- Преподавателю
- Другое
- Программа развития самоуправления 5-9 классах
Программа развития самоуправления 5-9 классах
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Константинова С.В. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:
-
укрепления российской государственности;
-
развития в России гражданского общества;
-
повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.
Формирование и развитие социально-активной личности - сложный и длительный процесс. Ребенка воспитывает всё, что окружает. Учитывая основные задачи развития образования в регионе, важнейшей задачей образовательного учреждения должно являться формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки. Из стен школы должны выйти воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, владеющие информационными, проектировочными и коммуникативными умениями, позитивно, толерантно и конструктивно мыслящие во благо Родины. Учитывая требования образовательной программы школы, общие задачи данной программы систематизированы по основным направлениям:
-
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
-
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Программа «Ученическое самоуправление» ориентирована на достижение результатов определённого уровня:
-
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
-
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
-
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Программа «Ученическое самоуправление» знакомит участников с содержанием экономических и политических отношений на государственном уровне; формирует культуру деловых отношений, демонстрирует основные демократические процедуры современного гражданского общества.
Для осуществления этих задач в ходе игры моделируются коллективно-творческие дела, создаются условия для активной самостоятельной творческой, социальной, экономической деятельности всех участников - граждан игрового государства.
Принимая участие в предлагаемых "взрослых" процедурах, школьники получают первичный опыт государственной деятельности в качестве министров и членов министерств города - класса, которое формируется во время игры. В основу программы положен принцип: от самопознания и самовоспитания личности школьника к воспитанию межличностной и социальной активности.
Система мероприятий включает различные формы работы с детьми: часы общения, игровые тренинги, праздники, игры, КТД, конкурсы, викторины, беседы, диспуты, фестивали, пресс-конференции, интеллектуальные игры, экскурсии. Проектную и исследовательскую деятельность и др.
Программа рассчитана на 4 года. (2012-2016 г.)
Цель программы:
развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.
Задачи программы:
-
усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
-
организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
-
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
-
оказать помощь в поисках «себя»;
-
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
-
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-
расширить рамки общения с социумом;
-
воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
-
стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы, учащихся.
-
формирование актива, анализ результативности его работы.
-
поддержание инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий.
-
воспитание ответственности за порученное дело.
В основе самоуправления в 5-9 классах лежит целевая программа детской организации «Демократическая республика «МиЛид»
Цель:
Создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству.
Задачи:
-
Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учетом его возможностей.
-
Создание благоприятных условий для самореализации учащихся;
-
Формирование гуманистического отношения школьника к окружающему миру.
-
Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.
-
Развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
-
Обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с учащимися.
В рамках данной программы каждый учащийся, в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей, может выбрать дело по душе в каком-либо из министерств.
Каждый класс представлен как отдельный город со своей символикой (название, девиз, флаг, форма (пилотка, воротник или галстук, уголок гражданина игрового государства «МиЛид»). Органы ученического самоуправления избираются в начале каждого учебного года так, чтобы все учащиеся смогли пройти в то или иное министерство, тем самым каждому дается возможность попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности, побыть ведущим и ведомым, организатором и исполнителем.
Ученическое самоуправление в 5-9 классах составляют: парламент, правительство, премьер-министр, министерства, избираемые на год.
Состав министерств формируется из соответствующих советников каждого класса и инициативной группы. Министерства возглавляет председатель и заместитель, выбранные из числа учащихся 5-11 классов. Каждое министерство имеет своего консультанта. Консультантами могут выступать заместители директора, педагоги, способные оказать помощь в работе органов самоуправления. Председатели министерств составляют Совет министров. Совет министров планирует мероприятия, в организации которых задействовано несколько министерств. Тем самым осуществляется взаимодействие общешкольных органов самоуправления друг с другом. Премьер-министр избирается ежегодно. Стать премьер-министром может ученик 5-11 класса, представивший и успешно защитивший свою предвыборную программу и набравший большинство голосов на выборах. Высшим органом самоуправления является парламент.
Ожидаемые конечные результаты:
-
активизация экономической и политико-правовой подготовки школьников;
-
формирование навыков реальной политической деятельности;
-
развитие эмоционально-волевой сферы личности, особенно таких качеств, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, активность.
Таким образом, предлагаемая программа предназначена, прежде всего, для активизации экономической и политико-правовой подготовки школьников в новых социальных условиях. Она позволяет решать серьезные педагогические задачи повышения экономической и правовой грамотности учащихся, формирования и закрепления навыков реальной политической деятельности, развивает эмоционально-волевую сферу личности, особенно такие качества как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, активность.
Карта - экран игры. На карте отмечается рейтинг участия в мероприятиях всех городов - классов. Игра закончится, когда будет выбран лучший класс в номинациях: интеллектуальный, спортивный, творческий и т.д. Награждение активных участников игры будет проходить на итоговом съезде городов в конце учебного года. Самые активные ученики граждане, которые занимали, в конкурсах призовые места получают грамоты и благодарности.
Этапы игры:
1.Первый съезд классов-городов. Объяснение сути игры, выбор ролей органов самоуправления.
2.Основной этап. Формирование актива или выбор отдельных участников для достижения высоких результатов в том или ином мероприятии (соревнования, конкурсы, викторины, занятия и т.д.), проходящего в рамках программы.
3. Итоговый съезд классов-городов, награждение.
Пути реализации программы.
-
Составление плана мероприятий, продолжительность на один учебный год.
-
Мероприятия, которые ждут граждан класса-города, соответствуют направлениям общешкольного плана воспитательной работы.
-
В применении к школьной детской организации: не меняя сути, можно менять формы, использовать новые методы и ставить самые различные цели.
Главным исполнительным органом в классе является актив класса. Его члены руководят работой микрогрупп. В актив входят министры города и мэр. Эта абсолютно идентичная форма существования структуры всей демократической республики «МиЛид», гражданами которой являются ученики 1-11 классов.
В классе организована работа малых инициативных групп под руководством министров:
Министра образования
Цель: помощь отстающим; выпуск познавательных газет; подведение итогов успеваемости.
Министра здоровья и спорта
Цель: Выпуск информационной газеты «В здоровом теле - здоровый дух», подготовка устных журналов и газет; сбор и отправка писем ребятам, находящимся на больничном.
Министра культуры
Цель: организация перемен; помощь в проведении и подготовки классных вечеров, праздников, конкурсов, выпуск поздравительных и развлекательных газет;
Министра труда
Цель: организация дежурств в классе, столовой, комнатах, школе;
помощь в организации генеральных уборок, субботников;
контроль выполнения обязанностей дежурными;
выпуск листовок по оценке качества выполнения работы дежурными.
Смена поручений с обязательным подведением итогов происходит на классном собрании. В ходе собрания дети учатся анализировать и оценивать свою работу, а также работу одноклассников.
Механизм реализации программы:
Девиз
Задачи
Формы реализации
Познавательное развитие - «Знание - сила»
«Ученье свет, а неученье - тьма»
Определить круг возможностей каждого ученика; формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность; развивать способность мыслить рационально, эффективно и проявлять свои интеллектуальные, познавательные умения в жизни
Тематические недели, викторины, экскурсии, выпуски газет, познавательные игры, участие в школьной НПК.
Гражданско-патриотическое воспитание - «Я и мое Отечество»
Воспитать чувство ответственности, гордости за свою страну, ответственности за сохранение памятников истории и культуры; расширение знаний об истории своей семьи, города, республики, страны.
Вахта памяти, часы общения «Мой дом -Россия» , «История моей семьи», «Геральдические символы страны, республики», встречи с ветеранами, организация поздравлений учителей, находящихся на пенсии с Днем учителя, участие в акциях ко дню пожилого человека, экскурсии, знакомство с памятниками культуры, истории.
Духовно-нравственное воспитание
Один за всех и все за одного
Развивать умения и навыки в сфере общения; создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе; развитие собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие ученического самоуправления.
Тренинги общения, ролевые игры, экскурсии, тематические классные часы «Вместе весело шагать», «День именинника», «Мостик дружбы», «Что делать, если тебя не понимают», праздничные конкурсы с 23 февраля и 8 марта, собрания актива класса
Спортивно-оздоровительное направление
«В здоровом теле - здоровый дух»
Сохранять и укреплять здоровье, формировать потребность в ЗОЖ
Углубленный медосмотр в начале года, учет врачебных рекомендаций, посещение спортивных секций, прогулки, физминутки, зарядка, классные часы по теме ЗОЖ, спортивные игры: «Веселые старты», «Мама, папа, я - спортивная семья», «День здоровья»,
Работа с родителями.
«В дружбе взрослых и детей - сила школы и семей»
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ.
Индивидуальные консультации, беседы, тематические родительские собрания, анкетирования, методика незаконченных предложений, тестирования, проведение совместных мероприятий, творческий отчет.
Творчество и досуг
«Дело мастера боится!»
Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков в творческой деятельности, творческого воображения обучающихся; развитие интереса к внеклассной деятельности.
Конкурсы, классные часы, праздники, театральные постановки, экскурсии, выставки работ, творческие мастерские (Мастерская Деда Мороза, конкурс «Чудо Ёлочка», «Подарки своими руками») , проектная деятельность.
Результат реализации программы:
Модель гражданина демократической республики
1. Уровень сформированности личностного развития.
-
сформированы основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российскую нацию и историю, осознана своя этническая принадлежности;
-
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
-
сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-
овладел начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-
сформированы основы моральных и нравственных ценностей российского общества;
-
развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
сформированы эстетические потребности, ценности и чувства на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной детской литературы и искусства;
-
развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
-
развиты навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, умения избегать конфликты;
-
сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат.
2. Уровень сформированности метапредметных компетенций.
-
овладел способностью принимать и сохранять образовательную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-
умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
-
умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;
-
освоение межпредметных понятий.
3. Уровень сформированности предметных компетенций
-
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-
умение использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей; пользоваться словарями и справочной литературой для школьников;
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета данной ступени образования;
-
умение ориентироваться в базовых понятиях, необходимых для получения начального образования и продолжения образования на следующей ступени;
-
умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию;
-
умение работать с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Тематический план
№
п/п
Тема учебного занятия
Всего часов
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
Самоуправление в классе
1
Вводная беседа
Игра на знакомство «Что в имени твоего города - класса»
Формирование чувства патриотизма
1
Беседа «Мой любимый город»
Деловая игра «Мой герб с девизом»
Формирование чувства любви к малой родине
1
Презентация «Мы - россияне»
Работа в группах «Взаимодействие»
Развитие чувства взаимопонимания
1
Подготовка к выборам в классе
Тренинг «Развиваем личность»
Формирование чувства уважения к другому и принятия его как себя
1
Подготовка к выборам в совет класса
Игра «Будущие президенты»
Знакомство со структурой самоуправления в классе
1
Деятельность микрогрупп в классе
Акция «Конверт откровений»
Развитие чувства взаимопонимания
1
Подготовка к выборам в совет класса
Интеллектуальная игра «Дебаты»
Знакомство со структурой самоуправления в классе
1
Подготовка к выборам в совет класса
Тренинг «Самопрезентация»
Формирование чувства уважения к другому и принятия его как себя
Правила игрового года в демократической республике «МиЛид»
1
1 съезд классов-городов демократической республики
Посвящение пятиклассников в граждане «МиЛид»
Знакомство со структурой самоуправления в школе
1
Знакомство с денежной единицей игрового государства «МиЛид» «Балл».
Деловая игра «Монополия»
Формирование навыков ведения счета класса-города
1
Знакомство с работой министерства ГО и ЧС
Ролевая игра «Путешествие в страну в Ответственности»
Развитие чувства ответственности
1
Работа министерства культуры и просвещения
Акция «Подарок маме»
Развитие чувства любви к матери
1
Беседа. «Что такое выборы президента, правительства»
Участие в выборах премьер-министра
Развитие школьника - активного гражданина
1
Беседа «Югра»
Праздник, посвященный дню рождения округа «Мой край Югорский»
Знакомство с национальными традициями народов , проживающих в ХМАО
1
Беседа «Правила общения с окружающими»
Игра «Сюжет из жизни»
Развитие школьника как личность общительную, открытую
1
Работа с министерством культуры.
Разработка сценария новогодних праздников.
Развитие школьника - активного гражданина
1
Работа с министерством печати.
КТД «Мастерская Деда Мороза»
Развивать творческие способности школьника
Игровое государство «МиЛид»
1
Беседа «Я - гражданин».
Работа в группах «Что, я могу сделать не один».
Формировать чувства патриотизма к своему классу, школе
1
Беседа. Золотое правило нравственности
Игра «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой»
Формирование нравственных устоев личности школьника
1
Работа правительства «МиЛид»
Игра путешествие по игровому государству «МиЛид»
Развивать творческие способности школьника
1
Работа с министерством спорта.
«Подготовка к «Весёлым стартам»
Формирование школьника - здоровой личности
1
Беседа «Конституция «МиЛид»
Конкурс «Лучший знаток конституции «МиЛид»
Знакомство с законами игрового государства «МиЛид»
1
Работа с министерством культуры.
Рыцарский турнир
Повышение интереса к разностороннему развитию личности школьника
1
Права граждан в игровом государстве «МиЛид».
Деловая игра «Право и ответственность»
Развитие чувства ответственности школьника
1
Работа министерства ГО и ЧС
Командная игра по пожарной безопасности «Золотая каска».
Развивать навыки предупреждения пожароопасной ситуации
1
Диспут «Людей неинтересных в мире нет»
Составление рассказа «Человек - высшая ценность» по фотографиям своих близких.
Развитие чувства уважения к своей семье
2
Работа министерства культуры
Групповая работа «Эстафета любимых занятий»
Знакомство с классными коллективами
2
Работа министерства ГО и ЧС
Трудовой десант «Чистота не там где метут, а там, где не сорят»
Развитие чувства любви к своей школе
2
Работа министерства ГО и ЧС
Командная игра по правилам дорожного движения «Светофор наш лучший друг»
Развивать навыки предупреждения ДТП с участием школьников
2
Итоговый съезд классов-городов
Защита «Фантастических проектов».
Подведение итогов игрового года
Список литературы:
-
К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000
-
Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
-
Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.
-
Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону,2002.
-
Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
-
Журнал «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
-
3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
-
Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005. -
Календарь школьных праздников / Авт.-сост. СИ. Лобачева,
К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006. -
Книга рекордовГиннеса 1993.-Москва-Лондон:Тройка, 1993.
-
Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2004.
-
Кузьмина МЛ День смешинок // Последний звонок. - 2006. - № 1.
-
Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научит школьника жить весело. - Ярославль, 2001.
-
Песнь любви. - М.: Молодая гвардия, 1972. - Т. 2.
-
Печень Н.А. Символы воинской славы. - М.: ВЛАДОС, 2004.
-
Пиз А. Язык жестов /Пер. с англ. Н.Е.Котляр.-М.: НПО «МОЭК»,1992.
-
Погорельский ЮМ. Сценарии детских музыкальных представлений. - СПб.: Литера, 2004.
-
Подари себе праздник: энциклопедия. В 2 т. / Сост. НЛ. Вадченко, Н.В. Хаткина. - М.: Сталкер, 1998.
-
Помилио А. Большая книга изобретений / Пер. с итал. Ю. Гавриловой - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.
-
Пруха К. Военизированные игры на местности / Пер. с чеш.СИ. Грачева. - М.: ДОСААФ, 1979.
-
Ромашкова ЕМ. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: Сфера, 2001.
-
Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -
М.: Мир безопасности, 1998. -
Современная работа с родителями в начальной школе / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2004.
-
Федосюк Ю. Что означает Ваша фамилия? - М,: Детская литература, 1969.
-
ЧерёмошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
-
Школа этикета: поучения на всякий случай / Сост. Л.С. Лихачева. - Екатеринбург, 1995.
-
Азбука воспитания: советы родителям / сост. Г. Перегибов //
Воспитание школьников. - 2001. - № 7. - С. 50. -
Взаимодействие детей и родителей: (тесты) // Воспитание
школьников. - 2001. - № 8. - С. 50-51. -
Галицких, А. А. Тематика «часов общения» и родительских собраний в различных возрастных воспитательных программах /
А. А. Галицких, Л. В. Швецова // Практика административной работы. -
2005. ~№3.- С. 59-60. -
Гараева, Г. 111. Разрешение конфликтных ситуаций (родительское собрание) / Г. Ш. Гараева // Начальная школа: плюс До и После. - 2002. -№ П. - С. 40-44.
-
Гепло, Т, А, Ценности вашего ребенка / Т. А. Гелло // Начальная школа: плюс До и После. - 2005. - № 3. - С. 44-47.
-
Городищенская, Л. Летопись моей семьи / Л. Городищенская
// Воспитание школьников. -2003.-№6. -С. 25-26. -
Дружинин, Б, Тема родительского собрания «Домашние праздники» / Б. Дружинин // Народное образование. - 2002. - № 1. -С.166-174.
-
Ефимова, Е. Е. Конфликтная компетентность: вопросы теории и практики / Е. Е. Ефимова, Е. А. Крюкова. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006.
-
Жеребипова, Н. В. Педагогические новеллы / Н. В. Жеребилова // Начальная школа: плюс До и После. - 2004. - № 1. - С. 33-34.
-
Журавлев, Д. Психическое здоровье во многом определяет
физическое / Д. Журавлев // Народное образование. - 2004. - № 8. -С. 147-154. -
Иванова, М. Н. Воспитание в первом классе (из опыта работы) / М. Н. Иванова, И. А. Нахалова, Ж. Е. Олконина // Начальная школа: плюс До и После. -2004. -№ 1. ~С. 10-16.
-
Шанцов, А. Изучение особенностей воспитания в семьях / А. Иванцов // Воспитание школьников. - 2000. - № 9. - С. 16-17.
-
Измайлова, О. С. Тепло родного очага (урок валеологии) / О. С. Измайлова, Л. М. Ильиных // Начальная школа: плюс До и После. -2004.-№1.
-
Волина В. Праздник букваря. - М., 1996.
-
Газман О.С, Харитонова Н.Е. В школу- с игрой. - М, 1991.
-
Журнал «Календарь школьника», 1987.