«Формы проведения открытых занятий по хореографии»

Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют  детей физически,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка «Формы проведения открытых занятий по хореографии» (мастер-класс)


Составитель:

Трегубова Анна Сергеевна, п.д.о.

МБОУ ДО «ЦДОД им. В. Волошиной», г. Кемерово.


Пояснительная записка

Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении.

Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ.

Сейчас в хореографическом искусстве существует большое многообразие танцевальных направлений. Происходит слияние различных техник джаз-модерн танца и направлений современной хореографии. Прежде всего, соединяется не просто джазовый танец, модерн-танец и классический балет, но и такие направления хореографии, как: афро-джаз, хип-хоп, бродвейский джаз.

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.

Одной из главных форм учебных занятий, наряду с концертной деятельностью, является открытое занятие по хореографии. В зависимости от педагогических задач занятие по хореографии можно классифицировать:

• обучающее

• тренировочное

• контрольное

• разминочное

• показательное

Рассмотрим более подробно каждое из них.

Обучающее занятие. Основная задача - освоение отдельных элементов и соединений. Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитания музыкальности, выразительности. Характерными особенностями его является использование раздельного метода проведения упражнений с многократным повторением их и расчленением соединений на отдельные компоненты, выполнение ряда подготовительных упражнений, подводящих к "генеральному" движению. В многолетней подготовке данный вид занятия находит наибольшее применение на этапах начальной, специальной и углубленно-специальной подготовки при освоении новых композиций.

Тренировочное занятие. Главная задача - подготовка организма к предстоящей работе, а также сохранение достигнутого уровня хореографического мастерства. Подбор и дозировка упражнений направлены на решение задач специально-двигательной подготовки, совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений.

По сравнению с обучающим занятием тренировочный является более узконаправленным.

Контрольное занятие. Задача - подведение итогов освоения очередного раздела хореографической подготовки. Например, после освоения элементов классического танца провести "открытое занятие", выставляя оценку (по пятибалльной системе) каждому обучающемуся.

Разминочное занятие. В период непосредственной постановки концертных номеров или подготовки к конкурсу рекомендуется выполнять стабильный комплекс упражнений, цель которого - разогрев мышц и связок , и снятие излишней психологической напряженности (возбуждения или, наоборот, заторможенности). Этому способствуют привычные, индивидуально подобранные упражнения, которые по мере усвоения, танцоры выполняют самостоятельно (индивидуальная разминка).

Показательное занятие. Оно объединяет весь ранее изученный материал, дает четкое представление о хореографической подготовке танцора и его техники исполнения (ведь танцоры выходят на сцену). Главное здесь - это зрелищность, которая будет определяться характером движений, оригинальностью музыки и художественного образа.

Структура занятия по хореографии является классической: подготовительная, основная, заключительная части.

В подготовительной части занятия проходит мобилизация обучающихся к предстоящей работе, подготовка к выполнению упражнений основной части занятия.

Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные движения, общеразвивающие упражнения. Такие упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы.

В той части занятия, которая является основной, применяется уже большее количество разнообразных движений: элементы классического танца, элементы джаз-модерн танца, элементы свободной пластики, акробатические и общеразвивающие упражнения. Различные средства хореографической подготовки обогащаются, взаимно проникая друг в друга.

Подразделяют три вида основной части занятия:

• первый строится на основе классического танца;

• второй основан на элементах джаз-модерн танца;

• третий преимущественно построен на движениях свободной пластики.

Однако, в большинстве случаев, применяются смешанные варианты, где в различных сочетаниях чередуются всевозможные средства хореографической подготовки.

Форма основной части зависит от организации урока. Наиболее простая форма - одночастная, когда упражнения проводятся только у станка только на середине зала или только в партере. Это может зависеть от продолжительности урока.

В заключительной части занятия необходимо снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание (умеренной интенсивности). При утомлении для эмоциональной настройки к последующей работе рекомендуется применять танцевальные движения и комбинации из современных танцев. В заключительной части подводятся итоги. Во время контрольного занятия дается оценка каждому обучающемуся.

Принципы построения занятия по хореографии

Построение занятия определяется 4 условиями:

• соразмерностью отдельных частей занятия;

• подбором упражнений и последовательностью выполнения;

• чередованием нагрузки и отдыха;

• составлением учебных комбинаций на занятии.

В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей занятия по хореографии может меняться. В среднем основная часть занятия при любой его продолжительности составляет около 80% общего времени.

План-конспект мастер-класса

В МБОУ ДО «ЦДОД им.В. Волошиной» есть прекрасное объединение для девушек - Школа совершенства «Art-style». Школа помогает приобрести девушкам грацию, пластику и уверенность в себе. Здесь ведутся такие предметы как дефиле, фотостилистика и хореография. По окончании обучения особенно талантливые и целеустремленные девушки находят дальнейшее творческое развитие в хореографическом коллективе «Art-style». Основное направление деятельности коллектива - джаз-модерн танец. Мною разработана образовательная программа по «Джаз-модерн танцу», рассчитанная на 3 года обучения. Возраст обучающихся 13-17 лет. Целью программы является формирования творческих способностей обучающихся средствами хореографического искусства в условиях дополнительного образования.

Для своей защиты я взяла показательное занятие по джаз-модерн танцу под названием «Рисуем красками танца». Это занятие интересно своей формой проведения и подачей материала.

Цель мастер-класса: через нестандартную форму проведения открытого занятия приобщить детей к творчеству и коллективной работе.

Задачи:

1. Воспитать в обучающихся выносливость, выполняя сложную коллективную работу.

2. Повысить технику исполнения обучающихся и подвести итог за полугодие.

3. Вовлечь детей в творческий процесс и дать им возможность попробовать самим объединить весь проученный материал.

Вступительное слово педагога. Хореографическое искусство одно из самых зрелищных и ярких видов искусств. Здесь все взаимосвязано художественный образ, музыка, сценический костюм, композиция танца и пластика и очень важно грамотно это преподнести зрителю. Создание хореографического номера или спектакля это захватывающий творческий процесс как для педагога, так и для обучающихся. Имея большой запас наработанного материала, т.е. танцевальных комбинаций, самой главной задачей было объединить их одной общей идеей и вдохнуть в них новую жизнь.

Каждый человек сам создает себе настроение и привносит в свою жизнь яркие краски. У кого-то живопись и архитектура вызывает яркие эмоции, у кого то музыка, кому то танец помогает справиться с плохим настроением. Любовь к танцу и стала основной идеей открытого занятия, которое и получило свое название: «Рисуем красками танца». Но рамки хореографического зала не позволяли мне в полной мере отобразить мой замысел, поэтому весь урок мы перенесли на сцену. Большой вклад в открытый урок внесли дети. Помогали готовить необходимый реквизит, сочиняли стихи специально для урока, где раскрывается тема, и рисовали картину.

Необходимое материально-техническое и учебно-методическое обеспечение: ватман белый, цветная бумага, краски, белая ткань, музыкальное оборудование.

Ход проведения мероприятия:

Чтобы создать позитивную атмосферу в зале и всех зрителей приобщить к танцу мы ввели правило, что каждый гость при входе в зал должен повторить хотя бы одно движение, которое показывали девочки. Так же в зале стояли переносные доски с белым ватманом и маркерами для желающих оставить отзыв и написать пожелание коллективу. Все гости охотно танцевали, оставляли отзывы и общались друг с другом.

Через белую ткань мы отобразили мир вокруг нас, что когда смотришь вокруг, то всё кажется черно-белым, поэтому участники были одеты в белые майки и черные лосины. Яркие цвета и одежда привлекают внимание окружающих людей и порой вызывают разные эмоции. Так же и у нас на занятии одна из участниц выходит в цветной рубашке, но остальным это не очень нравится. И не смотря на это, она пытается всем показать всю прелесть ярких цветов, обращая взор зрителей на картину, где нарисована цветная палитра с красками. И все заражаются этим цветным настроением, играя цветными шариками, кидают их в зрителей и радуются ярким краскам. Белый лист, который все занятие висел на задней кулисе, разрисовывают сами танцоры, оставляя на нем цветные отпечатки своих ладоней, в танце раскрашивают свои майки и обмениваются своими яркими эмоциями друг с другом.

На протяжении всего занятия обучающиеся исполняют танцевальные комбинации, выполненные в разных направлениях хореографии, постепенно усложняются движения и техника исполнения.

Ход занятия:

  1. Разминка

  2. Plie

  3. Battement tendu, battement tendu jete

  4. Rond de jamb parterre

  5. Кросс

  6. Свинг

  7. Adajio

  8. Grand battement

  9. Прыжковые комбинации

  10. Контактная импровизация

  11. Танцевальные комбинации

  12. Комбинации в партере

  13. Партнеринг

  14. Танцевальные комбинации

  15. Финал «Рисование»

Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность для занимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми. Рекомендуется сначала применять движения несложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность выполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, применять упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку. Важное место в построении занятия занимает методика составления учебных комбинаций (комбинированных заданий), т.е. различных соединений из движений классического и современного танцев, прыжков, равновесии, поворотов, акробатических элементов и т. п. Здесь не может быть единого рецепта, многое зависит от квалификации хореографа. Однако и здесь существуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать:

1.Возраст и возможности учениц, периодизацию спортивной тренировки, этап подготовки.

2.Логическую связь движений, а именно:

• положение тела в конце каждого движения должно служить исходным положением для выполнения последующего;

• все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь и дополнительное (функцию связи).

3.Оптимальную трудность композиции. Не следует недооценивать или переоценивать возможности обучающихся.

4.Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо знакомые движения с недавно освоенными, не увлекаясь при этом чрезмерным их разнообразием.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнения, где ясно прослушивается музыкальная фраза, укладывающееся количество тактов, соответствующее продолжительности упражнения. Давая определенный темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его выполнению и одновременно приучает обучающихся понимать соответствие между характером музыки и характер движения. Определенный метр, темп, рисунок выявляют и подчеркивают технический характер движения: мелодия, разнообразно гармонизированная, создает эмоциональную окраску движений, подчиняет движения музыке и обеспечивает музыкальную насыщенность уроку. Если в хореографическом номере мы подчиняемся музыке, передаем ее содержание и форму, то в уроке происходит обратное явление: музыка должна по своей форме подчиняться движению. Все комбинации урока должны строиться с учетом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Музыкальные фразы могут быть малые и большие: четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два и т.д.

Все музыкальное сопровождение для открытого урока полностью подобрано педагогом. Для каждой комбинации движений есть своя определенная музыка. Хотя иногда комбинацию, при желании, можно наложить на любую музыку. Большая сложность состояла в компоновки музыки, поскольку нужно было четко подогнать комбинацию так, чтобы в ней было ровное количество тактов с учетом переходов из комбинации в комбинацию. Общая продолжительность открытого урока была 40 минут, как и положено для стандартного открытого урока по хореографии. Такая сложная работа помогла сплотить коллектив и открыть новые горизонты для дальнейшего творчества.

В конце урока были зачитано стихотворение, сочиненное одной из участниц коллектива, и в полной мере отображающее все то о чем мы хотели сказать на сцене.

Яркие краски

Как же часто живя заботами,

Редко пользуясь красками разными,

Мы используем лишь черно-белые

Поступаем так напрасно мы.

Так давайте оглянемся вместе все

И изменим всё то, что нам дорого

Разукрасим всё красками яркими

В жизни так не хватает доброго.

Для улыбок возьмём мы желтую,

А для счастья ярко-оранжевый,

Цвет покоя раскрасим зеленым мы

Для тревоги оставим красную.

Для мечты голубую используем,

А для грусти немного сиреневой.

Белый цвет пустоты, безразличия

Нежно- розовым теплым заменим мы.

Надо помнить об этом и чувствовать

Если вдруг все останется сереньким

Непременно вкраплять того желтого,

Нежно-розового вместо беленького.

Ведь от нас это всё зависит

Мы хозяева ситуации!

Улыбайтесь друг другу желтым вы

И придет ваше счастье оранжевым.

Лишь тогда ваше сердце раскроется

Все мгновенья плохие забудутся!

Вся планета зеленым покроется

Все мечты голубые сбудутся

Список литературы+

1. Азаров, Н.П. Искусство воспитывать [Текст] / Н.П. Азаров - М.: Просвещение, 1985. - 449с.

2. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз (начало обучения). [Текст] / В.Ю. Никитин // Я вхожу в мир искусств. - 1998 - №4.

3. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз (продолжение обучения). [Текст] / В.Ю. Никитин // Я вхожу в мир искусств. - 2001 - №3.

4. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать. [Текст] / Т.В. Пуртова - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 - 256с.

5. Светинская, В.С. Танцевальные постановки для детей. [Текст] / В.С. Светинская - М.: Искусство, 1996.- 205 с.

6. Сенсевич, И.П. Современные танцы. [Текст] / И.П. Сенсевич - М., Советская Россия, 1970. - 127с.

7. Gunther H. «Jazz - dance», - Berlin, - 1992 - 68с.

8. Головинский, Г. Е. Книга о музыке. [Текст] / Г. Е. Головинский - М.: Советский композитор, 1987.-592с.

9. Тарасов, Н. В. Классический танец. [Текст] / Н. В. Тарасов - М.: Искусство, 1988. - 479с.

10. Калошина, И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. [Текст] / И. П. Калошина - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 168 с.



© 2010-2022