Методическая разработка деловая игра

Методическая разработка к открытому уроку по теме:"Барабанные сушилки для сушки сыпучих материалов. Устройство, принцип работы, внутрибарабанные устройства" в виде деловой игры "Производственное совещание" по профессиональному модулю ПМ.02 Эксплуатация технологического оборудования для обучающихся 3 курса специальности 240111 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных изделий и материалов. Занятие разработано в виде деловой игры :Производственного совещания, в ходе которого студенты о...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

Государственное образовательное бюджетное учреждение

Среднего профессионального образования Воронежской области

«Семилукский государственный технико-экономический колледж»







Методическая разработка открытого урока

«Производственное совещание»

(для студентов очного отделения специальности 240111 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий)












Выполнила :

Преподаватель Калухина Н.И.




СЕМИЛУКИ

2014

Деловая игра «Производственное совещание»

Тема: Сушилки для сушки сыпучих материалов. Барабанные сушилки и их применение в производстве тугоплавких неметаллических и силикатных материалов. Составные элементы установки, принцип действия, типы внутренних насадок.


Цели :

Добиться четкого представления об устройстве и принципе работы сушильного барабана, правилах безопасной технической эксплуатации оборудования , рассмотреть технические характеристики сушила и параметры его работы, рассмотреть использование вспомогательного оборудования для работы сушильного барабана повторить и обобщить знания по теме: «Виды сушки и процессы сушки». Воспитать чувство такта, субординации, доброжелательного отношения друг к другу. Развить умение высказывать и отстаивать свое мнение, анализировать и делать выводы .

Сформировать профессиональные компетенции

ПК 2.1 Проверять исправность оборудования, технологических линий и средств автоматизации.

ПК 2.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования.

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6 Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством

ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 11 Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной и экологической безопасности

Оснащение урока: мультимедийный проектор, электронная презентация «Производственное совещание», макет, модель сушильного барабана, чертеж сушильного барабана, раздаточный материал: «Проспект сушильного барабана», «Технический паспорт сушильного барабана», литературная выставка книг и журналов


План занятия

1. Организационный момент. Вступительное слово преподавателя. (5 мин)

2. Деловая игра ( 54 мин)

2.1. Повестка совещания (5мин)

2.2. Выбор способа сушки (6 мин)

2.4. Выбор принципа сушки (3 мин)

2.5.Выбор теплоносителя (3 мин)

2.6. Обзор сушильных установок (1мин)

2.7. Устройство и режим работы сушильного барабана (15 мин)

2.8. Обсуждение конструкции (10 мин)

2.9. Техника безопасности при обслуживании сушильного барабана (7 мин)

2.10. Охрана окружающей среды (2 мин)

2.11. Итоги совещания.(2 мин)

3 Закрепление (тестирование) (25 мин)

4 Подведение итогов (5 мин)

5. Домашнее задание (1 мин)

Ход занятия

Организационный момент (5 мин)

Тема сегодняшнего занятия: « Сушилки для сушки сыпучих материалов. Барабанные сушилки и их применение в производстве силикатных и тугоплавких материалов. Составные элементы установки, принцип действия, типы внутренних насадок».

Прежде чем приступить к изучению новой темы хочу Вам напомнить про осваиваемую специальность: Технолог производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий. Кто же такой технолог? (обращение к студентам?)

Это специалист, который, знает технологию производства, особенности и тонкости данного производства. Специалист, который выявляет брак, устанавливает причины его образования и разрабатывает мероприятия по предупреждению его выхода.

Так, чтобы устанавливать причины образования брака, необходимо владеть знаниями во многих областях: это физика, технология силикатов, физическая и коллоидная химия, минералогия, основы термодинамики и теплотехники, охрана труда, ну а и конечно же принцип работы механического и теплотехнического оборудования.

Тепловые процессы, одни из самых сложных в изучении и применении процессов технологии, поэтому требуют особенного внимания при изучении.

Наше занятие проведем в виде деловой игры, в ходе которой все участники будут взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией, совместно решать проблемы, оценивать действия других и свое собственное поведение, путем погружения в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Нам предстоит повторить и обобщить изученный материал по теме: «Виды сушки и процессы сушки», изучить устройство, принцип работы, безопасные приемы обслуживания сушильного барабана, его технические характеристики и параметры работы, а также вспомогательного оборудование для его успешной эксплуатации. Данный вид оборудования, является довольно распространённым и востребованным, если речь идет о сушке минерального сырья. Если рассматривать действующие близ лежащие предприятия, то оборудование установлено и успешно эксплуатируется Латненским огнеупорным заводом, Семилукским огнеупорным заводом, а также он установлен на руднике.

В ходе деловой игры нам предстоит выбрать тепловой агрегат для сушки глины и обосновать свой выбор, детально изучить устройство, режим работы сушила, а также работу вспомогательного оборудования по защите окружающей среды от загрязнения. В завершении занятия будет проведена индивидуальная самостоятельная работа - тестирование - закрепление полученных знаний.

Роли:

1. Главный инженер: ведущий собрания, ответственный на технологические процессы на предприятии и охрану труда.

2.Начальник ОТ и ТБ ответственный за состояние ОТ и ТБ на предприятии.

3.Специалист по оборудованию- ответственный за техническое состояние оборудования.

4.Главный технолог- специалист ответственный за грамотную организацию технологической нитки.

5. Начальник ЦЗЛ - ответственный за качество анализов и качество конечного продукта.

6. Начальник ОТК - ответственный за организацию технического контроля на предприятии.

7.Специалист по снабжению - специалист обеспечивающий поставку необходимого оборудования, сырья и материалов.

8. Инженер - эколог - ответственный за обеспечение охраны окружающей среды.

А также

Мастер 1 смены, мастер 2 смены, мастер 3 смены, мастер 4 смены.

Итак мы начинаем, Вам слово, коллега.

2. Деловая игра (54 мин)

2.1. Повестка совещания (5мин)

Ход игры (54 мин)

Гл.Инженер - ведет совещание Захарова Оксана

Добрый день!

Уважаемые коллеги, на нашем руднике сложилась определенная проблема. Ранее потребители разбирали глину кусковую, без предварительной обработки, то в данный момент поступает много заявок на приобретение глины молотой, а именно, необходимо её измельчить. Но без предварительной подсушки, это сделать невозможно. Рудник теряет потребителей. Снизился процент заявок. Обращаю Ваше внимание на диаграмму. Надеюсь, все присутствующие понимают серьезность положения? Нам срочно необходимо приобретение и установка теплотехнического агрегата для сушки глины. Коллеги, нам предстоит рассмотреть этот вопрос со стороны технической целесообразности, а так же качества получаемого продукта, и безопасных приемов его обслуживания. Кроме того нельзя забывать и про воздействие на окружающую среду. Дело это непростое, поэтому совещание посвящено детальному рассмотрению и изучению этого вопроса, и по завершении совещания мы должны будем принять конкретное решение, поэтому предлагаю следующую повестку совещания:

1. Выбор теплового агрегата для сушки глины

1.1.Выбор способа сушки глины

1.3.Выбор принципа сушки глины : прямоток или противоток

1.4.Выбор теплоносителя для сушки глины

1.5.Рссмотение конструкции сушильного барабана для сушки глины

1.6. Приемы безопасного обслуживания сушильного барабана

1.7. Охрана окружающей среды

В связи с этим проводится расширенное совещание и приглашены следующие специалисты

На совещании присутствуют :

гл. технолог Григорьева Наталья Анатольевна

специалист по оборудованию - Лавлинский Дмитрий Витальевич

Начальник лаборатории - Кретинина Алена Николаевна

Начальник ОТК - Юникова Татьяна Васильевна

Инженер ОТ и ТБ - Платонова Юлия Сергеевна

Специалист по снабжению - Кузнецов Максим Викторович

Инженер -эколог - Кобелев Иван Витальевич

мастер 1 смены - Кульнева Мария Александровна

мастер 2 смены- Татьянина Яна Геннадьевна

мастер 3 смены - Лапшина Мария Эдуардовна

мастер 4 смены - Варенникова Мария Владимировна

секретарь совещания - Никулина Кристина Александровна

Ранее рудник не приобретал оборудование для сушки, поэтому прежде чем приступить к выбору сушила, я попрошу гл. технолога, поведать о процессе сушки и способах сушки.

2.2. Выбор способа сушки (6мин)

Технолог Григорьева Наталья Анатольевна (6мин)

Сушкой называется процесс удаления из твердых материалов содержащейся в них влаги за счет ее испарения, т е. перехода влаги тела из связанного состояния в свободное газообразное и удаления образовавшихся паров с поверхности тела в окружающую среду.

Осуществление этого процесса возможно только при подводе тепла к влажному телу и при условии, что давление водяных паров у поверхности тела больше давления водяных паров в окружающей среде.

Тепло подводится к телу конвекцией от теплого воздуха и дымо­вых газов, лучеиспусканием от нагретых поверхностей, за счет соз­дания в теле электрического поля высокой частоты и другими способами.

В силикатной промышленности сушат исходные материалы (например, песок, комовую глину), топливо и керамические изделия. Материалы сушат для того, чтобы подготовить их к дальнейшим технологическим процессам- измельчению, просеиванию, смешению и т д.

Нас, коллеги, интересует процесс сушки глины, поэтому сообщаю, что сушить комовую глину можно при любых скоростях удаления влаги, но температура нагрева этих материалов ограничивается. Так, глина при температуре выше 400°С теряет пластич­ность. Растрескивание глины при сушке, вследствие усадки и возникающих усадочных напряжений, ускоряет выделение влаги.

Различают несколько способов сушки:

При конвективной сушке влага испаряется за счет тепла, пере­даваемого материалу или изделиям соприкосновением от движуще­гося в сушилке теплоносителя (нагретого воздуха или дымовых га­зов) Влага испаряется вследствие разности парциальных давлений водяных паров у поверхности высушиваемого материала и в сушиль­ном агенте (воздухе или дымовых газах), имеющем относительную влажность Методическая разработка деловая играМетодическая разработка деловая игра100%

Чем больше теплопередача конвекцией, тем быстрее происходит сушка.

Отличительной особенностью этого способа сушки является воз­никающий по толщине тела перепад влажности, под действием кото­рого влага перемещается от внутренних слоев к периферийным.

Радиационная сушка. Испарение влаги происходит за счет теп­ла, передаваемого материалу излучением от нагретых поверхностей.

При облучении материала температура его поверхности повы­шается и вследствие этого увеличи­вается разность парциальных давлений пара у поверхности материа­ла и в окружающей среде, повышающая во много раз скорость суш­ки изделия. Скорость окружающей газовой среды (воздуха) почти не влияет на скорость испарения.

При контактной электросушке испарение влаги происходит за счет тепла выделяемого в тело сушимого материала, обладающего электропроводностью, в результате пропускания через него перемен­ного электрического тока.

При сушке токами высокой частоты испарение влаги происходит зa счет тепловых эффектов, вызванных в материале воздействием электрического поля высокой частоты

Проанализировав весь материал, я заключаю, что нам необходим тепловой агрегат с конвективным способом сушки с температурой не более 800-600 оС.

Гл. инженер: благодарю Вас. Послушаем, что скажет на это начальник лаборатории.

2.4. Выбор принципа сушки (5 мин)

Нач. лаборатории Кретинина Алена Николаевна (3 мин)

Уважаемые коллеги, различают два принципа сушки: прямоточная и противоточная.

Прямоточная сушка - теплоноситель и материал во время сушки движутся в одном направлении. Противоточная - навстречу друг другу.

Прямоточную сушку применяют в том случае, когда материал выдерживает большие скорости сушки в начале процесса и это не отражается на его качестве. Принципом прямотока сушат глину, так как она должна сохранить после сушки пластичность. Прямоточное движение газов позволяет увеличивать их до 600-800оС без опасения перегрева до частичной дегидратации. В результате соприкосновения горячих газов с мокрой или подмороженной глиной они быстро теряют тепло, расходуемое на испарение влаги. Куски глины подаваемые на сушку должны быть более или менее одинакового размера.

Противоточную сушку применяют в том случае, когда требуется глубокое и полное высушивание материала. Применительно к кусковым материалам таким образом сушат песок, уголь, известняк, мел и т.д. Если глину высушить противотоком то она утратит свою пластичность и связующую способность и потеряет своё технологическое назначение. Поэтому глину сушат только прямотоком! В случае с тощими материалами, необходимо полное высушивание материала и противоточный принцип подходит очень кстати. Противоточное движение материалов и газов применяется при сушке изделий. При поступлении изделий в сушило их встречает влажный теплоноситель с невысокой температурой, и по мере продвижения изделия подсушиваются. Так как движение противоточное, то самая высокая температура теплоносителя в конце сушила, таким образом, изделия постепенно прогреваются и по возможности полностью отдают влагу

Таким образом, необходим тепловой агрегат с прямоточной сушкой - это обязательно, если будем сушить глину.

Гл. инженер: спасибо за подробный анализ и за информацию, теперь предоставляю слово специалисту по оборудованию, что вы нам предложите по поводу теплоносителя, чем будем сушить?

2.5.Выбор теплоносителя (3 мин)

Специалист по оборудованию Лавлинский Дмитрий Витальевич .(3 мин)

Различают следующие виды теплоносителей.

1Влажный воздух.

Атмосферный воздух представляет собой смесь сухого воздуха и водяных паров. Количество водяных паров зависит от температуры (времени года и местности), а также давления. Содержание водяных паров в воздухе можно выразить в виде абсолютной влажности, относительной влажности, влагосодержания.

Абсолютная влажность- это количество водяных паров содержащихся в 1 м3 влажного воздуха (г/м3).

Для того чтобы показать предел насыщения и способность воздуха поглощать влагу при данной температуре, пользуются понятием относительной влажности.

Относительная влажность-(степень насыщения влагой)- отношение абсолютной влажности данного воздуха к максимально возможной при данной температуре.

Методическая разработка деловая игра=Методическая разработка деловая игра

Влагосодержание- количество водяных паров в граммах содержащихся в 1 кг сухого воздуха г/кг сух. воз..

Теплосодержание - влажного воздуха представляет собой сумму теплосодержаний сухого воздуха и содержащихся в нём водяных паров.

При использовании влажный воздух подогревают в калорифере, теплогенераторе при сжигании любого вида топлива. Но в целях экономии топлива его обычно, если позволят условия производства, отбирают из зоны охлаждения туннельной печи.

  1. Дымовые газы.

Другим видом теплоносителя являются дымовые газы. Они содержат больше водяных паров чем воздух. Особенно, большое количество водяных паров образуется при сжигании природного газа состоящего в основном из углеводородов.

Влагосодержание, теплосодержание и другие параметры дымовых газов зависят от вида сжигаемого топлива, коэффициента избытка воздуха при горении и от степени разбавления продуктов горения атмосферным воздухом, которым снижают их температуру. Определить параметры дымовых газов не трудно, если выполнить расчёт горения топлива и известен состав продуктов горения.

  1. Подогретый пар.

Подогретый пар применяют редко из-за дороговизны. Но если применяют, то для сушки крупногабаритных толстостенных изделий по «мягкому» режиму.

Таким образом, анализируя выше представленную информацию коллег и свою информацию, я предлагаю в качестве теплоносителя использовать дымовые газы, т.к. температура необходима 600-800оС, подогревать воздух будет не выгодно, проще будет просто сжигать топливо отправлять продукты горения на сушку.

Гл. инженер: Мы обсудили необходимые вопросы процесса качества сушки, специалисту по снабжению, было поручено представить обзор тепловых агрегатов для сушки глины.

2.6. Обзор сушильных установок (1мин)

Специалист по снабжению Кузнецов М - (1 мин)

Сушила для сушки сырьевых материалов относятся к сушилам непрерывного действия.

К этой группе относятся сушилки, в которых загрузка и выгрузка материала происходят непрерывно и равномерно. Материал и теплоноситель могут двигаться в прямотоке, противотоке и поперечном токе.

Прямоточные сушилки применяют в тех случаях, когда допустимы большие скорости сушки в начале процесса, чем в конце его и температура высушенного продукта не должна быть слишком высокой. Противоточные сушилки применяют тогда, когда высокие скорости сушки допустимы только в конце процесса.

К сушилкам указанной группы относятся барабанные, туннельные, конвейерные, шахтные, трубчатые, вальцовые, пневмосушилки и др.

На совещание я пригласил менеджера по продажам тепловых агрегатов.

Вам слово, Надежда Ивановна

2.7. Устройство и режим работы сушильного барабана (15 мин)

Выслушав внимательно представленную вами информацию, применительно к вашим условиям, предлагаю вам конструкцию сушильного барабана.

Барабанное сушило предназначено для сушки кусковых и сыпучих материалов таких как песок, глина, известняк, мел, уголь и т.д.

Барабанное сушило является сушилом непрерывного действия, конвективного типа. В качестве теплоносителя используются дымовые газы, которые получаются в результате сжигания топлива в специальной топке.

Достоинством этого сушила является:

- высокая производительность;

- надёжность в эксплуатации;

- простота конструкции;

- совмещение транспортировки в процессе сушки.

Барабанное сушило представляет собой сварной цилиндрический барабан из листвой стали толщиной 10-14 мм установленный с уклоном 3-5о к горизонту в сторону выгрузочного конца. На барабан насажены бандажи, каждый из которых опирается на два опорных ролика. Для предотвращения смещения барабана вдоль наклонной оси устанавливают две пары упорных роликов.

Привод барабана осуществляется от электродвигателя через редуктор и пару цилиндрических шестерён, большая из которых жёстко насажена на кожух барабана. Барабан делает 4-6 об/мин. С обоих концов имеются уплотнительные устройства, посредствам которых он соединяется с газовой и разгрузочной камерами. Для уменьшения подсоса холодного воздуха в местах соединения барабана с топкой и разгрузочной камерой устанавливают специальные лабиринтные уплотнительные устройства. В зависимости от свойств высушиваемых материалов барабан имеет различное внутреннее устройство.

Материал подаётся в барабан из бункера с помощью дозирующего механизма. Высушенный материал высыпается в бункер, находящийся в разгрузочной камере и шнеком удаляется наружу.

Сушильные барабаны могут работать как на дымовых газах, так и на горячем воздухе. Чаще теплоносителем служат дымовые газы.

Дымовые газы получаются в результате сжигания топлива (природный газ, мазут) в топочном устройстве, где установлена одна большая горелка или форсунка. Далее они поступают в смесительную камеру, где смешиваются с отработанными рециркулирующими газами или атмосферным воздухом.

Конструкции внутренних устройств (насадок) барабанных сушил показаны на рисунке 7. При сушке крупнокусковых материалов, склонных к налипанию применяется подъемно-лопастное (а) внутреннее устройство, материал измельчается в результате падения с большой высоты при вращении барабана.

Методическая разработка деловая игра

Рисунок 7 - Схемы внутренних устройств сушильных барабанов

а - подъемно-лопастное; б - распределительное; в - секторное; г - зак­рытое ячейковое; д - навеска цепей.

Распределительное устройство (б) используется при сушке мелкокусковых материалов. Такое устройство хорошо распределяет материал внутри барабана.

Секторное устройство (в) применяется для сушки малосыпучих материалов. Это подъемно-лопастное устройство разделено на секторы, не сообщающиеся между собой.

Для мелкого материала склонного к пылению, применяется закрытая ячейковая система внутренних устройств (г), в которой материал только переваливается при вращении барабана с небольшой высотой падения. Ячейки не сообщаются между собой.

В комбинированных системах применяют навесу цепей (д), которые частично заменяют перегородки по длине барабана. При вращении барабана цепи разбивают куски глины, в результате повышается равномерность сушки материала и производительность барабана. Но при этом увеличивается вынос пыли газовым потоком.

Из смесительной камеры газы, имеющие требуемую температуру, поступают в сушильный барабан. Отработанные удаляются из разгрузочной камеры с помощью вентилятора, предварительно пройдя циклон для очитки от пыли. Часть газов может удалятся наружу, а часть может поступать на рециркуляцию в смесительную камеру. Хотя сушилки с рециркуляцией газов более экономичны, они не получили большого распространения вследствие засорения пылью трубопроводов.

В зависимости от рода и свойств высушиваемых материалов, внутри барабана устанавливают различные насадки (лопасти, ячейки, цепи и т.д.), обеспечивающие хорошее перемешивание и перемещение материала вдоль оси барабана, а также увеличивающие поверхность соприкосновения материала с дымовыми газами, что позволяет интенсифицировать теплообмен и сэкономить топливо. Таким образом, эти устройства способствуют равномерной и ускоренной сушки материала.

Для уменьшения потерь тела в сушиле предусмотрены двойные стенки с теплоизоляцией.

Раздается раздаточный материал, специалисты читают и задают вопросы. (14 мин)

2.8. Обсуждение конструкции (10 мин)

Гл. инженер (обращаясь к коллективу): Что скажете?

Вопросы:

Мастер отделения1 (Татьянина Я)

-имеет ли агрегат футеровку?-

-на каком виде топлива работает.

Мастер отделения 2 (Кульнева М)

-Бывают ли мобильные версии сушила : был прямоточный сушильный барабан, а путем небольшой реконструкции становиться противоточный?

-насадки устанавливаются все сразу или как - то по-другому?

Главный инженер

- скажите, а какие недостатки имеет сушильный барабан?

Эколог -Кобелев Иван - Каков процент пылеуноса сырья и сможет ли работать сушильный барабан без пылеочистительных установок?

Гл. технолог: я считаю это вполне приемлемый вариант, он удовлетворяет заявленным требованиям.

Гл. инженер обращаясь к нач. ОТК:

что необходимо будет проконтролировать, чтобы получить качественный продукт?

Начальник ОТК: Юникова Татьяна Васильевна

чтобы получить качественный продукт, необходимо контролировать сырье, а именно, влажность глины поступающей на сушку, и влажность глины после сушки. Как было сказано, что пересушивать глину нельзя - она теряет своё технологическое назначение - связующего компонента, и не досушивать тоже - нарушиться процесс помола, поэтому предлагаю установить точки контроля на входе в барабан и на выходе, это позволит регулировать работу сушила и обеспечит качество получаемого продукта. Кроме этого необходимо контролировать температуру дымовых газов, в топке она должна составлять 1000оС, то после разбавления воздухом в смесительной камере - 600 - 800 оС, иначе пересушим глину и она потеряет пластичность.

Гл. инженер: что скажет начальник отдела ОТ и ТБ? Какие сложности ожидают нас при безопасном обслуживании.

2.9. Техника безопасности при обслуживании сушильного барабана (7 мин)

Начальник ОТ и ТБ. Платонова Юлия Сергеевна ( 7 мин)

К обслуживанию сушильного барабана допускаются люди не моложе 18 лет пошедшие медицинское освидетельствование, инструктаж то технике безопасности, специальное производственное обучение, сдавшие экзамены по программе, установленной для данной профессии, и получившие удостоверение на право управления сушильным агрегатом.

При эксплуатации сушильного барабана большую опасность представляют открытые шестерни привода, опорные ролики, венцовая шестерня, газы, выбивающиеся через питательное, выгрузочное устройство и топку.

Перед пуском в работу барабана необходимо проверить: исправность топки, опорных и упорных роликов, дымососной установки, деталей передачи у барабана и элеватора, защитных ограждений и сигнализации, прочность крепления бандажей к барабану.

Для предотвращения выбивания газов через питательные и пусковые устройства все стыки и соединения сушильного барабана и его механизмов надежно уплотняют, над загрузочной течкой устанавливают зонт с вентиляционным отсосом. Сушильный барабан должен работать под разряжением, которое создается за счет искусственной тяги. Контроль за разряжением в системе осуществляется по приборам. Эксплуатация сушильных установок при выбивании газов через питательные и загрузочные устройства запрещается.

Для безопасной эксплуатации сушильных барабанов шестерни приводов и опорные ролики в опасных зонах необходимо ограждать. Для безопасного обслуживания сушильных барабанов рабочая площадка и ступени лестницы, ведущей к ней, должны быть выполнены из рифленой стали. Ширина рабочих площадок должна быть не менее 0,8 м. Площадки защищают ограждениями высотой не менее 0,9 м со сплошной обшивкой по низу на высоту 0,14м.

Для снижения пылеобразования при транспортировке и помоле просушенного материала необходимо следить за тем, чтобы он не пересушивался.

Работы внутри сушильного барабана относят к работам в условиях опасности и должны проводиться по нарядам-допускам.[10]

Участок сушки глины является участком повышенной пожаро- и взрывоопасным, так как эксплуатируемое оборудование работает на природном газе, который в первую очередь несет опасность пожара и взрыва в случае нарушения каких-либо предписаний или разгерметизации газопровода.

В связи с этим особое внимание следует уделять путям эвакуации и эвакуационным выходом, что бы в случае пожара или аварии обеспечить быструю эвакуацию людей в безопасные места. Не разрешается загромождать тамбуры, лестничные клетки, основные и запасные выходы, проходы к источникам водоснабжения.

На участке мусор и производственные отходы должны систематически удаляться на специально отведенные участки.

Электропусковая аппаратура, осветительные приборы и электрооборудование должны устанавливаться только во взрыво- и пожаробезопасном исполнении.

Перед началом работы какого-либо вида ремонтных работ проводится противопожарный инструктаж всех рабочих и ИТР, непосредственно участвующих в ремонте.

Огневые работы в местах, опасных в пожарном отношении или взрывоопасных, проводят только при наличии письменного разрешения органов пожарной охраны на проведение таких работ. Место проведения обеспечивают первичными средствами пожаротушения. Проводятся эти работы под наблюдением работника пожарной охраны.

Для ликвидации возможных пожаров каждый объект оборудуют необходимыми средствами пожаротушения. Необходимо наличие системы пожарооповещения.

Последовательное осуществление комплекса профилактических мер борьбы с огнем, качественное несение службы личных составом добровольных пожарных дружин, оснащение предприятий новейшей пожарной техникой, автоматизация технологических процессов, ак­тивное участие самих рабочих и служащих в осуществлении проти­вопожарных мероприятий - все это дает возможность успешно бо­роться с пожарами на объектах огнеупорного производства.

Соотношение горючего вещества и кислорода недостаточно для образования горючей среды.

Все виды пожарной техники подразделяются на следующие группы:

  • огнетушители;

  • средства пожарной и охранно-пожарной сигнализации;

  • пожарноспасательные устройства;

- пожарная водопроводная сеть.

Для нарушения любого из условий безопасности возможно не­сколько причин. Например, если в производственных условиях горю­чая среда находится в закрытых аппаратах, то причин ее утечки в по­мещение и образование горючей системы может быть несколько: ме­ханическое повреждение аппаратуры, повреждение аппаратуры в результате химического воздействия, аварий и др.[2]

Главный инженер: У меня вопрос к экологу -Скажите какое пылеочистительное оборудование мы поставим на сушильный барабан.?

2.10. Охрана окружающей среды (2 мин)

Эколог Кобелев Иван Витальевич (2 мин)- Думаю циклона, будет вполне достаточно. Устройство и работа циклона.

2.11. Итоги совещания.(2 мин)

Вывод: Таким образом, совещание прошло продуктивно, повестка проработана полностью, попрошу секретаря зачитать протокол. (2 мин).

Секретарь Никулина Кристина Александровна.: На повестке совещания был главный вопрос: Выбор теплового агрегата для сушки глины..

В ходе проведенного совещания получены следующие результаты:

-В качестве способа сушки выбран конвективный способ

-Принцип сушки глины - только прямоток

-Теплоноситель - дымовые газы

Таким образом, для сушки глины подходит конструкция сушильного барабана

Предложены мероприятия по ТБ и охрана окружающей среды.

Главный инженер:

Предлагаю голосование: Кто за то, чтобы принять к установке сушильный барабан?

Кто против?

Воздержались?

Единогласно. К установке на предприятии принимается сушильный барабан.

Заканчиваем совещание, благодарю всех присутствующих за работу.

3 Закрепление (25 мин)

- составление опорного конспекта (15 мин)

- решение производственных ситуаций ( 5 мин)

-тестирование (5 мин)

Менеджер по продажам: Коллегиально было принято решение принять к установке сушильный барабан, т.к. он подходит по всем заявленным критериям.

А сейчас составим опорный конспект, по занятию отвечая на вопросы, предложенные в задание.

Задание: Составление опорного конспекта

Пользуясь раздаточным материалом, составьте опорный конспект по нижеперечисленным вопросам, отвечая на указанные подвопросы

Конструкция сушильного барабана

1. Назначение сушильного барабана.

2. По периодичности работы сушильный барабан сушило……. действия.

3. По способу сушки сушильный барабан является сушилом ……типа.

4. Теплоносителем являются

5.Достоинства сушильного барабана.

6. Недостатки сушильного барабана.

7. Устройство сушильного барабана.

А) корпус (барабан)

Б) привод

В) ролики

Г) топка

8. Виды и назначение внутри барабанных устройств.

Режим работы сушильного барабана.

1. Принцип сушки глинистых материалов(обоснование).

2.Температура сушки (дымовых газов в барабане, в топке) .

3.Время сушки

4. Температура отходящих дымовых газов.

Техника безопасности при обслуживании

1. Требования к обслуживающему персоналу.

2. Опасные зоны сушильного барабана.

3. Защита опасных зон барабана

3. Безопасный пуск сушильного барабана.

4. Безопасная эксплуатация.

5. Пожаро и взрывобезопасность .

2.Решение производственных ситуаций: (5 мин)

1. Во время работы сушильного барабана сушильщик обнаружил, в работе горелки «отрыв» пламени. Каковы должны быть его действия?

(ответ: остановить работу сушильного барабана, прекратить подачу природного газа, провентилировать топку и по инструкции произвести розжиг)

2.При обслуживании сушильного барабана сушильщик обнаружил, что цвет пламени в горелке - красный, газоанализатор фиксирует наличие СО и СН4. О чем это говорит? Каковы действия сушильщика?

(ответ: все признаки свидетельствуют о том, что происходит неполное сгорание топлива. Сушильщик обязан вызвать слесаря по газу, прекратить работу горелки.)

3.Если сушильный барабан, во время работы в местах уплотнения пропускает дымовые газы в окружающее пространство? Каковы могут быть причины?

(причины- недостаточное уплотнение в местах загрузочных и выгрузочных концов сушила. Причиной может являть неисправность упорных роликов - смещение конструкции относительно установочной оси)

4.Если при помоле высушенной глины в отделении присутствует повышенная запыленность, какова причина?

(ответ: причиной является пересушенная глина, которая потеряла пластичность)

5. Если при помоле высушенной глины обнаружены нарушения зернового состава (укрупненный помол), какова причина?

(ответ: причиной является недосушенная глина - нарушение режима сушки (время, температура))

А теперь предлагаю выполнить тестовые задания для закрепления изученного материала. По окончании выполнения заданий каждый получит карточки с ответами и оценит себя сам. По завершению работы мы подведем итог.

Вариант1

1.Сушка глины в сушильном барабане осуществляется:

А) противотоком

Б) прямотоком

В) перпендикулярным током

Г) не влияет выбор принципа сушки на качество

2. Назначение опорных роликов в сушильном барабане

А) поддерживать вращение барабана

Б) поддерживать барабан относительно установочной оси

В) вращать барабан во время работы

3 Внутри сушильного барабана находится футеровка:

А) шамотная

Б) высокоглиноземистая

В) из клинкерного бетона

Г) футеровка отсутствует

4. Венцовая шестерня в сушильном барабане предназначена для:

А) поддержания вращения барабана

Б) осуществления вращения барабана

В) для обеспечения баланса барабана

Г) такой детали в барабане не существует

5.Для обеспечения теплоизоляции сушильного барабана предусмотрено:

А) двойная огнеупорная футеровка внутри

Б) двойные стенки с теплоизоляцией внутри

В) теплоизоляция в виде ваты снаружи

Г) сушильному барабану не требуется теплоизоляция.

Вариант 1 (ответы)

1.Б

2.а

3.г

4 б

5.б

Вариант 2

1.Температура сушки глины внутри сушильного барабана составляет:

А) 400-600 оС

Б) 500-700 оС

В) 600-800 оС

Г) 900-1000 оС

2. Упорные ролики барабана предназначены для:

А) поддержания вращения барабана

Б) поддержания барабана относительно установочной оси

В) вращения барабана во время работы

Г) не предусмотрены в конструкции барабана

3. Теплоносителем в сушильном барабане является:

А) воздух атмосферный

Б) воздух нагретый

В) дымовые газы

Г) пар

Д) электроэнергия

4. Сушимый материал перемещается в сушильном барабане:

А) на вагонетке

Б) на ленточном конвейере

В) самотеком

Г) пневмотранспортом

5.Назначение бандажей сушильного барабана:

а) для защиты корпуса от износа

б) для усиления механической прочности конструкции

в) для улучшения вращения барабана

г) для обеспечения безопасности.

Ответы

Вариант 2

1.В

2.Б

3.В

4.В

5.а

Вариант 3

1. Назначение смесительной камеры:

А) разбавления дымовых газов с воздухом и получение заданной температуры

Б) смешения материала с теплоносителем

В) смешения топлива с окислителем

Г) смесительная камера отсутствует в сушильном барабане.

2.Привод сушильного барабана состоит из

А) электродвигатель и редуктор

Б) электродвигатель и венцовая шестерня

В) электродвигатель , муфта и венцовая шестерня

Г) привод отсутствует в сушильном барабане

Д) электродвигатель, муфта, редуктор, зубчатое колесо, венцовая шестерня

3.Отработанный теплоноситель подвергается очистке в

А) скруббере

Б) циклоне

В) электрофильтре

Г) отработанный теплоноситель не требует очистки

4.Сушильны барабан устанавливается с уклоном в сторону

А) выгрузочного конца сушила

Б) загрузочного конца сушила

В) не имеет уклона вовсе.

5. Специальные лабиринтные уплотнительные устройства в сушильном барабане предназначены для

А) уменьшения подсоса холодного воздуха

Б) увеличения подсоса холодного воздуха

В) не предусмотрены в конструкции вообще

Ответы

1. а

2.д

3.б

4. а

5 а

Вариант 4

1. Внутрибарабанные устройства сушильного барабана способствуют

А) интенсификации сушки

Б) уменьшению пылеуноса

В) увеличению температуры сушки

Г) увеличению расхода топлива

2.Движение теплоносителя внутри сушильного барабана обеспечивается работой:

А) горелки

Б) форсунки

В) вентилятора

Г) инжектора

3. К обслуживанию сушильного барабана допускаются лица:

А) достигшие 18 лет

Б) получившие допуск к обслуживанию газового оборудования

В) прошедшие стажировку

Г) прошедшие обучение.

4.Продолжительность сушки глины в барабане составляет:

А) 2-3 часа

Б) 20-30 сек

В) 20-30 мин

Д) 2-3 дня

5 Влажность глины после сушки в барабане составляет:

А) 20-30%

Б) 2- 3 %

В) 60-80%

Г) 6-8 %.

Ответы:

1. а

2. в

3. б

4. в

5. г.

4 Подведение итогов (5 мин)

Таким образом, подведем итоги нашего занятия, которое проводилось в виде деловой игры. Проводилось совещание , совещание прошло продуктивно, т.к. все присутствующие принимали активное участие в обсуждении поставленного вопроса: «Выбора теплового агрегата». Агрегат выбрали, изучили подробно его конструкцию, правила безопасного обслуживания, вопросы охраны окружающей среды, оценили выбор режима его работы на качество получаемого продукта. Закрепили изученный материал. Его итоги представлены вашему вниманию на слайде.

В завершении занятия хочу обратить ваше внимание на выставку периодических изданий по нашей специальности. Литература по теплотехническому оборудованию издается, к сожалению, очень редко, но журнал «новые огнеупоры», «Огнеупоры и техническая керамика» издаются ежемесячно. Эти журналы содержат различные рубрики, в частности «Оборудование и производство», «Теплотехника», «Автоматизация производства», где публикуются последние достижения, разработки в области теплотехнического оборудования. Я настоятельно вам рекомендую и призываю обращаться к этим изданиям для расширения своего кругозора по специальности.

5. Домашнее задание (2 мин). Стр 55-59 Н.И. Калухина Сушка и обжиг керамических материалов и изделий . Конспект лекций. Семилуки. 2014


Самоанализ


Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения.

Для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, был выбран метод интерактивного обучения - деловая игра. В ходе деловой игры все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Урок организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и принимать определенные решения.

Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.

Прежде всего, деловая игра :

  • пробуждает у обучающихся интерес;

  • поощряет активное участие каждого в учебном процессе;

  • обращается к чувствам каждого обучающегося;

  • способствуют эффективному усвоению учебного материала;

  • осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

  • формируют у обучающихся мнения и отношения;

  • формируют жизненные навыки;

  • способствуют изменению поведения.

В ходе деловой игры студенты группы Т-12 погрузившись в атмосферу делового сотрудничества обсуждая и дискутируя, выбирают тепловой агрегат для сушки глины. Обсуждая и высказывая свое мнение, студенты повторяют и закрепляют материал по теме «Процессы сушки и сушильные установки», подготавливая почву для восприятия новой информации по устройству и принципу работы сушильного барабана, его режиму работы и техническим характеристикам. При этом успешно изучается и осваивается новый материал, закрепляется уже изученный. Студентам также было выдано задание опережающего характера, чтобы они представили его в качестве нового излагаемого материала.

Большую роль на занятии играет наглядность представляемой информации, в связи с этим была составлена с помощью студентов электронная презентация, в которой представлены виды сушки в схематическом представлении, виды сушильного оборудования. На уроке были представлены макет и действующая модель сушильного барабана, чтобы студенты могли ясно и четко себе представить работу данного вида оборудования, кроме этого представлен чертеж сушильного барабана, для развития умения сопоставления действующего оборудования с данными чертежа, а также развития навыка чтения чертежей.

Закрепление изученного материала выполняется в три этапа:

Вначале студентам предлагается на основе устно полученной информации и небольшого технического конспекта составить опорный конспекта отвечая на поставленные вопросы.

Далее, в ходе обсуждения производственных ситуаций, студенты повторяют и обобщают как новый материал, так и уже ранее изученный.

По завершении занятия, студенты имели возможность оценить самостоятельно свои знания в ходе закрепляющего тестирования и сделать выводы в целом по занятию.

Такой метод занятия имеет массу достоинств, если оценивать качество усвоенного материала, а также в формировании компетентностного подхода обучения.

22



© 2010-2022