Статья Роль семьи в этнокультурном образовании

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Филиал Муниципального автономного образовательного учреждения «Полуяновская средняя общеобразовательная школа»-«Епанчинская основная общеобразовательная школа имени Я.К.Занкиева»












«Роль семьи в этнокультурном образовании»»











Автор:

Тимканова Танзиля Мухаметовна -

учитель первой квалификационной

категории






Тобольский район

д.Епанчина

2015г.

«Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»

В.В.Путин

Епанчинская школа, имеющая богатую стопятнадцатилетнюю историю, прошла трудный, извилистый путь становления от двухклассной национальной до современной национальной школы.

В 1900 году местный бедняк Хоснулла Хабибуллин на свои сбережения за 7 рублей купил дом в 5 шагов в ширину, в пять шагов в длину и открыл 2-классную школу. Он обучал детей только устно, т.к. сам не умел писать.

После окончания Омской Расулии в 1907 году в родную деревню приезжает Рахим мулла Речебакиев. Под его началом школа реорганизуется в начальную школу, где впервые были введены светские предметы: география, арифметика. Начальная школа просущес­твовала до 1931 года.

В 1931 году в Епанчина был направлен молодой учитель Мухамет Урамаев, при котором школа стала пятилеткой, и в эти годы была создана пионерская организация. Школа была тогда единственным очагом света и культуры, оставившая добрую память в душе своих учеников. Не зря один из ее талантливых учеников Я.К.Занкиев- первый заслуженный учитель СССР Тобольского района, бывший директор школы увековечил имя своего учителя в образе главного героя Уразаева Мухамеда в романе "Зори Иртыша"

После Урамаева заведующим начал работать З.Р.Бекшенов - человек передовых взглядов, активный общественник, продолживший традиции своего предшест­веника. Он принял активное участие в создании первых колхозов. При нем школа стала неполной средней и просуществовала до 1961 года (тогда она была преобразована в восьмилетку).

В 1950 году эстафету от своих учителей принимает Я.К.Занкиев. В те годы школа размещалась в шести разрозненных маленьких домах, что было очень неудобно для учащихся и учителей. Нужна была новая типовая школа. И такая школа была построена по инициативе Я.К.Занкиева хозяйственным способом. Большую материальную и моральную помощь оказали председатель колхоза "Путь Ленина" Н.А. Никонов, председатель райисполкома В.И.Ловыгин. Заведующий Тобольским РОНО В.П.Суслов помог построить интернат в кирпичном исполнении. И даже эта новая школа, где были оборудованы классы-кабинеты, актовый и спортивный залы, библиотека, не вмещала в одну смену всех учащихся. В школу ходили дети из 18 деревень, классы были переполнены. Педагогический коллектив отличался дружным характером, бесконф­ликтностью.

В школе были созданы все условия для всестороннего воспитания и образования детей: построены котельная, мастерская, интернат, столовая на 60 посадочных мест.

С 1988 по 2009 года Епанчинская школа была средней. В 2012 году школа стала филиалом Полуяновской средней школы.

За время существования школы (с 1900 г.) в школе проработало более 150 учителей. В настоящее время школьный учительский коллектив составляет 6 человек.

Школа и поныне старается хранить традиции тех, кто когда-то, в далекие советские времена делал ее центром села, его визитной карточкой.

Находясь на территории компактного проживания татарского населения в д.Епанчина,имея 100% детей татарской национальности, в школе организовано обучение татарскому языку и литературе. Разработана нормативная документация. Учебный план школы составлен на основе второго варианта Базисного учебного плана для школ с этнокультурным компонентом. В уставе школы заложен добровольный принцип изучения предмета, по желанию родителей. Все учащиеся школы изучают родной язык. Итогом обучения является сдача государственного экзамена в 9 классе для изучающих татарский язык.

Дать качественные знания в различных областях науки, привить любовь к родному языку, воспитать учеников на основах народной культуры, вырастить поколение, знающее традиции и обычаи своего народа - вот те основные задачи, которые поставил перед собой педагогический коллектив школы Епанчинской школы с этнокультурным(татарским) компонентом.

Поставленные задачи решаются через внедрение татарского этнокультурного компонента в учебно-воспитательный процесс школы.

Делаются основные акценты на следующие направления деятельности:

изучение татарского языка и литературы как самостоятельного предмета, начиная со второго класса;

введение занятий внеурочной деятельности «Родное слово»;

ведение в календарно - тематическое планирование педагогов блока по изучению татарской музыки, костюма, танца, кухни (уроки музыки, технологии, ИЗО);

организация кружковой работы;

сотрудничество и совместное проведение мероприятий с организациями, работающими по развитию татарской культуры, со школами Тобольского района, в которых преподается татарский язык;

работа с родительской общественностью.

Педагогический коллектив имеет достаточную квалификацию для реализации всех направлений.

В школе активно внедряются новые педагогические технологии. Каждый педагог может организовать урок, используя в работе компьютер, мультимедиа.

В связи с тем, что татарский язык и литература преподаются в школе за счет часов школьного компонента в объеме двух часов в неделю, педагог школы самостоятельно составляет рабочую программу, календарно-тематическое планирование и подбирает УМК. Идет адаптация рекомендованных программ к условиям школы. На педсоветах и методобъединениях обсуждаются вопросы введения этнокультурного компонента в предметы федерального компонента учебного плана.

Учитель татарского языка целенаправленно работает над подготовкой обучающихся к олимпиадам, и показывают достаточно высокие результаты. С целью привития любви к родному языку ведет большую внеклассную работу.

Школа владеет хорошим библиотечным фондом, который ежегодно пополняется новой литературой. Школьная библиотека оснащена достаточным количеством электронных учебников, в том числе по татарскому языку и литературе.

В условиях нашей школы есть свои особенности в организации преподавания татарского языка. Родители, приводящие ученика в школу, знают свой родной язык и обучались ему в школе. Родители относятся позитивно к изучению языка их детьми.

В рамках дополнительного образования в школе проводятся кружки: «Юный краевед», «Час музея», «Музей «Память».

Кружки учат знать и ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа, замечать сходство и различие между людьми разных стран и национальностей, видеть в этом различии возможность понять и удивиться друг другу и признать разнообразие важнейшим условием нашей жизни. На уроках краеведения знакомятся с историей Тюменского края, Тобольского района, д.Епанчина.

Во внеурочной деятельности продолжается этнокультурное образование детей.

В развитии толерантной личности актуальной является роль семьи с ее уникальным укладом, поэтому необходимо привлекать к этой работе родителей. В начальной школе разработаны авторские программы семейных клубов. Семейный клуб - это объединение детей и родителей с целью создания единого воспитательного пространства. Родители и дети сами планируют, организуют и проводят встречи в клубе. На этих встречах большое внимание уделяется этнокультурному воспитанию, проводятся занятия на темы «Русские и татарские национальные костюмы», «Моя семья», «Легенды и сказания народов Тюменской области», «Рукотворное чудо», организуются экскурсионные поездки в музеи города и района.

Успешно прошел День национальных культур «Я, мы, все!» Программа праздника включала знакомство с национальными костюмами, танцами, играми, кухней народов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Татарстана.

Большой популярностью в школе пользуется наш детский театр «Вдохновение» под руководством учителя первой категории Тимкановой Т.М. В репертуар театра входят спектакли, поставленные по мотивам русских народных сказок, например, «Репка», «Лубяная избушка», произведениям Я.К.Занкиева «Мачеха».

Этнокультурное образование детей продолжается и в летний период.

При переходе из начальной школы в среднее звено наблюдается преемственность в этнокультурном образовании учащихся. Мы гордимся результатами наших учащихся, участвующих в исследовательских конкурсах: всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся, фотоконкурс всероссийский«Семья-счастливые дети», 1 место; районный конкурс чтецов «И туган тел, и матур тел …», призер; Областной конкурс сочинений «Моя семья в ВОВ», «Моя малая родина», 3 место, районный конкурс «Семейные традиции», участие; районный конкурс «Наследники», 2 место; областной конкурс «Сулеймановские чтения», участие.

Педагогический коллектив школы считает деятельность по формированию у детей навыков этнокультурного необходимой и значимой.

После окончания школы выпускники уходят в школы, колледжи, техникумы, где язык, к сожалению, не востребован и не изучается. Тем не менее, педагоги стараются, чтобы интерес к изучению языка не ослабевал. Большую помощь при этом оказывают родители, семья

При организации воспитательной работы в школе педагогический коллектив использует разработанную программу «Воспитание толерантности в условиях школы с этнокультурным (татарским) компонентом». В основу программы положены четыре подпрограммы:

  1. Воспитание школьников в условиях школы с этнокультурным компонентом»

  2. «Трудные дети»

  3. «Здоровье»

  4. «Основы народной татарской культуры»

Активное вовлечение обучающихся во внеклассную и внеурочную деятельность, восприятие языка через музыку, стихи помогает формированию языковой культуры, развитию познавательных интересов, прививает любовь к родному языку.

Воспитательный потенциал самой народной педагогики очень велик. Ее использование помогает формированию духовно-нравственных качеств личности школьника.

Максимальный охват внеурочной деятельностью - одна из составляющих успеха воспитательного процесса.

Школа имеет свои традиции и традиционные мероприятия, в основе которых лежат национальные традиции и обряды.

Проводятся праздники:

  1. День матери.

  2. День пожилого человека.

  3. Встречи с ветеранами ВОв, оказание шефской помощи.

  4. Неделя детской литературы.

  5. День родного языка.

  6. День театров и музеев.

  7. День народного единства.

  8. День толерантности.

  9. День национальных культур.

  10. Неделя татарского языка.

  11. Месячник, посвященный Я.К.Занкиеву

  12. Национальные праздники ( Ураза байрам, Науруз и т.д.).

Стали традиционными вечера, посвященные татарскому поэту Габдулле Тукаю; фольклористу, уроженцу поэту Мусе Джалилю, земляку, бывшему директору школы, первому сибирско-татарскому писателю Я.К.Занкиеву. В рамках литературной гостиной школьники встречаются с тюменскими писателями и поэтами (Ракип Ибрагимов, Галия Абайдуллина, Халима Уразова и др.).

Сформированные в процессе этнического воспитания критериальные основания личностных качеств человека сводятся к различным сторонам жизни и составляют этнокультурный кодекс семьи:

1.Обязательное знание своей родословной.

2.Закон почитания «отчего дома».

3.Через знание своей родословной познание истории своего народа.

4.Через почитание предков, вернуть верность их памяти, укрепление и возрождение с новым поколением связи времени "отца -деда", "бабушки - матери", 'братьев и сестер".

5. Святость, сокральность семейно - род­ственных отношений (культ матери, культ ре­бенка, культ предков) как основа общечелове­чески вечных, непреходящих ценностей.

В школе большое внимание уделяется воспитанию детей в лучших традициях народа, приобщению к родной культуре, искусству. На протяжении нескольких лет в школе ведется работа по изучению детьми своей родословной, разработан и внедрен проект «История нашей деревни и школы». Это направление работы основывается на главном принципе этнопедагогики - культе предков и стала возможной при тесном взаимодействии с семьей.

Знание родственного древа, почитание достойных предков, их пример и образец для подражания, возможно, прежде всего, заложить в семье. "Изучая дедов, узнаем внуков, т, е. изучая предков, узнаем самих себя, - писал выдаюшийся русский историк И.О. Ключевский, -без знания истории семьи, рода должны при­знать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремится".

Реализация программы в школе начинается с 1 класса. Дети вместе с родителями оформляют альбом «Моя родословная».

В проекте «Знай свою родословную» участвуют учащиеся, родители, бабушки, дедушки, педагоги. Дети начинают сбор информации для генеалогической карты с первого класса. Вместе со старшими готовят генеалогические альбомы со своей родословной до седьмого колена. Учащиеся пишут о себе, родителях, дедушках и бабушках, о знаменитых предках, о происхождении их рода.

Целью данного проекта является:

  • Воспитание патриота, гражданина, знающего свои корни, историю своего народа, историю своей страны.

  • Формирование у детей национального самосознания, ориентированного на общечеловеческие ценности.

  • Развитие творческих способностей детей.

  • Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.

  • Сохранение духовно-нравственных традиций в татарской семье.

В 1 классе педагоги привлекают родителей к составлению древа семьи.

Проект начинается со знакомства учащихся с терминологией родства, изучения с детьми пословиц, поговорок о семье. Родители подбирают материал к генеалогическому альбому(фото, статьи, легенды).

Во 2-4 классах продолжается работа по составлению страниц родословной при активной поддержке родителей.

На уроках татарского языка обучаем составлять рассказы о семье. Члены семьи оказывают помощь в выявлении родственников - участников Великой Отечественной войны, сборе материала об истории семьи в годы ссылки (воспоминания дедушек и бабушек). С родителями проводятся семинары, конференции, конкурсы, декады семьи, лектории, национальные праздники. Например, семинары на такие темы:

  • Воспитание в татарской семье;

  • Женщина-мать - хранительница семейного очага;

  • Мужчина ради Отечества;

  • Как составить генеалогический альбом (семинар-практикум).

На родительских лекториях ведется знакомство с традициями почитания старших, речевого этикета в семье.

Таким образом, выпускник начальной ступени, благодаря родителям и педагогам, составляет генеалогический альбом, знает имена предков по меньшей мере до седьмого колена, свою малую родину, где родились его предки, тем самым он приобщается к истории народа, страны.

Принципиальное значение имеет изучение своего родного древа, поскольку этим путем до­стигается своеобразный генетический код, осоз­нается вес положительных и отрицательных се­мейных традиций, чтобы никогда из семей не ис­чезала их история, так как всегда есть возмож­ность формирования сильных, как у предков ха­рактеров для достижения поставленных целей, установления более тесной связи с землей, с ис­торией родиной. Нет прочной семьи, род вообще распадается. Опора рода - прочные семьи.

Особый акцент в воспитании школьника делается на кодекс нравственной самодисциплины в татарской семье.

Через изучение «Основы религиозных культур и светской этики» учим детей контролировать себя, сдерживать свои желания, вести себя правильно, держать душу в чистоте и быть верным своим словам.

Так, семейные традиции воспитания, тесно переплетаясь с религиозными заповедями, становились правилами и нормами этикета.

Семья зани­мает особое место в культуре этноса. Нацио­нально-культурное воспитание ребенка напря­мую зависит от духовно- нравственного потен­циала семьи. Семья - источник любви, уваже­ния, солидарности, привязанности. Многие настоящие и будущие радости, элементы твор­чества, беды и потрясения, духовности, толе­рантности закладываются в семье. В семье рождаются этнокультурные ценности, воплощенные в традиции, которые в дальнейшем переда­ются из поколения в поколение. Через ценно­стные ориентиры, существующие в семье, идет освоение культурных традиций, навыков соблю­дения этики и этикета. Через систему этнокуль­турных ценностей каждый народ воспроизво­дит себя, свою духовную культуру, свой харак­тер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

Выпускник, оканчивая школу, владеет основными общечеловеческими ценностями, знает свою культуру, уважает культуру других народов, имеет свой собственный взгляд на мир, социально ответственен, имеет высокий уровень самосознания, обладает способностью к саморазвитию и самосовершенствованию, владеет позитивным отношением к здоровому образу жизни и ведет здоровый образ жизни. Вот те качества, которые стремится выработать у своих учеников педагогический коллектив нашей школы.

Использование в учебно-воспитательном процессе этнокультурного (татарского) компонента дает положительные результаты в этнокультурном образовании и воспитании. В школе нет отсева, нет правонарушений, сформировано позитивное отношение к здоровому образу жизни и труду. Выпускники хорошо адаптируются в обществе, с уважением и любовью относятся к школе, в которой учились.
















© 2010-2022