Путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путешествие по сказкам Г.Х. АндерсенаКонструкт библиотечного урока

Педагог-библиотекарь: Т.В. Патрунова.

Класс: 4 а.

Тема урока: «Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена».

Тип урока: урок систематизации знаний.

Форма урока: литературная игра-викторина.

Цель: в игровой форме развить у детей интерес к чтению, внимание, память, речь. На примерах сказочных героев воспитывать доброту, смелость, находчивость, милосердие, веру в дружбу и уважение к старшим. Научить работать в команде.

Сказки Г.Х.Андерсена для повторения:

«Гадкий утенок», «Огниво», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе», «Снежная королева», «Свинопас», «Принцесса на горошине».

Опережающее задание: нарисовать иллюстрацию к любимой сказке Г.Х. Андерсена.

Ожидаемые результаты:

- личностные: мотивация обучающихся на чтение художественной литературы, понимание и осознание обучающимися представлений о добре и зле, приобщение школьников к нравственным ценностям, формирование умения давать нравственную оценку поступкам героев.

- метапредметные:

  • Коммуникативные: аргументация своей точки зрения, формирование чувства коллективного сотрудничества, осуществление взаимоконтроля.

  • Регулятивные: навыки целеполагания, умение самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий.

  • Познавательные: умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная (частично).

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, рисунки к сказкам Г.Х. Андерсена, выставка книг, раздаточные материалы, призы.

Примечание: урок разработан с опорой на Технологию развития критического мышления посредством чтения и письма.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1-2. Орг. момент; мотивация к деятельности (постановка цели и задач урока)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Подготовка учащихся к работе; психологический настрой на предстоящее занятие

Включение в деловой ритм.

Учитель читает стих:

Сказками увенчан, как цветами.

Строк его вкушаем благодать.

Наши папы, бабушки и мамы

Брали сказки в детскую кровать.

Открываю том его прекрасный

В поле, в доме, в школе и в лесу...

Сказок его радужные краски

Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!

А. Трофимов

Подготовка класса к уроку

Настрой на урок

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

3. Актуализация и пробное учебное действие («Вызов»)

Цель: актуализация знаний учащихся, выявление самостоятельного круга чтения, пробуждение интереса к теме

Выявляет уровень знаний, субъективный опыт учащихся, определяет типичные недостатки.

1.Фронтальный опрос.

- Кому посвящены эти стихотворные строки?

- Для чего человеку нужны сказки?

- Какие сказки Х. К. Андерсена вы читали в школе, дома с родителями?

- Есть ли у вас любимая сказка Андерсена?

- сколько сказок Андерсена вы знаете?

Знакомит школьников с краткой биографией сказочника.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

- Как вы думаете, в чем секрет вечной молодости сказок Андерсена?

Учащиеся отвечают на вопросы;



получают новую информацию,

высказывают свои предположения

Использование различных источников информации (Л)

Подбор аргументов для подтверждения собственной позиции (М)

4. Обобщение и систематизация знаний («Осмысление»)

Цель: поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая работа по реализации выработанного пути решения.

Готовит учащихся к обобщенной деятельности

Предлагает отправиться в путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена.

- А пойдём мы в мир Андерсена вместе со знатоками его сказок, командой «Огниво» и командой «Андерсен».

Объясняет правила игры.


Учащиеся представляют команды

Осмысливают новую информацию, соотносят ее с собственными знаниями.

Планирование своих действий в связи с поставленной задачей ( Р)

Умение строить высказывания в устной форме (К)


5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: Проверка способности применять знания и умения в новых ситуациях посредством выполнения конкурсных заданий:

«Объяснялки»

Поочередно задает по два вопроса командам:

См. Приложение

Узнают героев сказок по описанию и отвечают на вопросы.

Понимание, принятие и сохранение учебной задачи (Р)

Умение выстраивать логические взаимосвязи, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы (П).

Умение ясно и точно выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы (К)

«Загадалки»

Организует работу с карточками, предлагая учащимся разгадать кроссворд (см. Приложение). На работу отводится 5-7 мин.

Организует проверку правильности выполнения работы.

Учащиеся разгадывают кроссворд, работая в группах.

Сверяют результат с эталоном.

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П).

Сотрудничество в выборе ответа (К).

Развитие операций анализа и синтеза (М).

Рассуждалки

Учитель дает по три подсказки каждой команде о загаданном слове из сказки Андерсена (см. Приложение).

Работают в группах, по заданиям.

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей (Р).

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование (П).

Уважение мнения собеседников (К)

Обгонялки

Организует соревнование на опережение: прослушивание аудиофрагментов учащимися, узнавание героя и сказки.

Участники слушают аудиофрагменты и поднимают руки, чтобы дать ответ (кто быстрее).

Сотрудничество в выборе информации (К)

Волевая саморегуляция (М)

Физкультминутка

Показывает гимнастические движения.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны -

Раз - два - три - четыре - пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз - два - три - четыре - пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

Повторяют движения за учителем.

Разоблачалки

Учитель устанавливает осознанность восприятия.

Организует работу с текстами в группах и работу с карточками индивидуально (конкурс капитанов)

Организует взаимопроверку.

Работают в группах по заданию.

Делают выводы. Озвучивают результат.

Сверяют результат работы команды-соперницы с эталоном

Установление рабочих отношений в группе , обучение эффективному сотрудничеству. Уважительное отношение к партнерам, адекватное межличностное восприятие (К)

Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла (М)

Установка аналогий на основе сходства объектов (П)

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

«Размышление»

Подводит итог игры.

Организует деятельность учащихся по обобщению материала.

Что вы узнали о творчестве великого датского сказочника?

Какие сказки вспомнили?

В чём же, по-вашему, секрет «вечной молодости» сказок Андерсена?

Чему мы можем научиться у героев Андерсена?

Оценивают выступления своё и одноклассников.

Обсуждают проблемный вопрос, связанный с темой урока.

Высказывают свои предположения, обобщают полученную информацию через обмен мнениями.

Самооценка, взаимооценивание. Коррекция (Р)

Эмоциональное отношение к примерам прекрасного (Л)

Умение структурировать знания (П)

Представление выставки книжных изданий сказок Г.Х.Андерсена

Вкратце рассказывает о книжных изданиях сказок писателя, имеющихся в библиотеке, их основных идеях.

Адекватно воспринимают информацию учителя.

Интерес к литературным произведениям, к чтению (Л)

7. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию:

Название конкурса

Было интересно, участвовал с удовольствием

Было непонятно и скучно

Объяснялки


Загадалки


Рассуждалки


Обгонялки


Разоблачалки


Оценивают урок, свою работу, работу одноклассников, заполняют таблицу, подводя итоги.

Умение структурировать знания (П -общеучебные)

Управление поведением (К)

Умение выражать свои мысли (К)

Контроль (Р)

Оценка (самооценка, взаимооценивание) (Р)

Приложение

Литературная игра-викторина.

I. Объяснялки для команды _____________(по 2 жетона)

1. Это смастерил один сказочный герой. Всё «доброе и прекрасное» в этом «уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Лучшие из людей выглядели в этом уродами или казались стоящими кверху ногами и без животов». (зеркало)

2. Он был «ужасно велик» и «совсем не похож на других». Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры говорили: «Хоть бы кошка тебя утащила, несносного урода!». (Гадкий утёнок)

Объяснялки для команды ____________

1. Этому герою пришлось встретиться со старой безобразной ведьмой, со страшными собаками-сторожами, прежде чем стать обладателем волшебного камня, который высекает огонь. (Солдат из сказки «Огниво»)

2. Это лучшая волшебная сказка Г.Х.Андерсена. Герои её - одиннадцать братьев и сестра, которых разлучила злая мачеха. Гордым красивым братьям-птицам помогает в этой сказке волшебство доброй феи Фаты-морганы, любовь и мужество их сестры Элизы, готовой пожертвовать собой ради их спасения. («Дикие лебеди»)

II. Загадалки для обеих команд (по 4 жетона)

Задание в файлах на столах

Кроссворд «По сказкам Андерсена»

  1. Родина Андерсена.

  2. Волшебный предмет, которому служили три глазастые собаки.

  3. Подруга Кая.

  4. В его чашечке на зеленом стульчике сидела маленькая девочка.

  5. Из неё Элиза плела рубашки своим братьям.

  6. Ровно столько сказок рассказал Яльмару Оле-Лукойе.

  7. В него превратился Гадкий утёнок.

  8. Она целовала Свинопаса.

III. Рассуждалки для команды ______________(по 3 жетона)

Это похоже на маленький шарик. В сказке Андерсена при помощи этого предмета мать принца смогла проверить, правду ли говорит ночная гостья.

Оно всю ночь мешало заснуть главной героине сказки.

Это относится к овощным растениям семейства бобовых, и мы используем его для употребления в пищу в свежем, замороженном и консервированном виде. (горошина)

Рассуждалки для команды _______________

В субботу это «было похоже на большую китайскую чашку, расписанную голубыми деревьями и узенькими мостиками, на которых, кивая головами, стояли маленькие китайцы».

Эти предметы принадлежат одному герою из сказки Андерсена. Носит герой эти предметы под мышками. Один из этих предметов с картинками и раскрывается это над хорошими, послушными детьми, и тогда детям всю ночь снятся чудесные сны…

В настоящей жизни это мы используем в дождливую погоду. (Зонтик Оле-Лукойе)

IV. Обгонялки (4 жетона)

По аудиофрагменту необходимо определить название сказки, кто и о ком говорит.

Участники слушают аудиофрагменты и поднимают руки, чтобы дать ответ (кто быстрее).

1 фрагмент: «Ах, я несчастная! Выйти бы мне лучше за того прекрасного принца! Ах, бедная я, несчастная». (Принцесса из сказки «Свинопас»).

2 фрагмент: «А как бы мне повидать эту принцессу… Вот он и держит принцессу взаперти». (Солдат о принцессе из сказки «Огниво»).

3 фрагмент: «Он очень богат…Одна только беда! Он совсем слепой и не увидит тебя» (Полевая мышь Дюймовочке о Кроте из сказки «Дюймовочка»)

4 фрагмент: «…И все же она была так прекрасна, что все придворные склонились перед ней, а Король объявил ее своей принцессой». (Автор об Элизе из сказки «Дикие лебеди»)

4.Физкультминутка

V. Разоблачалки для обеих команд (по 4 жетона)

Речь пойдёт о сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева». На столах файлы с заданиями для конкурса. В тексте допущены ошибки. Постарайтесь их найти.

В одном небольшом городке жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны (розы) Но однажды Кая, который катался на коньках, (на санках) украла Снежная королева.

Герда очень любила Кая и решила его найти. В этом девочке помогли учёные галки (вороны), принц с принцессой, которые дали Герде тёплую одежду и рукавички (муфту), маленькая разбойница и олень. Снежная королева заколдовала сердце Кая и превратила его в комок снега (кусок льда). Но горячие слёзы Герды и её любовь спасли мальчика. (Всего 5 ошибок)

Разоблачалки, вторая часть - конкурс капитанов (по 2 жетона):

Верни предметы в сказку

Сказки для капитана команды____________: «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Огниво».

Предметы: Карета, тюфяк, горошина, веревка, трубка, бумажный кораблик, большой нож, синий клетчатый передник.

Сказки для капитана команды____________: «Свинопас», «Дюймовочка», «Снежная королева».

Предметы: зеркало, санки, роза, горшочек, трещотка, скорлупа ореха, крылья, счеты.



© 2010-2022