Формирование УУД у младших школьников

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование УУД у младших школьников.

«В душе каждого ребенка

есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой,

они красиво зазвучат»


В. А Сухомлинский

Современный этап развития общества предъявляет определенные требования к личности: активная жизненная позиция, ориентация на творчество, компетентность, умение ориентироваться в изменяющихся условиях, готовность решать профессиональные задачи, способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.

В 2011 году российская школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, который выдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы. Овладение метапредметными результатами с проявлением волевых качеств личности составляет основу умения учиться и определяет младшего школьника как субъекта учебной деятельности.

Конечно, сегодня школа, в которой я работаю, реализует общеобразовательные программы, создает программу преемственности между начальным и средним обучением, организуя, в том числе и «Подготовку к школе».

Но, все мы знаем, что в первый класс приходят дети с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Тем не менее, дети любознательны. Им интересно всё, всё хочется потрогать, попробовать, изучить устройство, принцип действия. А это врожденные исследовательские качества.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Сегодня востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта»

В своей работе, я стремлюсь к тому, чтобы мои уроки вызывали глубокий интерес у школьников, чтобы ученики имели не только представление о физической картине мира, но и могли использовать полученные знания на практике, умели логически мыслить, а также могли использовать полученные знания при изучении предметов.

С целью повышения уровня сформированности универсальных учебных действий на уроках я использую электронные образовательные ресурсы, активизирующие самостоятельную поисковую деятельность, логическое мышление учащихся, формирующие информационные компетентности, так необходимые в современном обществе.

Сформировать УУД можно посредством реализации системно-деятельностного подхода, методологической и теоретической основой которого явились работы Л. В. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова.

В соответствии с модернизацией системы образования и стратегией развития дошкольного, общего и дополнительного образования Ставропольского края, всё более актуальным становится использование приёмов и методов, которые формируют умения: самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А именно эти умения формируются в исследовательской деятельности.

Актуальность педагогического опыта сопровождается трудностями и противоречиями, истекающими, в том числе, и от нас, педагогов:

  • это консерватизм педагогов и современные требования в системе образования;

  • психофизиологические особенности учащихся и недостаточность развития исследовательских навыков…

  • широкие возможности содержания начального образования, заложенного в ОС «Школа 2100», и недостаточность развития уровня целенаправленной познавательной деятельности обучающихся.

Исходя из этого, я считаю, что организация исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время будет способствовать разрешению этих противоречий.

Анализ результативности уроков с применением ЭОР таких как files.school-collection.edu.ru., показывает, что количество активно работающих учащихся повышается. То есть налицо ситуация успеха. При этом дети (по их отзывам в конце урока) на уроке не испытывают чувства усталости, хотя трудятся интенсивно, т.к. происходит постоянная смена видов деятельности, а это одно из условий здоровьесбережения.

Использование электронных образовательных ресурсов создает благоприятные условия для раскрытия способностей и творческой индивидуальности учащихся. С 1 класса мои учащиеся выполняют индивидуальные творческие задания, проекты, задания дистанционных олимпиад. При выполнении олимпиад формируются коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные УУД. Дети учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, сотрудничать в процессе сбора информации, адекватно оценивать совместный результат. При выполнении индивидуальных заданий формируются личностные умения, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

За учебный год количество участников Интернет - олимпиад и конкурсов составляет более 40 человек.

Количество награжденных (сертификаты, дипломы I, II степени) более 30 человек.

Только за 2014-2015 год мы с моими учениками принимали участие в таких Интернет - олимпиадах и конкурсах, как:

  • Всероссийский творческий конкурс «9 мая - Праздник Великой Победы»;

  • Дистанционный проект к 70 - летию Победы «Неизвестные лица Второй мировой»;

  • vIII Международного турнира третьеклассников;

  • «Викторина для 3-4 класса «Спасибо деду за нашу победу!»»;

  • Общешкольная Пасхальная выставка декоративно-прикладного творчества и детского рисунка «Пасха Красная»;

  • III Международная олимпиада по Природоведению;

  • Международный Конкурс-игра по математике «Слон»;

  • Всероссийский творческий конкурс, посвященный Году литературы «О чем рассказала книга»;

Анализируя и подводя итоги вышеизложенному, следует сказать, что формирование метапредметных результатов через исследовательскую деятельность у младших школьников, является одной из основных задач современного учителя. Также работа по формированию метапредметных результатов с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающий потенциал начального, среднего образования.

Конечно, развитие УУД не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Работа по формированию УУД на уроках через использование электронных образовательных ресурсов соответствует требованиям ФГОС, позволяет формировать универсальные учебные действия учащихся, повышать мотивацию учащихся, способствует личностному самоопределению школьников.

Поскольку работа по данной теме имеет положительный результат, в дальнейшем планирую продолжить разработку уроков с использованием электронных образовательных ресурсов. Буду стремиться, чтобы эта деятельность стала ежедневной и привычной. А для этого важна моя личная мотивация: я делаю это так потому, что просто не могу по-другому.










Попова Елена Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №34







г. Ставрополь 2015

© 2010-2022