- Преподавателю
- Другое
- Педагогическая диагностика – система деятельности педагога
Педагогическая диагностика – система деятельности педагога
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колесникова В.В. |
Дата | 07.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сущность и функции педагогической диагностики.
Диагностика (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) - Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый).
Педагогическая диагностика - это система деятельности педагогов, которая заключается в изучении состояния и результатов процесса обучения. Она позволяет корректировать этот процесс в целях повышения качества обучения. Как неотъемлемая часть образовательной деятельности, диагностика направлена на эффективное управление всем учебным процессом.
Сущность педагогической диагностики - изучение результативности учебно-воспитательного процесса на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.
Объектом педагогической диагностики является учащийся или коллектив.
Субъектами диагностики традиционно выступают педагоги и педагоги-тестологи, получившие дополнительное образование в специализированном научно-педагогическом учреждении.
Функции диагностики. Являясь важной частью процесса образования, диагностика не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; она всего лишь помогает выявить достижения и недостатки учащихся.
Диагностика решает следующие задачи:
-
анализирует процесс и результаты развития обучающихся;
-
анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, владение способами творческой деятельности;
-
анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания (уровень воспитанности, сформированность поведения).
ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Аспекты результативности:
-
дидактический,
-
социально-педагогический,
-
психологический,
-
методический
Дидактический аспект
Диагностика обученности. Принципами диагностирования обученности являются:
Объективность (заключается в научно-обоснованном содержании диагностического инструментария (заданий, вопросов и т.д), дружеском отношении педагога ко всем обучающимся).
Систематичность (заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся класса, группы, творческого объединения на протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса - от начального восприятия знаний до их практического применения).
Наглядность (означает, что диагностирование проводится для всех обучающихся открыто по одним и тем же критериям, необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ).
Обученность - показатель качества образовательного процесса.
Обучаемость предполагает измерение качества деятельности обучаемых в процессе обучения.
Система диагностики обученности включает в себя:
1. Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся.
2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы.
3. Повторная проверка - параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала.
4. Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса.
5. Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по предложенной образовательной программе.
Формы педагогической диагностики: контрольные работы, самостоятельные проверочные работы, тесты, устные ответы на уроках, доклады, рефераты, наблюдение, беседа, анкетирование, ведение дневника наблюдений за ребенком, конкурсы, выставки творческих работ детей и т.д.
Формы фиксирования оценок: дневник,табель развития, творческие карты, книжки воспитанников, паспорт здоровья, папка достижений, диагностические карты и т.д..
Социально-педагогический, психологический аспект диагностики - это
повышение уровня социально-психологической адаптации детей, повышение коммуникабельности, креативности, достижение социально-значимых результатов
Социально-значимые результаты:
-
- изменения наполняемости детского объединения за последние три года, показывающие динамику изменения спроса детей на обучение по каждому виду образовательной деятельности (косвенный показатель);
-
- количество обучающихся, участвующих во внеучрежденческих мероприятиях, выставках, конкурсах, фестивалях, результаты участия по итогам последних лет (прямой показатель);
-
- количество детей, связавших свою будущую профессию с изученным в учреждении видом деятельности (прямой показатель);
-
- творческие отчеты, конкурсы, выставки, поставленные спектакли и т.д., оценка педагогов по качеству выполненной работы (прямой показатель);
-
- мнение родителей о качестве образования, полученном их детьми в стенах учреждения дополнительного образования детей (прямой показатель).
Диагностика личностного развития обучающихся:
-
характер изменения личностных качеств;
-
направленность позиции ребенка в жизни и деятельности, характер жизненных ценностей
Портфолио как форма учета индивидуальных достижений.
Портфолио - совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений учащихся.
Виды «портфолио»: портфолио документации, процесса, показательное (презентационное), рабочее (работ), портфолио оценочное.
Разработка структуры портфолио
-
Определить виды портфолио (презентационное, тематическое, оценочное).
-
Определить срок работы ребенка над портфолио.
-
Определить структуру и содержание портфолио (т.е. разделы и рубрики).
Философия учебного портфолио предполагает:
-
Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
-
Интеграцию количественной и качественной оценок;
-
Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен».
Методический аспект
включает в себя анализ и оценку качества реализации образовательных программ, на основании которых осуществляется образовательно-воспитательный процесс в учреждении.