Дополнительная общеразвивающая программа В мире Востока

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«В мире Востока»










Уровень: основное общее образование

Направленность: художественно - эстетическая

Возраст детей: 11 -13 лет

Срок реализации: 1 год


Автор - составитель:

Добрина Марина Викторовна,

педагог дополнительного образования




Алексин

2015

Пояснительная записка

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, так как оно является одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа. Танец - это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Танцевальное искусство - массовое искусство, которое доступно всем. Восточный танец - искусство, у которого есть свои принципы и фундамент, оно завоевало большое уважение и высокую оценку в мире и широко распространилось по свету. Восточный танец оказался очень популярным в разных странах, в том числе и в России. Ведь для девочек особенно важно учиться женственности, плавности и гибкости, так же, как и важно уметь владеть своим телом, расслабляться, сотрудничать, работать в парах, в небольших коллективах-командах, выступать перед публикой, подать себя в наиболее выгодном свете, уметь подбирать одежду, подчеркивающую достоинства.

Приобщение к миру восточного танца, прослушивание мелодичной, ритмичной музыки развивают и внутренне обогащают детей, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром, различать ритмы музыки и согласовывать свои движения с музыкой.

Актуальность данной программы заключается в её новизне для отечественной хореографической массовой практики и в достаточно высоком потребительском спросе.

Педагогическая целесообразность. Восточный танц - это не только красивые движения, это и развитие женственности, и умение владеть своим телом, и специфическое влияние особых ритмов на самочувствие и настроение, и развитие творческих способностей. Умение педагога использовать эти особенности для развития творческой гармоничной личности особенно важно в работе с детьми и подростками, так как именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы ко всему новому, прекрасному, непосредственны в восприятии привычных для взрослых вещей.

Отличительной особенностью программы является чередование видов деятельности на занятиях (интенсивная тренировка - плавные упражнения, танец - письменное задание). По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической подготовки и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы - развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами восточного танца.

Задачи программы:

Обучающие:

- научить выполнять танцевальные движения и комбинации восточного танца;

- формировать умения правильного и выразительного танцевального движения;

- сформировать систему знаний, умений и навыков по основам восточного

танца;

- совершенствовать умение работать над мимикой и жестами;

- обучить детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля

и взаимоконтроля;

Развивающие:

- развивать танцевальные способности;

- совершенствовать личные качества ребенка;

- формировать навыки двигательной импровизации музыки;

- развивать координацию движений, гибкость, пластику, общую физическую

выносливость;

- совершенствовать умение работать на зрителя;

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.);

- формировать чувство «ансамбля», единства;

- формировать общую культуру личности ребенка;

Направленность - художественная

Уровень: основное общее образование (11-13 лет)

Срок реализации: 1 год

Режим занятий: программа рассчитана на 144 часа в год. Занятия в группе проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа с переменой между каждым часом в 10 минут. Оптимальное количество детей в группе - 12-15 человек.

Методы контроля, диагностика результатов. Способами контроля над успешностью реализации программы являются:

  • задания на проверку усвоения выученного материала (связок движений, отдельных танцев путем повторения каждым учащимся);

  • импровизационные задания по созданию небольшого танца индивидуально и группами;

  • обратная связь между родителями и педагогом, личные беседы между обучающимися и педагогом;

  • метод наблюдения (педагог отслеживает наличие или отсутствие прогресса у группы, у каждого ученика отдельно);

  • выступления на небольших концертах для родителей и открытых мероприятиях разного уровня;

  • оценка коллег и зрителей.

Оценку эффективности программы осуществляют педагог, родители, администрация

центра.














Учебно-тематический план

144 часа в год (4 часа в неделю)

№п/п

Тема

Всего часов

Теория (час)

Практика (час)

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Общеразвивающие упражнения

18

2

16

3

Основы хореографических элементов.

40

2

38

4

Постановка и отработка танцевальных композиций

68

2

66

5

Импровизация

4

-

4

6

Концертная деятельность

10

-

10

7

Итоговое занятие

2

2

-

Итого:

144

9

135


Содержание программы


Тема 1. Вводное занятие (2 часа)

Теория (1час). Цели и задачи объединения. Знакомство с санитарно-гигиеническими правилами, правилами БДД, правилами ПБ, правилами поведения на занятиях. История зарождения, появления и развития танца. Танец - как искусство. Особенности восточного танца и восточной музыки. Разновидности восточного танца.

Практика (1час). Подвижные игры. Знакомство группы.

Тема 2. Комплекс общеразвивающих упражнений (18 часов)

Теория (2часа). Беседа на темы: «Что такое восточный танец?», «Восточная музыка», «Основные ритмы восточной музыки». Правила выполнения комплекса развивающих упражнений.

Практика (16часов). Выполнение комплекса общеразвивающих, общеукрепляющих упражнений.

  1. Движения для мышц шейного отдела (круговые, вращательные, повороты через точку и без и т.д.)

  2. Движения для плечевого и грудного отделов позвоночника:

- движения для плечевых суставов (вращения плеч, подъемы и опускания плеч совместно, поочередно, через точку и без, упражнение «мельница»);

- движения для верхней части корпуса (скольжение корпуса вперед-назад, вправо-влево, круги в горизонтальной и вертикальной плоскости, наклоны из стороны в сторону).

  1. Движения для поясничного отдела позвоночника и тазобедренных суставов (скольжение бедрами вперед-назад, вправо-влево, по кругу, наклоны корпуса, доставая руками до пола с прямыми коленями);

  2. Движения для коленей и голеностопных суставов (вращения вокруг своей оси прижатых друг к другу коленей, поочередное вращение ступней ног);

  3. Движения для сухожилий ног (шаги с носка по кругу, шаги с высоким подъемом колена, шаги на полупальцах, шаги на пятках, скрестный шаг);

  4. Упражнения на развитие равновесия, вестибулярного аппарата (удержание равновесия на носках ног, на одной ноге, удержание поз рук);

  5. Упражнения, повышающие гибкость и пластику мышц (оттяжки, волны руками и корпусом, «восьмерки»).

Тема 3. Основы хореографических элементов (40 часов)

Теория (2 часа).Общее представление о хореографии и назначении хореографических элементов. Изучение хореографической азбуки: позиции ног (1-6), позиции рук (1-3), понятия «Осанка, Постановка корпуса, «Мягкие колени», Положение головы, правила выполнения приседания, подъема на полупальцы. Знакомство детей с особенностями восточного танца, ритмическим и инструментальным разнообразием восточной музыки, восточным костюмом и его разновидностями.

Практика (38 часов).

Хореографическая разминка:

- Техника построения в зале, перемещения по залу, смена положения на 180, 360 градусов;

- Танцевальный счет;

- Упражнения на постановку корпуса. Поклон-приветствие. Позиция ног - 6.

Ритмы восточной музыки: от простых к сложным. Знакомство с видами ритмов восточной музыки. Прослушивание простых ритмов, прохлопывание и простукивание. Прослушивание сложных ритмов, прохлопывание и простукивание.

Основные (простые) движения восточного танца.

Знакомство с основными движениями восточного танца: движения головой, шеей, плечами, грудью, руками, животом, бедрами, тазом, ногами. Хореография движений головой и шеей, плечами, руками, грудью, животом, бедрами, тазом, ногами.

Ритмы восточной музыки: максум, балади, саиди, масмуди, фаллахи.

Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы, справа и слева на уровне груди.

Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» - «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).

Упражнения для рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «веер» - это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами.

Упражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Круговые движения плечами. Удары плечами. Положение рук: на бедрах и в стороны. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя - поочередно и по одной.

Упражнения для бедер: скольжение бедрами вперед-назад, вправо-влево, большой круг бедрами, малый круг бедрами, «тарелка», наклоны корпуса, доставая руками до пола с прямыми коленями; вертикальный круг корпусом; «качалка».

Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте - по два шага в каждую точку.

Знакомство с основными движениями восточного танца. Основные позы в восточном танце: стоя, сидя, полусидя, полулежа.

Название, демонстрация и разучивание основных простых движений: «восьмерка», «круг», «полукруг», «качалка», «маятник», «ключ», «удар», «оттяжка», «волна», «тряска», «винт», «прогиб», «заброс», «подбив», «египетские руки», «домик», «бабочка».

Соединение простых элементов движений в отдельные связки.

Принципы соединения простых элементов движений в отдельные связки.

Тема 4. Постановка и отработка танцевальных композиций (68 часов)

Теория (2 часа).История зарождения восточного танца. Основные направления восточного танца (классика, фольклор, шоу, табла, эстрадная песня, трайбл). Понимание смысловой, сюжетной линии танца. Понятие танцевального образа. Выбор костюма для танца. Роль эмоций в танце.

Практика (66 часов).Отработка танцевальных композиций по устный счет, под музыку. Отработка структурных переходов во время танца, соединение отдельных танцевальных связок в танец, изучение схем, рисунков согласно сюжетной линии.

Танец "Беледи"

Танец исполняется под композицию "Desert rapsody", стиль танца - шааби. Постановка включает в себя пируэты, вращения и базовые движения восточного танца: восьмерки - в горизонтальной и вертикальной плоскости, волны корпусом, "ключ", волны с проходкой, шаг верблюда, «греческий шаг», «качалку». Рисунок танца меняется по сюжетной линии. Происходит перестроение с круга на общий рисунок.

Танец "Сахарани"

Танец исполняется под арабскую музыку "Saharany". Яркий, зажигательный танец, включающий в себя быстрые, ритмичные движения восточного танца: удары, «ключи» - верхние и нижние, «арки» - верхние и нижние, «качалка», «арабский скакун», шаги с ударами и подбивкой, шаг хагала. Этот танец содержит в себе набор базовых движений восточного танца.

Танец с веерами-вейлами

Танец исполняется под медленную восточную классическую музыку. Постановка включает в себя пируэты, вращения и базовые движения восточного танца. В танце используются сложные элементы работы с веерами-вейлами - восьмерки, круги, вращения и махи. Рисунок танца меняется по сюжетной линии. Происходит перестроение с общего рисунка на полукруг, круг и пары.

Танец "Восточные барабаны"

Танец исполняется под восточную музыку Tabla. Веселый быстрый танец, включающий в себя ритмичные движения восточного танца под ритмы арабских барабанов: удары, «ключи» - верхние и нижние, «арки» - верхние и нижние, «качалка», «арабский скакун», шаги с ударами и подбивкой, шаг хагала. Композиция имеет сложный хореографический рисунок. Танец включает в себя перестроение с общего рисунка на круг, полукруг, круг в круге, одну общую линию, движение по одной линии в парах, галочку и расходку по парам.

Тема 5. Импровизация (4 часа)

Практика (4 часа).Умение импровизировать в танце. Индивидуальная импровизация. Импровизация - как способ выражения себя в танце. Тренировка импровизации под различные виды музыки, без музыки, под счет, индивидуально, в группе.

Тема 6. Концертная деятельность (10часов)

Практика (10 часов).Выступления коллектива и солистов на различных праздниках, конкурсах. Отчетный концерт.

Тема 7. Итоговое занятие (2 часа).

Теория (2 часа).Подведение итогов реализации программы


К концу обучения дети должны овладеть рядом знаний и навыков.

Знать:

  • историю происхождения и развития восточного танца, а также его основные направления

  • различать различные ритмы восточной музыки;

  • о правилах и технике использования аксессуаров в танце;

  • виды восточных костюмов и хореографические особенности использования костюма.

Уметь:

  • выполнять простые и сложные движения восточного танца;

  • выполнять связки движений в разных плоскостях;

  • использовать аксессуары в танце (платок, веера-вейлы);

  • уметь танцевать простые танцы в парах, группами и индивидуально;

  • уметь импровизировать под различную восточную музыку.

Обладать навыком:

  • сохранения во время движения правильной, красивой осанки;

  • ориентирования в темпе и ритме музыки;

  • актерской выразительности и эмоциональности в танце.


Методическое обеспечение программы

Искусство танца - это синтез эстетического и физического развития человека. Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.
Танец - это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. В танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

Обучение по данной программе предполагает знакомство детей с особенностями восточного танца, ритмическим и инструментальным разнообразием восточной музыки, восточным костюмом и его разновидностями. Занятия по программе - это и теория (рассказ педагога, иллюстрации из книг, обучающих пособий, видеоматериала), и практика (отработка движений, связок движений, простых и сложных танцев). Также особенностью занятий по программе является чередование видов деятельности (интенсивная тренировка - плавные упражнения, танец - письменное задание). По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической подготовки и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Программа подразумевает использование здоровьесберегающих технологий. Это реализуется за счет:

- проведения инструктажа по технике безопасности (по сезону);

- постепенного увеличения нагрузки в период всего курса обучения;

- начала занятий с разминки на каждую часть тела, на каждую группу мышц;

- учета особенностей возраста, роста, веса учащегося в выполнении упражнения, танца;

- чередования интенсивных упражнений с плавными;

- возможности отдыха учащегося в любое время;

Кроме физиологического аспекта здоровьесберегающих технологий, важно отметить и психологический аспект:

- умение владеть своим телом дарит учащемуся положительные эмоции;

- работа в паре, в команде дает возможность развивать навыки конструктивного и позитивного диалога, что немаловажно для развития психологически здоровой личности;

- положительное подкрепление успешного выполнения движений, танца от педагога также позитивно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.

Важно заметить, что ритмы восточной музыки по исследованиям многих авторов имеют терапевтический эффект за счет особого чередования акцентов, сильных и слабых долей.

Обучение по данной программе создаёт условия для формирования танцевальных навыков на основе усвоения хореографического материала, усиления эмоциональной отзывчивости и творческой активности, пробуждения в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству, развития образного мышления и воображения; обучение детей искусству восточного танца.

Музыкальное сопровождение занятия. Все занятия сопровождаются аудиозаписями. Педагог должен подбирать разнообразный музыкальный материал, который знакомит подростков с различными стилями и направлениями, формирует музыкальную культуру, слух, а также и манеру исполнения.

Формы занятий и способы их организации.

Формы занятий:

- традиционное занятие;

- практическое занятие (изучение новых концертных номеров);

- выступление, конкурс, фестиваль;

- творческая лаборатория (мастер-классы);

- зрительская практика (посещение, спектаклей, концертов, театров);

- открытое, контрольное занятие (согласно данной программе).

Способы организации деятельности воспитанников на занятии:

фронтальная (опрос, повторение изученного, уточнение сложных комбинаций всей группой);

групповая (занятия по сформированным группам);

в парах (работа с партнерами)

индивидуально-групповая (свободная импровизация);

ансамблевая (творческая деятельность ансамбля);

игровая;

Основные методы и технологии.

Для подростков в возрасте 11-13 лет, особенно если они пришли заниматься восточным танцем, немаловажен образ педагога. Ребята отождествляют содержание предмета с человеком, его преподающим. Поэтому педагогу просто необходимо идти в ногу со временем, самому обладать эстетическим вкусом, следить за новинками индустрии шоу-бизнеса (в музыке, танцевальных направлениях и даже моде), тогда он по праву может быть наставником и другом подростку. Тогда ребята увидят в педагоге не только хореографа, но и человека, к которому можно прийти со своими проблемами, спросить совета, попросить помощи, поделиться радостью или секретами.

Разборчивость в музыкальном материале, танцевальных стилях и направлениях, наличие эстетического вкуса у педагога позволяет ему работать над формированием у воспитанников системы ценностей, что является основной целью и задачами данного курса.

Для реализации данной программы, как показывает практика работы с подростками, необходимо учитывать некоторые особенности их психологии:

- возрастные особенности воспитанников;

- личные интересы и приоритеты воспитанников;

- потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно;

- качество подготовки к моменту начала изучения предмета;

- происходящие в мире перемены.

Педагог в своей деятельности использует следующие технологии:

здоровьесберегающая технология, помогает воспитать всесторонне развитую личность, бережно относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни;

информационно-коммуникативная технология, позволяющая воспитанникам получать новую информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся пояснениями педагога. Так же этот метод полезен при просмотре концертов и выступлений, в которых они сами принимали участие, для осмысления и оценки своего собственного результата;

деятельностная технология, посредством которой воспитанники изучают новый материал через личный показ педагогом и его объяснениями с последующим повторением;

проектная технология заключается в организации под руководством педагога творческой лаборатории, где провозглашается тема и ставится задача, а воспитанники создают творческую импровизацию, участвуют в процессе подготовки традиционных мероприятий коллектива;

игровая технология, помогает развитию творческого мышления, развивает воображение и фантазию, улучшает общение и взаимодействие в коллективе;

технология дифференцированного обучения, помогает в обучении каждого на уровне его возможностей и способностей, развитии творческих способностей, созидательных качеств личности, воспитании человека высокой культуры.

Для успешного освоения программы воспитанниками необходимо использовать различные средства обучения:

организационно-педагогические средства (образовательная программа, поурочные учебно-тематические планы, диагностические карты, карты-анкеты для воспитанников и их родителей, информационные объявления на стенде коллектива для воспитанников и их родителей, которые меняются несколько раз в неделю, разработанные педагогом памятки для сбора воспитанников на концерт, в конкурсные поездки, портмоне с концертными и конкурсными CD-дисками на каждую возрастную группу ансамбля индивидуальное и т.д.);

учебно-наглядные пособия (плакаты с изображением строения скелета человека и его мышц), которые используются с целью более доступного понимания подростками о работе мышц в момент исполнения различных статичных или динамических движений, о нагрузках на суставы, о пользе разминки перед занятиями с целью сохранения здоровья и т.д.;

Кроме того, для успешной реализации данной программы необходима материально-техническая база:

- легко проветриваемый и с хорошим освещением балетный зал общей площадью минимум в 60 м². В зале должны быть стационарные зеркала, пол - линолеум, хорошо налаженное отопление;

музыкальное сопровождение занятий целесообразно осуществлять под музыкальный центр для флэш - и CD - носителей, должна быть сформирована фонотека;

- из инвентаря в зале необходимы стол, несколько стульев, гимнастические скамейки, полка для аудиоаппаратуры;

- для более полноценного восприятия воспитанниками изучаемого материала необходим мультимедийный проектор;

- для более оперативного реагирования педагогом на все новинки в области современной хореографии и музыки необходим Интернет;

- на одной из стен, лучше при входе в зал, необходимо разместить информационный стенд.

Кроме того, в зале должны быть план эвакуации на случай пожара, инструкция по технике безопасности, набор индивидуальной защиты от пожара, аптечка с набором материалов от ушибов или других травм. Но аптечка и средства защиты должны храниться строго в закрывающемся шкафчике или сейфе.


Список литературы



  1. Ар Сантем, Ар Зонго, АриСуфит. Искусство арабского танца. Учебное пособие.- М.: Институт Йога Гуру Ар Сантема, 1998.

  2. Ар Сантем, АриСуфит. Ступени мастерства для практикующих преподавателей танца. Методическое пособие. - М.: ИЙГАС, 2004.

  3. БронЛ. Самоучитель восточных танцев. Танец живота. Издательство: Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.

  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - Москва, «ВАКО», 2004 г.

  5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Институт Практической Психологии , 1997. / Под редакцией Рузской А.Г./

  6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, 2000.

  7. РосановаО. В. Восточный танец. Секреты создания костюма. - М.: Издательство ФЕНИКС, 2006.

  8. Черемнова Е. Танцетерапия: Танцевально-оздоровительные методики для детей. - М.: Феникс, 2008.

  9. Журнал «Ориенталь» (русский журнал о восточном танце). - №3-2005, №2-2005, №4-2006, №2-2010.



© 2010-2022