Методические рекомендации Структура урока производственного обучения

УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ   План урока – документ, разработанный мастером производственного обучения для проведения конкретного урока, отражающий его структуру и основные элемнты Этапы проектирования урока диагностика состояния ( знаний, учащихся, их умений, оснащенности учебного процесса, уровня педагогического мастерства мастера п/о); формулировка целей; отбор учебного содержания; проектирование методики проведения урока: выбор методов, приемов, средств обучения; выбор форм организации ... № п/п Типы уроков (в зависимости от дидактических целей и содержания изучаемого учебного материала) Виды уроков (определяются характером выполняемых учащимися работ при обучении в учебных мастерских) 1 Изучение (выполнение) трудо­вых приемов и операций ·         Инструктивные уроки ·         Уроки упражнений ·         Контрольно-проверочные уроки 2 Изучение (выполнение) учебно-производственных (комплексных) работ ·         Инструктивные уроки ·         Уроки самостоятельного выполнения учебно-производственных (комплексных) заданий ·         Контрольно-проверочные уроки     Критерии профессионального мастерства ·          Качество выполнения работы ·          Производительность труда ·          Профессиональная самостоятельность ·          Культура труда ·          Творческое отношение к труду Экономическая целесообразность трудовой деят
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура урока производственного обучения


Под структурой урока понимают определенную последовательность шагов, этапов процесса деятельности мастера и учащихся, направленных на выполнение учебно- производственных задач урока.


Тип урока

Характеристика содержания

Особенности организации и методики проведения

Вводный

Ознакомление учащихся с профессией, характером и содержанием предстоящих работ, учебной мастерской, правилами поведения и безопасности в учебной мастерской и в училище. Ознакомление с базовым предприятием.

Создание атмосферы торжественности, благожелательности и внимания к учащимся; особое внимание обеспечению доходчивости объяснений и яркости демонстраций; организация встреч новичков с учащимися старших курсов и рабочими базового предприятия - выпускниками училища и другими рабочими предприятия

По изучению трудовых приемов и операций

Формирование у учащихся первоначальных умений правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции в различных их сочетаниях в соответствии с показанным мастером образцом и рекомендациями инструкционных карт

Особая роль личного показа мастером трудовых приемов и способов в формировании у учащихся ориентировочной основы действия; широкое применение инструкционных карт с подробным описанием правил выполнение трудовых действий. Проведение специальных упражнений в отработке сложных трудовых приемов. Основное внимание - отработке правильности выполнения учебно-производственных работ.

По выполнению простых комплексных работ

Закрепление и совершенствование умений учащихся выполнять приемы и способы труда, типичные для профессии, в различных сочетаниях при выполнении работ комплексного характера, включающих ранее изученные операции.

Показ только новых, незнакомых учащимся трудовых приемов м способов, широкое применение инструкционно-технологических карт, подробно раскрывающих технологию и правила выполнения учебно-производственных работ. Особое внимание правильности и точности выполнение закрепляемых операций, выполнению технологических требований к качеству учебно-производственых работ.

По выполнению сложных комплексных работ

Формирование умений и навыков выполнения типичных для профессии учебно-производственных работ, сочетающих все ранее изученные технологические операции и способы труда. Формирование профессиональной самостоятельности, привычек и умений самоконтроля. Обучение учащихся планированию учебно-производственного труда, воспитание технологической культуры

Стимулирование самостоятельности учащихся в пользовании технической документацией, контроля и самоконтроля процесса и итогов работы. Постепенный переход от выполнения работ по предложенной мастером технологии к самостоятельному планированию трудовых процессов. Обеспечение качественного и высокопроизводительного выполнение работы. Особое внимание развитию самостоятельности, культуры труда, творческого подхода учащихся к выполнению учебно-производственных заданий.

Контрольно-проверочный

Выполнение проверочных работ - планомерное (в соответствие с учебной программой) определение уровня профессиональных умений и навыков учащихся; поэтапная аттестация учащихся. Выполнение контрольный работ, внутреучилищных (или единый по региону) контроль.

Полная самостоятельность учащихся в планировании и самоконтроле выполнения проверочных и контрольных работ.




Элементы внешней структуры урока

Элементы дидактической структуры урока

Содержание деятельности мастера

Содержание деятельности учащихся

Вводный инструктаж

Целевая установка

Сообщение тем и разъяснение цели урока, т.е. что будут делать учащиеся, чему научатся в результате урока. Демонстрация образцов, наглядных пособий, кинофильмов, диафильмов и т.д.

Восприятие разъяснений мастера, демонстраций трудовых приемов, вопросы к мастеру, ответы на его вопросы.

Актуализация знаний и опыта учащихся

Опрос учащихся по материалу специальных предметов и прошлых уроков производственного обучения. Повторение сведений из специальных предметов по теме урока. Предложение учащимся воспроизвести ранее освоенные приемы и способы работы.

Ответы на вопросы мастера, повторение теоретических сведений, правил. Требований; воспроизведение изученных приемов и способов работы; разбор технической и инструктивной документации.

Формирование ориентировочной основы действий учащихся

Показ и объяснение приемов, способов и технологий выполнения предстоящей на уроке деятельности учащихся. Объяснение правил обслуживания оборудования, пользования инструментами, приспособлениями, оснасткой. Разъяснение способов контроль и самоконтроля, организации труда, безопасных правил выполнения работы.

Восприятие показа и объяснений мастера, рекомендаций инструкционных и технологических карт. Пробное выполнение изучаемых трудовых действий. Самостоятельное определение технологической последовательности, способов и режимов выполнения задания.

Основная часть урока: упражнения (самостоятельная работа ) учащихся

Формирование (отработка) новых способов действия

Организация и руководство упражнениями в выполнении приемов. Организация и руководство упражнениями в выполнении операций. Индивидуальное и коллективное инструктирование учащихся; повторный показ и объяснение приемов на рабочем месте учащихся. Приучение учащихся к использованию документации письменного инструктирования в ходе выполнения учебно-производственных заданий.

Отработка отдельных (новых) приемов и способов выполнения изучаемой операции или новых работы. Отработка правильных способов выполнения операции в целом, способов самоконтроля хода и результатов работы.

Применение (закрепление, развитие, углубление) освоенных способов действия

Организация проведения и руководство упражнениями учащихся в выполнении трудовых процессов. Организация проведения и руководство упражнениями учащихся по управлению технологическими процессами. Обеспечение качества и производительности учебно-производственного труда учащихся, побуждение к самостоятельности и самоконтролю в работе, стимулирование и поощрение творческого подхода учащихся к выполнению учебно-производственных заданий

Освоение способов применения профессиональных знаний, умений и навыков при выполнении разнообразных, постепенно усложняющихся учебно-производственных работ, характерных для профессии. Накопление производственного опыта и совершенствование профессионального мастерства. Развитие творческих способностей, технического мышления, самостоятельности, культуры труда.

Заключительный инструктаж

Подведение итогов

Подведение учебно-роизводственных итогов урока

Самоанализ итогов урока.


© 2010-2022