- Преподавателю
- Другое
- ОП Основы технической механики и слесарных работ
ОП Основы технической механики и слесарных работ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бузина Т.Г. |
Дата | 16.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
Рабочая учебная программа
ОП.3 Основы технической механики и слесарных работ
основной образовательной программы (ОПОП)
по профессии
140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
гр412
Белово
2012
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования «Беловский техникум железнодорожного транспорта» города Белово Кемеровской области
Составитель:
Бузина Татьяна Григорьевна - преподаватель специальных дисциплин
Рассмотрена
Заседание ПЦК
Протокол №______
___________ __________________
«____»______________ 201__г.
Утверждаю
Зам. директора по УПР
ГБОУ СПО «БТЖТ»
______ ____________________
«____»______________ 201__г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации программы учебной дисциплины
9
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), входящей в укрупненную группу направлений подготовки 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих, связанным с техническим обслуживанием и ремонтом электрооборудования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 - выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
У2 - пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
У3 - собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
У4 - читать кинематические схемы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 - виды износа и деформации деталей и узлов;
З2 - виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
З3 - виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
З4 - кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
З5 - назначение и классификацию подшипников;
З6 - основные типы смазочных устройств;
З7 - принципы организации слесарных работ;
З8 - трение, его виды, роль трения в технике;
З9 - устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
З10 - виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
лабораторные занятия
1
практические занятия
15
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
-
выполнение индивидуального практического задания по теме «Изготовление конструкций из металла»
-
домашние работы
10
6
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Основы технической механики
24
Тема 1.1.
Основные понятия технической механики
Содержание учебного материала
4
1
Введение
Предмет, значение дисциплины «Основы технической механики и слесарных работ» для подготовки рабочих по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
1
2
Трение
Понятие трения. Законы трения. Трение покоя и кинематическое трение. Виды кинематического трения: трение скольжения, трение качения. Трение верчения. Роль трения в технике. Трение в механизмах и машинах. Граничное, сухое, жидкостное, смешанное трение.
2
3.
Износ деталей и узлов
Понятие износа. Факторы износа. Виды износа: абразивный, кавитационный, адгезионный, тепловой, окислительный, усталостный. Стадии износа. Повышение износостойкости деталей и механизмов.
2
4
Деформации деталей и узлов
Понятие деформации. Остаточная и упругая деформация. Деформации растяжения, сжатия или смятия, сдвига или среза, кручения, изгиба. Устойчивость материалов к деформациям
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Введение. Основные понятия технической механики» (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
2
Тема 1.2.
Детали и механизмы машин
Содержание учебного материала
5
1
Основы кинематики
Понятие детали, кинематического звена, кинематической пары. Виды кинематических пар. Наименования и условные обозначения кинематических пар. Понятие кинематической цепи, механизма машины. Понятие кинематической схемы, ее элементы, их условные обозначения.
2
2.
Детали и их соединения
Понятие о деталях вращательного движения и корпусных деталях, осях, валах. Неразъемные: и разъемные соединения деталей. Подшипники: устройство, назначение, виды. Муфты: устройство, назначение.
2
3
Основные виды механических передач
Классификация и виды передач. Устройство, назначение, применение, преимущества и недостатки фрикционных, ременных, цилиндрических и конических зубчатых, цепных, червячных передач. Кинематические и динамические характеристики передач.
2
4
Смазочные материалы
Назначение и роль смазочных материалов в технике. Виды смазочных материалов. Основные свойства смазочных материалов. Требования к свойствам масел, используемых для смазки узлов и деталей. Правила хранения смазочных материалов и обращения с ними. Типы смазочных устройств.
2
Лабораторная работа:
1.Исследование устройства и маркировки подшипников
1
Практические занятия:
1.Расчет плоской системы сходящих сил.
2. Расчет реакций связи.
3. Расчет на прочность при растяжении и сжатии
4. Чтение (изображение) кинематических схем
5. Составление характеристики смазочных материалов
5
Контрольная работа №1: Детали и механизмы машин
1
Самостоятельная работа обучающихся
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Детали и механизмы машин» (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
2. Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по лабораторным и практическим работам
6
Раздел 2.
Основы слесарных работ
24
Тема 2.1.
Организация слесарных работ
Содержание учебного материала
2
1
Организация рабочего места
Устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места
2
2
Выбор и применение инструмента
Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ. Заточка инструмента.
2
3
Техника безопасности при слесарных работах
Требования безопасности при выполнении слесарных работ
2
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Организация слесарных работ» (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)
1
Тема 2.2 Общеслесарные работы
Содержание учебного материала
3
1
Виды слесарных работ
Плоскостная разметка, правка и гибка металла, резка металла, опиливание металла, сверление, зенкование, и развертывание отверстий, нарезание резьбы, выполнение неразъемных соединений, в т. ч. клепка, пайка и лужение.
2
2.
Последовательность и приемы выполнения слесарных работ
Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам).
2
3.
Требования к качеству обработки деталей
2
Дифференцированный зачет
1
Практические занятия:
1.Разметка плоских поверхностей
2. Рубка металла
3. Гибка металла
4. Резка металла
5. Опиливание металла
6. Сверление, зенкование и развертывание отверстий
7. Нарезание внешней и внутренней резьбы
8. Клепка
9. Пайка и лужение
10
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Общеслесарные работы» (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
7
Всего:
48
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
-
учебного кабинета технической механики;
-
слесарно-механической мастерской
Оборудование учебного кабинета технической механики:
-
рабочее место преподавателя;
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
комплект учебно-методических материалов по дисциплине;
-
комплекты учебных таблиц по темам;
-
стенд для изучения ТБ;
-
макеты, модели, натурные образцы деталей и механизмов
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
мультимедиапроектор
Оборудование слесарно-механической мастерской:
-
рабочее место преподавателя;
-
рабочие места обучающихся;
-
комплект учебно-методической документации;
-
материалы, инструменты и оборудование для проведения практических работ
-
стенд для изучения ТБ
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
-
Вереина, Л. И. Техническая механика [Текст]: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. И. Вереина. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 224 с.
-
Покровский, Б. С. Основы слесарного дела [Текст]: Учебник для нач. проф. образования / Б. С. Покровский. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
Дополнительные источники:
-
Вереина, Л. И. Техническая механика [Текст]: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. И. Вереина. - 2-е изд., стер. - М.: ПрофОБРИздат,2002. - 173 с.
-
Вереина, Л. И. Техническая механика [Текст]: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. И. Вереина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 176 с.
-
Вереина, Л. И. Основы технической механики [Текст]: Учебник для нач. проф. образования: / Л. И. Вереина, М. М. Краснов - М.: Академия, 2004. - 80 с.
-
Мовнин, М. С. Основы технической механики [Текст]: Учебник для учрежд. средн. спец. образов / М. С. Мовнин, А. Б. Израелит, А. Б. Рубашкин. - Л.: Машиностроение, 1988. - 288 с.
-
Фещенко, В. Н. Слесарные работы при изготовлении, техническом обслуживании и ремонте производственных машин [Текст]: Учебное пособие для уч-ся учрежд. нач. проф. образования / В. Н Фещенко. - М.: Высшая школа, 2006. - 535 с.
Интернет-ресурсы:
-
Слесарное дело. Практическое пособие для слесаря. - Режим доступа: lib.rus.ec/b/174877/read
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе и/или результате проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, опросов, контрольной работы, а также выполнения обучающимися индивидуального проектного задания.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме, лабораторных и практических работ,
- наблюдение и оценка деятельности в процессе выполнения лабораторных и практических работ;
- проверка и оценка самостоятельных работ, выполненных обучающимися
- демонстрация навыка самоконтроля
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме, лабораторных и практических работ,
- наблюдение и оценка деятельности в процессе выполнения лабораторных и практических работ;
- проверка и оценка самостоятельных работ, выполненных обучающимися
- демонстрация навыка самоконтроля
собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме, лабораторных и практических работ,
- наблюдение и оценка деятельности в процессе выполнения лабораторных и практических работ;
- проверка и оценка самостоятельных работ, выполненных обучающимися
- демонстрация навыка самоконтроля
читать кинематические схемы
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме, лабораторных и практических работ,
- наблюдение и оценка деятельности в процессе выполнения лабораторных и практических работ;
- проверка и оценка самостоятельных работ, выполненных обучающимися
- демонстрация навыка самоконтроля
Знания:
виды износа и деформации деталей и узлов;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;
- - оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
назначение и классификацию подшипников;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
основные типы смазочных устройств;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
принципы организации слесарных работ;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
трение, его виды, роль трения в технике;
- экспертная оценка ответов по результатам устного и/или письменного опроса- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики
- оценка устного опроса;
- анализ и оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме;
- оценка результатов собеседования;
- демонстрация овладения алгоритма работы со справочной литературой;
- анализ и оценка защиты реферата;
- анализ и оценка ответов на экзамене
5