Конспект занятия Понятие об этикетной ситуации общения

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие «Понятие об этикетной ситуации общения»


Цель: систематезировать у учащихся знания о правилах поведения в социуме.

Задачи:

Обручающая: систематезировать у учащихся знания о правилах поведения в социуме, через решение различных ситуаций

Коррекциооно-развивающая: коррекция и развитие логического мышления на основе упражнений в применении полученных знаний на практике;

Воспитательная: воспитывать культуру поведения и общения.

Ход занятия

1.Введение в тему: -Ребята, послушайте стихотворение "Очень вежливый Индюк", Б. Заходер

Объявился в доме вдруг

Очень вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день, не реже,

Он кричал: "Эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости -

Поучиться вежливости.

Я и сам, - кричал Индюк, -

Доктор Вежливых Наук.

И жена моя пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана.

Не стесняйся ты, осел,

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: "Приду, спасибо".

Ты не будь свиньей, Свинья,

Ждет тебя моя семья.

Только раньше бы умыла

Ты свое свиное рыло".

Как ни бился он, однако

К Индюку никто не шел -

Ни Корова, ни Собака,

Ни Хавронья, ни Осел.

Посинел Индюк от злости.

"Не идут нахалы в гости!

Зря пропали все труды!

Все они балды-балды!"

И добавил с высоты

Своего величия:

правила величия".

"Не усвоили скоты правила величия".

-каким показан индюк в этом произведении?

-какие правила индюк плохо усвоил?

2. Сегодня мы обсудим с вами эти правила - правила этикетного общения.

-Какие черты этикета главные?
Конечно, воспитанность, вежливость.

Вежливость - это форма общения с людьми, которая выражает уважение к личному достоинству человека и чувство собственного достоинства. Вежливость проявляется в словах, тоне, жестах, мимике. Везде и всегда необходимо вежливо относиться к знакомым и незнакомым людям, к младшим и старшим, к взрослым, друзьям и товарищам.

Так принято! Воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, заключенную в этих обычаях, и выполнять традиционные нормы поведения. Я надеюсь, вы хорошо понимаете, что речь идет не обо всех старых правилах и привычках. Многие из них потеряли смысл настолько, что кажутся просто невероятными. В одном восточном своде приличий, например, я встретила советы, как воспитанному человеку облизывать пальцы после еды. Ну-ка, представьте себе, что в школьной столовой вы проделали эту процедуру. Как на вас посмотрят?
Конечно, же, некрасивые, негигиеничные, унижающие достоинство формы поведения уходят в прошлое. А какие остаются? Какие, вновь возникают и вливаются в наш сегодняшний этикет?

3. Практикум по анализу этикетных отношений.

Анализ ситуации:
В плотном потоке людей, хлынувшем из вечерней электрички, медленно двигалась женщина, тяжело нагруженная авоськами, сумками и всякой поклажей.
- Давайте вашу корзину,- тронул ее за руку мальчик лет пятнадцати.
Она удивленно взглянула на него, мотнула головой. Парень прибавил шагу и исчез в толпе.
Один из идущих сзади сказал:
- Ох, и прыткий какой! Ишь ты, корзину ему подавай. Украсть решил, да не вышло!
А другой откликнулся:
- Зачем вы так? Мальчик просто хотел помочь.

Вопрос: Почему первый человек решил, что это была попытка украсть, а второй расценил поступок мальчика как предложение помощи.

Наверное, это зависит от общего отношения к людям. Чего мы ждем от них, от всех (знакомых и незнакомых) - хорошего или плохого?

Дагестанский поэт, лауреат Ленинской премии Расул Гамзатов написал стихотворение:


«Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком незнаком,
Что про него хорошего я знаю!»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» -Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком незнаком,
Что я могу сказать о нем плохого?»


Вопрос: Чувствуете разницу?
К культуре поведения это имеет самое прямое отношение.
К сожалению, есть среди ребят такие, которые подозревают, что вокруг них все глупы, жадны, злы. Сами понимаете, с подобными мыслями очень трудно стать воспитанным человеком, просто даже невозможно.

Анализ ситуации:

Приехал Олег в лагерь. Направили его, ну, допустим, в пятую комнату. А там уже трое других ребят устроились. Сидят, журналы рассматривают.
Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. Но ничего, есть один приемчик в запасе: мигом отвяжется. И вообще какие-то они подозрительные, надо сладости подальше спрятать.

Вопрос: Почему Олег так подумал о своих будущих соседях?

Если человек привык так плохо думать о других, то и вести себя он будет соответственно.

Не часто, но такие люди, зараженные недоверием и злостью, все же встречаются. Они отравляют нашу жизнь в классе, во дворе, они могут вконец испортить веселую лагерную смену.

Вопрос: Каким будет поведение человека, когда он верит, что в людях много хорошего?
Возможно, что он скажет « Привет, ребята! А меня сюда направили, Я Олег, из двенадцатой школы, А вы? Вот здорово: все из разных школ... У вас, которая кровать свободна?.. Да ты не убирай гантели, они мне и не мешают вовсе. Если вам что - то надо, книги или ножик, так берите».

Вопрос: С которым из этих Олегов вы хотели бы оказаться в одной палате?

Вопрос: А каждый ли из вас уверен, что, если бы в лагере можно было выбирать соседей по койке, вас все бы охотно выбрали? Над этим стоит задуматься!
Нужно верить, что мы живем среди хороших, честных, умных, воспитанных людей. Такая вера рождает доброе отношение к человеку - самую главную основу воспитанности. Когда она есть, то не страшно забыть или не знать каких-то правил. Доброе отношение к человеку всегда подскажет, как надо поступить.

Анализ ситуации:

Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо подруге. Оно написано, вложено в конверт.
Вопрос: надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан?

Анализ ситуации:

Три подружки уселись на дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается только их двоих.
Вопрос: Можно ли это сделать прямо тут же?

Анализ ситуации:

Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится.
Вопрос: Что вы скажете тому, кто ее подарил?

Анализируя ситуации, вы объяснили не только, как поступить, но и почему именно так, то, наверное, почувствовали, что доброе отношение к людям проявляется в разных форма, в разных наших качествах.

Одно из них - тактичность. Тактичность и вежливость - не одно и то же.

Анализ ситуации:
Нарядная, оживленная женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее рядом, поднимается девочка.

- Садитесь, пожалуйста!
- Ну что ты... Спасибо... Не надо...
- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.
Оживление на лице женщины гаснет.
Вопрос: Это проявление вежливости? Тактичности?

4. В фундаменте этикета покоятся четыре краеугольных камня: доброе отношение человека к человеку, здравый смысл, красота, народные обычаи и традиции. Именно поэтому воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой. Поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: родителям, товарищам, учителям и даже незнакомым людям - будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает.




© 2010-2022