- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по предмету Социально - бытовая ориентировка 5 класс
Рабочая программа по предмету Социально - бытовая ориентировка 5 класс
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михайлова Е.Н. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Название программы: «Социально - бытовая ориентировка специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» / Под редакцией
В. В. Воронковой. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011 год (Авторы:
В. А. Казакова, В.В. Воронкова).
На сколько часов рассчитана рабочая программа: 34 часа
Уровень программы: базовый стандарт
Для каких обучающихся составлена: на весь класс
Характеристика особенностей программы
Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним 4 часа
Типовая, авторская, модернизированная: программа типовая
Цель курса:
-
практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащегося.
Задачи курса:
-
формирование у детей необходимых им навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства;
-
формирование умений пользоваться услугами предприятий торговли, транспорта:
-
способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми и т.д.
-
способствовать воспитанию личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры; внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
Ключевые ЗУНы:
-
знать последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
-
знать периодичность и правила чистки ушей;
-
знать о вреде курения и алкоголя;
-
знать и уметь различать одежду и обувь в зависимости от их назначения;
-
знать правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов;
-
знать правила безопасной работы режущими инструментами;
-
знать правила мытья посуды и уборки помещения; -
-
знать состав семьи, имена, отчества, фамилии, возраст;
-
знать виды жилых помещений в городе и селе и их различия;
-
знать основные транспортные средства;
-
знать правила передвижения на велосипеде;
-
знать правила поведения в магазине;
-
уметь совершать вечерний и утренний туалет;
-
уметь стричь ногти на руках и ногах;
-
уметь прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;
-
уметь резать хлеб, сырые и вареные овощи;
-
уметь правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
-
уметь правильно вести себя в различных ситуациях, вежливо обращаться с просьбой к сверстникам, взрослым;
-
соблюдать правила дорожного движения;
-
уметь различать знаки дорожного движения;
-
уметь оплатить, проверить чек и сдачу, округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты. _
Используемые аббревиатуры
СБО - социально - бытовая ориентировка
УМК - учебно - методический комплекс
Тематика
Колич ество часов
Дата
Основные требования к знаниям учащихся
Практические работы
Основные требования к умениям учащихся
1. Личная гигиена. 4 ч.
Ее значение для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота прически.
1 час
-
последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
-
периодичность и правила чистки ушей.
Выполнение утреннего и вечернего туалета:
-
чистка зубов, мытье рук, лица, ушей, шеи, ног.
-
расчесывание волос, подмывание на ночь.
-
стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног, используя детский крем.
-
совершать вечерний туалет в определенной последовательности;
-
выбирать прическу и причесывать волосы;
-
стричь ногти на руках, ногах.
2. Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки.
1 час
- знать правила содержания вещей личного пользования.
Стирка носового платка, носок.
Стирать
индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте.
3. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.
1 час
-
правила освещенности рабочего места;
-
правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.
Установка настольной лампы на рабочем месте.
- уметь беречь зрение.
•
4.Пагубное влияние алкоголя, курения на
1 час
| 1
- о вреде курения и алкоголя.
- корректно отказаться от предлагаемых
жизнь и деятельность человека, здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих. Воспитание силы воли.
первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.
5. Питание. Значение питания в жизни и деятельности людей.
1 час
-
значение питания;
-
правила безопасной работы с режущими инструментами.
- строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами.
- соблюдать правила безопасной работы.
6. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
1 час
-
знать место приготовления пищи, его оборудование;
-
выпечка хлеба на русском севере (РК)
- приготовление бутербродов.
-
нарезать хлеб; сыр.
-
соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами.
7. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.
1 час
-
влияние режима на здоровье детей;
-
салаты из овощей
(РК)
- приготовление салата.
- прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его приготовления.
8. Место приготовления пищи и его оборудование.
1 час
- место
приготовления пищи, его оборудование.
- приготовление винегрета.
- нарезать хлеб, сырые и вареные овощи.
9. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки.
1 час
1
-
виды блюд, не требующих тепловой обработки;
-
овощи северной кухни (РК)
- нарезка сырых и вареных овощей, хлеба.
- соблюдать правила безопасной работы.
1- я четверть 9 часов
1. (10). Правилам приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.
1 час
- правила мытья посуды и уборки помещения.
- мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения.
-
мыть посуду;
-
убирать помещение.
2. (11). Сервировка стола.
1 час
- правила сервировки стола.
- сервировка стола с учетом различных меню.
- сервировать стол.
3. (12). Одежда и обувь.
Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение.
1 час
- виды одежды, обуви их назначение.
- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, спортивная, рабочая.
4. (13). Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка к хранению.
1 час
- правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстильных).
- сушка и чистка домашней, школьной формы, верхней одежды, обуви.
-
подбирать одежду и обувь по сезону;
-
сушить и чистить одежду;
-
подготовить одежду и обувь к хранению.
5. (14). Жилище. Виды жилых помещений в городе и в селе. Жилой дом, интернатские помещения.
1 час
-
виды жилых помещений в городе и в селе, их различие;
-
особенности строительства домов на русском севере (РК)
- знать типы городских квартир, сельских домов.
6. (15). Виды жилья: собственное и
1 час
- назначение коммунальных
- уметь пользоваться коммунальными
государственное.
удобств.
удобствами.
7. (16). Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции - комнаты отдельные, смежные; по назначению - спальня, гостиная, кухня, ванная и др. Организация рабочего места школьника.
1 час
- правила
организации рабочего места школьника.
Организация рабочего места школьника.
- соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.
2- я четверть 7 часов
1. (17). Почтовый адрес дома, школы-интерната.
1 час
- почтовый адрес своего дома, школы- интерната.
Заполнение почтового адреса на открытке, конверте.
- писать почтовый адрес на открытке, конверте.
Транспорт.
2.(18). Виды транспортных средств.
1 час
- основные виды транспорта.
3. (19). Проезд в школу- интернат. (маршрут, виды транспорта).
1 час
-
наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;
-
количество времени, затраченное на дорогу;
-
пешеходный маршрут.
Составление маршрута от дома до школы-интерната. Рассчитать стоимость проезда. Определить сумму необходимую для проезда в течение недели, месяца.
Соблюдать правила поведения в ■ общественном транспорте.
4. (20). Поведение в транспорте и на улице.
1 час
- правила поведения на улице, в транспорте.
Соблюдать правила дорожного движения.
5. (21). Правила дорожного движения, знаки дорожного движения.
1 час
- правила передвижения на велосипеде.
Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся по дороге домой и в школу.
Различать знаки дорожного движения.
Торговля.
6. (22). Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности людей, животных.
1 час
-
виды магазинов.
-
назначение продуктовых магазинов.
- культурно вести себя с работниками торговли.
7. (23). Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты.
1 час
-
назначение продуктовых магазинов.
-
отделы, содержание продукции.
-
правила поведения в магазине.
Экскурсия в
продовольственный
магазин
- культурно вести себя с работниками торговли.
8. (24). Продуктовые специализированные; «Булочная», «Булочная- кондитерская», «Овощи и фрукты» и др.
1 час
-
стоимость молочных и хлебных продуктов;
-
правила покупки.
- приобретение продукта (соль, булочка), проверка чека, сдачи.
• - подсчитывать сумму за приобретенные товары;
- оплатить и проверить чек и сдачу.
9. (25). Виды товаров фасованные и в развес, в розлив.
1 час
- виды товаров фасованные и в развес, в розлив.
- уметь выбирать необходимые продукты питания.
10.(26). Порядок приобретения товара в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание)
1 час
- порядок
приобретения
товаров.
- уметь купить продукты в продовольственном магазине
самообслуживания.
3 - четверть 10 часов
1. (27). Срок годности, стоимость.
1 час
- срок годности
- определение срока годности на примере молочных продуктов
- определять срок годности продуктов
2. (28). Хранение товаров фасованных и в развес, розлив.
1 час
- хранение товаров
- покупка товаров фасованных и в развес, розлив
- способы хранения товаров
Семья.
3. (29). Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка).
1 час
- родственные отношения в семье.
4. (30). Состав семьи учащегося. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, их дни рождения.
1 час
- состав семьи учащегося.
записать имя, фамилию членов семьи.
5. (31). Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.
1 час
- взаимоотношения между членами семьи
- выполнять правила поведения в семье
Культура поведения.
6. (32). Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки.
1 час
- требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя.
- выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки.
- следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя.
7. (33). Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом.
1 час
-
правила поведения при встрече и расставании;
-
формы обращения с вопросом, просьбой.
Ролевая игра (диалоги при встрече и расставании).
- вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым.
8. (34). Правила поведения за столом.
1 час
- правила поведения за столом.
Ролевая игра.
- правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
4-четверть8 часов