Программа развития самоуправления 5-9 классах

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















































Пояснительная записка

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:

  • укрепления российской государственности;

  • развития в России гражданского общества;

  • повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

Формирование и развитие социально-активной личности - сложный и длительный процесс. Ребенка воспитывает всё, что окружает. Учитывая основные задачи развития образования в регионе, важнейшей задачей образовательного учреждения должно являться формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки. Из стен школы должны выйти воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, владеющие информационными, проектировочными и коммуникативными умениями, позитивно, толерантно и конструктивно мыслящие во благо Родины. Учитывая требования образовательной программы школы, общие задачи данной программы систематизированы по основным направлениям:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Программа «Ученическое самоуправление» ориентирована на дос­тижение результатов определённого уровня:

  • Первый уровень результатов - приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

  • Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

  • Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Программа «Ученическое самоуправление» знакомит участников с содержанием экономических и политических отношений на государственном уровне; формирует культуру деловых отношений, демонстрирует основные демократические процедуры современного гражданского общества.

Для осуществления этих задач в ходе игры моделируются коллективно-творческие дела, создаются условия для активной самостоятельной творческой, социальной, экономической деятельности всех участников - граждан игрового государства.

Принимая участие в предлагаемых "взрослых" процедурах, школьники получают первичный опыт государственной деятельности в качестве министров и членов министерств города - класса, которое формируется во время игры. В основу программы положен принцип: от самопознания и самовоспитания личности школьника к воспитанию межличностной и социальной активности.

Система мероприятий включает различные формы работы с детьми: часы общения, игровые тренинги, праздники, игры, КТД, конкурсы, викторины, беседы, диспуты, фестивали, пресс-конференции, интеллектуальные игры, экскурсии. Проектную и исследовательскую деятельность и др.

Программа рассчитана на 4 года. (2012-2016 г.)

Цель программы:

развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.

Задачи программы:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

  • организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

  • оказать помощь в поисках «себя»;

  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширить рамки общения с социумом;

  • воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

  • стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы, учащихся.

  • формирование актива, анализ результативности его работы.

  • поддержание инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий.

  • воспитание ответственности за порученное дело.

В основе самоуправления в 5-9 классах лежит целевая программа детской организации «Демократическая республика «МиЛид»

Цель:

Создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству.

Задачи:

  • Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учетом его возможностей.

  • Создание благоприятных условий для самореализации учащихся;

  • Формирование гуманистического отношения школьника к окружающему миру.

  • Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.

  • Развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.

  • Обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с учащимися.

В рамках данной программы каждый учащийся, в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей, может выбрать дело по душе в каком-либо из министерств.

Каждый класс представлен как отдельный город со своей символикой (название, девиз, флаг, форма (пилотка, воротник или галстук, уголок гражданина игрового государства «МиЛид»). Органы ученического самоуправления избираются в начале каждого учебного года так, чтобы все учащиеся смогли пройти в то или иное министерство, тем самым каждому дается возможность попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности, побыть ведущим и ведомым, организатором и исполнителем.

Ученическое самоуправление в 5-9 классах составляют: парламент, правительство, премьер-министр, министерства, избираемые на год.

Состав министерств формируется из соответствующих советников каждого класса и инициативной группы. Министерства возглавляет председатель и заместитель, выбранные из числа учащихся 5-11 классов. Каждое министерство имеет своего консультанта. Консультантами могут выступать заместители директора, педагоги, способные оказать помощь в работе органов самоуправления. Председатели министерств составляют Совет министров. Совет министров планирует мероприятия, в организации которых задействовано несколько министерств. Тем самым осуществляется взаимодействие общешкольных органов самоуправления друг с другом. Премьер-министр избирается ежегодно. Стать премьер-министром может ученик 5-11 класса, представивший и успешно защитивший свою предвыборную программу и набравший большинство голосов на выборах. Высшим органом самоуправления является парламент.

Ожидаемые конечные результаты:

  • активизация экономической и политико-правовой подготовки школьников;

  • формирование навыков реальной политической деятельности;

  • развитие эмоционально-волевой сферы личности, особенно таких качеств, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, активность.

Таким образом, предлагаемая программа предназначена, прежде всего, для активизации экономической и политико-правовой подготовки школьников в новых социальных условиях. Она позволяет решать серьезные педагогические задачи повышения экономической и правовой грамотности учащихся, формирования и закрепления навыков реальной политической деятельности, развивает эмоционально-волевую сферу личности, особенно такие качества как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, активность.

Карта - экран игры. На карте отмечается рейтинг участия в мероприятиях всех городов - классов. Игра закончится, когда будет выбран лучший класс в номинациях: интеллектуальный, спортивный, творческий и т.д. Награждение активных участников игры будет проходить на итоговом съезде городов в конце учебного года. Самые активные ученики граждане, которые занимали, в конкурсах призовые места получают грамоты и благодарности.

Этапы игры:

1.Первый съезд классов-городов. Объяснение сути игры, выбор ролей органов самоуправления.

2.Основной этап. Формирование актива или выбор отдельных участников для достижения высоких результатов в том или ином мероприятии (соревнования, конкурсы, викторины, занятия и т.д.), проходящего в рамках программы.

3. Итоговый съезд классов-городов, награждение.

Пути реализации программы.

  • Составление плана мероприятий, продолжительность на один учебный год.

  • Мероприятия, которые ждут граждан класса-города, соответствуют направлениям общешкольного плана воспитательной работы.

  • В применении к школьной детской организации: не меняя сути, можно менять формы, использовать новые методы и ставить самые различные цели.

Главным исполнительным органом в классе является актив класса. Его члены руководят работой микрогрупп. В актив входят министры города и мэр. Эта абсолютно идентичная форма существования структуры всей демократической республики «МиЛид», гражданами которой являются ученики 1-11 классов.

В классе организована работа малых инициативных групп под руководством министров:

Министра образования

Цель: помощь отстающим; выпуск познавательных газет; подведение итогов успеваемости.

Министра здоровья и спорта

Цель: Выпуск информационной газеты «В здоровом теле - здоровый дух», подготовка устных журналов и газет; сбор и отправка писем ребятам, находящимся на больничном.

Министра культуры

Цель: организация перемен; помощь в проведении и подготовки классных вечеров, праздников, конкурсов, выпуск поздравительных и развлекательных газет;

Министра труда

Цель: организация дежурств в классе, столовой, комнатах, школе;

помощь в организации генеральных уборок, субботников;

контроль выполнения обязанностей дежурными;

выпуск листовок по оценке качества выполнения работы дежурными.

Смена поручений с обязательным подведением итогов происходит на классном собрании. В ходе собрания дети учатся анализировать и оценивать свою работу, а также работу одноклассников.

Механизм реализации программы:

Девиз

Задачи

Формы реализации

Познавательное развитие - «Знание - сила»

«Ученье свет, а неученье - тьма»

Определить круг возможностей каждого ученика; формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность; развивать способность мыслить рационально, эффективно и проявлять свои интеллектуальные, познавательные умения в жизни

Тематические недели, викторины, экскурсии, выпуски газет, познавательные игры, участие в школьной НПК.

Гражданско-патриотическое воспитание - «Я и мое Отечество»

Воспитать чувство ответственности, гордости за свою страну, ответственности за сохранение памятников истории и культуры; расширение знаний об истории своей семьи, города, республики, страны.

Вахта памяти, часы общения «Мой дом -Россия» , «История моей семьи», «Геральдические символы страны, республики», встречи с ветеранами, организация поздравлений учителей, находящихся на пенсии с Днем учителя, участие в акциях ко дню пожилого человека, экскурсии, знакомство с памятниками культуры, истории.

Духовно-нравственное воспитание

Один за всех и все за одного

Развивать умения и навыки в сфере общения; создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе; развитие собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие ученического самоуправления.

Тренинги общения, ролевые игры, экскурсии, тематические классные часы «Вместе весело шагать», «День именинника», «Мостик дружбы», «Что делать, если тебя не понимают», праздничные конкурсы с 23 февраля и 8 марта, собрания актива класса

Спортивно-оздоровительное направление

«В здоровом теле - здоровый дух»

Сохранять и укреплять здоровье, формировать потребность в ЗОЖ

Углубленный медосмотр в начале года, учет врачебных рекомендаций, посещение спортивных секций, прогулки, физминутки, зарядка, классные часы по теме ЗОЖ, спортивные игры: «Веселые старты», «Мама, папа, я - спортивная семья», «День здоровья»,

Работа с родителями.

«В дружбе взрослых и детей - сила школы и семей»

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ.

Индивидуальные консультации, беседы, тематические родительские собрания, анкетирования, методика незаконченных предложений, тестирования, проведение совместных мероприятий, творческий отчет.

Творчество и досуг

«Дело мастера боится!»

Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков в творческой деятельности, творческого воображения обучающихся; развитие интереса к внеклассной деятельности.

Конкурсы, классные часы, праздники, театральные постановки, экскурсии, выставки работ, творческие мастерские (Мастерская Деда Мороза, конкурс «Чудо Ёлочка», «Подарки своими руками») , проектная деятельность.

Результат реализации программы:

Модель гражданина демократической республики

1. Уровень сформированности личностного развития.

  • сформированы основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российскую нацию и историю, осознана своя этническая принадлежности;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

  • сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладел начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • сформированы основы моральных и нравственных ценностей российского общества;

  • развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • сформированы эстетические потребности, ценности и чувства на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной детской литературы и искусства;

  • развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • развиты навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, умения избегать конфликты;

  • сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат.

2. Уровень сформированности метапредметных компетенций.

  • овладел способностью принимать и сохранять образовательную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;

  • умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;

  • освоение межпредметных понятий.

3. Уровень сформированности предметных компетенций

  • умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей; пользоваться словарями и справочной литературой для школьников;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета данной ступени образования;

  • умение ориентироваться в базовых понятиях, необходимых для получения начального образования и продолжения образования на следующей ступени;

  • умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию;

  • умение работать с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Тематический план

п/п

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Самоуправление в классе

1

Вводная беседа

Игра на знакомство «Что в имени твоего города - класса»

Формирование чувства патриотизма

1

Беседа «Мой любимый город»

Деловая игра «Мой герб с девизом»

Формирование чувства любви к малой родине

1

Презентация «Мы - россияне»

Работа в группах «Взаимодействие»

Развитие чувства взаимопонимания

1

Подготовка к выборам в классе

Тренинг «Развиваем личность»

Формирование чувства уважения к другому и принятия его как себя

1

Подготовка к выборам в совет класса

Игра «Будущие президенты»

Знакомство со структурой самоуправления в классе

1

Деятельность микрогрупп в классе

Акция «Конверт откровений»

Развитие чувства взаимопонимания

1

Подготовка к выборам в совет класса

Интеллектуальная игра «Дебаты»

Знакомство со структурой самоуправления в классе

1

Подготовка к выборам в совет класса

Тренинг «Самопрезентация»

Формирование чувства уважения к другому и принятия его как себя

Правила игрового года в демократической республике «МиЛид»

1

1 съезд классов-городов демократической республики

Посвящение пятиклассников в граждане «МиЛид»

Знакомство со структурой самоуправления в школе

1

Знакомство с денежной единицей игрового государства «МиЛид» «Балл».

Деловая игра «Монополия»

Формирование навыков ведения счета класса-города

1

Знакомство с работой министерства ГО и ЧС

Ролевая игра «Путешествие в страну в Ответственности»

Развитие чувства ответственности

1

Работа министерства культуры и просвещения

Акция «Подарок маме»

Развитие чувства любви к матери

1

Беседа. «Что такое выборы президента, правительства»

Участие в выборах премьер-министра

Развитие школьника - активного гражданина

1

Беседа «Югра»

Праздник, посвященный дню рождения округа «Мой край Югорский»

Знакомство с национальными традициями народов , проживающих в ХМАО

1

Беседа «Правила общения с окружающими»

Игра «Сюжет из жизни»

Развитие школьника как личность общительную, открытую

1

Работа с министерством культуры.

Разработка сценария новогодних праздников.

Развитие школьника - активного гражданина

1

Работа с министерством печати.

КТД «Мастерская Деда Мороза»

Развивать творческие способности школьника

Игровое государство «МиЛид»

1

Беседа «Я - гражданин».

Работа в группах «Что, я могу сделать не один».

Формировать чувства патриотизма к своему классу, школе

1

Беседа. Золотое правило нравственности

Игра «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой»

Формирование нравственных устоев личности школьника

1

Работа правительства «МиЛид»

Игра путешествие по игровому государству «МиЛид»

Развивать творческие способности школьника

1

Работа с министерством спорта.

«Подготовка к «Весёлым стартам»

Формирование школьника - здоровой личности

1

Беседа «Конституция «МиЛид»

Конкурс «Лучший знаток конституции «МиЛид»

Знакомство с законами игрового государства «МиЛид»

1

Работа с министерством культуры.

Рыцарский турнир

Повышение интереса к разностороннему развитию личности школьника

1

Права граждан в игровом государстве «МиЛид».

Деловая игра «Право и ответственность»

Развитие чувства ответственности школьника

1

Работа министерства ГО и ЧС

Командная игра по пожарной безопасности «Золотая каска».

Развивать навыки предупреждения пожароопасной ситуации

1

Диспут «Людей неинтересных в мире нет»

Составление рассказа «Человек - высшая ценность» по фотографиям своих близких.

Развитие чувства уважения к своей семье

2

Работа министерства культуры

Групповая работа «Эстафета любимых занятий»

Знакомство с классными коллективами

2

Работа министерства ГО и ЧС

Трудовой десант «Чистота не там где метут, а там, где не сорят»

Развитие чувства любви к своей школе

2

Работа министерства ГО и ЧС

Командная игра по правилам дорожного движения «Светофор наш лучший друг»

Развивать навыки предупреждения ДТП с участием школьников

2

Итоговый съезд классов-городов

Защита «Фантастических проектов».

Подведение итогов игрового года

Список литературы:

  1. К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000

  2. Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.

  3. Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.

  4. Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону,2002.

  5. Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1

  6. Журнал «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.

  7. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

  8. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
    сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.

  9. Календарь школьных праздников / Авт.-сост. СИ. Лобачева,
    К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.

  10. Книга рекордовГиннеса 1993.-Москва-Лондон:Тройка, 1993.

  11. Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2004.

  12. Кузьмина МЛ День смешинок // Последний звонок. - 2006. - № 1.

  13. Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научит школьника жить весело. - Ярославль, 2001.

  14. Песнь любви. - М.: Молодая гвардия, 1972. - Т. 2.

  15. Печень Н.А. Символы воинской славы. - М.: ВЛАДОС, 2004.

  16. Пиз А. Язык жестов /Пер. с англ. Н.Е.Котляр.-М.: НПО «МОЭК»,1992.

  17. Погорельский ЮМ. Сценарии детских музыкальных представ­лений. - СПб.: Литера, 2004.

  18. Подари себе праздник: энциклопедия. В 2 т. / Сост. НЛ. Вадченко, Н.В. Хаткина. - М.: Сталкер, 1998.

  19. Помилио А. Большая книга изобретений / Пер. с итал. Ю. Гавриловой - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.

  20. Пруха К. Военизированные игры на местности / Пер. с чеш.СИ. Грачева. - М.: ДОСААФ, 1979.

  21. Ромашкова ЕМ. Праздник 8 Марта: Модели праздничного до­суга и сценарные материалы. - М.: Сфера, 2001.

  22. Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -
    М.: Мир безопасности, 1998.

  23. Современная работа с родителями в начальной школе / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2004.

  24. Федосюк Ю. Что означает Ваша фамилия? - М,: Детская лите­ратура, 1969.

  25. ЧерёмошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Ака­демия развития, 1997.

  26. Школа этикета: поучения на всякий случай / Сост. Л.С. Лихаче­ва. - Екатеринбург, 1995.

  27. Азбука воспитания: советы родителям / сост. Г. Перегибов //
    Воспитание школьников. - 2001. - № 7. - С. 50.

  28. Взаимодействие детей и родителей: (тесты) // Воспитание
    школьников. - 2001. - № 8. - С. 50-51.

  29. Галицких, А. А. Тематика «часов общения» и родительских собраний в различных возрастных воспитательных программах /
    А. А. Галицких, Л. В. Швецова // Практика административной работы. -
    2005. ~№3.- С. 59-60.

  30. Гараева, Г. 111. Разрешение конфликтных ситуаций (роди­тельское собрание) / Г. Ш. Гараева // Начальная школа: плюс До и По­сле. - 2002. -№ П. - С. 40-44.

  31. Гепло, Т, А, Ценности вашего ребенка / Т. А. Гелло // На­чальная школа: плюс До и После. - 2005. - № 3. - С. 44-47.

  32. Городищенская, Л. Летопись моей семьи / Л. Городищенская
    // Воспитание школьников. -2003.-№6. -С. 25-26.

  33. Дружинин, Б, Тема родительского собрания «Домашние праздники» / Б. Дружинин // Народное образование. - 2002. - № 1. -С.166-174.

  34. Ефимова, Е. Е. Конфликтная компетентность: вопросы тео­рии и практики / Е. Е. Ефимова, Е. А. Крюкова. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006.

  35. Жеребипова, Н. В. Педагогические новеллы / Н. В. Жеребилова // Начальная школа: плюс До и После. - 2004. - № 1. - С. 33-34.

  36. Журавлев, Д. Психическое здоровье во многом определяет
    физическое / Д. Журавлев // Народное образование. - 2004. - № 8. -С. 147-154.

  37. Иванова, М. Н. Воспитание в первом классе (из опыта рабо­ты) / М. Н. Иванова, И. А. Нахалова, Ж. Е. Олконина // Начальная школа: плюс До и После. -2004. -№ 1. ~С. 10-16.

  38. Шанцов, А. Изучение особенностей воспитания в семьях / А. Иванцов // Воспитание школьников. - 2000. - № 9. - С. 16-17.

  39. Измайлова, О. С. Тепло родного очага (урок валеологии) / О. С. Измайлова, Л. М. Ильиных // Начальная школа: плюс До и После. -2004.-№1.

  40. Волина В. Праздник букваря. - М., 1996.

  41. Газман О.С, Харитонова Н.Е. В школу- с игрой. - М, 1991.

  42. Журнал «Календарь школьника», 1987.




© 2010-2022