Синергетика как основа интеграции

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Синергетика как основа интеграции школьных дисциплин.

Слабая обеспеченность интегрированного обучения учебно-методическими компонентами является основной причиной того, что этот вид обучения в данное время находится в состоянии поддерживания межпредметных связей, которые не могут формировать у учащихся обобщенно-научный взгляд на окружающий мир. Интеграцию предметов реализуется в соответсвии со следующими принципами:

● комплексные проблемы окружающего мира следует изучать с единой точки зрения, с позиции общей методологии;

● исследование конкретного объекта или явления с позиции различных дисциплин должно сводиться к выявлению свойств обобщенного характера;

● школьников нужно обучать многомерному видению изучаемых объектов и явлений;

● надо внедрять основные принципы и идеи «опережающего» обучения в структуру современного образования, которое является главным условием устойчивого развития общества и природы.[Иванцова, 2005, с. 51]

Учение самоорганизации позволяет реализовать междисциплинарный подход к изучению сложных объектов и процессов, обеспечивает формирование у учащихся многомерного и вероятностного их видения, что является важным условием реализации «опережающего» образования. Таким образом, синергетический подход к образованию дает возможность более продуктивно осуществить интеграцию предметов. «Если до синергетики не было теории, которая позволяла бы свести воедино результаты, полученные в различных областях знания, то с ее возникновением открылись принципиально новые возможности синтеза научного знания» [Виненко, 1997, с. ].

Синергетика сама по себе - интегральная, междисциплинарная теория. Благодаря ей окружающий мир (человек, общество, цивилизация, культура, Разум, живая и неживая природа, экология и Вселенная) изучается не по частям, а как одна целостная глобальная самоорганизующаяся система. На основе интеграции знаний формируется новая система обобщенных понятий - понятийный аппарат синергетики, развивается теория самоорганизации, устанавливаются принципы синергетики. «Интеграция знания ведет к формированию универсальной, по сути синтетической системы основных понятий, принципов и теорий, обуславливающих создание универсального научного мировоззрения» [Гельман, 1993, с. ].

Одной из основных задач обучения выступает формирование интеллектуально развитой и функционально грамотной личности, обладающей интегративными способностями, которые проявляются у тех, кто обладает синергетическим подходом к окружающей действительности. Данный подход предполагает:

● познание объектов вокруг нас не фрагментарно, а целостно;

● овладение вероятностным подходом к анализу социальных и природных явлений;

● отказ от укоренившегося понятия о «всемогуществе» человечества и т.п.

Важными функциями интеграции предметов является систематизация и обобщение знаний и умений в процессе обучения интегрированным курсам или при проведении интегрированного урока и освещении темы: «Эффективным способом погружения школьника в мир идей синергетики является изучение специального курса, отличающего ярко выраженным межпредметным характером» [Виненко, 1999, с. ].

Для школьника самоорганизация- это путь к самостоятельности, а также умение преобразовывать полученные знания и представлять материал в удобной для себя форме.

Доказано, что лучшее управление - это самоуправление. Ведь важна не передача знаний как таковых, а умение владеть способами пополнения знаний, быстрая ориентация в разветвленной системе знаний, овладение способами самообразования.

Синергетика приводит к новому диалогу человека с самим собой, а также с окружающими его людьми. Нелинейная ситуация, определяемая как ситуация бифуркации, что означает состояние неустойчивости нелинейной среды, ее чувствительности к малым воздействиям связана с общей неопределенностью и возможностью выбора. Как правило, человек, делая выбор дальнейшего пути, ориентируется на один из путей эволюции сложной системы, полученный из собственного опыта, ну и на свои ценностные предпочтения. Из всех путей он выберет наиболее благоприятный для себя путь, который будет одним из спектра путей, выделенных внутренними свойствами этой сложной системы, т.е. одним из реализуемых в ней путей.[Мелехова, 2003]. Поэтому синергетику мы можем рассматривать как способ, позволяющий овладеть нелинейной ситуацией.

Это будет не перекладывание знаний из одной головы в другую, не так называемое просвещение и не преподнесение готовых истин. В целом это должна быть нелинейная ситуация открытого диалога, в котором присутствует прямая и обратная связь. И именно благодаря совместной активности процесса учитель и ученик живут в одном темпе, действуют с одной скоростью.

Проблема синергетического подхода в образовании заключается в том, что необходимо решать, как преодолеть хаос (неорганизованные и спонтанные устремления обучаемого), не преодолевая его, а делая творческим. Ведь синергетический подход к образованию предполагает стимулирующее, пробуждающее образование. Это образование должно восприниматься как открытие себя или сотрудничество с самим собой и с другими людьми.

Наибольший эффект даёт умение действовать в нужное время и в нужном месте. При правильной организации результаты могут быть неожиданными и очень многообещающими.

Кроме хаоса , самоорганизации, в синергетики рассматриваются такие понятия как случайность (отход от жестких учебных программ, импровизация, способность изменить все занятие из-за, казалось бы, случайной реплики учащегося или другого «малого» события); бифуркация (критический момент неопределенности будущего развития); аттрактор (относительно устойчивые возможные состояния, на которые выходят процессы эволюции в открытых нелинейных средах; видимо, можно судить о том, что будущее состояние системы как бы «притягивает, организует, формирует, изменяет» ее настоящее состояние); флуктуация (постоянные изменения, колебания и отклонения порождают состояние нестабильности, неравномерности) [Солодова, 2012].

Получается, что уметь мыслить синергетически всё равно, что уметь мыслить нелинейно, мыслить в альтернативах, учитывая возможность смены темпа развертывания событий и качественной ломки, фазовых переходов в сложных системах.

Мы говорим о новых подходах к образованию, учитывающих новые синергетические знания, а это значит, что требования к современному образованию тоже должны быть иные: они должны учитывать отвечающие уровню сегодняшнего дня способы передачи и распространения знаний. Для этого нужно всесторонне разрабатывать средства визуализации синергетических знаний посредством компьютерных технологий. Поэтому, впервую очередь, необходимо перевести основные понятия и представления синергетики на язык образов мировой культуры.

Получается, что через синергетику возможно соединение двух способов постижения мира: постижение через образ и постижение через число. Поэтому синергетика позволяет сблизить наглядно-образное, интуитивное восприятие мира и логико-вербальное.

Внедрение принципов синергетики в педагогическую теорию и практику - один из актуальнейших вопросов педагогики современности, так как именно такой подход наиболее полно отвечает требованиям ФГОС. Сегодня проблема образования рассматривается в непрерывном единстве урочного и внеурочного видов образовательной деятельности. В новых требованиях делается акцент на личностном, точнее, духовно-нравственном развитии школьников. Характерно также акцентирование внимания на состоянии здоровья школьников и уровне их физического развития. И как раз применение синергетического подхода позволит нам по-новому расставить приоритеты процесса и результатов образовательной деятельности: главным станет не уровень обученности, а интегральная характеристика личности как сформированная способность к самореализации, саморазвитию и самообучению [Мелехова,2003, с. 359].

При внедрении синергетического подхода в образовательный процесс включается многообразие подходов, приемов и методов, действующих совместно. Это многообразие, в свою очередь, дает иной результат, чем результат, полученный от простого сложения эффектов действия каждого из приёмов в отдельности [Солодова, 2012, с. 156].Можно говорить о том, что синергетический подход является ничем иным, как развитием системно-деятельностного направления в педагогике.

Сравним традиционный и синергетический подход в обучении.

Сравнительная характеристика подходов в обучении представлена в таблице:

Традиционный подход в обучении

Синергетический подход в обучении

Жесткая регламентация структуры уроков

Допустимость случайных отклонений в ходе урока

Организованное управление процессом усвоения знаний и умений, основанное на жесткой регламентации действий учащихся

Создание ситуации самостоятельного выбора необходимых учебных действий

Ориентация на выполнение плана урока и достижение конкретно обозначенной цели

Результат может быть отсрочен

Основной критерий эффективности - объём и качество знаний

Основной критерий эффективности - включенность ученика в сознательную деятельность

Четкое программирование способов коммуникации во время урока

Отсутствие жесткого планирования взаимодействия, увеличение степени свободы, вариативность способов и коммуникации

Ориентация на педагогически рациональное развитие личности учащегося в процессе обучения

Ориентация на саморазвитие в рамках системно-деятельностного подхода

Традиционные формы и методы обучения

Широкое использование разнообразных видов деятельности: подготовка презентаций, мини-исследования, групповые и индивидуальные мини-проекты, ролевые игры, дискуссии и др.

Приоритет традиционной отметочной системы контроля и оценки знаний

Разнообразные формы оценивания знаний: тесты, анкеты, самооценка, создание портфолио.

Из приведённого сравнения видно, что основными принципами синергетического подхода являются: открытость, интеграция многих дисциплин, единое педагогическое поле семьи и школы на основе позитивного взаимодействия [Воронина, 2008, с. 65]

Осуществление интеграции предметов на этих условиях возможно в условиях синергетического подхода к образованию. Синергетика сама по себе интегральная, междисциплинарная теория. Синергетика объединяет разрозненные научные факты, раздробленные в различных дисциплинах и вместо фрагментного изучения научной картины мира предлагает качественно новую обобщенную научную картину мира - синергетическую.

Она предполагает использование знаний, принципов и закономерностей теории самоорганизации. При такой интеграции учебных предметов окружающий мир (человек, общество, цивилизация, культура, разум, живая и неживая природа, экология и Вселенная) изучается не по частям, а как одна целостная глобальная саморегулирующаяся система

Синергетический подход в обучении позволяет рассматривать каждый субъект педагогического процесса как саморазвивающуюся подсистему, осуществляющую переход от развития к саморазвитию. Такой взгляд позволяет ученикам совершенствоваться как в интеллектуальном (проявлять любознательность, воображение), в социальном (быть коммуникабельными, востребованными) плане, так в равной степени и в эмоциональном плане (быть уравновешенными, способными удивляться, фантазировать и восхищаться).

С.А.Заблоцкая считает, что синергетическое образование - это образование, побуждающее к собственным поискам и открытиям.Таким образом, синергетическое образование - это образование, позволяющее стимулировать индивидуальные, может быть еще непроявленные, скрытые линии развития. Это способ открывания новой реальности, поиска путей к пониманию себя и путей в будущее.



© 2010-2022