- Преподавателю
- Другое
- Путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена
Путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Патрунова Т.В. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конструкт библиотечного урока
Педагог-библиотекарь: Т.В. Патрунова.
Класс: 4 а.
Тема урока: «Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена».
Тип урока: урок систематизации знаний.
Форма урока: литературная игра-викторина.
Цель: в игровой форме развить у детей интерес к чтению, внимание, память, речь. На примерах сказочных героев воспитывать доброту, смелость, находчивость, милосердие, веру в дружбу и уважение к старшим. Научить работать в команде.
Сказки Г.Х.Андерсена для повторения:
«Гадкий утенок», «Огниво», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе», «Снежная королева», «Свинопас», «Принцесса на горошине».
Опережающее задание: нарисовать иллюстрацию к любимой сказке Г.Х. Андерсена.
Ожидаемые результаты:
- личностные: мотивация обучающихся на чтение художественной литературы, понимание и осознание обучающимися представлений о добре и зле, приобщение школьников к нравственным ценностям, формирование умения давать нравственную оценку поступкам героев.
- метапредметные:
-
Коммуникативные: аргументация своей точки зрения, формирование чувства коллективного сотрудничества, осуществление взаимоконтроля.
-
Регулятивные: навыки целеполагания, умение самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий.
-
Познавательные: умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.
Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная (частично).
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, рисунки к сказкам Г.Х. Андерсена, выставка книг, раздаточные материалы, призы.
Примечание: урок разработан с опорой на Технологию развития критического мышления посредством чтения и письма.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1-2. Орг. момент; мотивация к деятельности (постановка цели и задач урока)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Подготовка учащихся к работе; психологический настрой на предстоящее занятие
Включение в деловой ритм.
Учитель читает стих:
Сказками увенчан, как цветами.
Строк его вкушаем благодать.
Наши папы, бабушки и мамы
Брали сказки в детскую кровать.
Открываю том его прекрасный
В поле, в доме, в школе и в лесу...
Сказок его радужные краски
Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!
А. Трофимов
Подготовка класса к уроку
Настрой на урок
Самоопределение (Л)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
3. Актуализация и пробное учебное действие («Вызов»)
Цель: актуализация знаний учащихся, выявление самостоятельного круга чтения, пробуждение интереса к теме
Выявляет уровень знаний, субъективный опыт учащихся, определяет типичные недостатки.
1.Фронтальный опрос.
- Кому посвящены эти стихотворные строки?
- Для чего человеку нужны сказки?
- Какие сказки Х. К. Андерсена вы читали в школе, дома с родителями?
- Есть ли у вас любимая сказка Андерсена?
- сколько сказок Андерсена вы знаете?
Знакомит школьников с краткой биографией сказочника.
Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
- Как вы думаете, в чем секрет вечной молодости сказок Андерсена?
Учащиеся отвечают на вопросы;
получают новую информацию,
высказывают свои предположения
Использование различных источников информации (Л)
Подбор аргументов для подтверждения собственной позиции (М)
4. Обобщение и систематизация знаний («Осмысление»)
Цель: поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая работа по реализации выработанного пути решения.
Готовит учащихся к обобщенной деятельности
Предлагает отправиться в путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена.
- А пойдём мы в мир Андерсена вместе со знатоками его сказок, командой «Огниво» и командой «Андерсен».
Объясняет правила игры.
Учащиеся представляют команды
Осмысливают новую информацию, соотносят ее с собственными знаниями.
Планирование своих действий в связи с поставленной задачей ( Р)
Умение строить высказывания в устной форме (К)
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Цель: Проверка способности применять знания и умения в новых ситуациях посредством выполнения конкурсных заданий:
«Объяснялки»
Поочередно задает по два вопроса командам:
См. Приложение
Узнают героев сказок по описанию и отвечают на вопросы.
Понимание, принятие и сохранение учебной задачи (Р)
Умение выстраивать логические взаимосвязи, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы (П).
Умение ясно и точно выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы (К)
«Загадалки»
Организует работу с карточками, предлагая учащимся разгадать кроссворд (см. Приложение). На работу отводится 5-7 мин.
Организует проверку правильности выполнения работы.
Учащиеся разгадывают кроссворд, работая в группах.
Сверяют результат с эталоном.
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П).
Сотрудничество в выборе ответа (К).
Развитие операций анализа и синтеза (М).
Рассуждалки
Учитель дает по три подсказки каждой команде о загаданном слове из сказки Андерсена (см. Приложение).
Работают в группах, по заданиям.
Планирование действий в соответствии с поставленной задачей (Р).
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование (П).
Уважение мнения собеседников (К)
Обгонялки
Организует соревнование на опережение: прослушивание аудиофрагментов учащимися, узнавание героя и сказки.
Участники слушают аудиофрагменты и поднимают руки, чтобы дать ответ (кто быстрее).
Сотрудничество в выборе информации (К)
Волевая саморегуляция (М)
Физкультминутка
Показывает гимнастические движения.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны -
Раз - два - три - четыре - пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз - два - три - четыре - пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться.
Повторяют движения за учителем.
Разоблачалки
Учитель устанавливает осознанность восприятия.
Организует работу с текстами в группах и работу с карточками индивидуально (конкурс капитанов)
Организует взаимопроверку.
Работают в группах по заданию.
Делают выводы. Озвучивают результат.
Сверяют результат работы команды-соперницы с эталоном
Установление рабочих отношений в группе , обучение эффективному сотрудничеству. Уважительное отношение к партнерам, адекватное межличностное восприятие (К)
Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла (М)
Установка аналогий на основе сходства объектов (П)
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
«Размышление»
Подводит итог игры.
Организует деятельность учащихся по обобщению материала.
Что вы узнали о творчестве великого датского сказочника?
Какие сказки вспомнили?
В чём же, по-вашему, секрет «вечной молодости» сказок Андерсена?
Чему мы можем научиться у героев Андерсена?
Оценивают выступления своё и одноклассников.
Обсуждают проблемный вопрос, связанный с темой урока.
Высказывают свои предположения, обобщают полученную информацию через обмен мнениями.
Самооценка, взаимооценивание. Коррекция (Р)
Эмоциональное отношение к примерам прекрасного (Л)
Умение структурировать знания (П)
Представление выставки книжных изданий сказок Г.Х.Андерсена
Вкратце рассказывает о книжных изданиях сказок писателя, имеющихся в библиотеке, их основных идеях.
Адекватно воспринимают информацию учителя.
Интерес к литературным произведениям, к чтению (Л)
7. Рефлексия деятельности
Организует рефлексию:
Название конкурса
Было интересно, участвовал с удовольствием
Было непонятно и скучно
Объяснялки
Загадалки
Рассуждалки
Обгонялки
Разоблачалки
Оценивают урок, свою работу, работу одноклассников, заполняют таблицу, подводя итоги.
Умение структурировать знания (П -общеучебные)
Управление поведением (К)
Умение выражать свои мысли (К)
Контроль (Р)
Оценка (самооценка, взаимооценивание) (Р)
Приложение
Литературная игра-викторина.
I. Объяснялки для команды _____________(по 2 жетона)
1. Это смастерил один сказочный герой. Всё «доброе и прекрасное» в этом «уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Лучшие из людей выглядели в этом уродами или казались стоящими кверху ногами и без животов». (зеркало)
2. Он был «ужасно велик» и «совсем не похож на других». Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры говорили: «Хоть бы кошка тебя утащила, несносного урода!». (Гадкий утёнок)
Объяснялки для команды ____________
1. Этому герою пришлось встретиться со старой безобразной ведьмой, со страшными собаками-сторожами, прежде чем стать обладателем волшебного камня, который высекает огонь. (Солдат из сказки «Огниво»)
2. Это лучшая волшебная сказка Г.Х.Андерсена. Герои её - одиннадцать братьев и сестра, которых разлучила злая мачеха. Гордым красивым братьям-птицам помогает в этой сказке волшебство доброй феи Фаты-морганы, любовь и мужество их сестры Элизы, готовой пожертвовать собой ради их спасения. («Дикие лебеди»)
II. Загадалки для обеих команд (по 4 жетона)
Задание в файлах на столах
Кроссворд «По сказкам Андерсена»
-
Родина Андерсена.
-
Волшебный предмет, которому служили три глазастые собаки.
-
Подруга Кая.
-
В его чашечке на зеленом стульчике сидела маленькая девочка.
-
Из неё Элиза плела рубашки своим братьям.
-
Ровно столько сказок рассказал Яльмару Оле-Лукойе.
-
В него превратился Гадкий утёнок.
-
Она целовала Свинопаса.
III. Рассуждалки для команды ______________(по 3 жетона)
Это похоже на маленький шарик. В сказке Андерсена при помощи этого предмета мать принца смогла проверить, правду ли говорит ночная гостья.
Оно всю ночь мешало заснуть главной героине сказки.
Это относится к овощным растениям семейства бобовых, и мы используем его для употребления в пищу в свежем, замороженном и консервированном виде. (горошина)
Рассуждалки для команды _______________
В субботу это «было похоже на большую китайскую чашку, расписанную голубыми деревьями и узенькими мостиками, на которых, кивая головами, стояли маленькие китайцы».
Эти предметы принадлежат одному герою из сказки Андерсена. Носит герой эти предметы под мышками. Один из этих предметов с картинками и раскрывается это над хорошими, послушными детьми, и тогда детям всю ночь снятся чудесные сны…
В настоящей жизни это мы используем в дождливую погоду. (Зонтик Оле-Лукойе)
IV. Обгонялки (4 жетона)
По аудиофрагменту необходимо определить название сказки, кто и о ком говорит.
Участники слушают аудиофрагменты и поднимают руки, чтобы дать ответ (кто быстрее).
1 фрагмент: «Ах, я несчастная! Выйти бы мне лучше за того прекрасного принца! Ах, бедная я, несчастная». (Принцесса из сказки «Свинопас»).
2 фрагмент: «А как бы мне повидать эту принцессу… Вот он и держит принцессу взаперти». (Солдат о принцессе из сказки «Огниво»).
3 фрагмент: «Он очень богат…Одна только беда! Он совсем слепой и не увидит тебя» (Полевая мышь Дюймовочке о Кроте из сказки «Дюймовочка»)
4 фрагмент: «…И все же она была так прекрасна, что все придворные склонились перед ней, а Король объявил ее своей принцессой». (Автор об Элизе из сказки «Дикие лебеди»)
4.Физкультминутка
V. Разоблачалки для обеих команд (по 4 жетона)
Речь пойдёт о сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева». На столах файлы с заданиями для конкурса. В тексте допущены ошибки. Постарайтесь их найти.
В одном небольшом городке жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны (розы) Но однажды Кая, который катался на коньках, (на санках) украла Снежная королева.
Герда очень любила Кая и решила его найти. В этом девочке помогли учёные галки (вороны), принц с принцессой, которые дали Герде тёплую одежду и рукавички (муфту), маленькая разбойница и олень. Снежная королева заколдовала сердце Кая и превратила его в комок снега (кусок льда). Но горячие слёзы Герды и её любовь спасли мальчика. (Всего 5 ошибок)
Разоблачалки, вторая часть - конкурс капитанов (по 2 жетона):
Верни предметы в сказку
Сказки для капитана команды____________: «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Огниво».
Предметы: Карета, тюфяк, горошина, веревка, трубка, бумажный кораблик, большой нож, синий клетчатый передник.
Сказки для капитана команды____________: «Свинопас», «Дюймовочка», «Снежная королева».
Предметы: зеркало, санки, роза, горшочек, трещотка, скорлупа ореха, крылья, счеты.