• Преподавателю
  • Другое
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ


«Работа наша такая, забота наша большая»


Кураторство - незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение.

Куратор осуществляет свою деятельность в студенческой группе с
I по IV курс в техникуме на основании утверждённого плана работы. Согласует организацию воспитательной работы в группе с деятельностью других преподавателей, работающих в ней. В своей деятельности куратор подчиняется заместителю директора по воспитательной работе.

Работа куратора в нашем техникуме считается составной частью его педагогической деятельности и отражается в индивидуальных планах.

Содержание работы куратора студенческой академической группы включает в себя:

  • постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении повседневных студенческих проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента;

  • контроль за успеваемостью студентов;

  • знание бытовых и семейных условий и состояния здоровья каждого студента в группе;

  • помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией;

  • привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их научных интересов;

  • приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации;

  • индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в университете, так и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин.

Взаимоотношения с сокурсниками, преподавателями, личные проблемы также должны находиться в поле зрения куратора:

  • доведение до сведения учебной части и родителей необходимой информации об успеваемости, посещении занятий и поведении в университете;

  • этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: беседы о поведении, этикете, привитие интереса к культуре, искусству.

Контроль за соблюдением ими правил внутреннего распорядка техникума.





Функции куратора


  1. Организационная функция куратора:

- обеспечение участия студентов в мероприятиях техникума;

- координация работы группы с деятельностью других подразделений техникума;

- выявление активных студентов с последующим привлечением их к участию в различных сферах жизни техникума;

- информационное обеспечение группы.

2. Воспитательная функция куратора:

- воспитание ответственного отношения к учебе и общественно-полезному труду;

- формирование сплочённого студенческого коллектива и воспитание личности, умеющей согласовывать свои интересы с интересами коллектива;

- профилактика асоциального поведения студентов.

3. Методическая функция куратора:

- обучение студентов навыкам организаторской деятельности, умению работать в коллективе;

- планирование воспитательной работы с группой;

- оказание методической помощи по организации самообразования и свободного времени студентов.


Права куратора


Куратор имеет право:

- вносить предложения по организации воспитательной работы техникума;

- на предоставление аудитории для проведения собраний с группой;

- получать методическую и информационную поддержку своей деятельности в управлении организации воспитательной работы со студентами;

- выходить в дирекцию с предложениями по представлению к поощрению или порицанию студентов;


Обязанности куратора


Куратор обязан:

- осуществлять свою деятельность на основе годового плана работы;

- иметь о студентах группы необходимые сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства родителей, адрес проживания студента на период учебы, год окончания школы, год поступления в университет, принадлежность к общественной организации студентов, перечень выполняемых общественных поручений, участие в научно-исследовательской и кружковой работе, материальное обеспечение, место работы родителей, номера телефонов (рабочий и домашний);

- иметь сведения и проводить анализ успеваемости студентов и посещаемости ими занятий, об уровне внутриколлективных отношений;

- посещать все мероприятия, участниками которых являются студенты группы;

- доводить до сведения студентов информацию о работе группы, отделения, об мероприятиях в которых задействованы студенты техникума;

- в случаях нарушений студентами трудовой и общественной дисциплины принимать своевременные меры воздействия.


Требования к организации воспитательной работы в группе


Организация деятельности куратора должна строиться на основе элементов системы воспитательной работы, а именно:

  • адаптации первокурсников к студенческой жизни;

  • гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания;

  • пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни;

  • проведения встреч, бесед, семинаров, направленных на профилактику асоциального поведения;

  • форм поощрения студентов за достижения в учёбе и внеучебной деятельности и порицания за нарушения правил внутреннего распорядка техникума.


Порядок и формы работы кураторов


Заочное знакомство с группой.


Заочное знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа куратора, в этот период, заключается в подготовке списка группы (занесения его в журнал куратора), ознакомление с информацией карточки абитуриента: выявление потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам).


1 сентября. Девиз дня - «Мы вместе».


В первый учебный день куратор:

  • присутствует вместе со студентами своей группы на торжественных мероприятиях (как факультетских, так и на общеуниверситетских);

  • помогает разобраться с учебным расписанием;

  • организует первое знакомство с группой;

  • проводит знакомство с учебным корпусом, чтобы помочь студентам освоиться в стенах факультета (университета);

  • настраивает студентов на серьёзное и ответственное отношение к учёбе, к жизни в университете, на бережное отношение к материальным ценностям, предоставленным в их пользование (аудитории, парты, оргтехника и т.п.).


Знакомство с техникумом

Знакомство студентов с техникумом (историей, традициями, требованиями к студентам) необходимо начать с 1 сентября и продолжать в течение двух-трёх месяцев.

Примерная программа знакомства с техникумом:

  • заочное знакомство: беседы с группой, лекции или просмотр фильмов об истории техникума;

  • экскурсия по техникуму;

  • знакомство со студенческой жизнью в техникуме: с системой студенческого самоуправления, художественной самодеятельностью, спортом;

  • с подразделениями техникума, работой учебной части, управлением организации воспитательной работы со студентами;

  • разъяснение основных правил, прав и обязанностей студентов.

Знакомство в группе. Вечер знакомств. Выезд на природу.

Хорошо подготовленное и проведённое знакомство группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, получить максимальную информацию о студентах.

Для того, чтобы быстрее и успешнее познакомить студентов друг с другом существует множество методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Я и Ты» и т.д.)

Выбор актива группы.

Актив группы выбирается в сентябре. Актив группы состоит из старосты и профорга, которые избираются на общем собрании группы.

Куратор должен организовать проведение выборов актива. До того, как проводить выборы, необходимо ознакомить студентов с правами и полномочиями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы кандидатуру выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Следует предупредить студентов, что актив всегда можно переизбрать.

Задача куратора во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьёзное отношение к происходящему и не влиять на принятие решений (даже если будет казаться, что выбор сделан неверным).

Час куратора.

Час куратора рекомендуется проводить один раз в неделю, а в первые месяцы учебного года несколько раз в неделю. Примерная тематика часа куратора:

  • решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;

  • обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодёжи, городской и сельский образ жизни и т.д.);

  • встречи с преподавателями, специалистами, представителями общественных организаций и др.;

  • проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;

  • беседы с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, техникума.




Деятельность куратора по адаптации студентов 1 курса

в техникуме.

Адаптация первокурсника в техникуме - первая, наиважнейшая задача куратора. На этом этапе куратору необходимо:

  • узнать о своих студентах как можно больше: сначала заочно, по карточке абитуриента, потом во время встреч и бесед (можно привлечь Студенческий совет техникума для анкетирования);

  • создать в группе атмосферу доброжелательности, товарищества и взаимопомощи, выявить и подобрать актив группы (старосту, профорга);

  • ознакомиться с условиями проживания студентов (особенно в общежитиях).

Второй задачей куратора является информирование студентов о возможности самореализации в техникуме.

С помощью кураторских часов первокурсники получают возможность правильно сориентироваться в новой для них обстановке и, самое главное, в этот момент закладывается основа патриотизма к своему техникуму, отделению; происходит знакомство с богатыми традициями техникума.

Первая сессия для студента всегда стресс и проведение для первокурсников методического семинара «Моя первая сессия» явилось бы большим подспорьем и снизило бы студенческие переживания.

Актуальность профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции не подлежит сомнению, и куратор при поддержке управления организации воспитательной работы со студентами может выступать с инициативой проведения лекций и бесед в группе силами специалистов по профилактике этих явлений.

В современных условиях патриотическое воспитание студенчества целесообразно начинать с воспитания корпоративного сознания. Прививая любовь к своему отделению, техникуму, подчёркивая неразрывность интересов отрасли и государства мы воспитываем патриотов своей Родины.

Работа всего коллектива техникума должна быть направлена на формирование этого мировоззрения, и здесь очень важна координация деятельности всех сотрудников и служб (посещение культурных мест города, области: музеев, выставок, театров; проведение юбилеев, тематических вечеров, встреч с выдающимися учёными, поездки по родному краю, конкурсы рефератов и т.п.). Немаловажно воспитание у студентов уважения и доброжелательности к людям других взглядов, национальностей, вероисповеданий.

Помощь студентам в учёбе и профессиональном росте

Куратор студенческой академической группы обязан анализировать итоги экзаменационных сессий, после чего необходимо проводить собрания группы и беседы с отстающими студентами. Положительный эффект приносит практика оповещения родителей об успеваемости студентов: отстающие прилагают больше усилий по сдаче сессии, а выражение благодарности за учёбу студента мотивирует последнего на поддержание успеваемости или её повышение.


© 2010-2022