- Преподавателю
- Другое
- Викторина по иллюстрациям Е. М. Рачева к русским народным сказкам
Викторина по иллюстрациям Е. М. Рачева к русским народным сказкам
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чеснова Т.И. |
Дата | 15.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЗАНЯТИЕ - ВИКТОРИНА ПО ИЛЛЮСТРАЦИЯМ Е.М.РАЧЁВА
К РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ.
Подготовительная к школе группа.
Задачи:
Образовательные:
-
Уточнить и закрепить знания детей об иллюстрациях художника Е.М.Рачева.
-
Учить детей замечать эмоциональное настроение в иллюстрациях Е.Рачева и изобразительные средства, с помощью которых художник передает настроение героев, состояние природы; обратить внимание детей на выразительность поз, жестов, своеобразие нарядов героев.
-
Обобщать и расширять имеющие знания детей о русских народных сказках.
Развивающие:
-
Развивать связную речь, речевую активность детей, умение четко произносить слова.
-
Развивать художественное восприятие, воображение. (Эстетический вкус.)
-
Развивать внимание, любознательность, коммуникативные навыки.
-
Развивать умение действовать по устной инструкции взрослого, подчинять свои интересы интересам товарищей.
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес к художественной литературе, произведениям художников - иллюстраторов.
-
Формировать навыки сотрудничества между воспитателем и сверстниками.
-
Формировать желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.
-
Воспитывать бережное отношение к книгам, работам художников и, желание беречь их.
Словарная работа: иллюстраторы, настроение - мрачное, лукавое, активизация словаря по теме русских народных сказок.
Предварительная работа: знакомство с творчеством художников - иллюстраторов; Е. Рачева, И. Билибина, В.Васнецова, манерой их письма. Рассматривание тематических альбомов по теме «Русский народный костюм», «Художники - иллюстраторы». Беседа с детьми по картинам. Чтение русских народных сказок, потешек, загадывание загадок о сказочных героях. Рисование сказочных героев. Подбор д/игр, заданий, пальчиковые игры, объяснение новых и мало употребляемых слов.
Индивидуальная работа: с малоактивными детьми: Кристиной Х.., Сабиной С., Вероникой С..
Оборудование: телевизор, иллюстрации художников - иллюстраторов; Е. Рачева,
И. Билибина, В.Васнецова. Мяч, стульчики по количеству детей, доска, разрезные картинки-иллюстрации. Сундучок с предметами:(перо, тесто, сосулька, снег, часть толстой ветки, пучок сена и т.д.)
Методы и приемы:
Словесный - словесный образец, объяснение, пояснение, вопросы, описание героя по картине. подбор слов к существительным.
Наглядный - рассматривание тематических иллюстраций, просмотр слайдов.
Игровой - словесные и дидактические игры.
Поисковый (частично) - выполнение заданий, работа в подгруппе
Практический - рисование сказочных животных.
Исследовательский - обследование предметов «Чудо - сундучок»
- Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
И я люблю.
А какие бывают сказки? (Веселые и грустные, страшные и смешные, волшебные)
Сказки пришли к нам из глубокой древности. Их называют народными.
-А почему сказки называют народными? (народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение)
Сказки знакомы нам с детства. Их любят и дети, и взрослые. Со сказками связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
А Вы хотите побывать в волшебном мире сказок? Закройте глаза. (звенит колокольчик)
- Это волшебный колокольчик приглашает в волшебный мир сказок.
Д\и «Чудо - сундучок»
(в сундучке лежат предметы: перо, тесто, сосулька, снег, часть толстой ветки, пучок сена и т.д.)
Дети на ощупь узнают и называют предметы, ложат на стол.
Когда все предметы будут лежать на столе, задаю вопросы.
В какой сказке мы имеем дело с тестом (Заюшкина избушка, Лиса и волк)
А где можем встретить перо (Лиса и журавль, жар птица) и т д.
-Молодцы, много назвали сказок.
Сл.игра; «Назови слова родственники к слову сказка»
А вам дома мамы читают или рассказывают сказки?
Раньше, когда небыло книг, сказки рассказывали, а теперь дети тоже любят слушать сказки, но чаще как вы просите маму или бабушку? - Почитай сказку!
Люди научились создавать книги. Для детей издаётся и продаётся множество книг, да не просто книг, а красочных, иллюстрированных книг.
Слушает ребёнок сказку, а его картинки привлекают в книге, рассматривает:
- вот петух
- а это лиса
- а это коза с козлятками
А если мама занята, то ребёнок может просто посмотреть картинки. А как называются картинки в книжках? (иллюстрации)
- А художники, которые их рисуют? (художники-иллюстраторы)
-Каким материалом рисуют художники? (краски, мелки, гуашь, пастель и т.д.)
Сегодня мы поговорим о русских народных сказках, которые иллюстрировал Е.М Рачев. Приглашаю вас поучаствовать в литературной викторине, по сказкам, иллюстрируемых Рачевым. Для этого мы разделимся на две команды. Вопросов будет много, за каждый правильный ответ команда получает фишку. Выиграет та команда, у которой будет больше фишек.
(Воспитатель поочередно задает вопросы командам)
Угадай иллюстрации Рачева?
Мы с вами знакомились с иллюстрациями к сказкам русских художников Рачева Е., Билибина И., Васнецова В. Выберите среди всех иллюстраций только иллюстрации художника - иллюстратора Рачев и поместите их в нашем мини - музее.
(1 команда) - Кого изображал художник - иллюстратор Рачев на иллюстрациях? (животных)
Вспомните и скажите, что делают звери на иллюстрациях художника?
(ходят, бегают, сидят, улыбаются, боятся, слушают, кричат, приседают от страха, держат, прижимают, зажмуривают глаза).
-(2 команда) Чтобы животные ещё больше были похожи на людей, художник их "одевает". Во что одевает художник животных?
(Одевает, как людей, в русские национальные костюмы)
А еще Евгений Михайлович умело передавал характер и поступки своих героев, которые есть и у людей. Какие по характеру звери на иллюстрациях? (хитрая, коварная, злая и наглая лиса, и в то же время легкая и изящная, красивая, добродушный медведь, глупый волк, жадные медвежата и т.д.)
Расскажи о герое сказки по иллюстрации.
(Использую показ слайдов с иллюстрациями художника Рачёва Е.М.)
(1 команда) Каким изображает художник зайца при встрече с колобком. (Удивленным, растерянным)
-Как передал художник, то, что заяц удивлен. (Усы торчат от удивления, поднял вверх длинные уши - слушает, рот открыл от удивления- никогда не слышал такой песни, голову вытянул вперед)
(2 команда) Как изобразил художник зайца при встрече с теткой вороной?(иллюстрация к сказке «Заяц - хваста»)
(ворона, ругает зайца за хвастовство, у зайца усы повисли, как у моржа, со страху голову нагнул, глаза напуганные, лапы повисли.)
- Ну и хваста! Посмотрите, он же боится свое ухо вороне дать, знает, что больно будет.
Игра «Летает, не летает» (с мячом)
(ковер-самолет, кувшин, клубок, летучий корабль, Змей Горыныч, зеркало, сапоги-скороходы, журавль, кольцо, лиса, воробей, жар-птица, гуси-лебеди, ступа Бабы Яги)
Расскажите, какое вызывает у вас настроение картина
-Рачев рисовал не только зверей но и то, что их окружает (мебель, природу и т.д), с помощь цвета он умело передавал настроение сказочных героев. Как с помощью цвета Рачев помогает нам понять настроение героев.
(Показ слайдов с иллюстрациями к сказке «Лиса и волк»)
-(1 команда) иллюстрация «Волк сидит у проруби».
Волк сидит у проруби, соломку подложил, чтобы не замерзнуть. Ему грустно и холодно. Вокруг темно, небо фиолетово - серое, мрачное, как волчье настроение
(2 команда) иллюстрация «Лиса едет на волке».
Лиса едет верхом на волке. Настроение у нее довольное, радостное, лукавое - ей удалось волка перехитрить, обмануть. Поэтому и небо на иллюстрации Е.Рачева светлое, голубовато - розовое.
Собери иллюстрацию.
Детям раздаются конверты с разрезными иллюстрациями к сказкам «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят».
Наша викторина подошла к концу. Осталось узнать победителя.
Дети проводят самоанализ занятия (что понравилось на занятии, в чем испытывали затруднение)
После викторины предлагаю детям стать художниками - иллюстраторами.
-Давайте с вами оформим книгу о животных с необычными рисунками. Приложите свою ладонь к листу бумаги и обведите ее. Посмотрите на получившийся контур. Подумайте, в какое сказочное животное вы можете его превратить? Дорисуйте к контуру необходимые детали и раскрасьте его. (самостоятельная работа детей)
Сюрпризный момент: Воспитатель выносит на подносе иллюстрированные книжки- малышки к русским народным сказкам и шоколад. Предлагает оценить деятельность детей самостоятельно.
- если вы считаете, что справились со всеми заданиями, отвечали правильно на вопросы, то можете взять шоколад. Но если кто-то испытывал затруднение, кто считает, что ему необходимо чему-то еще научиться, тот возьмет книжку - малышку.