Системно-деятельностный подход к воспитанию детей с ОВЗ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение № ____

к педагогическому совету

от _____________20____г. № ____



«Если вы хотите воспитать - организуйте деятельность»

А.С.Макаренко


Системно- деятельностный подход к воспитанию детей с ОВЗ

Говоря о системно - деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность.

Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, ролевые игры, коллективные творческие дела - это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни - это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Золотые правила деятельностного подхода:

-подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса;

-веди ребёнка от собственного опыта к общественному;

-будь не «над», а «рядом»;

-радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

-учи анализировать каждый этап работы;

-критикуя, стимулируй активность ребенка.

Главный стимул любой деятельности, организуемой педагогом- ее результативность.

Учащиеся коррекционных школ в различных видах деятельности работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных и воспитательных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений.

Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т.е. заимствуют друг у друга технологические приемы.

В организации воспитательной работы с обучающимися мною была выбрана технология системно - деятельностного подхода, так как мне хотелось бы, чтобы мои воспитанники работали , на сколько это возможно, самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной им работе воспитательного характера.

Системно - деятельностный подход в воспитании - это проектная деятельность, ролевые игры, коллективные творческие дела.

Целью проектной деятельности является возможность раскрытия творческого потенциала обучающихся, это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Ролевая игра формирует у детей с ОВЗ способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению.

Так, например, организуя игру «Больница», сначала я брала на себя главную роль, это роль доктора, а детям предлагала роль пациентов. После двух ролевых взаимодействий «доктор - пациент», я уже играла второстепенную роль, т.е. предлагала принять основную роль доктора ребёнку, а сама принимала на себя роль пациента. Затем, дети выполняли роль и доктора, и пациента, а я уже была в роли наблюдателя.

Тем самым я учила детей принимать и обозначать разную игровую роль, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

В итоге, дети могли уже самостоятельно организовать игру, используя атрибуты и игрушки. Таким образом, ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление.

Большую помощь в воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях - коллективных творческих делах. Данные мероприятия способствуют не только расширению кругозора, воспитанию чувства гордости и любви к своей Родине, но и позволяют развивать коммуникативные навыки воспитанников.

Подготовка и проведение таких мероприятий требует большого труда и затраты времени, а участие в них делает детей более раскованными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца и рассказчика . Чтобы оградить детей от пагубных развлечений и открыть мир, наполненный светлой радостью, ежегодно в школе проводятся различные внеклассные и общешкольные мероприятия, направленные на формирование нравственных, эстетических, патриотических качеств, на развитие творческих способностей это- День Знаний, Золотая осень, Новый год, день Матери, Сороки, Мы за здоровый образ жизни, Международный день 8 марта , День Победы ,так же в течении учебного года проводятся конкурсы чтецов по разным темам.

В ходе реализации школьного мероприятия посвящённого «70-летию Дня Победы» разработанного с целью воспитания патриотических чувств подрастающего поколения, были подготовлены и проведены такие мероприятия, как конкурс рисунков и поделок на военную тематику, посещение центральной библиотеки, так же в школе №1 проводилось общешкольное мероприятие «Урок мужества», где наши воспитанники принимали участие . Итогом этого мероприятия был общешкольный концерт «Поклонимся великим тем годам».

Данные мероприятия способствуют не только расширению кругозора, воспитанию чувства гордости и любви к своей Родине, но и позволяют развивать коммуникативные навыки учащихся.

Подготовка к этим мероприятиям становится педагогически необходимым школьным делом, в котором принимают участие и дети, и родители. И таким образом, праздники являются своего рода кульминационными моментами школьной жизни, которых все очень ждут и радуются их наступлению.

В коллективных творческих делах участвуют все ученики, все учителя и воспитатели. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и ответственности. В процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старшеклассников. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового и личного самосознания. Отсутствие официального соревнования, баллов, мест снимает напряжение конкуренции.

Процесс самосравнения, лишенный отрицательных эмоций, уходит вовнутрь и становится механизмом совершенствования коллектива. В результате такого подхода эти коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми.

Анализируя результаты воспитательной работы в нашей школе за последние годы, можно сделать вывод, что применение технологии системно-деятельностного подхода способствует созданию условий для формирования у учащихся с ограниченными возможностями здоровья готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему воспитательных ценностей.

В заключении хотелось бы сказать, конечно, воспитательная работа - дело очень не простое, а формирование у детей с ОВЗ умений определять цели, выбирать их средства достижения, отслеживать результаты кажется вообще чем-то невыполнимым.

Конечно же, если воспитатель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен отдавать воспитанникам. И конечно же, нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание - процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что наша работа будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону наших детей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.

И хочется закончить словами Шалвы Александровича Амонашвили: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду».

Пика С.А.,воспитатель

© 2010-2022