этом в планирование занятий предусматривается одновременное использование разных форм и методов организации деятельности учащихся на занятии: вокально- хоровая работа, пение произведений, вокально- хореографическая работа, слушание музыки, работа с шумовыми ударными, духовыми народными инструментами, музыкальная грамота, театрализация народных обрядовых праздников.

Занятие по народному вокальному пению включает в себя следующие этапы:

- вокально- хоровая работа (пение распевок, скороговорок, постановка голоса, выработка народной манеры пения)

- репетиционная работа (хоровая, ансамблевая, вокальная работа).

При организации занятий по вокально - хоровой работе учитываются вокальные и слуховые данные детей, уровень вокальных и хореографических данных, метроритмические способности, актёрские способности учащихся.

Вокально- хоровая работа проводится на каждом занятии. Она может занимать как целый урок, так и часть урока (20- 25 минут).

Если вокально- хоровой работе отведена часть занятия, то на этом этапе занятия организуются следующие виды работ:

- пение распевок

- пение скороговорок

- пение a capella

- разучивание нового материала

- сольное, ансамблевое, хоровое пение изученных произведений

Примерный план занятия может быть таким:

- распевание

- изучение нового материала (хороводы, плясовые, календарные, шуточные пес- ни, части обряда)

- повторение пройденного материала

- вокально- хореографическая работа (пение с движением)

- работа по расширению кругозора (слушание музыки, беседы, лекции)

- закрепление освоенного материала.

При подготовке учащихся к концертной деятельности целое занятие может быть посвящено вокальной репетиционной работе.

Формы и методы работы

Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении народных песен, обязательно систематическое вокальное воспитание.

Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания. Оно регулярно проводится в начале занятия и помогает быстрой слуховой организации коллектива, сосредоточению внимания певцов, а так же подготавливает, «разогревает голосовой аппарат». Основной материал для распевания- песенный, а так же применяются специальные упражнения.

На распевании учатся правильно воспроизводить, формировать звук, соединять слоги, гласные, согласные, чувствовать кульминацию, фразу. При систематических занятиях вырабатываются певческие рефлексы. Вокальные навыки, как всякие рефлексы, вырабатываются в результате повторений.

Распевания являются необходимой составной частью обучения пению. Система распеваний дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма. Распевание - наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Это относится к долгосрочным задачам. Помимо этого, распевание имеет и разовое назначение: создание творческого тонуса и приведение голосового аппарата в рабочее состояние.

Распевания позволяют избирательно останавливаться на отдельных элементах вокальной техники, тренировать их до автоматической привычки, постепенно расширяя диапазон технических навыков. Это дает возможность певцу более свободно преодолевать вокально-технические трудности репертуара, уделяя главное внимание артистизму и раскрытию идейно-художественного содержания исполняемого произведения. Технические элементы нужно как бы «вплетать» в образный строй, развивая способность образных ассоциаций и образного мышления, преобразуя, таким образом освоение узко - технических трудностей в увлекательную игру поисков прекрасного.

С физиологической точки зрения распевание это как бы разогрев, раскачка голосового аппарата, приведение его в состояние движения и способности к целенаправленной и длительной вокальной работе.

Распевания повышают общий тонус организма певца, вызывают состояние творческого возбуждения и стимулируют творческую активность.

При постоянной тренировке голоса, на систематически чередующихся вокальных упражнениях, развивается условный рефлекс готовности к длительной, систематической, полноценной работе, что является необходимой предпосылкой профессионализма.

В распеваниях следует, прежде всего, добиваться координации слова и звука, позволяющей певцу осуществлять синтез разговорной и музыкальной речи, который отличает искусство пения от всех других музыкальных искусств. Это чудо природы дано человеку для высочайшего духовного общения, но за этим стоит упорный, систематический, неустанный труд в овладении прекрасным целым, состоящим из множества деталей. Каждая из них является звеном непрерывной цепи одухотворенного творческого процесса пения. Поэтому при исполнении не только вокального произведения, но даже простейшей попевки, необходимо развивать видение цельного образа.

Формы и методы вокально - хореографической работы

Необходимо начинать работу с тренировочных занятий: дыхательная гимнастика, элементы танцевальных движений по кругу, по диагонали (дроби, ковырялочка, проходка топотушки).

Значительную сложность для детей представляет соединение в единое целое песни и танца. Здесь важно обращать внимание на чувство ритма. Наиболее простая форма- обучение певцов стройно ходить в такт хороводной песни. Использовать ходьбу по кругу приставным шагом. Сильную долю напева можно связать с приседанием, а слабую с подъёмом. Затем соединить движение шагом с четвертными долями, а перебежку с восьмыми и т.д. В таких простых упражнениях происходит постепенное объединение музыкального ритма с движениями, что позволяет достичь ритмической и темповой устойчивости. Такие упражнения можно сопровождать и с песенными припевами. Таким образом, при работе над вокально - хореографическими номерами происходит тесная взаимосвязь элементов хореографии, хореографических постановок с конкретным песенным репертуаром. Важно, чтобы учащиеся увидели красоту песни - танца изнутри, «вжиться» в неё, знать её так хорошо, что ощущать её живой, подчиняться сиюминутному настроению, сердечному чувству.

Примерные упражнения

- движение приставным шагом

- постановка рук

- соединение движения приставным шагом с руками

- движения хороводным шагом и дыхательные упражнения (воздух медленно выпустить через рот, воздух резко выдыхать через рот, воздух задержать на несколько секунд в диафрагме и выдохнуть)

- соединение движений хороводным шагом с песенными куплетами

- упражнение дробь двойная, тройная, движения на выстукивания, разновидности верёвочки

- сложные упражнения разучиваются поэтапно из урока в урок

Работа с шумовыми ударными и духовыми народными инструментами

Старинная песня для нас - частица высокой духовной культуры нашего народа, история всей его жизни. В репертуаре могут быть песни любого жанра, подходящие по содержанию и сложности напева, наиболее удобные. Известно, хорошо знакомая песня может звучать по - разному не только при изменении песенного варианта, но и при сопровождении аккомпанемента. Полноту звучания, оригинальность, яркость народной песне придаёт не только музыкальное сопровождение, но и введение в неё шумовых, ударных (ложки, трещотки, бубен, колокольчики, бич), и духовых народных инструментов (кугиклы, окарина, свистульки, жалейка, рожок, свирель, дудочки).

Исполнительство на народных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания наряду с пением, слушанием музыки, танцевальными движениями.

Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Это вид музыкальной деятельности детей способствует становлению и развитию волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию психических процессов - памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами.

У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения.

Музицирование позволяет развивать чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; активизирует всех детей, способствуя координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональность

ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.

При работе с шумовыми ударными инструментами ставятся следующие задачи:

- развитие музыкального ритмического слуха у ребёнка

- развитие исполнительской импровизации при игре на инструментах

- ознакомление с народной инструментальной музыкой

- развитие внутреннего слуха.

Формы и методы работы

Для обучения игре на народных инструментах. необходимо

придерживаться такого порядка:

1. Знакомство с инструментом (показ педагога), рассматривание его внешнего вида, название, наличие определённого звука и правила обращения: как держать, что делать, чтобы он звучал, сопоставление его с музыкальным произведением.

2. Рассматривание инструментов непосредственно детьми, манипуляции с ним, «проба» на звук. Озвучивание несложных игр, использование двухчастных форм произведений, где используется не более двух видов извлечения звука.

3. Разучивание с большим количеством инструментов более сложных игр, потешек, доступных для учащихся

4. Творчество детей.

Форма обучения на любом инструменте может быть индивидуальная и групповая.

Приступая к обучению игре на народных инструментах важно обратить внимание на слуховое метроритмическое развитие ребёнка. Развитие метроритма складывается в процессе вокально хоровой работы.

«В народных песнях большинству слогов соответствует короткая временная, так называемая, пульсирующая доля (мора). Она является основой связи текста с музыкой, организующим ритмическим началом в строении музыкально - поэтической строфы песни…» - так пишет известный фольклорист А. Руднев. Отсюда видно, какое огромное значение придаётся в народной песне ощущению «пульсирующей доли». Вывод ясен: на первых порах важно добиться у детей осознания «пульсации» в музыке, показать и научить разным ритмическим рисункам (дети могут постукивать ритм в ладоши, вовремя вступать или делать паузы, писать ритмические диктанты).

Виды занятий

  1. Учебные, которые включают в себя:

тренинги

репетиции

индивидуальные занятия

беседы

  1. Контрольные:

уроки-конкурсы

зачеты

концерты

театрально-постановочные

На каждом занятии используются такие виды деятельности как:

а) вокально-хоровая работа;

б) музыкальная грамота;

в) вокально-хореографическая работа;

г) работа с шумовыми, духовыми инструментами;

д) театрально-постановочная работа;

е) слушание музыки, беседы, лекции.

На протяжение реализации программы на каждом занятии каждого года обучения проводится работа над формированием и закреплением одних и тех же знаний, умений, навыков. Усложняется учебно-тренировочный материал (распевки, упражнения и вокальные произведения). Специфика вокально-хоровой, вокально-хореографической работы, а так же других видов деятельности заключается в том, что знания, умения, навыки формируются, отрабатываются, развиваются в спиралевидном движении (в его основе лежит постоянное повторение).









2.1 Примерная схема распределения структурных компонентов учебного процесса.





Вок-хоровая работа

Беседа

Азы музыкальной грамоты Учебное занятие 3

Театрализация обрядовых праздников

Вок-хоровая работа

Работа с дух народными инструментами

Театрализация обрядовых праздников

Индивидуальная работа

Учебное занятие 2

Вок-хоровая работа

Вок-хореограф работа

Раб. с шум.инструментами Учебное занятие 1

Азы музыкальной грамоты

Слушание музыки

Как видите, в занятии могут быть использованы различные виды деятельности, в зависимости от поставленной задачи педагога. Занятия могут варьироваться, то есть структурные компоненты меняться, дополняться от одного занятия к другому. Одному из видов деятельности может уделяться больше времени (в зависимости от сложности и восприятия материала детьми), чем остальным видам деятельности. Однако вокально-хоровая работа является инвариантной частью занятий и проводится от урока в урок в течение всего учебного года.

Учебное занятие может быть таким:

1) организационный момент (позитивный настрой детей на занятие 5 мин)

2) распевки, упражнения на дыхание и артикуляцию, скороговорки (10-15 мин.)

3) новый материал (15-20 мин.)

4) повторение пройденного материала (15-20 мин.)

5) вокально-хореографическая работа. Пение с движением, элементы хореографии, разводки танцев и т.д. (15-20 мин.)

6) работа с шумовыми, духовыми народными инструментами (10-15 мин.)

7) работа по расширению кругозора. Слушание музыки, беседы(15мин.)

8) закрепление нового материала, освоенного в начале занятия

9) задания на дом.

Аналитико-диагностическая часть

Диагностика знаний, умений, навыков помогает оценить достигнутый уровень освоения программы.

Входная диагностика определяет индивидуальные особенности детей: голосовые данные, музыкально-слуховые данные, ритмические данные, хореографические, актерские задатки. Педагог оценивает предрасположенность ребенка к творчеству, задатки, талант ребенка для дальнейшего его развития. Вид диагностики - визуальный (наблюдение).

Текущая диагностика происходит в процессе обучения. Это корректировка, отслеживание процесса и результата освоения предметной деятельности. Текущая диагностика может быть визуальной, в форме урока- конкурса, в форме зачета. Например, педагог отслеживает во время распевания расширился ли певческий диапазон или нет, правильно ли воспитанник берет дыхание, формирует звук. Для сдачи песенных партитур, пения произведений, чтения текстов сценария, игре на шумовых, духовых народных инструментах, хореографических элементов движений - применяется такие формы проведения диагностики как зачет, зачёт-конкурс. Зачет может проводиться по всем видам деятельности.

Другой метод текущей диагностики: тесты на уровни освоения учебного материала.

2.2 Критерии успешности освоения программы

Параметры

Критерии

Низкий

Средний

Высокий

Музыкальный слух

Нечистое, фальшивое исполнение музыкальных произведений.

Неустойчивое точное и чистое исполнение.

Качественное, уверенное, ясное, чёткое, точное исполнение произведения.

Ритм

Нечёткое исполнение. Искажение ритма.

Более чёткое исполнение, исправление ошибок при пении.

Ясность, точность, чёткость исполнения ритма.

Музыкальная память

Не может воспроизвести услышанную мелодию.

Воспроизводит мелодию, допуская ошибки.

Уверенное, ясное, чёткое, точное исполнение произведения.

Дикция

Вялый артикуляционный аппарат, неверное звукообразование.

Отдельные мышцы лица, участвующие в звукообразовании не достаточно подвижны. Допускаются ошибки при звукообразовании.

Подвижный артикуляционный аппарат, правильное звукообразование.

Эмоциональная отзывчивость

Исполнение музыкального произведения не эмоционально.

При исполнении чувствуется внутренняя зажатость, скованность.

Музыкальное произведение исполняется образно-эмоционально.

Сценическое поведение

Теряется при выступлениях, допускает ошибки, которые не встречались в ходе репетиционного процесса.

Иногда теряет самоконтроль, испытывает трудности в концентрации внимания.

Уверен в себе, адекватно реагирует на дирижёра.

Интонирование

«Сползание» с партий, отсутствует ощущение «высотности»

Иногда допускаются ошибки при исполнении музыкального произведения

Уверенное, ясное, чёткое, точное исполнение произведения.

Дополнительно фиксируется участие обучающегося в концертной деятельности и фестивалях, результативность участия в конкурах различного уровня.









Заключение

Авторская комплексная образовательная программа дополнительного образования детей «Народное пение» эффективна. За время своего творческого существования ребята, занимающиеся по данной программе активно принимали участие и занимали призовые места в конкурсах и фестивалях от районного до Всероссийского и Международного уровней. Для многих выпускников студии это стало допрофессиональной подготовкой и помощью в выборе будущей профессии. Многие являются студентами театральных училищ, училищ культуры, Академий искусств в разных городах России. Выпускники студии после окончания обучения являются артистами и актёрами кино и театра в городе Москва, Санкт- Петербург, Псков, Казань, Самара.











Список литературы



  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, пословицах, сказках, загадках, народном языке: Очерки / В.П. Аникин. - М.: Детская литература. 1988.

  2. Виноградов Д.С. Русский детский фольклор. Кн. 1. / Д.С. Виноградов. - Иркутск,1930.

  3. Емельянов В. Развитие голоса./ В. Емельянов - СПб.: Искусство, 1997.

  4. Ершова А.П. Актерская грамота - подросткам / А.П. Ершова, В.Н. Букатов. - М.: АЛО, 1994.

  5. Ершова А.П. Возвращение к таланту / А.П. Ершова, В.Н. Букатов. - М.: АЛО, 1995.

  6. Калугин В.И. Струны рокота: очерки о русском фольклоре / В.И. Калугин. - М.: Художественная литература, 1987.

  7. Науменко М. Фольклорный праздник. / М. Науменко - М.: Искусство, 2000.



1 Рыжов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие / Д.А. Рыжов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 384с.: ил.: ноты. - (воспитание и доп. Образование детей)

Науменко Г.М. фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки. театрализованные представления в апвторской записи, нотной расшифровке и редакции / Г.М. Науменко. - М.: Линка-Пресс, 2000. - 224с.



© 2010-2022