Образовательная программа танцевального кружка

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКУ Управление образованием «Чурапчинского улуса (района)»

МБОУ ДОД «Центр детского творчества Радость»

МБОУ «Чакырская средняя общеобразовательная школа

имени С.С.Яковлева-Эрилик Эристина»


Согласовано: Утверждаю:

от «__» ___________ 20__ г. от « __» ___________ 20__ г.

Директор МБОУ Директор МБОУ ДОД

Чакырской СОШ «ЦДТ «Радость»

им. С.С.Яковлева-Эрилик Эристина __________/Илларионов Д. А./

___________/Неустроева А.В../


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА «МИЧИЙЭЭНЭ»

«ОТ РИТМИКИ К ТАНЦУ»

Художественно-эстетической направленности

(развитие художественно-творческих

способностей детей 7-14 лет средствами

ритмики и хореографии)

Возраст детей 7 до 14 лет
Программа рассчитана на 3 года обучения школьников




Руководитель: Миронова Лидия Иосифовна

Педагог дополнительного образования

Автор: Шершнев В.Г



Возраст детей: с 7 до 14 лет

Срок реализации: 3 года







Чурапча, 2015 год



П Р О Г Р А М М А

По типу: модульная, адаптированная

По уровню усвоения: общеразвивающая

По цели обучения: развивающая художественно - творческую способность детей 7-14 лет средствами ритмики и хореографии.

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: модульная.









Пояснительная записка

Современный этап развития дополнительного образования детей характеризуется завершением так называемого «переходного периода».

Одной из потребностей этого периода является обновление содержания и методики образовательной деятельности в строгом соответствии с изменяющимися социально-экономическими, политическими, нравственными и культурными ориентирами в жизни общества, а также возможностями конкретных учреждений и детских объединений дополнительного образования.

В попытке преодолеть негативные процессы в обществе возникла насущная потребность совершенствования такой системы дополнительного образования, которая бы формировала разностороннюю творческую личность ребенка, брала свое начало в периоде дошкольного, школьного детства и одновременно была бы ориентирована на духовное совершенствование каждого человека.

Этому служит художественно-эстетическое воспитание дошкольников, школьников, и в частности ритмика и танец. Танец - незаменимое действенное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании новой эффективной образовательно-воспитательной системы.

Хореографическое образование, опирающееся на новое содержание и методику, комплексный и многожанровый характер воспитания пластической культуры подрастающего поколения - это огромный творческий потенциал в развитии художественно-эстетической культуры общества в целом.

При разработке программы автор, кроме своей работы и различных справочных материалов, обращался к передовой научной мысли в области социальной и дошкольной педагогики.

Почти сорокалетний опыт авторской экспериментальной хореографической работы с детьми на практике подтверждает научные тезисы о «возрасте двигательной расточительности» дошкольников, школьников, об активном участии двигательного анализатора в формировании и совершенствовании самых разнообразных танцевальных навыков и умений.

Поэтому двигательную «расточительность», двигательную активность, потребность ребенка в движении важно организовать и направить в нужное русло - на освоение поэтически-красивой, образно-метафоричной «родственной» движенческо-двигательной системы хореографического искусства.

Известный отечественный психолог Л.С.Выготский подчеркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность, воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, танец с его богатой образно-художественной движенческой системой может играть и безусловно играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и творчества. Развитие «детского» дошкольного, школьного творчества - обязательное условие активного прогресса креативных качеств личности.

Танец является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка.

  • Способствует развитию мышечной выразительности тела; формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического развития; укрепляет здоровье;

  • Формирует выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве;

  • Воспитывает общую музыкальную культуру, развивает слух, тем-по-метро-ритм, знание простых музыкальных форм, стиля и характера произведения;

  • Пластическими средствами и мимикой выражает разнообразную гамму чувств и настроений; дает правильное направление развитию многообразия эмоциональных проявлений, гуманистических чувств, стремлению к сотрудничеству и положительному самоутверждению;

  • Обладает важной компенсаторной арт-терапевтической функцией, способствует воспитанию гармонических качеств и коррекции эмоционально-психических расстройств, нарушений общения и межличностного взаимодействия;

  • Формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность;

  • Развивает творческие способности детей (внимание, мышление, воображение, фантазию), способствует активному познанию окружающей действительности;

  • Воспитывает коммуникативные способности детей, развивает чувство «локтя партнера», группового, коллективного «ансамблевого» действия;

  • Пробуждает интерес к изучению родной национальной хореографической культуры и воспитывает толерантность к танцам других народов.

Таким образом, именно эти функциональные особенности хореографии определяют актуальность и востребованность данного вида искусства в системе дополнительного образования детей.

Основные концептуальные подходы педагога в работе с детьми во многом определяют специфику содержания программы, ее цели-задачи, структуру, принципы, методы и приемы, соотношения часов по тем или иным разделам.

Характерными особенностями программы являются:

  1. Стержневая специализация программы, ее основная художественно-эстетическая направленность - народно-сценический танец с элементами свободной (тематической) пластики, пантомимы и гротеска.

Основной акцент в хореографической работе с детьми делается на освоении «родной» русской танцевальной культуры, национальных фольклорных традиций - фундаментальных, преемственных, генетически проверенных на протяжении веков, оптимистических и жизнерадостных по своему образно-художественному строю. Все это совпадает с мироощущением ребенка, делает творческий процесс успешным, интересным легкоусвояемым, понятным и близким по духу и восприятию.

Ритмика, гимнастика, игра, элементы классического танца имеют свои «локальные» задачи.

Они - средства в достижении основной цели.

  1. На основе синтеза ведущих методик создание своей собственной разработанной системы хореографической работы с детьми, адаптированной для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста и обеспечивающей их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

  2. Комплексный подход в обучении, его многожанровый характер.

Разнообразные виды ритмики на народно-танцевальной основе, образная партерная гимнастика, национальная хореография, элементы классического и современного танца, свободная пластика, гротеск, пантомима, игры, импровизация - все это обеспечивает много-векторный, гармонический, комплексный характер обучения.

А это, в свою очередь, задействует наибольшее количество чувств ребенка (его анализаторов-рецепторов). Без комплексного подхода обучение станет менее содержательным, формальным, эмоционально обедненным.

Кроме того, комплексность и многожанровость обеспечивает не только оптимальное обучение ребенка по многим параметрам, но и позволяет на школьном этапе выявить его наклонности и развить творческие способности в определенном виде танцевального искусства. Такой подход не исключает, а предполагает функциональную самостоятельность каждого раздела программы.

  1. Создание оптимистической комфортной психоэмоциональной атмосферы занятий, в которой ребенок может радостно и свободно работать без чрезмерных усилий. Сохранить радость, детскую непосредственность восприятия, эмоционально раскрепостить душу ребенка, создать жизнерадостный характер обучения, благоприятную среду для успешного освоения им хореографического материала, проявления творческих способностей - главное условие успеха.

  2. Обязательная подача танцевального материала в системе связей «педагог-ученик» через образ, метафору, «предлагаемые обстоятельства», игру, сюжетность и драматургию, через характеристические, стилевые колористические особенности народной хореографии, через многообразный спектр эмоций и актерское перевоплощение.

  3. Использование разнообразного арсенала конкретных методов и приемов собственной разработки, направленных на эффективное освоение ритмики, танца, игр, импровизаций, на развитие и реализацию творческого потенциала школьников.

  4. В рамках непродолжительного по времени занятия достижение максимальной концентрации и плотности предлагаемого педагогом учебного (развивающего и обучающего) материала, высокого темпо - ритма занятия, быстрой «калейдоскопичной» смены пластических структур в динамике урока.

  5. Выход за рамки узкопрофессиональных задач, развитие внимания, мышления, фантазии, активности и художественно-творческих способностей детей путем специального подбора заданий, упражнений, заставляющих их думать, размышлять, анализировать и делать выводы.

Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют ее НОВИЗНУ:

  • В особой содержательной трактовке и построении авторской ритмики как «входа» в народную хореографию.

  • В доминантной основе народного танца в комплексном подходе к обучению.

  • В разработке и использовании авторской трехэтапной системы знаний «От ритмики к танцу».

  • Наряду с общеизвестными методами использование методов-приемов собственной разработки.

  • В постановке и решении инновационных задач на каждом занятии (движения-связки, движения-переходы, новые вариации-упражнения)

Примечание: в работе с школьниками педагоги ориентируются на детей без какого-либо ограничения, без конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных.

Цель программы:

  • развивающая, личностная - развитие стойкого интереса у школьников к народному хореографическому искусству, а также художественно-творческих способностей средствами ритмики и танца с учетом их индивидуальных способностей;

  • образовательная, профессиональная - освоение детьми ритмики, основ хореографии и приобретение ими базовых знаний, качеств, навыков исполнительства с учетом возрастных особенностей;

  • воспитательная, общекультурная - расширение кругозора, образно-художественного восприятие мира, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма.

Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:

  1. формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата ребенка;

  2. ознакомление детей с историей возникновения и развития хореографического искусства;

  3. поэтапное овладение детьми каждой возрастной группы (по принципу нарастающего интереса) ритмикой, основами народно-сценического танца с элементами свободной пластики в игровой, образно-ассоциативной, эмоциональной форме с опорой на содержательный и выразительный музыкальный материал;

  4. развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма, эмоциональной сферы, координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков;

  5. развитие элементарных пространственных представлений; ориентация детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков-фигур;

  6. снятие мышечных «зажимов» и психологического процесса торможения средствами танца; выработка баланса в системе «возбуждение-торможение»;

  7. формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения («исполнитель-педагог», «партнер-партнерша», «участник-ансамбль/коллектив/»);

  8. развитие репродуктивного и продуктивного воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного, ассоциативного мышления, самостоятельного художественного осмысления хореографического материала.

Предлагаемая концепция программы базируется на важнейших дидактических принципах, на которые ориентируется автор в хореографической работе с школьниками: систематичность, доступность, последовательность (от простого к сложному; поэтапность; учет психофизиологических и возрастных особенностей; индивидуализация); наглядность, научность, сознательность, активность, связь теории с практикой, межпредметность (интегративность связей), актуальность, результативность, а также опирается на новейшие современные зарубежные, педагогические идеи: «фьюжена» (сплава нескольких видов пластических направлений), «тьютерства» (практического «сотворчества» педагога и учеников - «нога в ногу», «рука в руку», «вместе-рядом с учениками»).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа рассчитана на 3 года обучения школьников (детей 7-14 лет):

  • Младший школьный возраст (младшая группа 7-10 лет, 1-й год обучения);

  • Средний школьный возраст (средняя группа 11-12 лет, 2-й год обучения);

  • Старший школьный возраст (старшая группа 13-14 лет, 3-ий год обучения).

В каждой возрастной группе занятия проводятся с сентября по май включительно.

Основная форма работы - обучающие и развивающие занятия в группах, а также индивидуальные занятия.

Число занимающихся детей в каждой группе в среднем - 10 человек.

Дополнительная форма работы - консультации педагога и психолога с родителями и детьми. Принимаются все желающие дети с 7-летнего возраста без ограничений и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных.

Форма обучения:

1 год обучения: Младший школьный возраст (младшая группа 7-10 лет) - 4ч в неделю;

2 год обучения: Средний школьный возраст (средняя группа 11-12 лет) - 6ч в неделю;

3 год обучения: Старший школьный возраст (старшая группа 13-14 лет) - 8ч в неделю;

Всего: 612ч на протяжении 3-х лет обучения.

Этапность в обучении является «ступенчатой» формой организации учебно-воспитательного процесса и отвечает дидактическому принципу доступности и последовательности.

Этапы реализации данной программы отличаются по целям, задачам, организации, содержанию, методике обучения, возрастному цензу, степени индивидуализации подходов и совпадают с годичными циклами учебно-воспитательного процесса.

Первый этап (1-й год обучения, младшая группа 7-10 лет, младший школьный возраст) - начальный этап познания и освоения ритмики и народного танца с элементами свободной пластики. Он заключается в освоении азов ритмики, азбуки народного танца, игровой гимнастики, образных музыкально-танцевальных игр с элементами импровизации, основных пространственных рисунков-фигур, мимического экзерсиса, общеукрепляющих упражнений, так необходимых на этом этапе развития ребенка.

Второй этап (2-й год обучения, средняя группа 11-12 лет, средний школьный возраст) - базовый этап дальнейшего изучения основ народной хореографии с элементами свободной пластики, усложненных форм танцевальной ритмики и партерной гимнастики, создания несложной и посильной репертуарной программы, освоение игрового этюдного материала, основ актерской выразительности, способности к музыкально-танцевальной импровизации и первичным формам концертного публичного исполнительства.

Третий этап (3-й год обучения, старшая группа 13-14 лет, старший школьный возраст) - этап совершенствования уже полученных на первом и втором этапах хореографических навыков, знаний и умений. Танцевальная ритмика с усложненной координацией движений, изучение фрагментов, этюдов и танцев на основе русской национальной культуры и культуры народов мира, активное освоение новых музыкально-дидактических игр, хореографического репертуара, самостоятельный концертный показ, пластическая импровизация, специализированные индивидуальные занятия для одаренных и «отстающих» детей, студийно-кружковая форма занятий - далеко не полный перечень «узловых» моментов этого обучающего и развивающего этапа.

Примерное построение занятия, его главные архитектонические «узловые» элементы:

  1. Вводная, вступительная часть (2-3 минуты)

Оргмомент, линейное или круговое построение, поклон-приветствие.

Цель - психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник; установление благожелательного эмоционального контакта.

  1. Основная часть

  1. Ритмика. 2. Партерная гимнастика. 3. Учебный блок (экзерсисные упражнения, движения, фрагменты, этюды, танцы). 4. Музыкально-танцевальные дидактические игры. 5. Самостоятельная работа и творческая импровизация. 6. Актерская «пятиминутка». 7. «Минутка релаксации».

Цель - игровое, эмоционально-образное освоение основных учебных блоков, объединенных общими задачами и темой (25 минут)

  1. Заключение. Краткий анализ-оценка-занятии

Поклон-прощание (2-3 минуты)

Цель - поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.

Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе с школьниками, можно условно разделить на НАГЛЯДНЫЕ, СЛОВЕСНЫЕ и ПРАКТИЧЕСКИЕ.

Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко выраженной психолого-педагогической доминантной, а также более локальные, частные, специфические приемы, в котором преобладает хореографическая составляющая (постановочные и исполнительские).

Хореографы - практики хорошо понимают, что такой «водораздел» методического инструментария часто носит теоретический характер.

«КПД», эффективность таких методов-приемов в разно- и многообразии, в неожиданных комбинационных сочетаниях, в органичном переплетении, в их комплексном воздействии с активным включением в работу как можно большего числа анализаторов-рецепторов ребенка. Тогда они задействуют, возбуждают наибольшее количество мыслей, чувств и эмоций школьника, тем самым творчески инициируя, активизируя его к самостоятельным поступкам-действиям.

Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы:

  • образный показ педагога;

  • эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;

  • подражание образам окружающей действительности;

  • прием тактильно-мышечной наглядности;

  • наглядно-слуховой прием; демонстрация эмоционально-мимических навыков;

  • использование наглядных пособий и другие.

Словесный метод состоит из многочисленных приемов:

  • рассказ;

  • объяснение;

  • инструкция; лекция;

  • беседа;

  • анализ и обсуждение.

Словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца; прием раскладки хореографического па; прием закрепления целостного танцевального движения-комбинации; прием словесной репрезентации образа хореографического движения…

Практический метод обогащен комплексом различных приемов, взаимосвязанных наглядностью и словом: игровой прием; детское «сотворчество»; соревновательность и переплясность; использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор; комплексный прием обучения; выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторности однотипных движений); фиксация отдельных этапов хореографических движений; сравнение и контрастное чередование движений и упражнений; прием пространственной ориентации; развитие основных пластических линий; музыкальное сопровождение танца как методический прием; хореографическая импровизация; прием художественного перевоплощения и другие.

Кроме того, в работе с школьниками очень эффективен и психолого-педагогический метод (прием педагогического наблюдения; проблемного обучения и воспитания; индивидуального; дифференцированного подхода к каждому ребенку; прием воспитания подсознательной деятельности; контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация); педагогическая оценка исполнения ребенком танцевальных упражнений…).

С точки зрения возрастных психофизиологических особенностей детей, типологических особенностей каждого ребенка в младшей группе (7-10 лет) обучение носит наглядно-действенный характер с преобладанием наглядных и практических методов (показ; повторность движений; игровой; релаксации; использование пластических образов-метафор…).

Обучение танцу в средней группе (11-12 лет) носит не только наглядно-действенный, но и исследовательский характер - с вкраплением абстрактных методов (заместителей реальности) - слова, а в старшей группе (13-14 лет) происходит еще более яркий и интенсивный процесс рефлекторного усиления роли словом и словесными образами, а также осознанностью действий через слово (словесный метод). На этом возрастном этапе роль словесных приемов обучения танцу повышается. Они опираются на сознание детей (упражнение выполнит лучше и быстрее тот, кто слушает внимательнее, более собран внутренне и т.д.).







































УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Учебно-тематический план

(первый этап, первый год обучения, младшая группа 7-10 лет.

Младший школьный возраст)

Наименование тем

Форма занятия

Общее кол-во часов

В том числе:

Теория

Практика

1

2

3

4

5

  1. Вводное занятие. Техника безопасности в занимательной форме. «Радостные» поклоны.

Учебное занятие





1





1





-

  1. Знакомство с азбукой ритмики «От простого хлопка - к притопу» в игровых задачах-упражнениях.

Учебное занятие

10





-

10

  1. Основы образно-игровой партерной гимнастики на середине зала.

Учебное занятие

10





-

10

  1. Первое знакомство. Основы русского народного танца.

Учебное занятие

10



-

10

  1. Продолжение знакомства с танцующей Россией. Образное богатство (фольклорные и народно-сценические формы позиций и положений рук).

Учебное занятие









10









-



10

  1. Танцевальные игры. Образное воплощение разнообразных тем в музыкально-пластических игровых задачах: «Рассыпуха», «В мире животных», «Гуси у бабуси», «Волшебный остров», «Гусеница», «Лесной оркестр», «Антошка».

Учебное занятие



10













1



9

  1. Первая концертная программа «Танцы-бусинки», («Буратино», «Лучики», «Светофор», «Часики», «Московии», «Каблучок», «Песенка-чудесенка»).

Учебное занятие



43









2



41

  1. Знакомство с танцующими человечками-эмоциями. Пиктограммы «Эстафета эмоций». Актерская «пятиминутка».

Учебное занятие

5







-

5

  1. «Пространство и мы»; «Красно-синие точки зала»; «Здравствуй, сцена!»; «Рисуем собой танец-узор».

Учебное занятие

10





-

10





1





2





3





4





5

  1. «Музыка и танец»; «Основы метро-ритмических движений»; «Музыкальные инструменты»; «Прослушивание музыки».

Учебное занятие

10







-

10

  1. Закрепление и повторение пройденного материала. Первый концертный показ.

Учебное занятие

17





-

17

ИТОГО:



-



136ч



134ч















Учебно-тематический план

(второй этап, второй год обучения, средняя группа, 11-12 лет.

Средний школьный возраст)

Наименование тем

Форма занятия

Общее кол-во часов

В том числе:

Теория

Практика

1

2

3

4

5

  1. Вводное занятие. «Радостные» поклоны. Вариации национальных поклонов: педагогу, партнеру, танец-поклон «Улыбка» (муз. В.Шаинского).

Учебное занятие









2









1









1

  1. «Ритмическая мозаика» на основе народного танца. Разнообразие метроритмических рисунков.

Учебное занятие

13







-

13

  1. Усложнение формы партерной гимнастики на середине зала (растяжки, наклоны, слитные движения).

Учебное занятие

13







-

13

  1. Академические основы освоения национальной хореографии. Основные базисные движения.

Учебное занятие

13





-

13

  1. Образная пластика рук в народных танцах. Основы танцевальной импровизации.

Учебное занятие

13





-

13

  1. Музыкально-танцевальные (дидактические) игры второго уровня. Самостоятельное сочинение сюжета («Шторм», «Сыщики», «Гномики», «Тучка», «Клоуны», «Лешачки»).

Учебное занятие



12









-



12

  1. Освоение танцевального репертуара на основе народной хореографии с элементами свободной образно-тематической пластики, пантомимы и гротекса.

Учебное занятие



66









2



64

  1. Освоение ограниченного сценического пространства, простых хореографических рисунков-фигур. Эпольманы-развороты корпуса.

Учебное занятие

13







-

13

  1. «Слушаем музыку и фантазируем»; элементарная хореографическая импровизация; самостоятольное сочинение на предлагаемый педагогом музыкальный материал.

Учебное занятие



13











-



13

1

2

3

4

5

  1. Эмоции в танце. Этюды на заданную эмоцию. Утренний туалет актера, актерская пятиминутка.

Учебное занятие

3





-

3

  1. Музыка и танец. Музыкальная викторина. Музыкальная лесенка. Нюансировка хореографического па.

Учебное занятие

13





-

13

  1. Заключительный раздел. Закрепление и повторение пройденного материала.

Итоговые показы.

Учебное занятие

30







-

30

ИТОГО:


204ч



201ч









Учебно-тематический план

(третий этап, третий год обучения, старшая группа,

13-14 лет. Старший школьный возраст)


Наименование тем

Форма занятия

Общее кол-во часов

В том числе:

Теория

Практика

1

2

3

4

5

  1. Вводное занятие «Радостные» земные, поясные (мужские и женские) поклоны. Их многовариантность. Самостоятельное сочинение-показ.

Учебное занятие









2









1









1

  1. Ритмика в танцевальных фрагментах как «вход» в народную хореографию. Основные метроритмические рисунки-аналоги в системе «музыка-танец».

Учебное занятие









18









-









18

  1. Расширение и усложнение экзерсисных упражнений-задач партерной гимнастики на середине зала.

Учебное занятие







18







-







18

  1. Элементарные основы классического танца на середине зала. Продолжение обучения академическим основам народно-сценической хореографии.

Учебное занятие









18









1









17

  1. Знакомство с простейшими элементами исполнительской техники: для мальчиков; для девочек.

Учебное занятие





18





-





18

  1. Освоение хореографического репертуара. «От игровых этюдов - к танцам с игровыми элементами». Темы пластические: «Летели 2 птички», «Лешачки», «Зимние потешки», «Коляда», «Лоботрясы», «Веселый муравейник», «Тучка», «Клоуны», «Геологи», «Финская полька».

Учебное занятие

















96

















2

















94

  1. Музыкально-танцевальные (дидактические) игры третьего уровня. Самостоятельное сочинение и досочинение сюжета («Олимпийцы», «Оранжевое небо»…).

Учебное занятие









10









-









10

  1. Освоение ограниченного кулисами «пространство». Орнаментальные образные фигуры-рисунки. Эпольман.

Учебное занятие







18







-







18

1

2

3

4

5

  1. Самостоятельное сочинение танцев, фрагментов и этюдов. Хореографическая импровизация (блоки-«заготовки»).

Учебное занятие







18







-







18

  1. Слушаем и слышим музыку. Жанры музыки, ее формы, стилевые особенности, сочинение на предлагаемую тему, Мышление и воображение.

Учебное занятие









18









1









17

  1. Эмоциональная сфера танца и развитие актерской выразительности исполнителя.

Учебное занятие





8





1





7

  1. История возникновения и развития хореографического искусства (Краткий курс в образах).

Учебное занятие





2





2





-

  1. Наглядно образное и действенно-образное мышление в танце. Предпосылки для формирования логической формы мышления.

Консультация









1









1









-

  1. Закрепление и повторение пройденного материала по тематическим разделам - блоком. Итоговые показы. Концерты. Конкурсы.

Консультация









27









2









25

ИТОГО:




272ч



11ч



261ч



Примечание: Структура учебно-тематического плана фиксирует снижение чисто «игрового» времени. И нарастание-увеличение «удельного веса» теоретического обучения (слова, словесного метода, осознанности хореографических действий).































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЕРВЫЙ ЭТАП, ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ, МЛАДШАЯ ГРУППА,

7-10 ЛЕТ, МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Цель: привить интерес детей к ритмике и хореографии; ввести ребенка в свободный мир музыкально-танцевального действия; развить воображение и творческое начало средствами ритмики и танца.

Задачи:

  1. Пробуждать и формировать интерес детей к ритмике и танцу;

  2. Приучать детей к правильной осанке корпуса;

  3. Через игру, образ, «предлагаемые обстоятельства» развивать ритмические и танцевальные умения и навыки, приобщать детей к академическим основам народно-сценической хореографии с элементами образной свободной пластики;

  4. Формировать умение слушать музыку, понимать настроение, ее характер; развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыки;

  5. Развивать наблюдательность, внимание, любознательность, знакомить детей с природой, с предметами и явлениями окружающей действительности. Учить детей выделять характерные признаки предметов и живых объектов, развивать умение сравнивать и группировать их по общим признакам;

  6. Учить адекватно, оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников;

  7. Воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества.

Примерная структура занятия

  1. Вводная часть (Оргмомент, линейное или круговое построение, поклон-приветствие) - 2 минуты.

  2. Основная часть: 1. Ритмическая азбука. 2. Партерная гимнастика в образах. 3. Учебный экзерсисный материал в игровых задачах-упражнениях. 4. Танцевальные движения-этюды на русском материале. 5. Танцевальные игры. 6. Танцы-«бусинки». 7. Ориентация в пространстве. 8. Актерская «пятиминутка» - 25 минут.

  3. Заключение (Краткий анализ, поклон-прощание) - 2 минуты.



Учебно-методическое содержание программы I этапа.

Краткое описание разделов и тем

п/п

Наименование разделов, тем

Основные задачи

Методика

приема

I

Раздел «Вводное занятие»

Темы:

  • «Техника безопасности в занимательной форме».

  • «Радостные» поклоны - психологическая установка на занятие - введение детей в мир музыки и танца с радостью и улыбкой.

  • Знакомство с музыкальными (шумовыми) инструментами.

  • Линейное и круговое построение «Рассыпуха».

Заинтересовать, заинтриговать ребенка, ввести его в мир танцевальной образности и игры с радостью и улыбкой.

  • игровой прием;

  • прием образного движения;

  • прием «Рассыпухи»;

  • образный показ педагога.

II

Раздел «Знакомство с азбукой ритмики».

Темы:

  • «От простого хлопка - к притопу»;

  • «Простейшие виды хлопков - притопов в различных метроритмических сочетаниях»;

  • «Вход» через ритмику в народный танец».

Развитие метроритма, слуха и навыков элементарного исполнительства, умение слушать и слышать ритмический узор музыки.

  • Образный показ;

  • Образный комментарий педагога по ходу выполнения упражнений-движений.

III

Раздел «Основы образно-игровой партерной гимнастики»

Тема: «Элементарные формы растяжек, наклонов и слитных движений на середине зала».

Выработка шага, гибкости, эластичности мышц и связок; укрепление «мышечного корсета», профилактика остеохондроза.

  • Прием образно-словесной подачи движений («лягушка», «мостик», «березка», «велосипед», «корзиночка» и т.д.)

IV

Раздел «Учебный блок»

Темы:

  • «элементарные основы народной хореографии».

  • Базисные элементы русского народного танца: ходы, бег, гармошка, притопы, переступания, ковырялочка, поочередные выносы ног на носок, на каблук, на воздух.

Выучить позиции ног в народном танце. Знакомство с характером и манерой русского народного танца на первичном этапе.

  • прием образной подачи движения (носки и пятки «целуются» - гармошка);

  • прием предлагаемых обстоятельств.

V

Раздел "Танцующая Россия»

Темы: «Основные позиции и положения рук в русском танце»;

«Художественно-поэтическое богатство фольклорных, народно-сценических форм рук в сочетании со свободной образно-тематической пластикой, пантомимой и гротеском».

Заинтересовать, показать диапазон фольклорной пластики рук, важность рук и верха корпуса в танцевальном движении.

  • Прием «руки - образа»;

  • Прием алянже - птицы;

  • Прием образной метафоры;

  • Прием образного показа педагога.

VI

Раздел «Музыкально-танцевальные игры» (первый уровень)

Темы:

  • «Рассыпуха»;

  • «В мире животных»;

  • «Гуси у бабуси»;

  • «Волшебный остров»;

  • «Веселые человечки»;

  • «Гусеница»;

  • «Лесной оркестр»;

  • «Антошка»;

  • «Спят усталые игрушки»;

  • «Паровозик»

  • «Эй, товарищ, больше жизни…»

Ориентация в пространстве танцевального зала; развитие интереса; отразить в пластике образы животного мира; творческий поиск, освоение актерской игры, мимики; релаксация.

  • игровой прием; прием «быстрого» поиска новых образов;

  • прием «ожившей мизансцены»;

  • прием ансамблевого исполнения;

  • прием контраста и чередования.

VII

Раздел «Освоение танцев-образов»

Темы:

  • «Буратино»;

  • «Лучики»;

  • «Светофор»;

  • «Часики»;

  • «Каблучок»;

  • «Песенка-чудесенка»;

  • «Ладушки» (танцы - «Бусинки»» в ожерелье первой концертной программы).

Создание кукольных образов, освоение сценического пространства; парного и ансамблевого исполнительства, «прикладные» задачи «циферблат» часов, «зажигаем фонарики».

  • Комплексный прием;

  • Образное освоение танца;

  • Образный комментарий педагога по ходу танца;

  • Прием (стригет) - озвучивания движений.

VIII

Раздел «Эмоции в танце»

Темы:

  • «Танцующие человечки-эмоции»;

  • «Пиктограммы»;

  • «Эстафета полярных эмоций»;

  • «Актерская «пятиминутка» («страшилки», «сопелки», «кривляки», «дразнилки», «кричалки»)

Выработка и воспитание основного спектра эмоций.

Знакомство с «Утренним туалетом актера»

  • прием «Зеркальной пиктограммы»;

  • прием «Полярных эмоций»;

  • прием «предлагаемых обстоятельств».

IX

Раздел «Пространство и мы»

Темы:

  • «Красно-синие точки-флажки репетиционного зала»;

  • «Здравствуй, сцена!» («Сцена - живой театральный организм»);

  • «Рисуем собой танцевальный узор: круг, цепочка, линии, змейка, ручеек, ключ и другие орнаментальные фигуры».

Ориентация в ограниченном пространстве репетиционного зала, сцены, в основных фигурах-рисунках танца в паре по часовой стрелке «посолонь» (по линии танца) - «По Солнцу».

  • Прием «Рассыпуха»;

  • Прием прямых и диагональных точек зала;

  • Прием рисунка-образа;

  • Прием внезапной остановки-позы.

X

Раздел «Музыка и танец»

Темы:

  • «Основы музыкально-ритмического движения»;

  • «Музыка - первооснова в художественно-творческом развитии ребенка»;

  • «Музыкальные инструменты»;

  • «Музыка и танец»

Приобщение к миру музыки; постижение ее основ (формы, мелодии, характера).

  • Музыкальное сопровождение танца как методический прием.

XI

Раздел «Закрепление, повторение пройденного материала»

  • (по всем основным блокам, разделам-темам);

  • Итоговые показы (открытые уроки, танцевальные представления, концерты);

  • Подведение итогов;

  • Оценка по динамической шкале «начальный этап - промежуточный - окончательный результат».

Обработка «чистка» танцев, материала.

Объяснение важности повторов, репетиторской работы;

выработка волевых качеств личности;

показ работы; оценка результатов творческой деятельности.

  • Прием «многократного повторения» (выработка динамического стереотипа);

  • Прием «публичного одиночества»;

  • Прием психологической настройки на публичный показ;

  • Прием дифференциации, индивидуализации результатов.











ВТОРОЙ ЭТАП, ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ, СРЕДНЯЯ ГРУППА,

11-12 ЛЕТ, СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Цель: закреплять и развивать интерес школьников и вырабатывать у них потребность в дальнейших занятиях ритмикой и хореографией. Развивать художественно-творческую активность средствами ритмики и танца.

Задачи:

  1. Развивать возрастающий интерес к хореографическому искусству путем игрового, образно-метафоричного освоения народно-сценического танца с образно-тематическими элементами свободной пластики.

  2. Найти интересные и оригинальные авторские приемы подачи в обучении народно-сценическому танцу.

  3. Продолжать развивать умение слушать и слышать музыку, передавать ее содержание и характер хореографическими выразительными средствами, импровизировать.

  4. Развивать исполнительскую культуру детей с учетом возрастных психофизических и индивидуальных особенностей.

  5. Воспитывать у школьников стойкий интерес к русскому народному танцу и толерантный подход к изучению других национальных хореографических культур.

  6. Расширять кругозор детей, их представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире.

  7. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений.

  8. Посредством ритмики и танца развивать работоспособность, готовность к труду, волевые качества личности.

Примерная структура занятий

  1. Вводная часть (оргмомент, поклон-приветствие) - 2 минуты.

  2. Основная часть. 1. Ритмическая мозаика в игровой форме; 2. Усложненная партерная гимнастика; 3. Академические основы народной хореографии; 4. Освоение танцевального репертуара; 5. Самостоятельное сочинение танцевальных игр; 6. Ориентация в пространстве; 7. Танцевальная импровизация; 8. Актерская «пятиминутка» - 25 минут.

  3. Заключение (краткий анализ, поклон-прощание) - 2 минуты.

Учебно-методическое содержание программы II этапа.

Краткое описание разделов и тем

п/п

Наименование разделов, тем

Основные задачи

Методика

приема

I

Раздел «Вводное занятие»

Темы:

  • «Радостные» поклоны. Вариации национальных поклонов. Поклоны партнеру, педагогу. Танец-поклон «Улыбка» (муз. В.Шаинского)

Вызвать интерес;

Ввести в мир танцевальной образности, игры, радости и улыбки.

  • игровой прием;

  • прием образного движения;

  • образная метафора.

II

Раздел «Ритмическая мозаика известных образцов народной музыки»

Темы:

  • «Многообразие метро-ритма музыкального этноса»,

  • «Игра, образ, предлагаемые обстоятельства - ключ к пластическому решению задач»;

  • «Ритмоформула музыки в образно-танцевальных движениях».

Правильно понять, расшифровать метроритмический рисунок музыки и выразить его в танце.

  • образный показ педагога;

  • образный комментарий педагога по ходу танца;

  • прием использования национального колорита.

III

Раздел «Партерная гимнастика с усложненными формами координации движений»

Темы:

  • «растяжки, наклоны и другие слитные гимнастические упражнения»;

  • «образные названия - эмоциональное исполнение»;

  • «локальные задачи конкретного упражнения».

Развитие «растянутости», гибкости, эластичности мышц и связок.

Профилактика кифоза, сколиоза (остеохондроза).

Укрепление мышечного «корсета».

  • прием «движения-образа» (шпагат, качалка, лодочка, корзиночка и т.д.);

  • прием «вытянутости позвоночника».

IV

Раздел «Академические основы освоения национальной хореографии»

Темы:

  • «Основные элементы народного танца» на середине: «ходовой» комплекс, группа «притопов», «переступаний», «дробей» (подгот.), па-де-басков, веревочек, хлопушек, присядок, ковырялочек.

Постановка корпуса, рук, ног, головы (5 объектов внимания).

Добиваться чистоты исполнения движений.

  • Прием легатности и стаккатного исполнения движений;

  • Прием выработки характерологических национальных интонаций движения.

V

Раздел «Образная пластика рук»

Темы:

  • «фольклорные руки»;

  • «Руки-эмоции: радостные, плачущие, протестующие…»;

  • «Руки-позиции»: «держать мяч», «вот такие щучки», «жук-рогач…»;

  • «Руки импровизируют».

Освоение основных позиций, положений движений рук в танце, в образно-игровой, ассоциативно-художественной форме.

  • прием образных метамофор (руки-крылья);

  • прием «Выразительного жеста» («Геологи…»);

  • прием «Алянже» (ленточка…).

VI

Раздел «Музыкально-танцевальные дидактические игры» (второй уровень)

Темы:

  • «Самостоятельное сочинение сюжета»;

  • «Шторм»;

  • «Сыщики»;

  • «Гномы»;

  • «Клоуны»;

  • «Тучка»;

  • «Лешачки»…

Освоение характерологических пластических черт различных образов с элементами импровизации.

  • игровой прием;

  • прием самостоятельного сочинительства и танцевания;

  • прием пластической типизации образа.

VII

Раздел «Освоение танцевального репертуара» (танцы-бусинки).

Темы:

  • «Топотуха»,

  • «Калинка»,

  • «В ритмах Макарены»,

  • «Ручки»,

  • «Облачко»,

  • «Цветы для мамы»,

  • «В мире животных»,

  • «Колокольчики»,

  • «Лесные музыканты»,

  • «Ковбои».

Освоение народной хореографии, свободной пластики, гротеска, пантомимы.

  • прием образного решения и исполнительского показа танца;

  • образный комментарий по ходу танца, озвучивание движения голосом педагога.

VIII

Раздел: "Освоение сценического пространства»

Темы:

  • «Пространство репетиционного зала и сценической площадки»,

  • «освоение простых хореографических рисунков-фигур»,

  • «Эпольманы корпуса».

Дальнейшее освоение репетиционного и сценического пространства, танцевальных рисунков-фигур, положений тела исполнителя.

  • прием «переноса» танцевального зала на сцену;

  • прием образного решения танцевальных рисунков-фигур;

  • прием «сохранения» интервала в танце.

IX

Раздел: «Слушаем и фантазируем»

Темы:

  • «Элементарные формы танцевальной импровизации»,

  • «Самостоятельное сочинение хореографического фрагмента на предлагаемую педагогом музыку»

Освоение основ пластической импровизации; Развитие инициативы, активности, творческого поиска.

  • прием творческого использования «пластических блоков»;

  • прием использования предлагаемых обстоятельств.

Х

Раздел: «Эмоции в танце»

Темы:

  • «Этюд на заданную эмоцию»,

  • «Утренний туалет актера»,

  • «Предлагаемые обстоятельства-эмоции»,

  • «Актерская пятиминутка, («Кричалки», «Смешилки», «Страшилки», «Вопилки», «Дразнилки», «Плакалки», «Удивлялки»).

Дальнейшее развитие эмоциональной сферы детей средствами хореографии.

  • прием образного показа;

  • прием зеркальной пиктограммы;

  • прием контрастных эмоциональных состояний.

ХI

Раздел: «Музыка и танец»

Темы:

  • «Музыкальная викторина»,

  • «Музыкальная лесенка: «ступеньки» - сильные и слабые доли в танце, синкопы-движения…»,

  • «Музыкальная нюансировка хореографического движения»,

  • «Музыка-помощница в сочинении танца»

Дальнейшее развитие музыкальной культуры личности ребенка в образно-художественной системе отношений «музыка-танец».

  • музыкальное сопровождение танца как методический прием;

  • прием образного рассказа музыки.

XII

Заключительный раздел «Закрепление и повторение пройденного материала» (по разделам и основным темам).

  • Итоговые показы (открытые уроки, танцевальные представления, концерты);

  • Проведение итогов. Оценка результатов.

Обработка и «чистка» хореографического материала.

Репетиторские задачи. Объективность оценок партнеров по обучению.

  • прием «многократных повторов движений»;

  • прием психологического настроя на выступление;

  • прием «публичного одиночества»;

  • прием адекватной оценки-самоанализа своей деятельности.

ТРЕТИЙ ЭТАП, ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ,

СТАРШАЯ ГРУППА, 13-14 ЛЕТ,

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Цель: продолжить прививать устойчивый и углубленный интерес старших школьников к хореографическому искусству; развивать художественно-творческую активность личности средствами ритмики и танца.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о многообразии ритмики и танца, совершенствовать стойкий интерес к хореографическому искусству;

  2. Развивать познавательные интересы детей посредством обучения основам народно-сценического танца с образно-тематическими элементами свободной пластики, пантомимы, гротеска;

  3. Поэтапно, дозировано и системно вкрапливать в учебно-воспитательный процесс элементы классического танца на середине зала; совершенствовать начальные технические умения и навыки исполнительского хореографического искусства;

  4. Формировать умение ориентироваться в основных видах и стилях хореографического искусства; ориентироваться в ограниченном пространстве репетиционного зала, сцены и основных орнаментальных танцевальных рисунках-фигурах;

  5. На фундаменте расширения знаний об окружающей действительности уметь выражать пластическими средствами различные образы под специально выбранную музыку;

  6. Уметь слушать и слышать музыку, точно повторяя за педагогом хореографические па; усваивать и хорошо запоминать их; уметь самостоятельно выстраивать отдельные танцевальные комбинации и этюды;

  7. Формировать творческие умения и навыки музыкально-хореографической импровизации;

  8. Развивать способность к анализу и самоанализу хореографической деятельности, умения сравнивать танцы, находить сходства и различия;

  9. Воспитывать организованность, заботливое отношение к партнерам, «чувство локтя» и желание танцевать в коллективных массовых номерах;

  10. Воспитывать уважительное отношение к самому процессу труда, волевые качества в преодолении трудностей при изучении танца (рассматривать многократную повторность при освоении хореографических па как необходимое и обязательное условие совершенствования исполнительских навыков и умений).

Примерная структура занятия

  1. Вводная часть (оргмомент, поклон-приветствие) - 2 минуты.

  2. Основная часть. 1. Усложненная ритмика в танцевальных фрагментах; 2. Партерная гимнастика; 3. Академические основы народной хореографии; 4. Танцевальный репертуар; 5. Музыкально-танцевальные дидактические игры; 6. Ориентация в пространстве; 7. Самостоятельное создание танцевальных этюдов. Хореографическая импровизация; 8. Актерская «пятиминутка». - 25 минут

  3. Заключение (краткий анализ, поклон-прощание) - 2 минуты.

Учебно-методическое содержание программы III этапа. Краткое

описание разделов и тем

п/п

Наименование разделов, тем

Основные задачи

Методические задачи

I

Раздел «Вводное занятие»

Темы:

  • «Радостные» земные поясные, головные поклоны»,

  • «Мужские и женские поклоны»,

  • «Многовариантность поклонов»,

  • Самостоятельное выстаивание поклонов» - показ

Вызвать интерес у детей, показать образно-художественный, многообразный мир поклона (бытового, сценического, фольклорного).

  • прием образного показа педагога;

  • игровой прием;

  • прием образно-метафорической пластики.

II

Раздел «Усложненная координационная ритмика - «Вход» в народную хореографию»

Темы:

  • «Национальное разнообразие и многовариатность народной музыки»,

  • «Основной метроритмический рисунок музыки - основной ключ в пластическом решении движений».

Соблюдение адекватного воспроизведения метроритмического рисунка музыки средствами танца.

  • прием адекватного воспроизведения метроритма музыки в хлопках, в притопах, в танцевальном движении;

  • прием «предлагаемые обстоятельства».

III

Раздел «Блок партерной гимнастики»

Тема:

  • «Расширение и усложнение экзерсисных упражнений партерной гимнастики на середине зала».

Развитие гибкости тела, шага, растянутости, эластичности мышц и связок, мышечного «корсета», профилактика остеохондроза.

  • прием образного движения;

  • прием «вытянутости»;

  • образный показ педагога.

IV

Раздел «Академические основы обучения классическому и народному танцу» (цель-достижение академической формы народного танца).

Темы:

  • «Элементы экзерсиса классического танца на середине зала (Demi-plie по I,II поз. Battements tendus в сторону и вперед по 1 поз., battements tenduetes, rond de jambs per terre (demi - pond en denops en dedans), port de bpas, sauté по 1, 11 поз. И т.д. и т.п.)»;

  • «Постановка корпуса».

Соблюдение методики преподавания; усложнение движений по мере полного усвоения материала, грамотность и чистота исполнения движений.

  • словесное объяснение;

  • прием раскладки движений;

  • образный показ педагога;

  • прием исполнения (эпизод «лицом к станку», постановка корпуса).

V

Раздел «Знакомство с простейшими элементами исполнительской техники для мальчиков и девочек» («середине», «диагональ»).

Темы:

  • «Мужское исполнительство» (низы);

  • «Женская исполнительская техника» (подготовительный этап).

Вызвать стойкий интерес, соревновательность, желание совершенствовать исполнительские навыки.

  • показ педагога;

  • прием образной подачи трюка;

  • прием соревновательности, переплясности;

  • домашнее задание.

VI

Раздел: «Освоение танцевального репертуара» («игра-танц. Игра-этюд-танец»).

Темы:

  • «Лучший друг»;

  • «Клоуны»;

  • «Геологи»;

  • «Тучка»;

  • «Финская полька»;

  • «Веселый муравейник»;

  • «Лоботрясы»;

  • «Летели две птички»;

  • «Лешачки»;

  • «Зимние потешки»;

  • «Коляда».

Освоение хореографических номеров, разнообразных видов свободной пластики, гротеска, народного танца, парного исполнительства мимики и жестов.

  • игровые приемы;

  • прием образной подачи движения;

  • прием образной линии и жеста («геологи»);

  • прием «повторов лексических блоков».

VII

Раздел «Музыкально-танцевальные дидактические игры» (третий уровень)

Темы:

  • «Самостоятельное сочинение сюжета»;

  • «Олимпийцы»;

  • «В мастерской»;

  • «Ежик резиновый»;

  • «Сороконожка»;

  • «Оранжевое небо…»

Развитие основ танцевальной импровизации;

Сочинение сюжета, решение хореографического образа.

  • игровые приемы;

  • прием образного решения танца;

  • прием соревновательности и переплясности;

  • прием свободной пластической импровизации.

VIII

Раздел «Освоение сценического пространства»

Темы:

  • «Первые, вторые и третьи линии репетиционного зала»,

  • «Шахматный порядок построения».

Выработка ориентации в сценическом и репетиционном пространстве.

  • прием водящего хоровода;

  • прием сохранения интервалов.

IX

Раздел «Слушаем и слышим музыку»

Темы:

  • «Жанры музыкальных произведений - марш, танец, песня…»;

  • «Простые музыкальные формы»;

  • «Музыка и воспитание музыкального мышления, воображения и вкуса».

Привить детям любовь и желание к познанию музыкальной драматургии; эмоционально откликаться на музыку, менять движение в танце в соответствии с построением музыкальной фразы, 1-2-3-частной формой музыкального произведения.

  • музыкальное сопровождение танца как методический прием;

  • прием эмоциональной отзывчивости на музыку;

  • прием «слышимости» музыкальных нюансов.

IX2

Раздел «Самостоятельное сочинение танцевальных фрагментов и этюдов. Хореографическая импровизация»

Темы:

  • «Образные вариации движений»;

  • «Танцевальные блоки - основа импровизации»;

  • «Творческое восприятие музыкального материала».

Самостоятельные поиски в элементарном сочинении этюдов, творческое осмысление музыки в образах.

  • прием хореографической импровизации;

  • прием вариативности движений;

  • прием использования танцевальных «блоков-заготовок».

X

Раздел «Эмоциональная сфера танца»

Темы:

  • «Утренний туалет актера»;

  • «Новые эмоции - зеркальные пиктограммы»;

  • «Комната смеха - комната страха»;

  • «Актерская пятиминутка»;

  • «Живое лицо».

Расширение эмоциональной сферы ребенка в танце, средств актерской выразительности.

  • прием образного показа мимики и жеста;

  • прием пиктограммы;

  • прием «полярных» (контрастных) эмоций.

XI

Раздел «История возникновения и развития хореографического искусства»

Темы:

  • «Что такое танец?»;

  • «Хорео и Графия - два веселых человечка»;

  • «Танец в коротких штанишках».

Познакомить детей с краткой историей и развитием танца (в образах).

  • прием «видовой индивидуализации танца» - (классический, народный, историко-бытовой, бальный).

XII

Раздел «Хореографический тест»

Темы:

  • «Наглядно-образное и действенно-образное мышление в танце» (хореографический тест).

Заключительное диагностическое следование конечных результатов.

  • прием вербальных и невербальных тестов;

  • методические приемы проф. Комаровой Т.С.

XIII

Раздел «Закрепление и повторение пройденного материала» (по тематическим разделам-блокам).

Итоговый показ. Оценка результатов.

Подвести итоги.

Оценка 3-летнего учебного цикла.

  • прием анализа диагностических данных и всей динамики учебного процесса.







УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДРАЗУМЕВАЮТ

НАЛИЧИЕ:

  • Оборудованного станками и зеркалами репетиционного зала;

  • Музыкальных инструментов (фортепьяно или баян);

  • Видео- и аудиоаппаратуры;

  • Небольшой комнаты для хранения сценических костюмов и аксессуаров.

В целях оптимизации учебно-воспитательного процесса в методкабинете школы;

  • Собственного информационного стенда, рекламы, литературы по детской педагогике и психологии, хореографии (теоретические, методические и практические аспекты работы с детьми); учебников по классическому, народно-сценическому и современному танцу; фоно- и видеотеки, а также работы по художественно-творческому развитию личности школьника;

  • Временных возможностей: 1 час (4 занятий в неделю) младшая группа, 6 часов (3 занятий в неделю) средняя группа, 8 часов (3 занятий в неделю) на каждый учебный год-этап обучения;

  • Возрастного принципа формирования групп;

  • Коллективных (групповых), индивидуальных (по способностям - солисты, одаренные, слаборазвитые дети…) форм работы;

  • По содержанию - учебных (теоретических, практических), консультационных, по характеру (обучающих и развивающих) форм работы;

  • Опытного педагога и концертмейстера.





ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕРВОГО ЭТАПА, 1 ГОДА

ОБУЧЕНИЯ (младшая группа 7-10 лет, младший школьный возраст)


К концу 1-го учебного года-этапа дети должны:

  1. Освоить азы ритмики («От простого хлопка - к притопу»), точно «прохлопывать» основной метроритмический рисунок музыки с последующим «протанцовыванием» притопами.

  2. Освоить основные упражнения игровой партерной гимнастики (развить свои данные - подъемы стопы, выворотность, шаг, гибкость спины (всех отделов позвоночника), эластичность мышц и связок суставно-связочного аппарата).

  3. Познакомиться и освоить «программный» объем движений народно-сценического танца (основные шаги, ходы и бег русского танца, переступания, притопы, выносы ног на каблук, ковырялочки, галоп, шаг-подскок и элементарный хореографический репертуар).

  4. Частично освоить пространство репетиционного и сценического зала (1-8 точки), линейное, круговое построение, основные фигуры-рисунки танца, положения в парах и в народно-массовых коллективных номерах.

  5. Создавать (по выбору) свой пластический образ животного, составить небольшой фрагмент из 2-3 движений (под руководством педагога), опираясь на базовый лексический материал.

  6. Определять характер музыки, менять характер движений в соответствии со сменами музыкальных частей (двухчастная простая музыкальная форма).

  7. Инсценировать сюжетные и драматургические элементы в инсценировках песен, хороводов (совместно с педагогом).

  8. Уметь выделять характерные признаки предметов и живых объектов, сравнивать и группировать их по общим признакам; быть наблюдательным, внимательным, любознательным.

  9. Иметь задатки самостоятельности, силы воли, развивать их; уметь доводить начатое до конца; осознавать значение результатов своего творческого поиска.

  10. Адекватно оценивать свои действия и поступки, чутко относиться к партнеру в танце, к творческим поискам сверстников.

  11. Иметь определенные навыки общей культуры, интеллектуально-эстетического развития.

К концу 2-го учебного года-этапа дети должны (средняя группа 11-12 лет, средний школьный возраст):

  1. Научиться самостоятельно определять основной метроритмический рисунок популярных мелодий, песен и адекватно воспроизводить его в танцевальной форме (хлопками, притопами, элементарными движениями народно-сценической хореографии).

  2. Уверенно выполнять основные элементы и упражнения партерной гимнастики с усложненной координацией движений;

  3. Четко и выразительно выполнять программные движения народно-сценического танца в различных музыкальных размерах 2/4; 3/4; 4/4;

  4. Успешно освоить и выразительно танцевать репертуарную программу, составленную на синтезе народного танца и образно-тематической свободной пластики, пантомимы, гротеска, публичного апробировав ее перед зрителем на сценической площадке;

  5. Ориентироваться в репетиционном, сценическом ограниченном пространстве, в основных танцевальных рисунках-фигурах, ракурсах-эпольманах корпуса, уметь двигаться в танце по ходу часовой стрелки, по линии танца;

  6. Уверенно определять характер и жанр (марш, полька, танец, песня) музыкального произведения, различать его форму, построение (вступление, основная часть, заключение), различать звучание музыкальных инструментов, эмоционально откликаться на чувства-настроения музыки, уметь выразительно передавать их характер в танце-импровизации;

  7. Иметь широкий кругозор, уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений;

  8. Быть работоспособным, готовым к физическим нагрузкам, волевой личностью; иметь навыки общей культуры, интеллектуально-эстетического развития.

К концу 3-го учебного года-этапа дети должны (старшая группа 13-14 лет, старший школьный возраст):

  1. Адекватно воспроизводить метроритмический узор народной музыки средствами народно-сценического танца (длительности с точками, паузы, сильные и слабые доли, синкопы в различных сочетаниях).

  2. Освоить расширенный и координационный усложненный комплекс движений и упражнений партерной гимнастики; максимально развивать свои физические и специальные данные (подъем стопы, выворотность, шаг, гибкость спины, эластичность мышц и связок, силу и высоту прыжка, мышечный «корсет»…).

  3. Грамотно по форме исполнять основные элементы классического танца (экзерсис на середине), сохраняя при этом устойчивость корпуса.

  4. Пластически выразительно и эмоционально исполнять музыкально-хореографические этюды и танцы на основе выученных ранее программных движений народной хореографии (шаги, ходы, беги, переступания, подскоки, прыжки, присядки, хлопушки, повороты и т.д., а также простейшие виды хореографической техники).

  5. Освоить сценическое пространство (авансцену, задник, 1-3 планы), орнаментальные фигуры плясовых хороводов, уметь держать интервалы, дистанцию в парно-массовых номерах, эпольманы-ракурсы, максимально использовать пространство при выполнении хореографических па.

  6. Самостоятельно выстраивать комбинации, фрагменты, этюды на основе ранее полученных хореографических знаний, навыков, умений.

  7. Уметь слушать и слышать музыку, воспринимать через осознание ее драматургии, формы, стиля, характера; уметь передавать в мимике, жестах, движениях стиль конкретной исторической эпохи, а также импровизировать на предложенную педагогом музыкальную тему.

  8. Уметь наглядно-образно и действенно-образно мыслить в танце, рассуждать и делать самостоятельные выводы, фантазировать в танцевальных играх-импровизациях, уметь сочинять фрагменты танца, иметь произвольное внимание, память, ощущение и восприятие.

  9. Иметь развитую волю, чувство коллективного «сотворчества», уметь трудиться, быть коммуникабельным.

  10. Иметь широкий кругозор, общую культуру, интеллектуально-эстетическое развитие.













МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В первые дни выявляется степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям ритмикой и танцем, природные физические данные каждого ребенка (начальный этап диагностики), далее - в конце каждого квартала (промежуточные диагностические этапы), а также в конце мая педагог подводит итоги (заключительное диагностическое исследование детей по усвоению программы) учебного года-этапа.

Основные оценочные параметры:

  • Уровень профессиональных знаний, умений и навыков, получаемых детьми;

  • Степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств;

  • Уровень развития общей культуры ребенка (уровни: нулевой, низкий, средний, высокий).

Формы и методы проверки результатов:

  1. Творческие постановочные работы (участие обучаемых детей в районных и окружных фестивалях-конкурсах детского школьного творчества);

  2. Постановка музыкально-танцевальных представлений, хореографических спектаклей и концертных программ для праздников в школе;

  3. Зачетные занятия и экзамены, открытые показы, контрольные уроки, класс-концерты, мастер-классы с целью реальной и объективной оценки знаний, навыков и умений, полученных за концертный период (этап обучения в конце года, квартала);

  4. Проверочные задания (на 2 и 3 этапах обучения);

  5. Индивидуальная контрольная сдача учебного материала педагогу;

  6. Метод педагогических наблюдений (в течение всех лет обучения).

В данной программе автор опирается на методику выявления результатов интеллектуально-эстетического развития детей, разработанную профессором Комаровой Т.С. адаптируя ее к условиям хореографической деятельности и творчески осмысливая ее основные положения.

Список использованной литературы

  1. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. - М., 1972.


2. Пасютинская В. Волшебный мир танца. - М., 1985.


3. Череховская Р. Танцевать могут все. - Мн., 1973.


4. Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. - М., 1972.


5. Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. - Дошкольное воспитание, 1991. - №12.


6. Баренбойм Л. Путь к музицированию. - Л. - М., 1973.


7. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением». - Научный руководитель Н.М. Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. - Национальный институт образования. - 2005.


8. Горшкова Е.От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 - 7 лет творчества в танце. - М.: Издательство «Гном и Д»., 2002. - 120с.

9. В.А.Горсков Примерные программа внеурочной деятельности - М., Просвещение, 2011г



  1. Ебугэ сиэрэ-туома - А.С.Федоров - Бичик РС(Я), 2011г



  1. Кемус дьуруьун Н.И.Сафонов - Дьокуускай, 2001г





Рекомендуемая литература для детей

  1. Лисицкая Т.С. Хореография и танец [текст] /Т.С.Лисицкая. - М, 1998.-с.18-42.

  2. Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/авт.-сост. Н.А.Белибихина, Л.А.Королева. - Волгоград: Учитель, 2009. -с.35-46.

  3. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /авт.-сост. Е.Х.Афанасенко и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - с.76-98.

  4. Якутские танцы - Якутск. А.Г.Лукина

  5. Алгыс 1992. - с.7-23

  6. Якутские узоры А.П. Мохотчунова .1977 г.

  7. Якутский танец в школе. З.Н.Попов















© 2010-2022