Коррекционно - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционно - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ


В нашем учреждении созданы все условия для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии.

Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида включает коррекционный блок, который предусматривает проведение обязательных индивидуальных и групповых занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения (РСВ и ФП) с подготовительного по 12 класс включительно. Компенсаторно-адаптационный блок учебного плана реализуется через коррекционные дисциплины, включающие в себя систему индивидуальных коррекционных занятий с учащимися. Занятия проходят в специально оборудованных кабинетах и направлены на развитие слухового восприятия и формирования произносительных навыков, речевых и неречевых звучаний; здесь же осуществляется работа по ознакомлению учащихся с музыкальными произведениями, ведется работа по фонетической ритмике, обучению произношению и т.д.

Индивидуальные и групповые (не более 3-х человек в группе) занятия по развитию слуха и обучению произношению проводятся на материале уроков всех предметов начальной, средней и старшей школы.

(видеофрагмент занятия по РСВ и ФП)

Одним из современных и эффективных средств в обучении является применение информационно- коммуникативных технологий, в том числе и компьютерных.

Вашему вниманию предлагается фрагмент урока с использованием обучающей копмпьютерной программы «Окружающий мир. Лаборатория»

(видеофрагмент урока)

В школе оборудован и активно функционирует слуховой кабинет. Здесь проводится исследование состояния слуховой функции учащихся с помощью тональной аудиометрии, выявляется резерв и динамика ее развития. Учитель-дефектолог проводит фронтальные занятия по развитию слухового восприятия.

(видеофрагмент)

В школе обучаются дети по программе V вида. Это дети с тяжелой речевой патологией, им оказывается специализированная помощь, способствующая преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

Коррекционный блок для обучающихся по программе V вида включает два раздела: "Коррекционные курсы" и "Индивидуальные логопедические занятия". "Коррекционные курсы" представлены уроками "Логоритмики" в подготовительном и первом классах. Цель уроков логоритмики - преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент урока логопедической ритмики в 1 классе (видеофрагмент)

Индивидуальные логопедические занятия проводятся вне сетки уроков. Их цель - преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению материала на уроках "Лингвистического" и "Общеобразовательного" курсов.

По программам VII вида обучаются дети с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Учебный процесс направлен на обеспечение коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. Для таких обучающихся обязательными являются индивидуальные коррекционные занятия, занятия с педагогом- психологом.

ФОТОГРАФИИ СЕНСОРНАЯ КОМНАТА

Так же в школе осваивают программы VIII вида. Обучение и воспитание детей с умственной отсталостью проводится с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и профессионально-трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Поскольку в специальной школе обучаются дети с нарушениями высшей нервной деятельности, то, естественно, процесс обучения и воспитания в ней реализуется своеобразно. Это своеобразие выражается, прежде всего, в том, что в процессе обучения необходимо всемерно компенсировать последствия мозговых заболеваний, корригировать аномалии умственного развития ребенка. Поэтому конкретные методы и приемы работы с детьми должны не только обеспечить сообщение определенной суммы общеобразовательных знаний и профессиональных умений и навыков в объеме, доступном усвоению умственно отсталым школьником, но и одновременно оказать корригирующее влияние на ход умственного развития ребенка.

Использование наглядных пособий является важнейшей из сторон организации чувственного познания в учебном процессе. Организуя учебный процесс с детьми с ОВЗ, учитель должен понимать, что опора на чувственное познание учащихся, на их представления, на их личный опыт - одно из главных условий успешности коррекционно-развивающего обучения. Образы реальных предметов, явлений, свойств, процессов, можно дать в виде натуральных объектов или изображений на картине, рисунке, схеме, продемонстрировать чучело, муляж, фотографии, фильм и тому подобное.

Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми ведется в следующих направлениях:

  • осуществление индивидуального подхода к детям;

  • предотвращение наступления утомления учащихся;

  • использование методов обучения, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;

  • проявление особого педагогического такта. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности;

  • использование коррекционно-развивающих игр, упражнений.


Урок математики

Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями.

В начальных классах проводятся занятия по игротерапии. Цель этих занятий - дать многогранное полифункциональное представление учащимся об окружающей действительности, обогатить их чувственный познавательный опыт, способствующие оптимизации психического развития ребенка и эффективной социализации в обществе (видеофрагмент)

Мы представили опыт работы нашего образовательного учреждения с детьми с ОВЗ различных нозологий.

Главная задача, над которой работает весь коллектив, - воспитание у детей с ограниченными возможностями здоровья внутренней убежденности в том, что они нужны обществу. Мы, педагоги, должны помочь занять им активную жизненную позицию.


© 2010-2022