• Преподавателю
  • Другое
  • Творческая работа: Статья Развитие творческого воображения в системе педагогических технологий Г. Альтшуллера и И. П. Волкова

Творческая работа: Статья Развитие творческого воображения в системе педагогических технологий Г. Альтшуллера и И. П. Волкова

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Развитие творческого воображения в системе педагогических технологий Г. Альтшуллера и И.П. Волкова.

Эмир-Аметова Левие Раифовна

Актуальность проблемы: Одним из главных условий учебно-воспитательного процесса является его личностная ориентированность, направленная на то, чтобы каждый учащийся стал полноценным, самодостаточным, творческим субъектом деятельности, познания и общения, свободной и самостоятельной личностью. Одним из запросов общества современному образованию является формирование и развитие творческого потенциала личности, способную находить неординарные приемы решения проблемных ситуаций и задач обучения. А, в основе творческого потенциала личности лежит творческое воображение. То есть, для формирования творческого потенциала личности необходимо развивать его воображение, которое является предпосылкой любого вида творческой деятельности.

На сегодняшний день в процессе внедрения в образовательную среду разнообразных форм, методов и приемов активизации творческого воображения актуальным остается обобщение и систематизация данных методических форм организаций работы учащихся и представление их в виде образовательных технологий.

В результате изучения опыта современной школы была выделена наиболее актуальная задача, заключающаяся в определении наиболее эффективных творческих технологий обучения и их рассмотрении с точки зрения внедрения в современную систему образования.

Степень разработанности проблемы. Проблема развития творческого воображения привлекала внимание многих известных нам представителей психологии: А.В. Брушлинский, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Я. Дудецкий, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, В.С. Кузин, А.Г. Маклаков, Р.Г. Натадзе, Р.С. Немов, О.И. Никифоров, А.В. Петровский, Л.А. Першин, Я.А. Пономарев, Е.И. Рогов, С.Л. Рубинштейн, И.В. Страхов, Л.Д. Столяренко, Л.Ю. Субботина, Е.А. Юластина, Д.Б. Эльконин. Однако вопросы специфики и психолого-педагогических условий развития творческого воображения в психологической науке рассмотрены недостаточно глубоко и всесторонне. При этом, одним из наименее изученных аспектов является специфика и развитие творческого воображения в младшем школьном возрасте, то есть в тот период, когда достигнутый уровень овладения письменной речью впервые делает возможными самостоятельные занятия творческой деятельностью.

Формированию и развитию творческого потенциала личности младшего школьника уделяется особое внимание в трудах таких педагогов как: Ф.И. Буслаев, Л.С. Выгодский, М.П. Львов, Т.Г. Рамзаев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский. Исследования данных педагогов показали, что воображение не только способствует формированию творческого потенциала личности, но и является условием развития и совершенствования тех видов деятельности школьников, благодаря которым происходит плодотворное изучение учебного материала.

Изучение опыта следующих педагогов: Я.Я. Амшаева, И.Н. Бабинцева, Л.П. Блощицина, Ф.И. Буслаев, Л.С. Бушуева, Е.В. Воробьева, О.В. Гвинджилия, Т.А. Кармакова, Л.Б. Константинова, Л.Ф. Король, О.Ю. Крылова, Е.Е. Никитина, С.С. Пичугин, Т.В. Рапенкова, О.И. Смирнова показывает, что в школьном обучении развитие воображения происходит очень медленно и однообразно, используются традиционные методы и приемы обучения, что приводит к падению интереса к учебной деятельности.

Данные педагоги представляют отдельные виды организаций учебной деятельности учащихся, но при этом упускают из виду эффективность инновационных творческих технологий, которые непосредственно включают комплекс форм, методов и приемов творческого развития личности.

Цель статьи. Рассмотреть особенности использования технологий развития творческих способностей личности Г. Альтшуллера и И.П. Волкова в современной системе образования.

Изложение основного материала. Достижения творческого уровня развития личности можно считать наивысшим результатом любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью. Среди них особое место занимает ТРИЗ - технология решения исследовательских задач, которая эффективна для развития технического творчества вообще и творческой личности в частности. А также следует выделить модель «Сверхпрограммной творческой деятельности» по И.П. Волкову, которая предполагает развитие творческих способностей школьников через уроки практико-эстетического цикла и через приобщение учащихся к деятельности по интересам.

ТРИЗ создана в 1946 г. российским ученым-исследователем, писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Одним из разделов данной технологии является «Теория развития творческой личности». По убеждениям Г. Альтшуллера, созданию общей теории творчества имеют предпосылки исследования конкретных видов творчества [3]. Только опираясь на отдельные теории творчества (изобретательской, научной и литературной), можно создать общую теорию творчества.

Сущность данной технологии лежит в формировании системного, диалектического мышления, развитии творческого воображения, изобретательской смекалки. Ее использование должно не только развить фантазию ребенка, а научить его мыслить системно, творчески, понимать единство и противоречия окружающей среды, видеть и решать проблемы.

ТРИЗ используют для воспитания и развития мышления и воображения ребенка. Главное место в ней принадлежит жизненной стратегии личности и развитию творческого воображения. Так как деятельность воображения представляет собой процесс проектирования ближайшего будущего и представление конечного результата практических действий личности.

По результатам анализа методов активизации мышления и воображения был сделан вывод, что способность решать творческие задания можно и необходимо развивать через обучение. Технология ТРИЗ для дошкольников и младших школьников является технологией коллективных игр и занятий с детальными методическими рекомендациями. Основу технологии составляют игры-занятия, во время которых дети знакомятся с окружающей средой, учатся выявлять противоречия в предметах и явлениях, которые предусматривают самостоятельный выбор темы, материала и вида деятельности.

Г. Альтшуллер выделяет 40 принципов решения противоречий. Этими принципами успешно пользуются герои народных и авторских сказок. Рассмотрим принципы решения противоречий, используемые в практике начальной школы, (табл.1.).


Таблица 1.

Принципы решения противоречий


Принцип

Пример

1. Сделай наперед

Герои отправляются в далекий путь и разматывают ниточку клубочка, разбрасывают камни, что помогут им вернуться назад.

2. Преврати вред на пользу

В сказке братье Гримм «Три ткачихи» ведущий фактор - уродство трех тетушек лишили главную героиню от немилой работы.

3. Прием копирования

В сказке А. Пушкина «Руслан и Людмила» Черномор, чтобы поймать Людмилу, которая сбежала, превращается в Руслана и легко достигает цели.

4. Принцип матрешки

Кощей Бессмертный прячет свою смерть на кончике иглы, иглу - в яйце, яйцо - в утке, утку - в зайце, зайца - в хрустальном сундуке.

5. Решение противоречий во времени

В сказке С. Маршака «12 месяцев» одни месяцы появляются на новогодней поляне раньше своего времени, а другие значительно позже.

6. Принцип изменения агрегатного состояния

Сердце Кая в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» превратилось в лед и изменило свои качества.

Одними из главных принципов технологии ТРИЗ является: системный подход в развитии творческой личности, компонентный подход, структурный подход, функциональный и генетический. Данные принципы обуславливают всю деятельность технологии ТРИЗ, ее систему, компоненты, их функции и структуру.

В технологии ТРИЗ Альтшуллер предлагает следующие методы [3]:

1. Метод фокальных объектов (МФО). Сущность его состоит в перенесении свойств одного предмета на другой. Алгоритм работы метода:

- рассматривая или изменяя любой объект, мимоволи выбрать другой предмет;

- для выбора предмета предлагаются картинки, игрушки;

- охарактеризовать предмет;

- подобранные определения переносят на предмет в фокусе;

- вносят к фокальному объекту не свойственные ему элементы.

2. Метод мозгового штурма (обосновал его А. Осборн). Данный метод представляет собой коллективный поиск нетрадиционных путей решения проблем. Алгоритм работы:

- формулировка цели;

- определение проблемы, установление ограничений;

- освещение традиционных путей решения;

- отделение элементов, требующих совершенствования;

- предложение идей и их анализ;

- индивидуальная защита своего решения;

- подбор решения и проверка идей на практике.

3. Метод синектики (ам. психол. В.-Д. Гордон). Метод состоит в создании группы людей разных специальностей для поиска творческих решений путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов.

4. Метод моделирования маленькими человечками (метод ММЧ). Его сущность заключается в том, что ребенок должен вообразить, что все вещества, предметы, объекты состоят из множества живых, мыслящих маленьких человечков. Они могут выполнять какие-либо действия

Арсенал ТРИЗ содержит также значительное количество оригинальных приемов, которые широко используются в работе над развитием творческого воображения детей: фантазеры, салат из сказок, книга противоречий, что было бы, если, конструирование загадок, бином фантазии, описанные итальянским писателем Джанни Родари.

Таким образом, использование технологии ТРИЗ в обучении и воспитании детей влияет развитию в них потребности в творчестве. Такую базисную личностную потребность необходимо удовлетворять с раннего детства. Такое условие является повышением эффективности образовательного процесса.

Модель «Сверхпрограммной творческой деятельности» по И.П. Волкову также была разработана в XIX веке. Его технологию по-другому называют «Школой творчества» [7].

В школе творчества по И.П. Волкову имеется гибкая система приобщения учащихся к деятельности по интересам. Начальный этап включает фронтальные занятия по развитию творческих способностей. Эти занятия хорошо сопрягаются с внеклассной работой и с соответствующими школьными курсами и позволяют воплотить множество идей творческой педагогики.

Во-первых, на занятиях по развитию творческих способностей школьники фронтально приобщаются к многосторонней творческой деятельности с выходом на конечный продукт. Каждый учащийся получает на уроке задание по изготовлению модели, макета, пособия, предметов декоративно-прикладного искусства, по конструированию и изобретательству, созданию каких-либо произведений. Творчество начинается на уроках и продолжается после их окончания - в кружках.

Во-вторых, частично осуществляется блочно-параллельное изучение различных разделов науки, техники, искусства на основе выполнения практической творческой работы. Творческая работа, в свою очередь основывается на применении дополнительных схем и моделей создаваемых объектов и предметов.

К основным принципам школы творчества И.П. Волкова относятся [7]:

- обучение и воспитание по двум равноценным направлениям: единая базовая программа, сверхпрограммная творческая деятельность;

- блочно-параллельная структура учебного материала;

- выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книги и дневники);

- включение важнейших для конкретной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.

Также одной из характеристик обучения по данной технологии является вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы объединяются узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.

В дополнении к существующим формам внеклассной работы предлагается новая - творческие комнаты. В творческой комнате любого типа (литературной, физической, биологической) ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку.

В системе И.П. Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8- рисунков, письменные работы объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения [1].

Большие возможности для самостоятельности и творчества предоставляют учебные дисциплины, которые предполагают практические работы учащихся; это трудовое обучение и предметы эстетического цикла, включение учащихся в самостоятельную работу на уроках по любым дисциплинам. Такая самостоятельная работа должна активизировать все механизмы воображения ребенка и творческого мышления. Задания необходимо подбирать нестандартные, с проблемной ситуацией, с непрямым ответом и только потом ребенок станет проявлять свой творческий потенциал.

Таким образом, дети уже с начала 1-го класса ставятся перед проблемой выбора, что способствует развитию самостоятельности, инициативы, творчества, снимает страх перед заданием. Такое построение процесса обучения напоминает игру в шахматы, где игроки стремятся к единой конечной цели - выиграть, но при этом делают самые различные комбинации ходов. То же происходит и на уроках по технологии И.П. Волкова: учитель стремится только к конечной цели, а уж порядок введения учебного материала будет свой [1].

Рассмотренные технологии достаточно отличаются. По технологии И.П. Волкова большое внимание уделяется урокам практической направленности и развитие творческих способностей происходит через решение практических заданий и моделирование, рисование и сочинение. А технология Г. Альтшуллера описывает организацию всего учебного процесса, общих творческих методов и приемов активизации воображения школьников [3]. Также сложно выделить из двух технологий оду лучшую, каждая выполняет определенный арсенал задач образования и воспитания школьников. Они дополняют друг друга. Их объединение привело бы к созданию наиболее эффективной технологии развития творческих способностей детей.

Вывод. Таким образом, следует отметить, что современная система образования имеет достаточно широкий потенциал для решения, как общих вопросов обучения, так и возникающих частных задач.

На современном этапе развития образования существенным остаются вопросы формирования и развития творчества подрастающего поколения и выбора необходимого методического арсенала, который позволит не только активизировать творческие способности, но и наполнит процесс обучения и воспитания новыми, нетрадиционными технологиями. Так, технологии, содержащие комплексы форм, методов и приемов организации учебного процесса является более эффективными наряду с отдельно подобранными методами и средствами воспитания учеников.

Педагогические технологии по своей сути представляют собой модели процесса обучения, что является удобным для педагогов и воспитателей. Технологии позволяют решить не только узкие задачи обучения, но и служат альтернативным средством достижения общей цели образования учащегося. Таким образом, использование инновационных технологий способствует проявлению творческого потенциала, как личности ученика, так и личности педагога, позволяет разнообразить процесс обучения, является одним из способов развития и совершенствования педагогической науки.

Список использованных источников.

  1. Баженова И.Н. Педагогика. - М.: Знание. - 1989. - 560 с.

  2. Бушуева Л.С., Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников // Начальная школа плюс ДО и после. - 2003. - № 8. - С. 50 - 56.

  3. Дичківська І.М. Інноваційні педагогічні технології: Навчальний посібник. - К.: Академвидав. - 2004. - 352 с.

  4. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников // Начальная школа. - 2000. - № 7. - С. 66 - 69.

  5. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей // Начальная школа. - № 12. - 2005. - С. 187 - 191.

  6. Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 448 с.

  7. Селевко Г.К. Школьные технологии народного образования: Руководство по организации воспитания школьников. - М.: Педагогика. - 1999. - 243 с.


© 2010-2022