Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов. В связи с этим, обучение в колледже включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части - процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому самостоятельная работа студента должна стать эффективной и целенаправленной.

Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:

  • изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем, компьютерной сети "Интернет";

  • изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

  • подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;

  • участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

При организации самостоятельной работы студента важным и необходимым условием становятся формирование умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной деятельности.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений;

  • использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и дипломной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Учебные и учебно-методические материалы, разрабатываемые с учетом специфики самостоятельной работы студентов, должны выполнять дидактические функции:

  • создавать мотивационную основу учения

  • обеспечивать информационную базу обучения в соответствии с программой дисциплины

  • ориентировать на проблемно-целостное восприятия дисциплины, давая возможность приобретать новые знания и умения при рациональном использовании уже имеющихся

  • развивать навыки систематического контроля, оценки и коррекции хода и результатов учения

  • формировать навыки научного труда, развивая самообразование, самостоятельное критическое мышление

  • обеспечивать подготовку студентов к жизни в условиях, которых пока нет, и к решению задач, которые еще пока не сформулированы.

Учебные и учебно-методические материалы, разрабатываемые с учетом специфики самостоятельной работы студентов, должны соответствовать следующим требованиям:

  1. содержать рекомендации по срокам, объему и качеству усвоения материала с указанием учебных и научных изданий, используемых в этих целях;

  2. включать вопросы для самоконтроля, проверочные тесты, контрольные задания, а также примеры оформления самостоятельной письменной работы;

  3. должны оформляться таким образом, чтобы узловые моменты текста (идеи, концепции) были выделены.

В структуру учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов входят:

  • методические указания и рекомендации;

  • графики сдачи заданий;

  • дополнительные материалы, которые студенты могут использовать в практической деятельности (задания для самостоятельной работы по теме\разделу, алгоритмы расчетов, таблицы, графики, схемы и т.д.);

  • списки рекомендуемой литературы;

  • бланки документов.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

Для успешной учебной деятельности, ее интенсификации необходимо учитывать следующие субъективные факторы, обусловленные психологической спецификой студента:

1. Знание школьного программного материала, наличие прочной системы знаний, необходимой для усвоения основных специальностей. Это особенно важно для специальных дисциплин. Необходимо отличать пробелы в знаниях, затрудняющие усвоение нового материала, от малых способностей. Затратив силы на преодоление этих пробелов, студент обеспечит себе нормальную успеваемость и поверит в свои способности.

2. Наличие умений, навыков умственного труда:

а) умение конспектировать на лекции и при работе с книгой;

б) владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, определение понятий, правила систематизации и классификации.

3. Специфика познавательных психических процессов студента: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление. Слабое развитие каждого из них становится серьезным препятствием в учебе.

4. Хорошая работоспособность, которая обеспечивается нормальным физическим состоянием. Ведь серьезное учение - это большой многосторонний и разнообразный труд. Результат обучения оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения, умением ее использовать и развитием у себя способности к дальнейшему самостоятельному образованию.

5. Соответствие избранной деятельности, профессии индивидуальным способностям. Необходимо выработать у себя умение саморегулировать свое эмоциональное состояние и устранять обстоятельства, нарушающие деловой настрой, мешающие намеченной работе.

6. Овладение оптимальным стилем работы, обеспечивающим успех в деятельности. Чередование труда и пауз в работе, периоды отдыха, индивидуально обоснованная норма продолжительности сна, предпочтение

вечерних или утренних занятий, стрессоустойчивость на экзаменах и особенности подготовки к ним,

7. Уровень требований к себе, определяемый сложившейся самооценкой.

Адекватная оценка знаний, достоинств, недостатков - важная составляющая самоорганизации человека, без нее невозможна успешная работа по управлению своим поведением, деятельностью.

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

В стандартах среднего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента - 27 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов.

Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.

Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему большинства студентов прежде всего в психологическом аспекте. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации самостоятельной работы должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.

Учебная дисциплина «Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта» для специальности 100120 СЕРВИС НА ТРАНСПОРТЕ (по видам транспорта) предполагает 73% выполнения самостоятельных работ от общего количества учебных часов по предмету. В связи с этим самостоятельная работа студентов предполагает в основном работу с литературой, которая состоит из нормативно-правовых актов, законов Российской федерации, кодексов, своды правил, положения. Для проверки самостоятельного обучения студентов, предусмотрен перечень вопросов, после ответов на которые можно оценить знания обучающихся по данной дисциплине. Вопросы прилагаются:


  1. Что необходимо предусмотреть при аварийных ситуациях для возможности управления эвакуацией людей из зданий и сооружений аэропорта?

  2. Что входит в состав зон оповещения аэропорта?

  3. Из чего должна состоять подсистема информирования?

  4. Условия перевозки беременных женщин?

  5. Что такое консалтинг?

  6. Когда нужен консалтинг?

  7. Цели ИКАО?

  8. Какими аналоговыми системами громкоговорящей связи оборудованы аэропорты?

  9. Условия регистрации пассажиров категории VIP?

  10. Какие средства связи устанавливаются на рабочих местах диспетчеров?

  11. Какие пассажиры относятся к особым категориям?

  12. Как оформляют пассажиров особых категорий?

  13. Основные задачи информационно-справочных служб?

  14. На какие две группы можно условно разделить вопросы возникающие у пассажиров?

  15. Как организовывается обслуживание пассажиров категории VIP?

  16. Как организовать подсистему информирования в аэропорту?

  17. Перевозка слепых/глухих пассажиров?

  18. Какие сети внутриаэропортовой радиосвязи следует организовывать в аэропорту?

  19. Как проводится досмотр пассажиров категории VIP?

  20. Какие линии связи используются в аэропортах для передачи сообщений на большие расстояния?

  21. Какие услуги предлагает VIP зал?

  22. Какие виды справок и информации используются в аэропорту?

  23. Кому передается информация о вип пассажире и за какое время?

  24. Как встречают пассажиров особых категорий?

  25. Что такое ИКАО?В чем его цель?

  26. Наиболее распространенная форма информационного обслуживания?

  27. Цель модернизации национальной системы ОрВД?

  28. Для чего разработана специализированная информационно-справочная система?

  29. Виды консалтинга?

  30. Как должна срабатывать подсистема озвучивания при оповещении о пожаре?

  31. Что такое ОрВД?

  32. Что необходимо предусмотреть при аварийных ситуациях для возможности управления эвакуацией людей из зданий и сооружений аэропорта?

  33. Какие меры должны осуществляться при эвакуации людей из зданий и сооружений аэропорта?

  34. Как должна срабатывать подсистема озвучивания при оповещении о пожаре?

  35. Как организовать подсистему информирования?

  36. Из чего должна состоять подсистема информирования?

  37. Какими аналоговыми системами громкоговорящей связи оборудованы аэропорты?

  38. Какие средства связи устанавливаются на рабочих местах диспетчеров?

  39. Что входит в состав зон оповещения аэропорта?

  40. Какие сети внутриаэропортовой радиосвязи следует организовывать в аэропорту?

  41. Какие линии связи используются в аэропортах для передачи сообщений на большие расстояния?

  42. Основные задачи информационно-справочных служб?

  43. На какие две группы можно условно разделить вопросы возникающие у пассажиров?

  44. Какие используются три основных вида справок и информации в аэропорту?

  45. Что относится к основным видам справок?

  46. Наиболее распространенная форма информационного обслуживания?

  47. Какие требования к ней предъявляются?

  48. Какие пассажиры относятся к особым категориям?

  49. Какие требования предъявляются для перевозки пассажиров особых категорий?

  50. Как оформляют пассажиров особых категорий?

  51. Как встречают пассажиров особых категорий?

  52. Условия перевозки беременных женщин?

  53. Перевозка слепых/глухих пассажиров?

  54. Как организовывается обслуживание пассажиров категории VIP?

  55. Условия регистрации пассажиров категории VIP?


Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы.

1. Нормативно-правовые акты:

1.1. Международные стандарты серии ИСО 9000 - 2000.

Конвенция (Чикагская) о международной ГА Конвенция по правилам воздушных международных перевозок (Варшава и дополнительный протокол в Гааге).

1.2. ИКАО DOC 9587. Политика и инструктивный материал в области регулирования воздушного международного транспорта.

1.3. ИКАО DOC 4444-RAC/501. Правила полётов и обслуживания воздушного движения.

1.4. ИКАО - Doc 9284 - AN/905 «Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху».

1.5. Циркуляр ИКАО 274-АТ/114. Инструктивный материал по выполнению стандартов и рекомендуемой практики. Упрощение формальностей / Приложение 9. - 2000.

1.6. ИАТА АНМ 810 Ground Handling Agreement «Соглашение о наземном обслуживании». /4-е издание. - 2001.

1.7. Резолюция ИАТА 701 PSC (16) 1724. Недопущенные и депортируемые пассажиры. Passenger Services Conference Resolution Manual - Общие условия перевозки (пассажиры и багаж).

1.8. ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества.

1.9. ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации. Основные положения.

1.10. ГОСТ Р 1.5-92. Государственная система стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандарта.

1.11. ГОСТ Р 1.4-93. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

1.12. ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения.

1.13. ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки.

1.14. Номенклатура показателей качества. ОК 002-93 (ОКУН). Общероссийский классификатор услуг населению.

1.15. ОСТ 54-1-283.02-94. "Услуги, предоставляемые пассажирам в аэропортах".

Основные источники:

  1. Конституция Российской Федерации. - от 11.04.2013

  2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 20.05.2014

  3. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг».

  4. Закон РФ «О стандартизации».

  5. Таможенный Кодекс Российской Федерации.

  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. (с изменениями от 8 июля 1999 г., 22 августа, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 марта 2005 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 8 ноября, 1, 4 декабря 2007 г., 14, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 18 июля 2009 г., 23 июля 2010 г., 7 февраля, 5 апреля 2011 г.)

  7. Приказ Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 г. Москва

  8. Приказ Минтранса России от 16.04.2012 № 104. Правила предполетного и послеполетного досмотров

  9. Приказ Минтранса России от 18.06.2007 №82 ФАП «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»

  10. Федеральные правила использования воздушного пространства (Постановление Правительства РФ № 1084 от 11 марта 2010г.)

  11. Сборники АИП по аэродромам и трассам РФ.

Учебники и учебные пособия:

  1. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса. Издательство: Дашков и К, 2014 г.

  2. Свириденко Ю.П., Хмелев В.В., Сервисная деятельность в обслуживании населения. Издательство: Дашков и К, 2012 г.

  3. Романович Ж.А., Калачёв С.Л., Сервисная деятельность. Издательство: Дашков и К, 2013 г.

  4. Балаева О.Н., Предводителева М.Д., Управление организациями сферы услуг. Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010 г.

  5. Дружинин Г.В., Сергеева И.В., Эксплуатационное обслуживание информационных систем. Издательство: Маршрут, 2013 г.

Интернет-ресурсы:

gsga.ru/

guide.zodchiy.ru

cfto.css-mps.ru/normdocs/ustav/ustav.html

mps.ru/cuo/normdocs/ustav.html

travel.ru/

km.ru

travel.ipclub.ru/avia/info01.htm

avantix.ru

pulkovo.ru

iata.org


© 2010-2022