Материал к уроку самопознания в 7 классе Этика взаимоотношений в коллективе

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока самопознания

Школа-лицей №28 Дата №13

Тема Этика взаимоотношений в коллективе

Ценность: Праведное поведение

Качества: чувство долга, ответственность, дружелюбие, тактичность, вежливость.

Педагог: Мелекеева С.К.

Класс: 7 класс

Цель: расширить представления учащихся об этике взаимоотношений в коллективе через ценность праведное поведение

Задачи:
- расширение представлений уч-ся о сущности взаимоуважения, взаимопонимания;
- развитие умения проявлять уважение, вежливость, тактичность к

окружающим людям;


- воспитание в себе такие качества, как чувство долга, ответственность.

Ресурсы: (материалы, источники)

ИКТ, тексты,

Презентация,

бумага А3, А4

учебник,

тетрадь

Ход урока:

1.Орг.момент.

- готовность к уроку, наличие учебных принадлежностей, 5 Д - дисциплина, долг, доброта, дружба, доверие

2.Позитивный настрой.

Закройте глаза, сядьте удобнее, пусть будут свободными ваши руки и ноги. Представьте себе,что вы оторвались от Земли и взлетели высоко-высоко в высь неба. Вы парите в синеве неба, наслаждаетесь тишиной и покоем. Посмотрите вниз и удивитесь , какими маленькими могут быть дома, леса, горы. Подумайте, какой же ты маленький в этом мире. Как хрупка наша жизнь, как тонка грань между жизнью и смертью , но как мы все необходимы этому миру, как эти вечные облака и небеса. Мы парим в небе и думаем о нашем мире, о добре и любви. У нас за спиной лёгкие белые крылья, мы возьмём одно пёрышко и отправим его на землю с любовью тому, кто в этом больше всего нуждается. Летит пёрышко плавно-плавно…. на душе светло и тепло , наша частичка любви долетит до адресата и подарит ему хорошее настроение. Ёще раз посмотрим с высоты на землю, махнем крыльями и опустимся на родную землю…..Медленно, медленно откроем глаза.. В душе покой и бесконечная любовь к миру. Сохраним эти чувства и настроимся на урок

3.Проверка домашнего задания.

-Что помогло понять молодой учительнице свою ученицу?

- Можно ли сказать что учитель - член коллектива класса? Почему?

4. Сообщение темы урока

«Этика взаимоотношений в коллективе»

  1. Беседа по вопросам

-Что такое коллектив? Какие коллективы вы знаете?

-Какие качества надо развивать в себе, чтобы установить добрые отношения с одноклассниками?

-Что такое «чувство долга»?

-Какое значение имеют такие качества человека, как чувство долга, ответственность, для создания в классном коллективе обстановки согласия и доверия?

-

Анализ хода урока

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя. Ф. Достоевский

-Как понимаете это изречение?


  1. Рассказывание истории. Беседа по вопросам

-осознание каждым учеником значения личных качеств в деле укрепления коллектива.

-За что вы уважаете себя?


-Как вы проявляете уважение к друзьям, к родным и близким?


-Как вы понимаете выражение «уважая других, уважаем себя»?


2. Чтение информации на с.64

Творческая деятельность.

Обсуждение ситуаций.

1-й рассказ

За пять минут до первого урока ученики сидели в классе. Гуля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Почему у тебя глаза на мокром месте? - громко закричала Жанат. - Что случилось? Расскажи! Кто тебя

обидел?
- Ну, давай рассказывай! - подскочила к Гуле Наташа

.
- Что случилось? Почему у тебя слезы? - закричали все.


Гуля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.


В чем была ошибка Жанат и Наташи?


Что вы сделали бы на их месте?


2-й рассказ

Папа подарил Вове на день рождения новые марки. Вова показал их своему приятелю Дархану и радостно

сообщил:
- Вот какие марки! Классная графика! Тебе нравятся?
- Да у меня таких навалом! - захохотал Дархан. - Что в них такого особенного? Они никаких ценностей не

представляют. Эх, ты! Тоже мне филателист! И твой отец хорош- в рамках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тeбе покажу мои?

Но Вова не захотел. И потом еще три дня с Дарханом не разговаривал.

Как вы думаете, почему?

Вывод:
«Ребята, учитесь чувствовать и понимать, что нужно вашему другу, маме, знакомому и просто человеку,

который находится рядом с вами, что для него важно, что может его обидеть, в чем он нуждается больше всего. Воспитывайте в себе тактичность и деликатность».

5.Творческая деятельность, индивидуальная и групповая работа.

Творческое задание .Составить правила поведения для одноклассников (в группе)
Правила дружного коллектива

1.Умей радоваться успехам другого

2.Предлагай помощь товарищу.

3.Не оставляй его в беде.
4.Утешь.
5.Поддержи товарища, когда у него неудача.

Индивидуальная работа.

На формате А4 нарисовать «Дерево уважения». Нарисовать на нем столько веток, сколько людей вы уважаете, на ветках следует написать, за что вы их уважаете.


  1. Групповое пение.

Песня о дружбе


  1. Домашнее задание.

С.69-70 Написать письмо-обращение


  1. Заключительная минута тишины.

Атмосфера доброжелательности, уважения, сложившаяся в отношениях между одноклассниками, помогает обрести верных и надёжных друзей.



Ресурсы к уроку

Урок мудрости для императора

В одном древнем императорском дворце, посреди тронного зала стоит воткнутый прямо в камень, которым выложен пол дворца, меч. Говорят, что это меч одного императора, прославившегося мудростью и великими делами…
Новый император, недавно коронованный, был совсем юным, однако уже успел наделать много шума в столице империи. Кто-то утверждал, что наследник - смелый и честный человек, другие его знали как горячего и тщеславного юношу, который забавы ради глумился над всеми высокопоставленными особами, выставляя их не в самом хорошем свете.
Когда молодой наследник сел на трон, генералы внезапно умершего старого императора, отца нынешнего властителя, были обеспокоены судьбой империи, и еще больше своей собственной судьбой, отчего стали подозрительными и чуть не начали между собой войну.
Тогда один из генералов предложил позвать известного в Китае буддийского мастера.
- Пусть он оценит нашего императора и скажет, что нам делать дальше, - сказал генерал, - раз уж мы сами не в состоянии справиться с одним мальчишкой.
- Этот "мальчишка" теперь император, - возразили генералы, но, за неимением лучшего, согласились на это предложение.
Буддийский мастер очень удивился, когда узнал, зачем к нему явились генералы императора, но согласился пойти во дворец. Юный император очень обрадовался приходу мастера и тотчас принял его. Молодой властитель часто посещал различных философов и учителей и всегда их щедро одаривал, впрочем, раздавая лишь государственные деньги.
- Я бы хотел поговорить наедине с императором, - сказал мастер, садясь на пол в тронном зале, чего в присутствии императора мало кто себе позволял.
Император выгнал всех прочь, даже дворцовую охрану.
- Так зачем же буддийскому мастеру понадобился я? - нетерпеливо воскликнул император, как только последний стражник покинул тронный зал.
- Ваши генералы обеспокоены судьбой империи и своей собственной, - честно сказал мастер, - и попросили моей помощи, чтобы я лично оценил Вас, мой император, и подсказал им, как действовать дальше.
- Вот же олухи! - воскликнул император и рассмеялся, - ну и что же вы намерены им ответить, мастер?
- Исключительно правду, - ответил мастер.
- Какую же? - допытывался император.
Мастер постучал пальцем об пол.
- Какой крепкий камень, - сказал он, - у вас прекрасный дворец, император.
- Это не моя заслуга, мастер, - сказал император, - так что же вы намерены сказать моим генералам?
- Еще слишком рано делать выводы, - уклончиво ответил мастер, - мой император, могу я попросить у вас кинжал?
Юноша встал с трона, подошел к сидящему мастеру и протянул ему свой кинжал. Мастер взял кинжал и нацарапал им на полу короткую прямую полосу. Полоса была еле видна, камень не желал поддаваться железу.
- Какой великолепно крепкий камень! - воскликнул мастер.
- Я вижу, вас больше интересуют полы моего дворца, нежели я сам! - гневно сказал молодой император.
- Прошу простить меня, - безмятежно ответил мастер и улыбнулся, - скажите, император, у ваших генералов много недостатков?
- Больше, чем звезд на небе, - ответил юноша, все еще хмурый.
- Припомните-ка их все.
Император рассмеялся и стал перечислять.
- Погодите, помедленнее, - остановил его мастер, - мне же нужно отметить.
Юный престолонаследник удивился, но стал говорить медленнее. На каждый недостаток мастер с силой царапал кинжалом по все той полосе на камне.
- Что вы делаете, мастер? - удивился император.
- Отмечаю недостатки ваших генералов, - ответил мастер.
- Но вы же каждый раз чертите по одной и той же полосе?
- Именно, - многозначительно сказал мастер, - продолжайте.
Юноша вновь рассмеялся и продолжил называть недостатки генералов.
Спустя некоторое время молодой император наконец сказал:
- Вроде бы все.
- Отлично, - сказал мастер, и растер получившуюся глубокую царапину рукой, отчего почти исчезла, - зовите своих генералов.
- Прямо сюда? - удивился император, - вы что же будете им при мне все говорить?
- А вам разве не интересно? - спросил в ответ мастер.
Император изумленно покачал головой, кликнул охрану и велел им привести имперских генералов. Вскоре те явились, делая кто изумленные лица, кто - пряча глаза, а кто - с вызовом смотря вперед.
- Я побеседовал с императором, - сказал мастер генералам, так, будто самого императора здесь не было, - и готов дать вам ответ.
Генералы молчали.
- У вашего императора много недостатков, - продолжил мастер, - но также много и достоинств. Перечислять я их не буду, вы и сами их прекрасно знаете.
Мастер сделал паузу.
- Император, можно ваш меч?
Юноша послушно извлек из ножен меч и протянул его мастеру. Мастер поставил меч на острие, придерживая его сверху пальцем.
- В каждом человеке всегда поровну добра и зла. Порою начинает перевешивать одно, - тут мастер качнул меч в одну сторону, - а порою - другое, - и мастер отвел меч в другую сторону.
Потом вернул меч в исходное положение.
- Однако стоит лишь чуть податься в одну сторону, непременно упадешь, - мастер отпустил меч и тот со звоном упал на пол.
Мастер встал.
- Настоящая же сила в равновесии, - мастер поднял меч и вновь поставил его на острие.
И повернулся к императору.
- И все же, каким бы ни был искусным меч, он не сможет стоять сам по себе. Даже самому лучшему клинку требуется опора.
И мастер вновь повернулся к генералам.
- И если однажды найти эту опору, то никто вовек не сможет тебя опрокинуть.
Тут мастер поднял меч и с силой вонзил его в камень. И меч, вместо того, чтобы сломаться, пронзил камень…
Мастер, не говоря более ни слова, отпустил рукоять самостоятельно стоящего меча и пошел прочь. И никто из изумленных генералов не заметил, как нахмурился молодой император, вдруг заметив, что лезвие меча вонзилось ровно посередине той нацарапанной полосы, в которой мастер отмечал недостатки генералов.
Говорили, что многие после пытались повторить чудо буддийского мастера, но им, конечно же, не удалось - клинки, какими бы крепкими они ни были, ломались о камень.
И еще говорили, что не было правителя мудрее и могущественнее, чем тот император, чей клинок до сих пор пронзает камень императорского дворца…

Карточки с цитатой


1. Уважение других дает повод к уважению самого себя. Р. Декарт.


2. Подобно тому, как любовь без уважения недолговечна и непостоянна, так и уважение без любви холодно и немощно. Б. Джонсон.


3. Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут. Я. Карамзин.


4. Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают .Б. Паскаль.




© 2010-2022