- Преподавателю
- Другое
- РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА – НАЛОГОВИКА
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА – НАЛОГОВИКА
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бочкарева Е.А. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Размышления о профессионализме преподавателя в области подготовки специалиста - налоговика
Е.А.Бочкарева
По мере развития рыночной экономики в России растет спрос на специалистов в области экономики и учебно-аналитической работы. И, следовательно, очевидна настоятельная необходимость в повышении качества профессионального образования экономистов - финансистов.
Одной из основных задач модернизации российского образования на современном этапе развития является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования». [11]
Это означает, что специалист, которого мы готовим сегодня, не должен ограничиваться знанием «техники и технологии» налогообложения. Как результат образования у него должно сформироваться представление о «картине мира», в которой отражены взаимодействия в системе «государство - налоги - общество».
В выполнении этой важной задачи решающая роль отводится педагогу.
Искусство работы педагога заключается, прежде всего, в педагогическом мастерстве. Опытный преподаватель, виртуозно владея приемами и методами, каждый раз создает новую ситуацию, способную повлиять на усвоение студентами учебного материала, закрепить полученные знания, умения и навыки. Для этого педагог должен соблюдать профессионально-педагогическую культуру преподавателя.
Профессионально-педагогическая культура преподавателя объективно существует для всех преподавателей не как возможность, а как действительность. Она достижима лишь для тех, кто способен к творческому осмыслению ценностей и технологий педагогической деятельности.
В современной культурологии творчество рассматривается многими исследователями в качестве интегративного, системообразующего компонента культуры.
В педагогической науке необходим анализ соотношения таких категорий, как «педагогическая культура», «личность педагога», «педагогическое творчество».
В философии проблема взаимоотношения личности, культуры и творчества нашла свое отражение в трудах Н. А. Бердяева. В том, что культура создается творческим актом, Н. А. Бердяев видел проявление гениальной природы человека. «Творчество есть огонь, - писал он, - культура же есть уже охлаждение огня. Творческий акт, творческий огонь находится в царстве субъективности, продукт же культуры находится в царстве объективности».
Важнейшей предпосылкой творческой деятельности служит способность выделять свое Я - профессиональное из окружающей педагогической действительности, противопоставлять себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать по поводу своих действий, слов и мыслей.
Профессиональное самосознание, с одной стороны, обеспечивает психологический самоконтроль личности, поддерживая таким образом четкость и напряженность интеллекта педагога, с другой - способствует социальной детерминированности творческой педагогической деятельности.
Творческий характер педагогической деятельности мобилизует все психические сферы (познавательную, эмоциональную, волевую и мотивационную) личности педагога. Потребность творить воплощается в специфических способностях, одной из которых является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Она помогает преподавателю активно преобразовывать педагогическую информацию, выходить за границы временных параметров педагогической реальности.
Успех самореализации как свободной деятельности личности определяется характером цели и мерой ее личного понимания и приятия. Общественно значимые цели профессиональной деятельности преподавателя должны приниматься полностью или частично, становясь личностно значимыми, субъективными. Осознание целей своей профессиональной деятельности, активно-положительное эмоционально-ценностное отношение к ней способствуют актуализации личностных профессионально-педагогических качеств преподавателя, создают условия для постоянного самопознания и самооценки, саморефлексии, саморазвития, самоутверждения как механизмов творческой самореализации.
Самопознание и самооценка находятся в диалектическом единстве с самореализацией. В процессе творческой деятельности происходит самопознание и формирование эмоционального отношения личности к себе; новый уровень самопознания и самоотношения выступает побуждением к осуществлению профессионально-педагогической деятельности на уровне личностно-смысловой активности, суть которой составляет стремление проверить себя, реализовать свои способности (интеллектуальные, нравственные, коммуникативные и др.).
Самопознание как процесс раскрытия личностью для себя своих потребностей, способностей, интересов сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Составляющие его самонаблюдение, самоанализ и саморефлексия не зависят от возраста, опыта, квалификации человека. Начинающий или даже опытный преподаватель отнюдь не всегда понимает свои личностные и профессиональные особенности. Возникает проблема моделирования собственной структуры личности как цели, средства и результата самопознания и самореализации. Моделирование и реализация профессионального Я свидетельствует о профессиональном росте и развитии личности преподавателя, о его творческих возможностях в осуществлении педагогической деятельности.
Саморефлексия как внутриличностный момент самореализации преподавателя направлена на восприятие и осмысление учебно-воспитательных ситуаций с точки зрения студента. Саморефлексия помогает представить студента не только объектом, но и субъектом педагогического процесса, понять суть субъект-субъектных отношений. Трансформация педагогической рефлексии в саморефлексию отражает высокую степень профессиональной культуры, свидетельствует о сознательном, творческом отношении к педагогической деятельности.
Проявляя себя в деятельности, личность стремится занять определенный социальный статус, т. е. самоутвердиться.
Самореализация является одной из форм профессионального самоутверждения преподавателя.
Способность к постоянному профессионально-личностному саморазвитию через максимально возможную реализацию своих творческих сил является одним из важнейших критериев личности преподавателя как профессионала. Инновационный стиль деятельности, готовность к систематизации, обобщению своего собственного опыта и опыта своих коллег становятся важнейшими характеристиками творческой деятельности преподавателя высшей школы.
Настоящее преподавание предполагает не только передачу студентам основ данной науки, но и постоянную демонстрацию возможных рассуждений по поводу этих основ, а также демонстрацию возможностей самого научного метода при анализе и решении психологических проблем. Только тогда студент будет понимать, зачем вообще нужны научные знания и методы, и именно тогда у него будет развиваться настоящая учебно-профессиональная мотивация. Кроме того, настоящее образование предполагает не столько формирование знаменитых «профессиональных знаний, умений и навыков - ЗУНов», но формирование на их основе Личности педагога - профессионала.
При формировании Личности педагога - профессионала обнаруживается огромное количество проблем, среди которых немало и этических проблем.
Одна из проблем - это проблема самоутверждения преподавателя в студенческой аудитории.
Конечно, самоутверждаться преподавателю надо, только, как и за чей счет. Если преподаватель творческая личность и у него есть собственные научные представления, то нередко в аудиториях он проговаривает их, наряду с другими точками зрения. И если студенческая аудитория воспринимает эти представления, то для самоутверждения преподавателя-исследователя это бывает не менее важно, чем признание его представлений в научной среде.
Преподавателю также важно самоутверждаться как мастеру педагогического процесса, которого не только уважают, но и любят студенты. И это также является серьезным показателем его (преподавательского) профессионализма. И когда некоторые преподаватели хвалятся своим коллегам, как студенты их «обожают» и «любят», то часто под этим подразумевается, что студенты таким образом оценивают их мастерство.
Проблемы начинаются тогда, когда самоутверждение превращается в самоцель, т.е. любовь и уважение пытаются достигать не счет своих оригинальных (и в чем-то даже рискованных) рассуждений, а за счет дешевых приемов «обольщения» аудиторий, или приемов «запугивания» бедных студентов, или за счет приемов «подыгрывания» несформировавшимся вкусам и научным (а чаще - псевдонаучным) пристрастиям студентов. Например, вместо того, чтобы знакомить обучающихся с уже устоявшимися представлениями, преподаватель обходит эти «скучные» темы и сразу обращается к популярным (вернее, популистским) темам, не имеющим ничего общего с серьезной наукой.
Одним из наиболее распространенных вариантов самоутверждения является организация «очень строгих» экзаменов и зачетов. Здесь преподаватель начинает буквально «свирепствовать», заставляя студентов воспроизводить массу совершенно ненужных и незначительных нюансов того вопроса, по которому они отвечают. При этом, естественно, в массовом порядке ставятся «неуды».
И все это, по мнению, таких «строгих» самоутверждающихся преподавателей и экзаменаторов должно способствовать повышению «качества знаний» и статуса преподавателей в глазах студентов. При этом давно подмечена одна интересная закономерность, чем солиднее ученый, тем в меньшей степени он позволяет себе такие варианты самоутверждения. И наоборот, чем ничтожнее данный преподаватель, тем злостнее он свирепствует на экзаменах и зачетах. К сожалению, подобный вариант самоутверждения часто бывает характерен для молодых, начинающих преподавателях: они как бы отыгрываются на простых студентах, к которым сами недавно относились. Как тут не вспомнить печально известную «дедовщину» в армии, когда старослужащие также «отыгрываются» на новичках, как бы мстя им за свои недавние унижения (хотя при чем здесь новички?).
Надо помнить, что сам экзамен - это возможность для студента за короткое время продемонстрировать суть рассматриваемого вопроса. К сожалению, часто на экзаменах идет довольно неприличная игра в мучительное воспроизведение несущественных деталей, которые нормальный человек (ради сохранения своего психического здоровья и очищения памяти от всякого мусора) достаточно быстро просто забывает. В итоге мы получаем много студентов-отличников, которые какое-то время хорошо разбираются в несущественных деталях, но не понимают чего-то более существенного… И в немалой степени этому способствуют некоторые самоутверждающиеся на экзаменах и зачетах преподаватели.
Проблема самоутверждения преподавателей осложняется еще и тем. что нередко студенты с пониманием воспринимают неоправданную строгость преподавателей, да потом еще и с радостью вспоминают это уже после окончания учебного заведения. На этой основе бывшие выпускники, когда они сами начинают преподавать и работать, начинают копировать поведение таких преподавателей.
Другая проблема - сложности финансового образования современных студентов, формирование налоговой культуры.
Сегодня очевидно, что для создания эффективной системы налогообложения требуются не только специалисты - практики, но и специалисты с теоретическими, фундаментальными знаниями.
Чтобы реализовать такой подход, необходим в первую очередь преподаватель профессионал. Для совершенствования образовательного процесса творчески мыслящих специалистов необходимо выполнение следующих условий: обеспечить постоянную взаимосвязь специальных и гуманитарных дисциплин; обеспечить углубленное изучение исторического и научного наследия по налогам; обеспечить изучение налоговой системы в комплексе масштабно.
Основа для понимания явлений общественной жизни закладывается на первых курсах. Необходимо уже с первого курса постоянно связывать изучаемый материал с выбранной специальностью. Чтобы выработать у будущих налоговиков не только навыки методического и методологического характера, но и понимание налогообложения как особого социального института необходимо с первых курсов строить переходы в специальные дисциплины и наоборот. Студентам нужно показывать важность изучения всех связанных с избранной специальностью дисциплин. Студента важно не просто научить, а научить учиться. Только так можно получить специалиста налоговика высокого уровня.
Задача преподавателя как раз и заключается в том, чтобы показать эту взаимосвязь как основополагающий принцип профессиональной компетенции.
История налогов - самая древняя, самая существенная часть истории финансов, поэтому преподаватель профессионал обязательно отразит в своих лекциях важность изучения истории налогов.
Чтобы привлечь студенческую аудиторию к осмыслению налогообложения, безусловно необходим высокий уровень профессионализма преподавателя, владение системным подходом к вопросам налогообложения. Он должен уметь заинтересовать студентов будущей профессией