- Преподавателю
- Другое
- Образовательная программа танцевального кружка
Образовательная программа танцевального кружка
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Миронова Л.И. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКУ Управление образованием «Чурапчинского улуса (района)»
МБОУ ДОД «Центр детского творчества Радость»
МБОУ «Чакырская средняя общеобразовательная школа
имени С.С.Яковлева-Эрилик Эристина»
Согласовано: Утверждаю:
от «__» ___________ 20__ г. от « __» ___________ 20__ г.
Директор МБОУ Директор МБОУ ДОД
Чакырской СОШ «ЦДТ «Радость»
им. С.С.Яковлева-Эрилик Эристина __________/Илларионов Д. А./
___________/Неустроева А.В../
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА «МИЧИЙЭЭНЭ»
«ОТ РИТМИКИ К ТАНЦУ»
Художественно-эстетической направленности
(развитие художественно-творческих
способностей детей 7-14 лет средствами
ритмики и хореографии)
Возраст детей 7 до 14 лет
Программа рассчитана на 3 года обучения школьников
Руководитель: Миронова Лидия Иосифовна
Педагог дополнительного образования
Автор: Шершнев В.Г
Возраст детей: с 7 до 14 лет
Срок реализации: 3 года
Чурапча, 2015 год
П Р О Г Р А М М А
По типу: модульная, адаптированная
По уровню усвоения: общеразвивающая
По цели обучения: развивающая художественно - творческую способность детей 7-14 лет средствами ритмики и хореографии.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: модульная.
Пояснительная записка
Современный этап развития дополнительного образования детей характеризуется завершением так называемого «переходного периода».
Одной из потребностей этого периода является обновление содержания и методики образовательной деятельности в строгом соответствии с изменяющимися социально-экономическими, политическими, нравственными и культурными ориентирами в жизни общества, а также возможностями конкретных учреждений и детских объединений дополнительного образования.
В попытке преодолеть негативные процессы в обществе возникла насущная потребность совершенствования такой системы дополнительного образования, которая бы формировала разностороннюю творческую личность ребенка, брала свое начало в периоде дошкольного, школьного детства и одновременно была бы ориентирована на духовное совершенствование каждого человека.
Этому служит художественно-эстетическое воспитание дошкольников, школьников, и в частности ритмика и танец. Танец - незаменимое действенное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании новой эффективной образовательно-воспитательной системы.
Хореографическое образование, опирающееся на новое содержание и методику, комплексный и многожанровый характер воспитания пластической культуры подрастающего поколения - это огромный творческий потенциал в развитии художественно-эстетической культуры общества в целом.
При разработке программы автор, кроме своей работы и различных справочных материалов, обращался к передовой научной мысли в области социальной и дошкольной педагогики.
Почти сорокалетний опыт авторской экспериментальной хореографической работы с детьми на практике подтверждает научные тезисы о «возрасте двигательной расточительности» дошкольников, школьников, об активном участии двигательного анализатора в формировании и совершенствовании самых разнообразных танцевальных навыков и умений.
Поэтому двигательную «расточительность», двигательную активность, потребность ребенка в движении важно организовать и направить в нужное русло - на освоение поэтически-красивой, образно-метафоричной «родственной» движенческо-двигательной системы хореографического искусства.
Известный отечественный психолог Л.С.Выготский подчеркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность, воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, танец с его богатой образно-художественной движенческой системой может играть и безусловно играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и творчества. Развитие «детского» дошкольного, школьного творчества - обязательное условие активного прогресса креативных качеств личности.
Танец является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка.
-
Способствует развитию мышечной выразительности тела; формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического развития; укрепляет здоровье;
-
Формирует выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве;
-
Воспитывает общую музыкальную культуру, развивает слух, тем-по-метро-ритм, знание простых музыкальных форм, стиля и характера произведения;
-
Пластическими средствами и мимикой выражает разнообразную гамму чувств и настроений; дает правильное направление развитию многообразия эмоциональных проявлений, гуманистических чувств, стремлению к сотрудничеству и положительному самоутверждению;
-
Обладает важной компенсаторной арт-терапевтической функцией, способствует воспитанию гармонических качеств и коррекции эмоционально-психических расстройств, нарушений общения и межличностного взаимодействия;
-
Формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность;
-
Развивает творческие способности детей (внимание, мышление, воображение, фантазию), способствует активному познанию окружающей действительности;
-
Воспитывает коммуникативные способности детей, развивает чувство «локтя партнера», группового, коллективного «ансамблевого» действия;
-
Пробуждает интерес к изучению родной национальной хореографической культуры и воспитывает толерантность к танцам других народов.
Таким образом, именно эти функциональные особенности хореографии определяют актуальность и востребованность данного вида искусства в системе дополнительного образования детей.
Основные концептуальные подходы педагога в работе с детьми во многом определяют специфику содержания программы, ее цели-задачи, структуру, принципы, методы и приемы, соотношения часов по тем или иным разделам.
Характерными особенностями программы являются:
-
Стержневая специализация программы, ее основная художественно-эстетическая направленность - народно-сценический танец с элементами свободной (тематической) пластики, пантомимы и гротеска.
Основной акцент в хореографической работе с детьми делается на освоении «родной» русской танцевальной культуры, национальных фольклорных традиций - фундаментальных, преемственных, генетически проверенных на протяжении веков, оптимистических и жизнерадостных по своему образно-художественному строю. Все это совпадает с мироощущением ребенка, делает творческий процесс успешным, интересным легкоусвояемым, понятным и близким по духу и восприятию.
Ритмика, гимнастика, игра, элементы классического танца имеют свои «локальные» задачи.
Они - средства в достижении основной цели.
-
На основе синтеза ведущих методик создание своей собственной разработанной системы хореографической работы с детьми, адаптированной для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста и обеспечивающей их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
-
Комплексный подход в обучении, его многожанровый характер.
Разнообразные виды ритмики на народно-танцевальной основе, образная партерная гимнастика, национальная хореография, элементы классического и современного танца, свободная пластика, гротеск, пантомима, игры, импровизация - все это обеспечивает много-векторный, гармонический, комплексный характер обучения.
А это, в свою очередь, задействует наибольшее количество чувств ребенка (его анализаторов-рецепторов). Без комплексного подхода обучение станет менее содержательным, формальным, эмоционально обедненным.
Кроме того, комплексность и многожанровость обеспечивает не только оптимальное обучение ребенка по многим параметрам, но и позволяет на школьном этапе выявить его наклонности и развить творческие способности в определенном виде танцевального искусства. Такой подход не исключает, а предполагает функциональную самостоятельность каждого раздела программы.
-
Создание оптимистической комфортной психоэмоциональной атмосферы занятий, в которой ребенок может радостно и свободно работать без чрезмерных усилий. Сохранить радость, детскую непосредственность восприятия, эмоционально раскрепостить душу ребенка, создать жизнерадостный характер обучения, благоприятную среду для успешного освоения им хореографического материала, проявления творческих способностей - главное условие успеха.
-
Обязательная подача танцевального материала в системе связей «педагог-ученик» через образ, метафору, «предлагаемые обстоятельства», игру, сюжетность и драматургию, через характеристические, стилевые колористические особенности народной хореографии, через многообразный спектр эмоций и актерское перевоплощение.
-
Использование разнообразного арсенала конкретных методов и приемов собственной разработки, направленных на эффективное освоение ритмики, танца, игр, импровизаций, на развитие и реализацию творческого потенциала школьников.
-
В рамках непродолжительного по времени занятия достижение максимальной концентрации и плотности предлагаемого педагогом учебного (развивающего и обучающего) материала, высокого темпо - ритма занятия, быстрой «калейдоскопичной» смены пластических структур в динамике урока.
-
Выход за рамки узкопрофессиональных задач, развитие внимания, мышления, фантазии, активности и художественно-творческих способностей детей путем специального подбора заданий, упражнений, заставляющих их думать, размышлять, анализировать и делать выводы.
Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют ее НОВИЗНУ:
-
В особой содержательной трактовке и построении авторской ритмики как «входа» в народную хореографию.
-
В доминантной основе народного танца в комплексном подходе к обучению.
-
В разработке и использовании авторской трехэтапной системы знаний «От ритмики к танцу».
-
Наряду с общеизвестными методами использование методов-приемов собственной разработки.
-
В постановке и решении инновационных задач на каждом занятии (движения-связки, движения-переходы, новые вариации-упражнения)
Примечание: в работе с школьниками педагоги ориентируются на детей без какого-либо ограничения, без конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных.
Цель программы:
-
развивающая, личностная - развитие стойкого интереса у школьников к народному хореографическому искусству, а также художественно-творческих способностей средствами ритмики и танца с учетом их индивидуальных способностей;
-
образовательная, профессиональная - освоение детьми ритмики, основ хореографии и приобретение ими базовых знаний, качеств, навыков исполнительства с учетом возрастных особенностей;
-
воспитательная, общекультурная - расширение кругозора, образно-художественного восприятие мира, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма.
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:
-
формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата ребенка;
-
ознакомление детей с историей возникновения и развития хореографического искусства;
-
поэтапное овладение детьми каждой возрастной группы (по принципу нарастающего интереса) ритмикой, основами народно-сценического танца с элементами свободной пластики в игровой, образно-ассоциативной, эмоциональной форме с опорой на содержательный и выразительный музыкальный материал;
-
развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма, эмоциональной сферы, координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков;
-
развитие элементарных пространственных представлений; ориентация детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков-фигур;
-
снятие мышечных «зажимов» и психологического процесса торможения средствами танца; выработка баланса в системе «возбуждение-торможение»;
-
формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения («исполнитель-педагог», «партнер-партнерша», «участник-ансамбль/коллектив/»);
-
развитие репродуктивного и продуктивного воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного, ассоциативного мышления, самостоятельного художественного осмысления хореографического материала.
Предлагаемая концепция программы базируется на важнейших дидактических принципах, на которые ориентируется автор в хореографической работе с школьниками: систематичность, доступность, последовательность (от простого к сложному; поэтапность; учет психофизиологических и возрастных особенностей; индивидуализация); наглядность, научность, сознательность, активность, связь теории с практикой, межпредметность (интегративность связей), актуальность, результативность, а также опирается на новейшие современные зарубежные, педагогические идеи: «фьюжена» (сплава нескольких видов пластических направлений), «тьютерства» (практического «сотворчества» педагога и учеников - «нога в ногу», «рука в руку», «вместе-рядом с учениками»).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа рассчитана на 3 года обучения школьников (детей 7-14 лет):
-
Младший школьный возраст (младшая группа 7-10 лет, 1-й год обучения);
-
Средний школьный возраст (средняя группа 11-12 лет, 2-й год обучения);
-
Старший школьный возраст (старшая группа 13-14 лет, 3-ий год обучения).
В каждой возрастной группе занятия проводятся с сентября по май включительно.
Основная форма работы - обучающие и развивающие занятия в группах, а также индивидуальные занятия.
Число занимающихся детей в каждой группе в среднем - 10 человек.
Дополнительная форма работы - консультации педагога и психолога с родителями и детьми. Принимаются все желающие дети с 7-летнего возраста без ограничений и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных.
Форма обучения:
1 год обучения: Младший школьный возраст (младшая группа 7-10 лет) - 4ч в неделю;
2 год обучения: Средний школьный возраст (средняя группа 11-12 лет) - 6ч в неделю;
3 год обучения: Старший школьный возраст (старшая группа 13-14 лет) - 8ч в неделю;
Всего: 612ч на протяжении 3-х лет обучения.
Этапность в обучении является «ступенчатой» формой организации учебно-воспитательного процесса и отвечает дидактическому принципу доступности и последовательности.
Этапы реализации данной программы отличаются по целям, задачам, организации, содержанию, методике обучения, возрастному цензу, степени индивидуализации подходов и совпадают с годичными циклами учебно-воспитательного процесса.
Первый этап (1-й год обучения, младшая группа 7-10 лет, младший школьный возраст) - начальный этап познания и освоения ритмики и народного танца с элементами свободной пластики. Он заключается в освоении азов ритмики, азбуки народного танца, игровой гимнастики, образных музыкально-танцевальных игр с элементами импровизации, основных пространственных рисунков-фигур, мимического экзерсиса, общеукрепляющих упражнений, так необходимых на этом этапе развития ребенка.
Второй этап (2-й год обучения, средняя группа 11-12 лет, средний школьный возраст) - базовый этап дальнейшего изучения основ народной хореографии с элементами свободной пластики, усложненных форм танцевальной ритмики и партерной гимнастики, создания несложной и посильной репертуарной программы, освоение игрового этюдного материала, основ актерской выразительности, способности к музыкально-танцевальной импровизации и первичным формам концертного публичного исполнительства.
Третий этап (3-й год обучения, старшая группа 13-14 лет, старший школьный возраст) - этап совершенствования уже полученных на первом и втором этапах хореографических навыков, знаний и умений. Танцевальная ритмика с усложненной координацией движений, изучение фрагментов, этюдов и танцев на основе русской национальной культуры и культуры народов мира, активное освоение новых музыкально-дидактических игр, хореографического репертуара, самостоятельный концертный показ, пластическая импровизация, специализированные индивидуальные занятия для одаренных и «отстающих» детей, студийно-кружковая форма занятий - далеко не полный перечень «узловых» моментов этого обучающего и развивающего этапа.
Примерное построение занятия, его главные архитектонические «узловые» элементы:
-
Вводная, вступительная часть (2-3 минуты)
Оргмомент, линейное или круговое построение, поклон-приветствие.
Цель - психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник; установление благожелательного эмоционального контакта.
-
Основная часть
-
Ритмика. 2. Партерная гимнастика. 3. Учебный блок (экзерсисные упражнения, движения, фрагменты, этюды, танцы). 4. Музыкально-танцевальные дидактические игры. 5. Самостоятельная работа и творческая импровизация. 6. Актерская «пятиминутка». 7. «Минутка релаксации».
Цель - игровое, эмоционально-образное освоение основных учебных блоков, объединенных общими задачами и темой (25 минут)
-
Заключение. Краткий анализ-оценка-занятии
Поклон-прощание (2-3 минуты)
Цель - поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.
Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе с школьниками, можно условно разделить на НАГЛЯДНЫЕ, СЛОВЕСНЫЕ и ПРАКТИЧЕСКИЕ.
Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко выраженной психолого-педагогической доминантной, а также более локальные, частные, специфические приемы, в котором преобладает хореографическая составляющая (постановочные и исполнительские).
Хореографы - практики хорошо понимают, что такой «водораздел» методического инструментария часто носит теоретический характер.
«КПД», эффективность таких методов-приемов в разно- и многообразии, в неожиданных комбинационных сочетаниях, в органичном переплетении, в их комплексном воздействии с активным включением в работу как можно большего числа анализаторов-рецепторов ребенка. Тогда они задействуют, возбуждают наибольшее количество мыслей, чувств и эмоций школьника, тем самым творчески инициируя, активизируя его к самостоятельным поступкам-действиям.
Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы:
-
образный показ педагога;
-
эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
-
подражание образам окружающей действительности;
-
прием тактильно-мышечной наглядности;
-
наглядно-слуховой прием; демонстрация эмоционально-мимических навыков;
-
использование наглядных пособий и другие.
Словесный метод состоит из многочисленных приемов:
-
рассказ;
-
объяснение;
-
инструкция; лекция;
-
беседа;
-
анализ и обсуждение.
Словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца; прием раскладки хореографического па; прием закрепления целостного танцевального движения-комбинации; прием словесной репрезентации образа хореографического движения…
Практический метод обогащен комплексом различных приемов, взаимосвязанных наглядностью и словом: игровой прием; детское «сотворчество»; соревновательность и переплясность; использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор; комплексный прием обучения; выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторности однотипных движений); фиксация отдельных этапов хореографических движений; сравнение и контрастное чередование движений и упражнений; прием пространственной ориентации; развитие основных пластических линий; музыкальное сопровождение танца как методический прием; хореографическая импровизация; прием художественного перевоплощения и другие.
Кроме того, в работе с школьниками очень эффективен и психолого-педагогический метод (прием педагогического наблюдения; проблемного обучения и воспитания; индивидуального; дифференцированного подхода к каждому ребенку; прием воспитания подсознательной деятельности; контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация); педагогическая оценка исполнения ребенком танцевальных упражнений…).
С точки зрения возрастных психофизиологических особенностей детей, типологических особенностей каждого ребенка в младшей группе (7-10 лет) обучение носит наглядно-действенный характер с преобладанием наглядных и практических методов (показ; повторность движений; игровой; релаксации; использование пластических образов-метафор…).
Обучение танцу в средней группе (11-12 лет) носит не только наглядно-действенный, но и исследовательский характер - с вкраплением абстрактных методов (заместителей реальности) - слова, а в старшей группе (13-14 лет) происходит еще более яркий и интенсивный процесс рефлекторного усиления роли словом и словесными образами, а также осознанностью действий через слово (словесный метод). На этом возрастном этапе роль словесных приемов обучения танцу повышается. Они опираются на сознание детей (упражнение выполнит лучше и быстрее тот, кто слушает внимательнее, более собран внутренне и т.д.).
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Учебно-тематический план
(первый этап, первый год обучения, младшая группа 7-10 лет.
Младший школьный возраст)
Наименование тем
Форма занятия
Общее кол-во часов
В том числе:
Теория
Практика
1
2
3
4
5
-
Вводное занятие. Техника безопасности в занимательной форме. «Радостные» поклоны.
Учебное занятие
1
1
-
-
Знакомство с азбукой ритмики «От простого хлопка - к притопу» в игровых задачах-упражнениях.
Учебное занятие
10
-
10
-
Основы образно-игровой партерной гимнастики на середине зала.
Учебное занятие
10
-
10
-
Первое знакомство. Основы русского народного танца.
Учебное занятие
10
-
10
-
Продолжение знакомства с танцующей Россией. Образное богатство (фольклорные и народно-сценические формы позиций и положений рук).
Учебное занятие
10
-
10
-
Танцевальные игры. Образное воплощение разнообразных тем в музыкально-пластических игровых задачах: «Рассыпуха», «В мире животных», «Гуси у бабуси», «Волшебный остров», «Гусеница», «Лесной оркестр», «Антошка».
Учебное занятие
10
1
9
-
Первая концертная программа «Танцы-бусинки», («Буратино», «Лучики», «Светофор», «Часики», «Московии», «Каблучок», «Песенка-чудесенка»).
Учебное занятие
43
2
41
-
Знакомство с танцующими человечками-эмоциями. Пиктограммы «Эстафета эмоций». Актерская «пятиминутка».
Учебное занятие
5
-
5
-
«Пространство и мы»; «Красно-синие точки зала»; «Здравствуй, сцена!»; «Рисуем собой танец-узор».
Учебное занятие
10
-
10
1
2
3
4
5
-
«Музыка и танец»; «Основы метро-ритмических движений»; «Музыкальные инструменты»; «Прослушивание музыки».
Учебное занятие
10
-
10
-
Закрепление и повторение пройденного материала. Первый концертный показ.
Учебное занятие
17
-
17
ИТОГО:
-
136ч
2ч
134ч
Учебно-тематический план
(второй этап, второй год обучения, средняя группа, 11-12 лет.
Средний школьный возраст)
Наименование тем
Форма занятия
Общее кол-во часов
В том числе:
Теория
Практика
1
2
3
4
5
-
Вводное занятие. «Радостные» поклоны. Вариации национальных поклонов: педагогу, партнеру, танец-поклон «Улыбка» (муз. В.Шаинского).
Учебное занятие
2
1
1
-
«Ритмическая мозаика» на основе народного танца. Разнообразие метроритмических рисунков.
Учебное занятие
13
-
13
-
Усложнение формы партерной гимнастики на середине зала (растяжки, наклоны, слитные движения).
Учебное занятие
13
-
13
-
Академические основы освоения национальной хореографии. Основные базисные движения.
Учебное занятие
13
-
13
-
Образная пластика рук в народных танцах. Основы танцевальной импровизации.
Учебное занятие
13
-
13
-
Музыкально-танцевальные (дидактические) игры второго уровня. Самостоятельное сочинение сюжета («Шторм», «Сыщики», «Гномики», «Тучка», «Клоуны», «Лешачки»).
Учебное занятие
12
-
12
-
Освоение танцевального репертуара на основе народной хореографии с элементами свободной образно-тематической пластики, пантомимы и гротекса.
Учебное занятие
66
2
64
-
Освоение ограниченного сценического пространства, простых хореографических рисунков-фигур. Эпольманы-развороты корпуса.
Учебное занятие
13
-
13
-
«Слушаем музыку и фантазируем»; элементарная хореографическая импровизация; самостоятольное сочинение на предлагаемый педагогом музыкальный материал.
Учебное занятие
13
-
13
1
2
3
4
5
-
Эмоции в танце. Этюды на заданную эмоцию. Утренний туалет актера, актерская пятиминутка.
Учебное занятие
3
-
3
-
Музыка и танец. Музыкальная викторина. Музыкальная лесенка. Нюансировка хореографического па.
Учебное занятие
13
-
13
-
Заключительный раздел. Закрепление и повторение пройденного материала.
Итоговые показы.
Учебное занятие
30
-
30
ИТОГО:
204ч
3ч
201ч
Учебно-тематический план
(третий этап, третий год обучения, старшая группа,
13-14 лет. Старший школьный возраст)
Наименование тем
Форма занятия
Общее кол-во часов
В том числе:
Теория
Практика
1
2
3
4
5
-
Вводное занятие «Радостные» земные, поясные (мужские и женские) поклоны. Их многовариантность. Самостоятельное сочинение-показ.
Учебное занятие
2
1
1
-
Ритмика в танцевальных фрагментах как «вход» в народную хореографию. Основные метроритмические рисунки-аналоги в системе «музыка-танец».
Учебное занятие
18
-
18
-
Расширение и усложнение экзерсисных упражнений-задач партерной гимнастики на середине зала.
Учебное занятие
18
-
18
-
Элементарные основы классического танца на середине зала. Продолжение обучения академическим основам народно-сценической хореографии.
Учебное занятие
18
1
17
-
Знакомство с простейшими элементами исполнительской техники: для мальчиков; для девочек.
Учебное занятие
18
-
18
-
Освоение хореографического репертуара. «От игровых этюдов - к танцам с игровыми элементами». Темы пластические: «Летели 2 птички», «Лешачки», «Зимние потешки», «Коляда», «Лоботрясы», «Веселый муравейник», «Тучка», «Клоуны», «Геологи», «Финская полька».
Учебное занятие
96
2
94
-
Музыкально-танцевальные (дидактические) игры третьего уровня. Самостоятельное сочинение и досочинение сюжета («Олимпийцы», «Оранжевое небо»…).
Учебное занятие
10
-
10
-
Освоение ограниченного кулисами «пространство». Орнаментальные образные фигуры-рисунки. Эпольман.
Учебное занятие
18
-
18
1
2
3
4
5
-
Самостоятельное сочинение танцев, фрагментов и этюдов. Хореографическая импровизация (блоки-«заготовки»).
Учебное занятие
18
-
18
-
Слушаем и слышим музыку. Жанры музыки, ее формы, стилевые особенности, сочинение на предлагаемую тему, Мышление и воображение.
Учебное занятие
18
1
17
-
Эмоциональная сфера танца и развитие актерской выразительности исполнителя.
Учебное занятие
8
1
7
-
История возникновения и развития хореографического искусства (Краткий курс в образах).
Учебное занятие
2
2
-
-
Наглядно образное и действенно-образное мышление в танце. Предпосылки для формирования логической формы мышления.
Консультация
1
1
-
-
Закрепление и повторение пройденного материала по тематическим разделам - блоком. Итоговые показы. Концерты. Конкурсы.
Консультация
27
2
25
ИТОГО:
272ч
11ч
261ч
Примечание: Структура учебно-тематического плана фиксирует снижение чисто «игрового» времени. И нарастание-увеличение «удельного веса» теоретического обучения (слова, словесного метода, осознанности хореографических действий).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ЭТАП, ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ, МЛАДШАЯ ГРУППА,
7-10 ЛЕТ, МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Цель: привить интерес детей к ритмике и хореографии; ввести ребенка в свободный мир музыкально-танцевального действия; развить воображение и творческое начало средствами ритмики и танца.
Задачи:
-
Пробуждать и формировать интерес детей к ритмике и танцу;
-
Приучать детей к правильной осанке корпуса;
-
Через игру, образ, «предлагаемые обстоятельства» развивать ритмические и танцевальные умения и навыки, приобщать детей к академическим основам народно-сценической хореографии с элементами образной свободной пластики;
-
Формировать умение слушать музыку, понимать настроение, ее характер; развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыки;
-
Развивать наблюдательность, внимание, любознательность, знакомить детей с природой, с предметами и явлениями окружающей действительности. Учить детей выделять характерные признаки предметов и живых объектов, развивать умение сравнивать и группировать их по общим признакам;
-
Учить адекватно, оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников;
-
Воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества.
Примерная структура занятия
-
Вводная часть (Оргмомент, линейное или круговое построение, поклон-приветствие) - 2 минуты.
-
Основная часть: 1. Ритмическая азбука. 2. Партерная гимнастика в образах. 3. Учебный экзерсисный материал в игровых задачах-упражнениях. 4. Танцевальные движения-этюды на русском материале. 5. Танцевальные игры. 6. Танцы-«бусинки». 7. Ориентация в пространстве. 8. Актерская «пятиминутка» - 25 минут.
-
Заключение (Краткий анализ, поклон-прощание) - 2 минуты.
Учебно-методическое содержание программы I этапа.
Краткое описание разделов и тем
№
п/п
Наименование разделов, тем
Основные задачи
Методика
приема
I
Раздел «Вводное занятие»
Темы:
-
«Техника безопасности в занимательной форме».
-
«Радостные» поклоны - психологическая установка на занятие - введение детей в мир музыки и танца с радостью и улыбкой.
-
Знакомство с музыкальными (шумовыми) инструментами.
-
Линейное и круговое построение «Рассыпуха».
Заинтересовать, заинтриговать ребенка, ввести его в мир танцевальной образности и игры с радостью и улыбкой.
-
игровой прием;
-
прием образного движения;
-
прием «Рассыпухи»;
-
образный показ педагога.
II
Раздел «Знакомство с азбукой ритмики».
Темы:
-
«От простого хлопка - к притопу»;
-
«Простейшие виды хлопков - притопов в различных метроритмических сочетаниях»;
-
«Вход» через ритмику в народный танец».
Развитие метроритма, слуха и навыков элементарного исполнительства, умение слушать и слышать ритмический узор музыки.
-
Образный показ;
-
Образный комментарий педагога по ходу выполнения упражнений-движений.
III
Раздел «Основы образно-игровой партерной гимнастики»
Тема: «Элементарные формы растяжек, наклонов и слитных движений на середине зала».
Выработка шага, гибкости, эластичности мышц и связок; укрепление «мышечного корсета», профилактика остеохондроза.
-
Прием образно-словесной подачи движений («лягушка», «мостик», «березка», «велосипед», «корзиночка» и т.д.)
IV
Раздел «Учебный блок»
Темы:
-
«элементарные основы народной хореографии».
-
Базисные элементы русского народного танца: ходы, бег, гармошка, притопы, переступания, ковырялочка, поочередные выносы ног на носок, на каблук, на воздух.
Выучить позиции ног в народном танце. Знакомство с характером и манерой русского народного танца на первичном этапе.
-
прием образной подачи движения (носки и пятки «целуются» - гармошка);
-
прием предлагаемых обстоятельств.
V
Раздел "Танцующая Россия»
Темы: «Основные позиции и положения рук в русском танце»;
«Художественно-поэтическое богатство фольклорных, народно-сценических форм рук в сочетании со свободной образно-тематической пластикой, пантомимой и гротеском».
Заинтересовать, показать диапазон фольклорной пластики рук, важность рук и верха корпуса в танцевальном движении.
-
Прием «руки - образа»;
-
Прием алянже - птицы;
-
Прием образной метафоры;
-
Прием образного показа педагога.
VI
Раздел «Музыкально-танцевальные игры» (первый уровень)
Темы:
-
«Рассыпуха»;
-
«В мире животных»;
-
«Гуси у бабуси»;
-
«Волшебный остров»;
-
«Веселые человечки»;
-
«Гусеница»;
-
«Лесной оркестр»;
-
«Антошка»;
-
«Спят усталые игрушки»;
-
«Паровозик»
-
«Эй, товарищ, больше жизни…»
Ориентация в пространстве танцевального зала; развитие интереса; отразить в пластике образы животного мира; творческий поиск, освоение актерской игры, мимики; релаксация.
-
игровой прием; прием «быстрого» поиска новых образов;
-
прием «ожившей мизансцены»;
-
прием ансамблевого исполнения;
-
прием контраста и чередования.
VII
Раздел «Освоение танцев-образов»
Темы:
-
«Буратино»;
-
«Лучики»;
-
«Светофор»;
-
«Часики»;
-
«Каблучок»;
-
«Песенка-чудесенка»;
-
«Ладушки» (танцы - «Бусинки»» в ожерелье первой концертной программы).
Создание кукольных образов, освоение сценического пространства; парного и ансамблевого исполнительства, «прикладные» задачи «циферблат» часов, «зажигаем фонарики».
-
Комплексный прием;
-
Образное освоение танца;
-
Образный комментарий педагога по ходу танца;
-
Прием (стригет) - озвучивания движений.
VIII
Раздел «Эмоции в танце»
Темы:
-
«Танцующие человечки-эмоции»;
-
«Пиктограммы»;
-
«Эстафета полярных эмоций»;
-
«Актерская «пятиминутка» («страшилки», «сопелки», «кривляки», «дразнилки», «кричалки»)
Выработка и воспитание основного спектра эмоций.
Знакомство с «Утренним туалетом актера»
-
прием «Зеркальной пиктограммы»;
-
прием «Полярных эмоций»;
-
прием «предлагаемых обстоятельств».
IX
Раздел «Пространство и мы»
Темы:
-
«Красно-синие точки-флажки репетиционного зала»;
-
«Здравствуй, сцена!» («Сцена - живой театральный организм»);
-
«Рисуем собой танцевальный узор: круг, цепочка, линии, змейка, ручеек, ключ и другие орнаментальные фигуры».
Ориентация в ограниченном пространстве репетиционного зала, сцены, в основных фигурах-рисунках танца в паре по часовой стрелке «посолонь» (по линии танца) - «По Солнцу».
-
Прием «Рассыпуха»;
-
Прием прямых и диагональных точек зала;
-
Прием рисунка-образа;
-
Прием внезапной остановки-позы.
X
Раздел «Музыка и танец»
Темы:
-
«Основы музыкально-ритмического движения»;
-
«Музыка - первооснова в художественно-творческом развитии ребенка»;
-
«Музыкальные инструменты»;
-
«Музыка и танец»
Приобщение к миру музыки; постижение ее основ (формы, мелодии, характера).
-
Музыкальное сопровождение танца как методический прием.
XI
Раздел «Закрепление, повторение пройденного материала»
-
(по всем основным блокам, разделам-темам);
-
Итоговые показы (открытые уроки, танцевальные представления, концерты);
-
Подведение итогов;
-
Оценка по динамической шкале «начальный этап - промежуточный - окончательный результат».
Обработка «чистка» танцев, материала.
Объяснение важности повторов, репетиторской работы;
выработка волевых качеств личности;
показ работы; оценка результатов творческой деятельности.
-
Прием «многократного повторения» (выработка динамического стереотипа);
-
Прием «публичного одиночества»;
-
Прием психологической настройки на публичный показ;
-
Прием дифференциации, индивидуализации результатов.
ВТОРОЙ ЭТАП, ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ, СРЕДНЯЯ ГРУППА,
11-12 ЛЕТ, СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Цель: закреплять и развивать интерес школьников и вырабатывать у них потребность в дальнейших занятиях ритмикой и хореографией. Развивать художественно-творческую активность средствами ритмики и танца.
Задачи:
-
Развивать возрастающий интерес к хореографическому искусству путем игрового, образно-метафоричного освоения народно-сценического танца с образно-тематическими элементами свободной пластики.
-
Найти интересные и оригинальные авторские приемы подачи в обучении народно-сценическому танцу.
-
Продолжать развивать умение слушать и слышать музыку, передавать ее содержание и характер хореографическими выразительными средствами, импровизировать.
-
Развивать исполнительскую культуру детей с учетом возрастных психофизических и индивидуальных особенностей.
-
Воспитывать у школьников стойкий интерес к русскому народному танцу и толерантный подход к изучению других национальных хореографических культур.
-
Расширять кругозор детей, их представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире.
-
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений.
-
Посредством ритмики и танца развивать работоспособность, готовность к труду, волевые качества личности.
Примерная структура занятий
-
Вводная часть (оргмомент, поклон-приветствие) - 2 минуты.
-
Основная часть. 1. Ритмическая мозаика в игровой форме; 2. Усложненная партерная гимнастика; 3. Академические основы народной хореографии; 4. Освоение танцевального репертуара; 5. Самостоятельное сочинение танцевальных игр; 6. Ориентация в пространстве; 7. Танцевальная импровизация; 8. Актерская «пятиминутка» - 25 минут.
-
Заключение (краткий анализ, поклон-прощание) - 2 минуты.
Учебно-методическое содержание программы II этапа.
Краткое описание разделов и тем
№
п/п
Наименование разделов, тем
Основные задачи
Методика
приема
I
Раздел «Вводное занятие»
Темы:
-
«Радостные» поклоны. Вариации национальных поклонов. Поклоны партнеру, педагогу. Танец-поклон «Улыбка» (муз. В.Шаинского)
Вызвать интерес;
Ввести в мир танцевальной образности, игры, радости и улыбки.
-
игровой прием;
-
прием образного движения;
-
образная метафора.
II
Раздел «Ритмическая мозаика известных образцов народной музыки»
Темы:
-
«Многообразие метро-ритма музыкального этноса»,
-
«Игра, образ, предлагаемые обстоятельства - ключ к пластическому решению задач»;
-
«Ритмоформула музыки в образно-танцевальных движениях».
Правильно понять, расшифровать метроритмический рисунок музыки и выразить его в танце.
-
образный показ педагога;
-
образный комментарий педагога по ходу танца;
-
прием использования национального колорита.
III
Раздел «Партерная гимнастика с усложненными формами координации движений»
Темы:
-
«растяжки, наклоны и другие слитные гимнастические упражнения»;
-
«образные названия - эмоциональное исполнение»;
-
«локальные задачи конкретного упражнения».
Развитие «растянутости», гибкости, эластичности мышц и связок.
Профилактика кифоза, сколиоза (остеохондроза).
Укрепление мышечного «корсета».
-
прием «движения-образа» (шпагат, качалка, лодочка, корзиночка и т.д.);
-
прием «вытянутости позвоночника».
IV
Раздел «Академические основы освоения национальной хореографии»
Темы:
-
«Основные элементы народного танца» на середине: «ходовой» комплекс, группа «притопов», «переступаний», «дробей» (подгот.), па-де-басков, веревочек, хлопушек, присядок, ковырялочек.
Постановка корпуса, рук, ног, головы (5 объектов внимания).
Добиваться чистоты исполнения движений.
-
Прием легатности и стаккатного исполнения движений;
-
Прием выработки характерологических национальных интонаций движения.
V
Раздел «Образная пластика рук»
Темы:
-
«фольклорные руки»;
-
«Руки-эмоции: радостные, плачущие, протестующие…»;
-
«Руки-позиции»: «держать мяч», «вот такие щучки», «жук-рогач…»;
-
«Руки импровизируют».
Освоение основных позиций, положений движений рук в танце, в образно-игровой, ассоциативно-художественной форме.
-
прием образных метамофор (руки-крылья);
-
прием «Выразительного жеста» («Геологи…»);
-
прием «Алянже» (ленточка…).
VI
Раздел «Музыкально-танцевальные дидактические игры» (второй уровень)
Темы:
-
«Самостоятельное сочинение сюжета»;
-
«Шторм»;
-
«Сыщики»;
-
«Гномы»;
-
«Клоуны»;
-
«Тучка»;
-
«Лешачки»…
Освоение характерологических пластических черт различных образов с элементами импровизации.
-
игровой прием;
-
прием самостоятельного сочинительства и танцевания;
-
прием пластической типизации образа.
VII
Раздел «Освоение танцевального репертуара» (танцы-бусинки).
Темы:
-
«Топотуха»,
-
«Калинка»,
-
«В ритмах Макарены»,
-
«Ручки»,
-
«Облачко»,
-
«Цветы для мамы»,
-
«В мире животных»,
-
«Колокольчики»,
-
«Лесные музыканты»,
-
«Ковбои».
Освоение народной хореографии, свободной пластики, гротеска, пантомимы.
-
прием образного решения и исполнительского показа танца;
-
образный комментарий по ходу танца, озвучивание движения голосом педагога.
VIII
Раздел: "Освоение сценического пространства»
Темы:
-
«Пространство репетиционного зала и сценической площадки»,
-
«освоение простых хореографических рисунков-фигур»,
-
«Эпольманы корпуса».
Дальнейшее освоение репетиционного и сценического пространства, танцевальных рисунков-фигур, положений тела исполнителя.
-
прием «переноса» танцевального зала на сцену;
-
прием образного решения танцевальных рисунков-фигур;
-
прием «сохранения» интервала в танце.
IX
Раздел: «Слушаем и фантазируем»
Темы:
-
«Элементарные формы танцевальной импровизации»,
-
«Самостоятельное сочинение хореографического фрагмента на предлагаемую педагогом музыку»
Освоение основ пластической импровизации; Развитие инициативы, активности, творческого поиска.
-
прием творческого использования «пластических блоков»;
-
прием использования предлагаемых обстоятельств.
Х
Раздел: «Эмоции в танце»
Темы:
-
«Этюд на заданную эмоцию»,
-
«Утренний туалет актера»,
-
«Предлагаемые обстоятельства-эмоции»,
-
«Актерская пятиминутка, («Кричалки», «Смешилки», «Страшилки», «Вопилки», «Дразнилки», «Плакалки», «Удивлялки»).
Дальнейшее развитие эмоциональной сферы детей средствами хореографии.
-
прием образного показа;
-
прием зеркальной пиктограммы;
-
прием контрастных эмоциональных состояний.
ХI
Раздел: «Музыка и танец»
Темы:
-
«Музыкальная викторина»,
-
«Музыкальная лесенка: «ступеньки» - сильные и слабые доли в танце, синкопы-движения…»,
-
«Музыкальная нюансировка хореографического движения»,
-
«Музыка-помощница в сочинении танца»
Дальнейшее развитие музыкальной культуры личности ребенка в образно-художественной системе отношений «музыка-танец».
-
музыкальное сопровождение танца как методический прием;
-
прием образного рассказа музыки.
XII
Заключительный раздел «Закрепление и повторение пройденного материала» (по разделам и основным темам).
-
Итоговые показы (открытые уроки, танцевальные представления, концерты);
-
Проведение итогов. Оценка результатов.
Обработка и «чистка» хореографического материала.
Репетиторские задачи. Объективность оценок партнеров по обучению.
-
прием «многократных повторов движений»;
-
прием психологического настроя на выступление;
-
прием «публичного одиночества»;
-
прием адекватной оценки-самоанализа своей деятельности.
ТРЕТИЙ ЭТАП, ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ,
СТАРШАЯ ГРУППА, 13-14 ЛЕТ,
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Цель: продолжить прививать устойчивый и углубленный интерес старших школьников к хореографическому искусству; развивать художественно-творческую активность личности средствами ритмики и танца.
Задачи:
-
Расширять представления детей о многообразии ритмики и танца, совершенствовать стойкий интерес к хореографическому искусству;
-
Развивать познавательные интересы детей посредством обучения основам народно-сценического танца с образно-тематическими элементами свободной пластики, пантомимы, гротеска;
-
Поэтапно, дозировано и системно вкрапливать в учебно-воспитательный процесс элементы классического танца на середине зала; совершенствовать начальные технические умения и навыки исполнительского хореографического искусства;
-
Формировать умение ориентироваться в основных видах и стилях хореографического искусства; ориентироваться в ограниченном пространстве репетиционного зала, сцены и основных орнаментальных танцевальных рисунках-фигурах;
-
На фундаменте расширения знаний об окружающей действительности уметь выражать пластическими средствами различные образы под специально выбранную музыку;
-
Уметь слушать и слышать музыку, точно повторяя за педагогом хореографические па; усваивать и хорошо запоминать их; уметь самостоятельно выстраивать отдельные танцевальные комбинации и этюды;
-
Формировать творческие умения и навыки музыкально-хореографической импровизации;
-
Развивать способность к анализу и самоанализу хореографической деятельности, умения сравнивать танцы, находить сходства и различия;
-
Воспитывать организованность, заботливое отношение к партнерам, «чувство локтя» и желание танцевать в коллективных массовых номерах;
-
Воспитывать уважительное отношение к самому процессу труда, волевые качества в преодолении трудностей при изучении танца (рассматривать многократную повторность при освоении хореографических па как необходимое и обязательное условие совершенствования исполнительских навыков и умений).
Примерная структура занятия
-
Вводная часть (оргмомент, поклон-приветствие) - 2 минуты.
-
Основная часть. 1. Усложненная ритмика в танцевальных фрагментах; 2. Партерная гимнастика; 3. Академические основы народной хореографии; 4. Танцевальный репертуар; 5. Музыкально-танцевальные дидактические игры; 6. Ориентация в пространстве; 7. Самостоятельное создание танцевальных этюдов. Хореографическая импровизация; 8. Актерская «пятиминутка». - 25 минут
-
Заключение (краткий анализ, поклон-прощание) - 2 минуты.
Учебно-методическое содержание программы III этапа. Краткое
описание разделов и тем
№
п/п
Наименование разделов, тем
Основные задачи
Методические задачи
I
Раздел «Вводное занятие»
Темы:
-
«Радостные» земные поясные, головные поклоны»,
-
«Мужские и женские поклоны»,
-
«Многовариантность поклонов»,
-
Самостоятельное выстаивание поклонов» - показ
Вызвать интерес у детей, показать образно-художественный, многообразный мир поклона (бытового, сценического, фольклорного).
-
прием образного показа педагога;
-
игровой прием;
-
прием образно-метафорической пластики.
II
Раздел «Усложненная координационная ритмика - «Вход» в народную хореографию»
Темы:
-
«Национальное разнообразие и многовариатность народной музыки»,
-
«Основной метроритмический рисунок музыки - основной ключ в пластическом решении движений».
Соблюдение адекватного воспроизведения метроритмического рисунка музыки средствами танца.
-
прием адекватного воспроизведения метроритма музыки в хлопках, в притопах, в танцевальном движении;
-
прием «предлагаемые обстоятельства».
III
Раздел «Блок партерной гимнастики»
Тема:
-
«Расширение и усложнение экзерсисных упражнений партерной гимнастики на середине зала».
Развитие гибкости тела, шага, растянутости, эластичности мышц и связок, мышечного «корсета», профилактика остеохондроза.
-
прием образного движения;
-
прием «вытянутости»;
-
образный показ педагога.
IV
Раздел «Академические основы обучения классическому и народному танцу» (цель-достижение академической формы народного танца).
Темы:
-
«Элементы экзерсиса классического танца на середине зала (Demi-plie по I,II поз. Battements tendus в сторону и вперед по 1 поз., battements tenduetes, rond de jambs per terre (demi - pond en denops en dedans), port de bpas, sauté по 1, 11 поз. И т.д. и т.п.)»;
-
«Постановка корпуса».
Соблюдение методики преподавания; усложнение движений по мере полного усвоения материала, грамотность и чистота исполнения движений.
-
словесное объяснение;
-
прием раскладки движений;
-
образный показ педагога;
-
прием исполнения (эпизод «лицом к станку», постановка корпуса).
V
Раздел «Знакомство с простейшими элементами исполнительской техники для мальчиков и девочек» («середине», «диагональ»).
Темы:
-
«Мужское исполнительство» (низы);
-
«Женская исполнительская техника» (подготовительный этап).
Вызвать стойкий интерес, соревновательность, желание совершенствовать исполнительские навыки.
-
показ педагога;
-
прием образной подачи трюка;
-
прием соревновательности, переплясности;
-
домашнее задание.
VI
Раздел: «Освоение танцевального репертуара» («игра-танц. Игра-этюд-танец»).
Темы:
-
«Лучший друг»;
-
«Клоуны»;
-
«Геологи»;
-
«Тучка»;
-
«Финская полька»;
-
«Веселый муравейник»;
-
«Лоботрясы»;
-
«Летели две птички»;
-
«Лешачки»;
-
«Зимние потешки»;
-
«Коляда».
Освоение хореографических номеров, разнообразных видов свободной пластики, гротеска, народного танца, парного исполнительства мимики и жестов.
-
игровые приемы;
-
прием образной подачи движения;
-
прием образной линии и жеста («геологи»);
-
прием «повторов лексических блоков».
VII
Раздел «Музыкально-танцевальные дидактические игры» (третий уровень)
Темы:
-
«Самостоятельное сочинение сюжета»;
-
«Олимпийцы»;
-
«В мастерской»;
-
«Ежик резиновый»;
-
«Сороконожка»;
-
«Оранжевое небо…»
Развитие основ танцевальной импровизации;
Сочинение сюжета, решение хореографического образа.
-
игровые приемы;
-
прием образного решения танца;
-
прием соревновательности и переплясности;
-
прием свободной пластической импровизации.
VIII
Раздел «Освоение сценического пространства»
Темы:
-
«Первые, вторые и третьи линии репетиционного зала»,
-
«Шахматный порядок построения».
Выработка ориентации в сценическом и репетиционном пространстве.
-
прием водящего хоровода;
-
прием сохранения интервалов.
IX
Раздел «Слушаем и слышим музыку»
Темы:
-
«Жанры музыкальных произведений - марш, танец, песня…»;
-
«Простые музыкальные формы»;
-
«Музыка и воспитание музыкального мышления, воображения и вкуса».
Привить детям любовь и желание к познанию музыкальной драматургии; эмоционально откликаться на музыку, менять движение в танце в соответствии с построением музыкальной фразы, 1-2-3-частной формой музыкального произведения.
-
музыкальное сопровождение танца как методический прием;
-
прием эмоциональной отзывчивости на музыку;
-
прием «слышимости» музыкальных нюансов.
IX2
Раздел «Самостоятельное сочинение танцевальных фрагментов и этюдов. Хореографическая импровизация»
Темы:
-
«Образные вариации движений»;
-
«Танцевальные блоки - основа импровизации»;
-
«Творческое восприятие музыкального материала».
Самостоятельные поиски в элементарном сочинении этюдов, творческое осмысление музыки в образах.
-
прием хореографической импровизации;
-
прием вариативности движений;
-
прием использования танцевальных «блоков-заготовок».
X
Раздел «Эмоциональная сфера танца»
Темы:
-
«Утренний туалет актера»;
-
«Новые эмоции - зеркальные пиктограммы»;
-
«Комната смеха - комната страха»;
-
«Актерская пятиминутка»;
-
«Живое лицо».
Расширение эмоциональной сферы ребенка в танце, средств актерской выразительности.
-
прием образного показа мимики и жеста;
-
прием пиктограммы;
-
прием «полярных» (контрастных) эмоций.
XI
Раздел «История возникновения и развития хореографического искусства»
Темы:
-
«Что такое танец?»;
-
«Хорео и Графия - два веселых человечка»;
-
«Танец в коротких штанишках».
Познакомить детей с краткой историей и развитием танца (в образах).
-
прием «видовой индивидуализации танца» - (классический, народный, историко-бытовой, бальный).
XII
Раздел «Хореографический тест»
Темы:
-
«Наглядно-образное и действенно-образное мышление в танце» (хореографический тест).
Заключительное диагностическое следование конечных результатов.
-
прием вербальных и невербальных тестов;
-
методические приемы проф. Комаровой Т.С.
XIII
Раздел «Закрепление и повторение пройденного материала» (по тематическим разделам-блокам).
Итоговый показ. Оценка результатов.
Подвести итоги.
Оценка 3-летнего учебного цикла.
-
прием анализа диагностических данных и всей динамики учебного процесса.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДРАЗУМЕВАЮТ
НАЛИЧИЕ:
-
Оборудованного станками и зеркалами репетиционного зала;
-
Музыкальных инструментов (фортепьяно или баян);
-
Видео- и аудиоаппаратуры;
-
Небольшой комнаты для хранения сценических костюмов и аксессуаров.
В целях оптимизации учебно-воспитательного процесса в методкабинете школы;
-
Собственного информационного стенда, рекламы, литературы по детской педагогике и психологии, хореографии (теоретические, методические и практические аспекты работы с детьми); учебников по классическому, народно-сценическому и современному танцу; фоно- и видеотеки, а также работы по художественно-творческому развитию личности школьника;
-
Временных возможностей: 1 час (4 занятий в неделю) младшая группа, 6 часов (3 занятий в неделю) средняя группа, 8 часов (3 занятий в неделю) на каждый учебный год-этап обучения;
-
Возрастного принципа формирования групп;
-
Коллективных (групповых), индивидуальных (по способностям - солисты, одаренные, слаборазвитые дети…) форм работы;
-
По содержанию - учебных (теоретических, практических), консультационных, по характеру (обучающих и развивающих) форм работы;
-
Опытного педагога и концертмейстера.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕРВОГО ЭТАПА, 1 ГОДА
ОБУЧЕНИЯ (младшая группа 7-10 лет, младший школьный возраст)
К концу 1-го учебного года-этапа дети должны:
-
Освоить азы ритмики («От простого хлопка - к притопу»), точно «прохлопывать» основной метроритмический рисунок музыки с последующим «протанцовыванием» притопами.
-
Освоить основные упражнения игровой партерной гимнастики (развить свои данные - подъемы стопы, выворотность, шаг, гибкость спины (всех отделов позвоночника), эластичность мышц и связок суставно-связочного аппарата).
-
Познакомиться и освоить «программный» объем движений народно-сценического танца (основные шаги, ходы и бег русского танца, переступания, притопы, выносы ног на каблук, ковырялочки, галоп, шаг-подскок и элементарный хореографический репертуар).
-
Частично освоить пространство репетиционного и сценического зала (1-8 точки), линейное, круговое построение, основные фигуры-рисунки танца, положения в парах и в народно-массовых коллективных номерах.
-
Создавать (по выбору) свой пластический образ животного, составить небольшой фрагмент из 2-3 движений (под руководством педагога), опираясь на базовый лексический материал.
-
Определять характер музыки, менять характер движений в соответствии со сменами музыкальных частей (двухчастная простая музыкальная форма).
-
Инсценировать сюжетные и драматургические элементы в инсценировках песен, хороводов (совместно с педагогом).
-
Уметь выделять характерные признаки предметов и живых объектов, сравнивать и группировать их по общим признакам; быть наблюдательным, внимательным, любознательным.
-
Иметь задатки самостоятельности, силы воли, развивать их; уметь доводить начатое до конца; осознавать значение результатов своего творческого поиска.
-
Адекватно оценивать свои действия и поступки, чутко относиться к партнеру в танце, к творческим поискам сверстников.
-
Иметь определенные навыки общей культуры, интеллектуально-эстетического развития.
К концу 2-го учебного года-этапа дети должны (средняя группа 11-12 лет, средний школьный возраст):
-
Научиться самостоятельно определять основной метроритмический рисунок популярных мелодий, песен и адекватно воспроизводить его в танцевальной форме (хлопками, притопами, элементарными движениями народно-сценической хореографии).
-
Уверенно выполнять основные элементы и упражнения партерной гимнастики с усложненной координацией движений;
-
Четко и выразительно выполнять программные движения народно-сценического танца в различных музыкальных размерах 2/4; 3/4; 4/4;
-
Успешно освоить и выразительно танцевать репертуарную программу, составленную на синтезе народного танца и образно-тематической свободной пластики, пантомимы, гротеска, публичного апробировав ее перед зрителем на сценической площадке;
-
Ориентироваться в репетиционном, сценическом ограниченном пространстве, в основных танцевальных рисунках-фигурах, ракурсах-эпольманах корпуса, уметь двигаться в танце по ходу часовой стрелки, по линии танца;
-
Уверенно определять характер и жанр (марш, полька, танец, песня) музыкального произведения, различать его форму, построение (вступление, основная часть, заключение), различать звучание музыкальных инструментов, эмоционально откликаться на чувства-настроения музыки, уметь выразительно передавать их характер в танце-импровизации;
-
Иметь широкий кругозор, уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений;
-
Быть работоспособным, готовым к физическим нагрузкам, волевой личностью; иметь навыки общей культуры, интеллектуально-эстетического развития.
К концу 3-го учебного года-этапа дети должны (старшая группа 13-14 лет, старший школьный возраст):
-
Адекватно воспроизводить метроритмический узор народной музыки средствами народно-сценического танца (длительности с точками, паузы, сильные и слабые доли, синкопы в различных сочетаниях).
-
Освоить расширенный и координационный усложненный комплекс движений и упражнений партерной гимнастики; максимально развивать свои физические и специальные данные (подъем стопы, выворотность, шаг, гибкость спины, эластичность мышц и связок, силу и высоту прыжка, мышечный «корсет»…).
-
Грамотно по форме исполнять основные элементы классического танца (экзерсис на середине), сохраняя при этом устойчивость корпуса.
-
Пластически выразительно и эмоционально исполнять музыкально-хореографические этюды и танцы на основе выученных ранее программных движений народной хореографии (шаги, ходы, беги, переступания, подскоки, прыжки, присядки, хлопушки, повороты и т.д., а также простейшие виды хореографической техники).
-
Освоить сценическое пространство (авансцену, задник, 1-3 планы), орнаментальные фигуры плясовых хороводов, уметь держать интервалы, дистанцию в парно-массовых номерах, эпольманы-ракурсы, максимально использовать пространство при выполнении хореографических па.
-
Самостоятельно выстраивать комбинации, фрагменты, этюды на основе ранее полученных хореографических знаний, навыков, умений.
-
Уметь слушать и слышать музыку, воспринимать через осознание ее драматургии, формы, стиля, характера; уметь передавать в мимике, жестах, движениях стиль конкретной исторической эпохи, а также импровизировать на предложенную педагогом музыкальную тему.
-
Уметь наглядно-образно и действенно-образно мыслить в танце, рассуждать и делать самостоятельные выводы, фантазировать в танцевальных играх-импровизациях, уметь сочинять фрагменты танца, иметь произвольное внимание, память, ощущение и восприятие.
-
Иметь развитую волю, чувство коллективного «сотворчества», уметь трудиться, быть коммуникабельным.
-
Иметь широкий кругозор, общую культуру, интеллектуально-эстетическое развитие.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В первые дни выявляется степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям ритмикой и танцем, природные физические данные каждого ребенка (начальный этап диагностики), далее - в конце каждого квартала (промежуточные диагностические этапы), а также в конце мая педагог подводит итоги (заключительное диагностическое исследование детей по усвоению программы) учебного года-этапа.
Основные оценочные параметры:
-
Уровень профессиональных знаний, умений и навыков, получаемых детьми;
-
Степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств;
-
Уровень развития общей культуры ребенка (уровни: нулевой, низкий, средний, высокий).
Формы и методы проверки результатов:
-
Творческие постановочные работы (участие обучаемых детей в районных и окружных фестивалях-конкурсах детского школьного творчества);
-
Постановка музыкально-танцевальных представлений, хореографических спектаклей и концертных программ для праздников в школе;
-
Зачетные занятия и экзамены, открытые показы, контрольные уроки, класс-концерты, мастер-классы с целью реальной и объективной оценки знаний, навыков и умений, полученных за концертный период (этап обучения в конце года, квартала);
-
Проверочные задания (на 2 и 3 этапах обучения);
-
Индивидуальная контрольная сдача учебного материала педагогу;
-
Метод педагогических наблюдений (в течение всех лет обучения).
В данной программе автор опирается на методику выявления результатов интеллектуально-эстетического развития детей, разработанную профессором Комаровой Т.С. адаптируя ее к условиям хореографической деятельности и творчески осмысливая ее основные положения.
Список использованной литературы
-
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. - М., 1972.
2. Пасютинская В. Волшебный мир танца. - М., 1985.
3. Череховская Р. Танцевать могут все. - Мн., 1973.
4. Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. - М., 1972.
5. Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. - Дошкольное воспитание, 1991. - №12.
6. Баренбойм Л. Путь к музицированию. - Л. - М., 1973.
7. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением». - Научный руководитель Н.М. Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. - Национальный институт образования. - 2005.
8. Горшкова Е.От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 - 7 лет творчества в танце. - М.: Издательство «Гном и Д»., 2002. - 120с.
9. В.А.Горсков Примерные программа внеурочной деятельности - М., Просвещение, 2011г
-
Ебугэ сиэрэ-туома - А.С.Федоров - Бичик РС(Я), 2011г
-
Кемус дьуруьун Н.И.Сафонов - Дьокуускай, 2001г
Рекомендуемая литература для детей
-
Лисицкая Т.С. Хореография и танец [текст] /Т.С.Лисицкая. - М, 1998.-с.18-42.
-
Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/авт.-сост. Н.А.Белибихина, Л.А.Королева. - Волгоград: Учитель, 2009. -с.35-46.
-
Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /авт.-сост. Е.Х.Афанасенко и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - с.76-98.
-
Якутские танцы - Якутск. А.Г.Лукина
-
Алгыс 1992. - с.7-23
-
Якутские узоры А.П. Мохотчунова .1977 г.
-
Якутский танец в школе. З.Н.Попов