Программа по декоративно-прикладному творчеству Умей-ка

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Направленность: программа «Умей-ка» имеет художественную направленность и предназначена для обучения детей декоративно-прикладному творчеству.

Программа была изменена с учетом требований к программам дополнительного образования детей и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Актуальность: в век технического прогресса, компьютерных и инновационных технологий современные дети очень много времени проводят за компьютерами. Это негативно сказывается на всестороннем развитии личности. В связи с этим появляется острая необходимость повышения роли художественно-эстетического воспитания детей, развития у них образного мышления, привлечения к различным видам декоративно-прикладного искусства.

Декоративно - прикладное творчество дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, оно увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе школьного образования. Для достижения успеха на занятиях создается благоприятный психологический фон.
Новизна: программа «Умей-ка» предполагает использование новых технологий, необычных материалов, что даёт возможность для создания эксклюзивных изделий и развития у детей исследовательских способностей.
Педагогическая целесообразность: данная программа пробуждает интерес к декоративно-прикладному искусству, у детей развивается усидчивость, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребёнок учится ценить всё, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познаёт окружающий мир. Богатая детская фантазия, нестандартность мышления дают возможность создавать замечательные изделия своими руками.


Цель программы - создание условий для развития творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:

Образовательные:
- дать начальные сведения о видах декоративно-прикладного творчества;

-обучить законам и принципам создания композиции и применению их на практике при разработке и выполнении изделий различных видов декоративно-прикладного творчества;

-обучить основам мастерства декоративно-прикладного искусства;

-овладеть техникой работы с природным материалом, тканью, бумагой;

-научить использовать в работе бросовый материал, дать ему вторую жизнь;

-изучить технологические процессы изготовления изделий и декорирования их различными способами и приспособлениями;

-научить выполнять импровизации на основе традиционных особенностей декоративно-прикладного искусства;

- научить пользоваться литературными источниками.

Воспитательные:

-воспитать трудолюбие, бережливость, усидчивость, аккуратность, самостоятельность при работе с материалами и инструментами;

- воспитать чувства коллективизма, уважения к творчеству народных мастеров.

Развивающие:

-сформировать техническое мышление и конструкторские способности;

-развить фантазию, ассоциативное, образное и логическое мышление, эстетический вкус;

-развить интерес к творчеству художника, дизайнера;

-развить индивидуальный почерк при выполнении изделий, творческий подход к работе.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 14 лет, желающих заниматься декоративно-прикладным искусством.

Срок реализации программы - 1 год. Всего на освоение программы отводится 216 часов:

Режим занятия.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. Длительность каждого учебного занятия составляет 45 минут. Перерыв между занятиями-15 минут.

Наполняемость группы: -12 человек

Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, мастер-класс, конкурс, выставка.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации программы «Сундучок» обучающиеся должны

к концу года :

-иметь представление о различных видах декоративно-прикладного творчества;

-знать правила подготовки рабочего места;

-знать правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;

-знать область применения и назначение материалов и инструментов;

-знать и применять в работе природный материал;

-знать технологию изготовления различных видов изделий;

-знать названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

-уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, самоконтроль над её ходом и результатами;

-уметь изготавливать изделия по образцу, выбирать материал;

-уметь осуществлять декоративное оформление и отделку;

-уметь оформлять выставочные изделия;

-уметь применять в работе бросовые материалы;

-уметь выражать в поделке (деятельности) свою индивидуальность, свое видение мира;

Для оценки знаний обучающихся используются следующие формы контроля: выставка, конкурс, опрос.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
По окончании каждого года обучения проводится итоговая аттестация в форме презентации творческих работ.


Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

3

-

3

2.

Природный материал в интерьере.

9

45

54

2.1

Лепка из солёного теста.

3

15

18

2.2

Изделия из кофейных зёрен.

3

15

18

2.3

Изделия на основе гипса.

3

15

18

3.

Коллаж с применением различных декоративных приёмов.

9

45

54

3.1

Поздравительные открытки - коллаж

3

15

18

3.2

Коллаж из цветной бумаги.

3

15

18

3.3

Панно из ракушек.

3

15

18

4.

Изделия из текстиля.

8

43

51

4.1

Игрушки из помпонов.

3

15

18

4.2

Игрушки из ниток. Куклы-обереги.

2

13

15

4.3

Поделки из мешковины.

3

15

18

5.

Бросовые материалы

8

44

54

5.1

Бумага и картон.

4

20

24

5.2

Изделия из СD дисков для дома.

2

10

12

5.3

Плетение из газетных трубочек.

2

16

18

6.

Итоговое занятие.

0

3

3

ВСЕГО:

36

180

216


Содержание программы

1.Вводное занятие.
Теория.
План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе.
Экскурсия по дому творчества «Красота вокруг нас!»
2.Природный материал в интерьере.
2.1. Лепка из солёного теста.
Теория.
Технология изготовления соленого теста. Технология изготовления изделий из солёного теста. Правила сушки, раскрашивания, вскрытия лаком.
Практика.
Изготовление сувениров из солёного теста. Грунтовка, роспись акриловыми красками, покрытие лаком.
2.2. . Изделия из кофейных зёрен.
Теория.
Особенности работы с кофейными зёрнами. Последовательность выполнения.
Практика.
Декорирование рамок для фотографий, шкатулок, изготовление топиарий. Покрытие лаком.
2.3. Изделия на основе гипса.
Теория.
Технология работы с гипсом. Правила сушки и оформления изделия. Техника безопасности при работе с гипсом.
Практика .
Изготовление изделий из гипса с применением формочек. Окраска изделия гуашью, акриловыми красками.
3.Коллаж с применением различных декоративных приёмов.
3.1. Поздравительные открытки - коллаж.
Теория.
История развития коллажа как вида декоративно искусства. Перечень необходимых материалов (растительные и нерастительные) и инструментов. Особенности работы, порядок выполнения.
Термины, применяемые при работе. Аксессуары и дополнительные материалы, необходимые в коллаже.
Практика.
Выбор композиции. Подготовка основы и фона. Подбор необходимого материала. Наклеивание элементов.
3.2. Коллаж из цветной бумаги.
Теория.
Виды коллажа. Основные этапы работы. Правила сочетания бумаги. Подготовка основы. Способы соединения. Изготовления фона в технике декупаж. Выбор инструментов.
Практика.
Подготовка основы, выбор фона и материалов. Вырезание силуэтов, наклеивание. Изготовление паспорту, рамки.
3.3. Панно из ракушек.
Теория.
Инструменты и приспособления для работы. Виды материалов. Термины, применяемые при работе. Технология изготовления фона методом печати и штампов. Основные приемы работы с ракушкой. Способы соединения, стыковки закрепления деталей. Метод аппликации. Работа с литературными источниками.
Практика.
Выполнение плоскостных работ. Выполнение работ по образцу и самостоятельно разработанным эскизам.
4. Изделия из текстиля.
4.1. Игрушки из помпонов.
Теория.
Историческая справка и особенности изготовления изделий из текстиля. Знакомство с материалами, инструментами, оборудованием. Приёмы работы с тканью, нитками, шерстью, мешковиной, тесьмой. Правила изготовления помпонов. Изготовления шаблона. Способы плетения и крепления. Техника безопасности при работе с колющимися и режущимися предметами.
Практика.
Изготовление шаблона для помпонов. Изготовление помпонов, сшивание. Украшение изделия различными аксессуарами.
4.2. Игрушки из ниток. Куклы-обереги.
Теория
Знакомство с материалами, инструментами. Приёмы работы с нитками, шерстью. Способы плетения и крепления. Технология изготовления игрушек из нитей. . Классификация кукол - оберегов. Технология изготовления куклы-закрутки. Основные правила изготовления оберега Заготовка деталей для отделки игрушек. Техника безопасности при работе с колющимися и режущимися предметами.
Практика
Наматывание нитей, сшивание, выравнивание нитей. Соединение частей в целое. Украшение изделия различными аксессуарами.
4.3. Поделки из мешковины.
Теория
Знакомство с материалами, инструментами. Особенности при работе с мешковиной. Мешковина как декор дома. Техника безопасности при работе с колющимися и режущимися предметами
Практика
Изделия на основе мешковины. Декорирование предметов мешковиной. Отделка лентами, кружевами, бусами.
5.Бросовые материалы.
5.1. Бумага и картон.
Теория
Что такое бросовые материалы? Беседа «Бумагопластика как искусство моделирования бумажных композиций на плоскости». Ассортимент бумаги и картона. Изготовление лекал. Приемы творческой работы с бумагой. Инструменты и материалы. Техника безопасности.
Практика
Работа по эскизу. Объемные композиции из картона и пластика. Крепление изделий с помощью клея, двустороннего скотча. Оформление изделий. Разукрашивание.
5.2.Изделия из CD дисков для дома.
Теория
Технология изготовления полезных изделий для дома. Вторая жизнь CD дискам. Доступные способы обработки.
Практика
Изготовление изделий по образцу. Аппликация, роспись акриловыми красками.
5.3. Плетение из газетных трубочек.
Теория
Технологические приёмы плетения. Способ накручивания трубочек. Виды плетения. Основные способы плетения. Подручные средства, материалы.
Практика
Изготовление бумажных трубочек. Плетение по кругу, узорное плетение. Проклейка, сушка, окраска изделия лаком.
6. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год. Презентация творческих работ.

Методическое обеспечение образовательной программы

Раздел программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Виды и форма контроля, форма предъявления результата

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

Групповая,

экскурсия

Словесный,

беседа

Метод. лит-ра

Фронтальный опрос

Самоанализ

2

Природный материал в интерьере

Комбинированное,

групповая

Словесные, наглядные, практическое

Образцы изделий, иллюстрации природный материал

Выставка-презентация, опрос

Самоанализ

3

Коллаж с применением различных декоративных приёмов

Практическая

коллективная

Наглядный, практический, словесный

объяснение

методическая литература, иллюстрации

Выставка-презентация Опрос

Самоанализ

4

Украшение из текстиля.

Практическая,

групповая

Словесный, наглядный, практический,

объяснение

Образцы, иллюстрации,

эскизы будущих изделий, природный материал

Выставка-презентация,

Опрос

Самоанализ

5

Бросовые материалы

Практическая,

групповая

Наглядный, практический,

словесный,

объяснение

Схемы работ, раздаточный материал. Специальная литература

Выставка-презентация

Опрос

Самоанализ

6

Итоговое занятие

Презентация

Практический, анализ работ

Образцы изделий

Презентация




Материально-техническое обеспечение

Помещение:

-учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий, образцов изделий, оформленные стенды;

Материалы:
-природный материал, бросовый материал, различные виды краски;

-нитки и верёвки, ткань, тесьма, кружева, ленты;

- бусы, бисер, декоративные пуговицы;
-гипс, мешковина;
-шерстенные нитки, спички, газеты, журналы;

- картон форматов А 2, А3;
- медная и стальная проволока диаметром от 0,5 мм до 1,2 мм;
Инструменты и приспособления:
- кисти №2, №3;
- булавки с головками, спицы, иголки;
- рамки, проволочные каркасы, сосуды, картонные коробки;
- ножницы, канцелярский нож, термопистолет, иглы, линейка, стеки для пластилина;
- клей «Момент», клей ПВА, клей «Dragon».
3. Дидактическое обеспечение курса.
-схемы работ, раздаточный материал, эскизы будущих изделий, иллюстрации, методическая литература, тематические подборки материалов, и фотографий различных изделий и описания их изготовления.

Список литературы для педагога


1. «Большая энциклопедия развивающих игр и поделок» К.Чернер. Мн.:ООО «Попурри»2005

2. «Креативные картины» Людмила Белецкая.- М. : Эксмо 2006

3. «Оригинальные подарки своими руками». Н.В. Дубровская.-М.:АстрельПолтграфиздат.-2010.

4. «Поделки из природных материалов».О.А. Белякова - М.:Москва,2009.-316.

5. «Прикольные подарки к любимому празднику» .О.В. Чибрикова-М.:Эксмо,2006.

«Поделки» Л.П. Костикова.Москва- «Росмен» 1996

6. «Сделаем это сами» Л.Лубковская - М.: Просвещение,1983

«Уроки флористики» .Н.А Шывырёва. - М.: ЗАО»Фтион»2002

7.« Интернет ресурсы.

Список литературы для детей


1.Журнал «Коллекция идей»
2..Журнал «Энциклопедия поделок»

3. Журнал «Сделай сам»

4.Маракаев О. «Первый букет»,- Ярославль: Академия развития», 1999г.с.194.

5.Стольная Е. «Цветы и деревья из бисера».-М.: «Мартин», 2005г. - 124с, ил.



© 2010-2022