• Преподавателю
  • Другое
  • Научная статья на тему Единое экономическое пространство и Таможенный союз: векторы развития

Научная статья на тему Единое экономическое пространство и Таможенный союз: векторы развития

Раздел Другое
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Единое экономическое пространство и Таможенный союз:

векторы развития

Ж.М. Алдабергенова1

В статье отражены современные условия и состояние евразийской интеграции, освещены приоритеты создания Единого экономического пространства и Таможенного союза. Выполнены теоретические и экспериментальные исследования. Ключевые слова: Евразийский Союз, Единое экономическое пространство, Таможенный союз, Содружество независимых государств

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2014. № 2 (15). С. 7-12.

Введение

Крушение СССР было тяжелым ударом по политическому и экономи-

ческому взаимодействию республик, входящих в его состав. Создание Со-

дружества независимых государств (СНГ) в казахской Алма-Ате по ини-

циативе казахского лидера Н.А. Назарбаева избавило от будущих возмож-

ных волнении и противоречий между государствами, восстановившими

национальный суверенитет. СНГ стало фундаментом для дальнейших ин-

теграционных процессов на постсоветском пространстве, хотя долгие годы

оставалось мало интегрированной международной организацией. Базовые

соглашения 1995 г. и Евразийское экономическое сообщество стали осно-

вой для образования в 2010 г. полноценного Таможенного Союза и эконо-

мического союза - Единого экономического пространства, функциони-

рующего с начала 2012 г.

1. Теоретические предпосылки интеграционных процессов

Единое экономическое пространство (ЕЭП) - это экономическая зона,

образованная несколькими государствами (Россией, Казахстаном и Белорус-

сией), в пределах которой достигается высокая степень единства и согласо-

Алдабергенова Жулдызай Муратовна - педагог Государственной школы-лицея № 7 с русским языком обучения им. Н.А.Марабаева , г. Актау, Мангистауская область, Республика Казахстан.

Материал подготовлен в содружестве с Департаментом статистики Евразийской экономической комиссии на основании данных, представленных уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза.

Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 2 (15)

ванность их экономических действий, используется единая валюта, вводятся

единые таможенные пошлины, закладываются основы единой экономиче-

ской политики [1].

Основные цели формирования ЕЭП:

• эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка това-

ров, услуг, капитала и труда;

• создание условий для стабильного развития, структурной перестройки

экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня их на-

селения;

• проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-

финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

• развитие единых транспортных, энергетических и информационных

систем;

• создание общей системы мер государственной поддержки приоритет-

ных отраслей экономики, производственной и научно-технологиче-

ской кооперации.

ЕЭП, как уже отмечалось, существует с 1 января 2012 г., хотя соглаше-

ние о его формировании президенты России, Белоруссии, Казахстана и Ук-

раины подписали в Ялте еще 19 сентября 2003 г. [1]. Позднее Украина вышла

из процесса формирования ЕЭП [4]. Межгосударственный совет Евразийско-

го экономического сообщества (ЕврАзЭС) на уровне глав государств 16 авгу-

ста 2006 г. принял решение о разработке документов, необходимых для фор-

мирования правовой базы ЕЭП в рамках этого экономического сообщества.

На заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС в Минске 27 нояб-

ря 2009 г. президентами Белоруссии, Казахстана и России было принято ре-

шение интенсифицировать работу над договорно-правовой базой ЕЭП. Чуть

позже, 19 декабря 2009 г. был утвержден план действий по формированию

ЕЭП. В соответствии с ним первый пакет из 4 базовых документов должен

был быть подписан до 1 января 2011 г. и введен в действие до 1 июля 2011 г.,

а второй пакет из 6 документов - подписан до 1 июля 2011 г. и введен в дей-

ствие до 1 января 2012 г.

5 июля 2010 г. главы государств Белоруссии, Казахстана и России по-

ручили своим правительствам принять надлежащие меры и обеспечить под-

писание 20 международных соглашений, формирующих правовую базу

ЕЭП, до 1 января 2011 г. В ходе последующей работы над договорами было

признано целесообразным объединить некоторые из них, так что их общее

количество сократилось до 17 базовых документов. В настоящее время над-

национальный высший орган ЕЭП (Евразийская комиссия) контролирует

170 функций союза [1].

18-19 ноября 2010 г. в Санкт-Петербурге на уровне глав правительств

были подписаны четыре соглашения:

• о единых принципах и правилах технического регулирования в Рес-

публике Беларусь, Казахской Республики и Российской Федерации;

Алдабергенова Ж.М. Единое экономическое пространство и Таможенный союз… 9

• о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой мигра-

ции из третьих государств;

• о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей;

• об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере

электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной по-

литики.

9 декабря 2010 г. были подписаны все оставшиеся международные со-

глашения, входящие в пакет договорно-правовой базы ЕЭП, в том числе на

уровне глав государств:

• о согласованной макроэкономической политике;

• о согласованных принципах валютной политики;

• о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свобод-

ного движения капитала.

Остальные 10 документов были подписаны заместителями глав прави-

тельств, в том числе:

• о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъек-

тов естественных монополий;

• о единых принципах и правилах конкуренции;

• о единых правилах предоставления промышленных субсидий;

• о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства;

• о государственных (муниципальных) закупках;

• о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках ЕЭП;

• о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав

интеллектуальной собственности;

• о порядке организации, управления, функционирования и развития

общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Респуб-

лики Казахстан и Российской Федерации;

• о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в

сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая

основы ценообразования и тарифной политики;

• о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта,

включая основы тарифной политики.

Таким образом, процесс формирования договорно-правовой базы ЕЭП к

концу 2010 г. был завершен. Президенты России, Казахстана и Белоруссии

также приняли Декларацию о формировании Единого экономического про-

странства, в которой выразили уверенность, что процесс интеграции на евра-

зийском пространстве и дальше будет эффективно развиваться. В декларации

подчеркивается, что, развивая Таможенный союз и ЕЭП, страны движутся «к

созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармо-

ничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с други-

ми странами, международными экономическими объединениями и Европей-

ским союзом с выходом на создание общего экономического пространства».

10 Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 2 (15)

Год спустя, 18 ноября 2011 г. главы России, Белоруссии и Казахстана

приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой

заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства -

ЕЭП. Было также заявлено, что три государства «будут стремиться завер-

шить к 1 января 2015 г. кодификацию международных договоров, состав-

ляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономи-

ческого пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический

союз».

Для эффективного функционирования и развития Таможенного союза и

ЕЭП Россия, Белоруссия и Казахстан учредили Евразийскую экономическую

комиссию (ЕЭК) - наднациональный орган управления интеграцией. Этой

комиссии было передано большое число (около 180) функций союза, а ее

председателем назначен глава Минпромторга РФ Виктор Христенко.

При формировании Евразийского экономического союза очень важно

сохранить национальную идентичность государств, которые в него войдут, и

учитывать специфику их экономик. Все предпосылки для успешного разви-

тия интеграционных процессов имеются; прежде всего, это твердая полити-

ческая воля руководителей государств и, как показывают социологические

опросы, поддержка населения [3, с. 20]. Конечно, создание столь масштабно-

го интеграционного объединения - задача, не решаемая в один день. Но ин-

теграционный вектор развития - в интересах всех государств-участников, а

также тех, которые пока имеют статус наблюдателей. Только вместе наши

страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизацион-

ного прогресса, добиться успеха и процветания. Стимулируя развитие внут-

реннего рынка, делая акцент на социальную функцию экономики, мы даем

шанс собственным предприятиям стать конкурентоспособными и, таким об-

разом, обеспечиваем конкурентоспособность государствам, образующим со-

юз.

2. Основные показатели интеграции в ЕЭП

Развитие интеграционных связей, по прогнозам, позволит России до-

полнительно получать свыше 2% от базового уровня ВВП, а всем трем стра-

нам - свыше 2,5% совокупного ВВП. Ожидается, что к 2030 г. превышение

ВВП над базовым вариантом составит для России 75 млрд долл. (в ценах

2010 г.), для Казахстана - 13 млрд долл., для Беларуси - 14 млрд долл. За пе-

риод c 2011 по 2030 г. суммарный эффект от развития интеграционных свя-

зей может быть оценен в 632 млрд долл. (в ценах 2010 г.) для России,

106,6 млрд долл. - для Казахстана и 170 млрд долл. - для Беларуси [1].

По оперативным данным, объем внешней торговли товарами госу-

дарств - членов Таможенного союза и ЕЭП с третьими странами за январь-

октябрь 2013 г. составил 762 млрд долл., в том числе экспорт - 479,4 млрд

долл., импорт - 282,6 млрд долл. (табл. 1). По сравнению с аналогичным пе-

риодом 2012 г. объем внешней торговли сократился на 1%, или на 7,5 млрд

Алдабергенова Ж.М. Единое экономическое пространство и Таможенный союз… 11

долл. Экспорт товаров при этом уменьшился на 2,4%, или на 11,9 млрд долл.,

импорт увеличился на 1,6%, или на 4,4 млрд долл. Положительное сальдо

внешней торговли товарами составило 196,8 млрд долл. (за январь-октябрь

2012 г. - 213,1 млрд долл.).

Таблица 1. Объем внешней торговли государств - членов Таможенного сою-

за и ЕЭП в январе-октябре 2013 г.

В % к январю-

Страны октябрю 2012 г.

Экспорт,

млрд

долл.

Импорт,

млрд

долл.

Сальдо,

млрд

долл. экспорт импорт

Таможенный союз и ЕЭП 479,4 282,6 196,8 97,6 101,6

В том числе:

Республика Беларусь 16,7 16,4 0,3 65,5 109,3

Казахская Республика 63,9 24,6 39,3 94,9 105,5

Российская Федерация 398,8 241,6 157,2 100,1 100,7

Таблица 2. Объем взаимной торговли государств - членов Таможенного сою-

за и ЕЭП в январе-октябре 2013 г.

Страны Сумма, млн

долл.

В % к январю-

октябрю 2012 г.

Удельный вес в

общем объеме, %

Таможенный союз и ЕЭП 52 852 93,7 100,0

В том числе между:

Республикой Беларусь

и Казахской Республикой 774 98,1 1,5

Казахской Республикой

и Российской Федерацией 19 255 101,9 36,4

Российской Федерацией

и Республикой Беларусь 32 823 89,4 62,1

Снижение объема взаимной торговли в 2013 г. было обусловлено суще-

ственным сокращением поставок нефтепродуктов из России в Беларусь (в

январе-октябре 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом 2011 г.

их объемы выросли в 2 раза). Без учета энергоносителей объем взаимной

торговли государств - членов Таможенного союаз и ЕЭП по сравнению с ян-

варем-октябрем 2012 г. увеличился на 1,1%.

Достигнутые результаты создают основу для развития общего рынка то-

варов - первой ступени интеграции. В ближайшие 3 года он будет дополнен

общим рынком услуг, капитала и труда. Услуги (включая транспортные,

энергетические __________и финансовые) должны будут предоставляться на условиях

национального режима в рамках всех трех государств ЕЭП [2].

Объединение рынков дает лишь треть от 15% прироста ВВП, ожидаемо-

го в 10-летней перспективе в результате успешной евразийской интеграции

(согласно расчетам по модели интегрированных межотраслевых балансов го-

сударств-членов Таможенного союза [2]). И хотя уже в первый год полно-

12 Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 2 (15)

масштабной работы союза прирост взаимной торговли составил почти 50%,

дальнейший экономический эффект интеграции будет зависеть от общей по-

литики развития. Она должна разрабатываться с учетом закономерностей со-

временной экономики, смены базовых технологий и обусловленным этим

процессом глобальным кризисом. Это должна быть политика опережающего

развития, основанная на концентрации ресурсов ЕЭП на ключевых направле-

ниях нового технологического уклада.

Выводы

Представленные материалы позволяют сделать вывод, что для ускоре-

ния интеграционных процессов и развития кооперационных связей в рамках

ЕЭП необходимо интенсифицировать работу по гармонизации нормативной

правовой базы, в первую очередь в части сближения национальных законо-

дательств. Это потребует немалых усилий и творческого подхода от предста-

вителей законодательной и исполнительной власти, должностных лиц, спе-

циалистов и ученых всех стран-участниц евразийской интеграции [2].

Литература

1. Азанов Б.К. Единое экономическое пространство и Евразийский союз

Республики Беларусь, Казахской Республики и Российской Федерации:

единые цели, единое будущее // Сб. докладов Евразийского научного фо-

рума «Евразийская интеграция: становление и развитие» (Санкт-Петер-

бург, 22-23 ноября 2012 г.). СПб., 2012. - C. 14-16.

2. Глазьев С.Ю. Рубежи достигнуты, цели определены, задачи поставлены //

Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2012. - № 12. -

С. 5.

3. Панина Е.В. Социально-экономические и законодательные аспекты раз-

вития Евразийского экономического союза // Евразийская интеграция:

экономика, право, политика. - 2012. - № 12. - С. 19-20.

Common Economic Space and Customs Union: vector of development

Aldabergenova Zhuldyzai - teacher of the State school-lyceum No. 7 with Russian language of

teaching named after N.A. Marabaev Aktau, Mangistau region, Republic of Kazakhstan The article reflects the current conditions and the state of the Eurasian integration, highlights the priorities of the Common Economic Space and Customs Union. Theoretical and experimental

studies were performed.

Кey words: Eurasian Union, Common Economic Space, Customs Union, Commonwealth of Independent

States

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2014. N 2 (15). P. 7-12.__

© 2010-2022