- Преподавателю
- Другое
- Аннотация к рабочей программе по чувашскому языку для 5 класса
Аннотация к рабочей программе по чувашскому языку для 5 класса
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белкина В.И. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Аннотация к рабочей программе по чувашскому языку для 5 класса
Составитель: Белкина В.И.
Рабочая программа по чувашскому языку для 5 - го класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС и примерной программой, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию с учётом программы по чувашскому языку для основной школы
Характеристика рабочей программы
Цели и задачи:
Изучение чувашского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
развитие коммуникативной компетенции учащихся, т.е. овладение основными функциями чувашского языка;
-
развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала чувашского языка.
Развитие коммуникативной компетенции осуществляется в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций. Исходя из них, сформулированы задачи для достижения целей обучения чувашскому языку:
-
развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности - говорении, аудировании, чтении, письме (речевая компетенция);
-
овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях в чувашском языке, разных способах выражения мысли в русском и чувашском языках (языковая компетенция);
-
приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям чувашского края; формирование умения представлять свою республику, ее культуру в условиях межкультурного общения (социокультурная компетенция);
-
развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации (компенсаторная компетенция);
-
развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий (учебно-познавательная компетенция).
Развитие личности учащихся предполагает:
-
формирование у школьников потребности изучения чувашского языка и овладения им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире;
-
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
-
воспитание гражданина, патриота;
-
развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, лучшее осознание своей культуры;
-
воспитание любви и уважения к родному краю, чувашскому языку как духовной ценности чувашского народа.
Количество часов
-
Количество часов в неделю
Количество часов в год
3
105
Содержание рабочей программы
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Говорение
Диалогическая речь
Дальнейшее совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении. Уметь вести:
-
этикетный диалог в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и социокультурного общения;
-
диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);
-
диалог - побуждение к действию;
-
диалог - обмен мнениями;
-
комбинированный диалог.
Объем диалога - от 3-5 реплик (5 классы) со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:
-
описание;
-
сообщение;
-
рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения);
-
характеристика (персонажей);
-
рассуждение (с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией (с опорой и без опоры) на прочитанный или услышанный текст, либо на заданную коммуникативную ситуацию).
Объем монологического высказывания: 5 класс - 6 - 8 предложений,
аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аудио- и видеотекстов с разной сложностью и содержания. Воспринимать на слух и понимать:
-
речь учителя, одноклассников при непосредственном общении и вербально/ невербально реагировать на услышанное;
-
полностью содержание несложных аудио- и видеотекстов, построенных на знакомом учащимся языковом материале (время звучания таких текстов для аудирования - до 1 мин);
-
основное содержание аудио- и видеотекстов, содержащих наряду с изученным материалом незначительный незнакомый языковой материал (время звучания таких текстов для аудирования - до 2 мин);
-
выборочно интересующую информацию в зависимости от коммуникативной задачи. (Выборочное понимание интересующей информации предполагает умение выделять значимую информацию в одном или нескольких коротких текстах, опуская избыточную. Время звучания таких текстов для аудирования - до 1,5 мин).
чтение
Умение читать и понимать тексты в зависимости от вида чтения:
-
с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
-
с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
-
с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (поисковое/просмотровое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Содержание, обеспечивающее формирование социокультурной компетенции.
В процессе обучения чувашскому языку в 5 классах учащиеся овладевают умением осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях региона. Это предполагает овладение: знаниями о значении родного и других языков в современном мире;
-
сведениями о социокультурном портрете республики, ее символике, культурном наследии, традициях чувашского народа;
-
представлением о сходстве и различиях в традициях чувашского и русского народов; об особенностях их образа жизни, быта, культуры; о некоторых произведениях чувашской художественной литературы;
-
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);умениями представлять родной край и его культуру гостям республики.
Учебно-методический комплект
Чувашский язык: учебное пособие по чувашскому языку для 5-го класса русской школы / Г.В.Абрамова, А.Л.Краснова, С.А.Разумова. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство. - 2014. -271 стр.
Результаты усвоения программ
В результате изучения чувашского языка ученик должен знать/понимать
-
основные единицы языка: смыслоразличительные звуки, корень слова, аффиксы;
-
словарные формы имени и глаголов;
-
основные формы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические), нормы речевого этикета;
-
основные особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя чувашского языка;
-
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
-
основные способы словообразования (аффиксация. словосложение);
-
особенности структуры простых и сложных предложений;
-
признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, степеней сравнения прилагательных, падежи существительных, местоимений, числительных, предлогов);
говорение
-
начинать, вести, поддерживать и заканчивать различные виды диалогов (этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированный диалог): объем диалога должен составлять не менее 5-6 реплик с каждой стороны;
-
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом в пределах изученной тематики с использованием усвоенного лексико-грамматического материала;
-
разыгрывать диалог;
-
составлять монологические высказывания на темы, предусмотренные программой (о себе, семье, друзьях, школе, родном городе, Чувашской Республике, стране и т. д.) с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
-
передавать основную мысль прочитанного или услышанного;
-
давать на вопросы краткий и развернутый ответы, используя текст;
-
задавать вопросы по тексту;
-
составлять тексты с опорой на ключевые слова, план.
аудирование
-
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя и одноклассников;
-
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аудио- и видеотекстов, построенных на изученном языковом материале, содержащем небольшое количество неизученных языковых явлений;
-
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аудио- и видеотексты, выделяя основную/нужную информацию.
чтение
-
соотносить графический образ чувашского слова с его звуковым;
-
соблюдать основные правила чтения;
-
читать вслух несложные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания;
-
читать вслух несложные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя языковую догадку, выборочный перевод, справочные материалы;
-
оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
-
читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале;
-
читать про себя и находить в тексте нужную информацию, зачитывать нужные места в тексте.
письмо
-
владеть техникой письма;
-
выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;
-
списывать небольшой текст с выполнением грамматического задания;
-
писать по памяти наиболее частотные слова;
-
выполнять письменные упражнения разного характера;
-
писать небольшие диктанты на основе изученных грамматических тем;
-
писать поздравления с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета;
-
писать личные письма с опорой на образец;
-
составлять план устного или письменного сообщения;
-
составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом;
-
письменно отвечать на вопросы по тексту;
-
заполнять простую анкету.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира;
-
осознания места и роли русского и изучаемого чувашского языка в этом мире;
-
ознакомления представителей других стран с культурой своего народа;
осознания себя гражданином своей страны и мира; умениями представлять родной край и его культуру гостям республики.