• Преподавателю
  • Другое
  • Опыт работы над проблемой бинарные уроки в процессе преподавания информатики и химии

Опыт работы над проблемой бинарные уроки в процессе преподавания информатики и химии

В материале теоретические основы и опыт работы учителя информатики и учителя химии по применению бинарных уроков в процессе преподавания данных предметов, проблема рассматривается на конкретных бинарных уроках информатики и химии. в конце предложен перечень тем бинарных уроков по информатике и химии для 8-11 классов.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бинарные уроки в процессе преподавания информатики и химии

Из опыта работы учителей школы

Лапшиной Светланы Юрьевны, учитель информатики (высшая категория, Старший учитель) Булгаковой Елены Николаевны, учитель химии (высшая категория, Учитель-методист)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ореховская средняя школа»

Сакского районна Республики Крым


Опыт работы над проблемой бинарные уроки в процессе преподавания информатики и химии Опыт работы над проблемой бинарные уроки в процессе преподавания информатики и химии


Одним из критериев определения уровня культуры и профессионализма человека является не только уровень его мышления и владения языком, но и уровень овладения компьютерной техникой. Проблема формирования компьютерной грамотности ученика является одной из самых сложных проблем в учебно-воспитательном процессе.

В условиях чрезвычайно серьёзных изменений в экономической и научной жизни государства, руководствуясь национальными идеями в воспитании и обучении, ключевым вопросом нашей работы стала проблема применения на практике бинарных уроков.

Чтобы раскрыть тему «Бинарные уроки в процессе преподавания информатики и химии» нами была поставлена следующая цель: показать возможности использования бинарных уроков в современной школе для решения основных задач по формированию ключевых компетентностей учащихся по предметам химия и информатика, необходимых для успешной социализации, творческой самореализации личности и подготовки к выбору будущей профессии.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • дать определение понятию «бинарный урок» и раскрыть его суть;

  • показать возможности реализации принципа согласованности программ учебных предметов химия и информатика с целью экономии времени на уроке и достижения качественно высоких результатов обучения в условиях информатизации образования через использование бинарных уроков;

  • разработать практический материал для проведения бинарных уроков.

Бинарный урок - это нетрадиционный вид урока, одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это творчество двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс у учащихся.

Для продуктивного проведения урока необходимо, что бы оба преподавателя владели знаниями и навыками по всему рассматриваемому материалу с точки зрения двух предметов.

Изучение некой проблемы на стыке двух наук - это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию, увлекает школьников, провоцирует творческий поиск.

Бинарные уроки создают условия для практического применения и систематизации знаний, развивают навыки самообразования, так как подготовку к уроку учащиеся осуществляют самостоятельно, они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов. Все это развивает их аналитические способности, изобретательность, активизирует мыслительную деятельность.

В своей работе мы обозначили общую методику подготовки и проведения бинарных уроков.

Условно работу по подготовке бинарного урока можно разбить на четыре этапа:

  • первый этап - выбираются темы по химии и информатике, где возможны варианты бинарных занятий, намечается тип и цель урока;

  • вторым этапом - это совместная работа учителей по разработке плана и материалов к бинарному уроку;

  • третий этап - контрольная проверка и коррекция разработанных материалов к уроку;

  • четвёртый этап - планирование бинарного урока в расписании занятий. Здесь возможно два варианта:

    • на бинарное занятие планируется два урока по одному уроку на каждый из предметов. Занятия должны следовать одно за другим.

    • с учётом типа занятия, самостоятельной работы учащихся по подготовке к уроку, возможно планирование одного урока по двум предметам одновременно.

Второй вариант мы и рассматриваем в своей работе.

Бинарная форма обучения, по своему характеру, существенно отличается от других видов обучения, т.к. при ней обеспечивается не только целостная связь теории с практикой, но и объединяются темы опорных знаний. Основу бинарного обучения составляет шаговая организация познавательной и практической деятельности учащихся.

Рассмотрим её на примере бинарного урока в 9 классе «Характеристика металлических элементов по их положению в периодической системе и строение атома с помощью логических функций в MS Excel». Тип урока закрепление и применение полученных знаний.

При проведении практической работы учащиеся работая в программе Excel, составляют таблицу «Химические элементы второго периода», в которой по введённой электронной формуле элемента определяется количество электронов. При помощи использования логической функции определяется сам химический элемент, а так же при помощи формата пользователя цветом показывается является элемент металлом или нет. При введении относительной атомной массы выводится количество нейтронов данного элемента.

На этапе контроля теоретических знаний и практических навыков учащихся проводится тестирование в программе ADTester2 по двум предметам.

Подведение итогов осуществляется при помощи заполнения учителями и учащимися электронных таблиц Google и выведению среднего балла по химии и информатике отдельно.

Рассмотрим примеры приёмов и методов, используемых на различных бинарных уроках.

Тема урока: «Создание потоковой презентации-отчёта о Практической работе №1 «Получение оксида углерода (IV). Взаимопревращение карбонатов в гидрокарбонаты». Тип данного урока - закрепления полученных знаний.

На этом занятии этап актуализации опорных знаний можно провести по химии в виде «мозгового штурма», а по информатике использовать «цветок решений».

В ходе практической работы учащиеся оформляют не стандартный отчёт в тетради для практических работ по химии, а проявляя своё творчество, делают видео отчёт с использованием программы Movie Maker, в котором отображается тема, цель, видео химической реакции с озвучиванием хода работы; уравнения реакций, выполненное в программе PowerPoint, и выводы.

На этом уроке подведение итогов и оценивание работы предлагаем провести с помощью заполнения итоговой таблицы, которая содержит критерии, как по химии, так и по информатике. Таблицу заполняют ученики и учителя, в результате выводится средний балл.

Тема следующего урока: «Органические вещества и здоровье человека. Ограничение целостности, которые накладываются связями. Введение данных о витаминах и их роли в организме в таблицу, в частности связанных данных». Тип урока - комбинированный: химия - изучение нового материала, информатика - отработка полученных знаний.

Этот урок предполагает подготовительную работу по началу создания базы данных с вспомогательными таблицами «Продукты» и «Влияние на организм». Актуализация опорных знаний и изучение нового материала проводится с использованием презентаций по двум предметам.

На этапе практической работы учащиеся отображают представленную модель «сущность - связь» на базу данных. В таблице витамины осуществляется связь при помощи мастера подстановки к колонкам «Содержание в продукте» со вспомогательной таблицей «Продукты», а колонок «Меньшее и большее влияние на организм» с таблицей «Влияние на организм» Формула витамина прикрепляется при помощи поля объекта OLE.

Анализируя представленную таблицу «Содержание витаминов в продуктах питания» учащиеся выбирали из вспомогательной таблицы «Продукты» при помощи подстановки те из них в которых данный витамин содержится в большей мере.

Используя предложенную таблицу «Влияние на организм» учащиеся определяли на какие процессы каждый витамин влияет больше. Для каждого витамина устанавливалось изображение его химической формулы.

Подведение итогов проводится в виде опроса. Ответ учащиеся могли найти используя как основную таблицу, так и вспомогательные, за счёт связей между ними

Нами разработаны варианты тем бинарных уроков по информатике и химии для 8-11 классов (Приложение 1)

Изучение информатики начинается в 8 классе, поэтому вариантов проведения бинарных уроков не много. Подходят для проведения бинарных уроков темы: Графический редактор, презентации в PowerPoint и текстовый процессор Word.

Так как основная тематика программного материала в 9 и 10 классах является работа по алгоритмизации и программированию, то в основном бинарные уроки проводятся по темам связанным с решением задач.

В старшей школе выбор бинарных уроков зависит от уровня (базового или профильного) данного класса. Здесь целесообразно использовать в классах с информационно-технологическим профилем работу с программами: текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, разные виды презентаций и публикаций, база данных, а так же интересным является использование ресурсов Интернет.

Бинарные уроки требуют большой подготовки, как педагога, так и учащихся, поэтому их невозможно проводить часто. Но такой урок, проведённый не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждения в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развитии его мышления.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Темы бинарных уроков

по информатике и химии для 8-11 классов

8 класс

  • Создание слайдовой презентации на тему «Современные представления о строении атома»

  • Построение электронных оболочек химических элементов в графическом редакторе

  • Оформление сообщения «Об истории открытия химических элементов» в текстовом процессоре Word.

  • Практическая работа «Работа с таблицами и изображениями в презентации». Семинарское занятие «Химическая связь и кристаллические решётки»


9 класс

  • Галогены и их соединения в природе. Практическая работа «Поиск информации в интернете».

  • Характеристика металлических элементов по их положению в периодической системе и строение атома с использованием логических функций в MS Excel

  • Практическая работа «Использование формул в электронных таблицах». Решение задач. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного.

  • Решение задач с помощью химических реакций при помощи составления линейных программ


10 класс

(химия и информатика - базовый уровень)

  • Решение задач на избыток и недостаток органических веществ при помощи составления программ ветвления

  • Решение задач на вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного при помощи составления линейных программ


10 класс

(химия- базовый уровень, информатика - профильный)

  • Создание потоковой презентации-отчёта о Практической работе «Описание свойств уксусной кислоты».

  • Создание потоковой презентации-отчёта о Лабараторной работе «Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции)».

  • Практическая работа «Автоматизированное создание веб-сайта «Роль витаминов в жизни человека»»


11 класс

(химия и информатика - базовый уровень)

  • Практическая работа «Создание базы данных «Пищевые добавки»»

  • Практическая работа «Создание базы данных «Органические соединения в быту»»

  • Органические вещества и здоровье человека. Ограничение целостности, которые накладываются связями. Введение данных о витаминах и их роли в организме в таблицу, в частности связанных данных.

  • Практическая работа «Автоматизированное создание веб-сайта «Энергетика химических превращений»»




© 2010-2022