Статья Нравственное воспитание учащихся на уроках математики

Современные проблемы и тенденции развития физико-математического образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тобольск, (24 апреля 2015 г.). – ТюмГУ, 2015.Аннотация: в статье представлены математические задачи, которые можно использовать для нравственного воспитания учащихся и воспитания патриотизма. Большинство таких задач составлены на региональном материале. Ключевые слова: воспитание, нравственное воспитание, воспитание в процессе обучения математике, математически...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

© О.А. Фарафонова

Тюменский государственный университет

© Т.А. Клепалова

МАОУ СОШ № 4 г. Тобольска

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

STUDENTS' MORAL EDUCATION AT MATHEMATICS LESSONS

Аннотация: в статье представлены математические задачи, которые можно использовать для нравственного воспитания учащихся и воспитания патриотизма. Большинство таких задач составлены на региональном материале.

Ключевые слова: воспитание, нравственное воспитание, воспитание в процессе обучения математике, математические задачи, региональность.

Abstract: The article presents mathematical tasks which can be used for students' moral education and education of patriotism. The majority of these tasks are based on the regional material.

Keywords: education, moral education, education in the process of teaching mathematics, mathematical tasks, regionality.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования среди личностных результатов освоения основной образовательной программы отражены задачи воспитания российской гражданской идентичности: это патриотизм, уважение к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества в целом; осознание, усвоение и принятие гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества и т.п. Современное общество на сегодняшний день нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя-предметника сверхсложная: через содержание своего предмета он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность [2].

Современная математика характеризуется достаточно большим расширением сферы её приложений в различных областях науки. Становление новых экономических отношений, появление новых духовных ценностей ставят перед школой задачу - формировать у обучаемых новый взгляд на мир, общество и место человека в нем, осваивать новые технологии интеллектуальной деятельности, повышать уровень обшей культуры [1]. С этих позиций воспитательные цели обучения математике связаны с метапредметностью, т.е. с формированием ключевых компетенций и, в первую очередь, с социально-трудовой компетенцией и компетенцией личностного самосовершенствования. На уроке математики нравственное воспитание и воспитание патриотизма возможно осуществлять через: содержание обучения математике; методы и формы обучения; использование случайно возникших и/или специально созданных воспитывающих ситуаций; личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Приведем примеры задач, направленных на воспитание нравственных качеств личности, патриотизма и осознания значимости своего края. Задачи можно использовать при изучении числовых множеств в 5-6 классах.

1) Лес является санитаром атмосферы. Один гектар еловых насаждений может задерживать в год до 32т пыли, сосновых - до 35т, вяза - до 43т, дуба - до 54т, бука - до 68т. сколько тонн пыли задержат 10га ельника за 3 года? 3га дуба за 6 месяцев?

2) С самой маленькой струйкой из неисправного крана в сутки вытекает 150 л воды. Сколько литров воды может быть потеряно 20 семьями за 10 дней, если в квартире каждой семьи неисправен хотя бы один кран?

3) Самая длинная река Тюменской области - Иртыш, она на 598 км длиннее Оби. Общая длина обеих рек 7898 км. Определите длину рек Иртыша и Оби.

4) Территория Софийского двора Тобольского Кремля на виде сверху напоминает геометрическую фигуру - трапецию. Найдите площадь Софийского двора, если его размеры составляют: основания - 64 и 72м, высота - 89 м.

5) Ученый общественного значения Александр Александрович Дунин-Горкавич много лет отдал изучению Тобольского Севера и оставил после себя около 70 научных работ, посвященных самым разнообразным вопросам жизни и развития этого богатейшего и интереснейшего края! Определите, сколько лет посвятил Дунин-Горкавич изучению Тобольского Севера (рис. 1) [3]?

Статья Нравственное воспитание учащихся на уроках математики

Рис. 1. Схема для решения задачи

Воспитание в процессе обучения не должно быть навязчивым; лучше, если оно будет иметь скрытый характер, когда его подтекст воспринимается учащимися как внутреннее самостоятельно сформировавшееся у них убеждение или норма поведения.

Литература

1. Данилюк А.Я., Кондаков A.М., Тишков B.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России М.: Просвещение, 2009.

2. Демисенова С.В., Шебанова Л.П. Использование педагогических технологий обучения во внеклассной работе // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. - 2013. - С. 31-32.

3. Корощенко Н.А. Математические задачи с региональным содержанием Тюменского края. География Тюменского региона. Флора и фауна. Сборник задач для 5-6 классов. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2010. - 140 с.


© 2010-2022