Рабочая программа по предмету Социально - бытовая ориентировка 5 класс

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Название программы: «Социально - бытовая ориентировка специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» / Под редакцией

В. В. Воронковой. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011 год (Авторы:

В. А. Казакова, В.В. Воронкова).

На сколько часов рассчитана рабочая программа: 34 часа

Уровень программы: базовый стандарт

Для каких обучающихся составлена: на весь класс

Характеристика особенностей программы

Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним 4 часа

Типовая, авторская, модернизированная: программа типовая

Цель курса:

  • практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащегося.

Задачи курса:

  • формирование у детей необходимых им навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства;

  • формирование умений пользоваться услугами предприятий торговли, транспорта:

  • способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми и т.д.

  • способствовать воспитанию личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры; внимания, наблюдательности, памяти, воображения.

Ключевые ЗУНы:

  • знать последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

  • знать периодичность и правила чистки ушей;

  • знать о вреде курения и алкоголя;

  • знать и уметь различать одежду и обувь в зависимости от их назначения;

  • знать правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов;

  • знать правила безопасной работы режущими инструментами;

  • знать правила мытья посуды и уборки помещения; -

  • знать состав семьи, имена, отчества, фамилии, возраст;

  • знать виды жилых помещений в городе и селе и их различия;

  • знать основные транспортные средства;

  • знать правила передвижения на велосипеде;

  • знать правила поведения в магазине;

  • уметь совершать вечерний и утренний туалет;

  • уметь стричь ногти на руках и ногах;

  • уметь прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;

  • уметь резать хлеб, сырые и вареные овощи;

  • уметь правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой;

  • уметь правильно вести себя в различных ситуациях, вежливо обращаться с просьбой к сверстникам, взрослым;

  • соблюдать правила дорожного движения;

  • уметь различать знаки дорожного движения;

  • уметь оплатить, проверить чек и сдачу, округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты. _

Используемые аббревиатуры

СБО - социально - бытовая ориентировка

УМК - учебно - методический комплекс

Тематика

Колич ество часов

Дата

Основные требования к знаниям учащихся

Практические работы

Основные требования к умениям учащихся

1. Личная гигиена. 4 ч.

Ее значение для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота прически.

1 час


  • последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

  • периодичность и правила чистки ушей.

Выполнение утреннего и вечернего туалета:

  • чистка зубов, мытье рук, лица, ушей, шеи, ног.

  • расчесывание волос, подмывание на ночь.

  • стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног, используя детский крем.

  • совершать вечерний туалет в определенной последовательности;

  • выбирать прическу и причесывать волосы;

  • стричь ногти на руках, ногах.

2. Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки.

1 час

- знать правила содержания вещей личного пользования.

Стирка носового платка, носок.

Стирать

индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте.

3. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.

1 час


  • правила освещенности рабочего места;

  • правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.

Установка настольной лампы на рабочем месте.

- уметь беречь зрение.

4.Пагубное влияние алкоголя, курения на

1 час

| 1

- о вреде курения и алкоголя.

- корректно отказаться от предлагаемых





жизнь и деятельность человека, здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих. Воспитание силы воли.


первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.

5. Питание. Значение питания в жизни и деятельности людей.

1 час


  • значение питания;

  • правила безопасной работы с режущими инструментами.

- строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами.

- соблюдать правила безопасной работы.

6. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

1 час


  • знать место приготовления пищи, его оборудование;

  • выпечка хлеба на русском севере (РК)

- приготовление бутербродов.

  • нарезать хлеб; сыр.

  • соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами.

7. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.

1 час


  • влияние режима на здоровье детей;

  • салаты из овощей

(РК)

- приготовление салата.

- прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его приготовления.

8. Место приготовления пищи и его оборудование.

1 час

- место

приготовления пищи, его оборудование.

- приготовление винегрета.

- нарезать хлеб, сырые и вареные овощи.

9. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки.

1 час

1


  • виды блюд, не требующих тепловой обработки;

  • овощи северной кухни (РК)

- нарезка сырых и вареных овощей, хлеба.

- соблюдать правила безопасной работы.

1- я четверть 9 часов


1. (10). Правилам приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.

1 час

- правила мытья посуды и уборки помещения.

- мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения.

  • мыть посуду;

  • убирать помещение.

2. (11). Сервировка стола.

1 час

- правила сервировки стола.

- сервировка стола с учетом различных меню.

- сервировать стол.

3. (12). Одежда и обувь.

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение.

1 час

- виды одежды, обуви их назначение.

- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, спортивная, рабочая.

4. (13). Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка к хранению.

1 час

- правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстильных).

- сушка и чистка домашней, школьной формы, верхней одежды, обуви.

  • подбирать одежду и обувь по сезону;

  • сушить и чистить одежду;

  • подготовить одежду и обувь к хранению.

5. (14). Жилище. Виды жилых помещений в городе и в селе. Жилой дом, интернатские помещения.

1 час


  • виды жилых помещений в городе и в селе, их различие;

  • особенности строительства домов на русском севере (РК)

- знать типы городских квартир, сельских домов.

6. (15). Виды жилья: собственное и

1 час

- назначение коммунальных

- уметь пользоваться коммунальными





государственное.

удобств.

удобствами.

7. (16). Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции - комнаты отдельные, смежные; по назначению - спальня, гостиная, кухня, ванная и др. Организация рабочего места школьника.

1 час

- правила

организации рабочего места школьника.

Организация рабочего места школьника.

- соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.

2- я четверть 7 часов

1. (17). Почтовый адрес дома, школы-интерната.

1 час

- почтовый адрес своего дома, школы- интерната.

Заполнение почтового адреса на открытке, конверте.

- писать почтовый адрес на открытке, конверте.

Транспорт.

2.(18). Виды транспортных средств.

1 час

- основные виды транспорта.

3. (19). Проезд в школу- интернат. (маршрут, виды транспорта).

1 час


  • наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;

  • количество времени, затраченное на дорогу;

  • пешеходный маршрут.

Составление маршрута от дома до школы-интерната. Рассчитать стоимость проезда. Определить сумму необходимую для проезда в течение недели, месяца.

Соблюдать правила поведения в ■ общественном транспорте.





4. (20). Поведение в транспорте и на улице.

1 час

- правила поведения на улице, в транспорте.

Соблюдать правила дорожного движения.

5. (21). Правила дорожного движения, знаки дорожного движения.

1 час

- правила передвижения на велосипеде.

Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся по дороге домой и в школу.

Различать знаки дорожного движения.

Торговля.

6. (22). Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности людей, животных.

1 час


  • виды магазинов.

  • назначение продуктовых магазинов.

- культурно вести себя с работниками торговли.

7. (23). Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты.

1 час


  • назначение продуктовых магазинов.

  • отделы, содержание продукции.

  • правила поведения в магазине.

Экскурсия в

продовольственный

магазин

- культурно вести себя с работниками торговли.

8. (24). Продуктовые специализированные; «Булочная», «Булочная- кондитерская», «Овощи и фрукты» и др.

1 час


  • стоимость молочных и хлебных продуктов;

  • правила покупки.

- приобретение продукта (соль, булочка), проверка чека, сдачи.

• - подсчитывать сумму за приобретенные товары;

- оплатить и проверить чек и сдачу.

9. (25). Виды товаров фасованные и в развес, в розлив.

1 час

- виды товаров фасованные и в развес, в розлив.

- уметь выбирать необходимые продукты питания.





10.(26). Порядок приобретения товара в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание)

1 час

- порядок

приобретения

товаров.

- уметь купить продукты в продовольственном магазине

самообслуживания.

3 - четверть 10 часов

1. (27). Срок годности, стоимость.

1 час

- срок годности

- определение срока годности на примере молочных продуктов

- определять срок годности продуктов

2. (28). Хранение товаров фасованных и в развес, розлив.

1 час

- хранение товаров

- покупка товаров фасованных и в развес, розлив

- способы хранения товаров

Семья.

3. (29). Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка).

1 час

- родственные отношения в семье.

4. (30). Состав семьи учащегося. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, их дни рождения.

1 час

- состав семьи учащегося.

записать имя, фамилию членов семьи.

5. (31). Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.

1 час

- взаимоотношения между членами семьи

- выполнять правила поведения в семье






Культура поведения.

6. (32). Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки.

1 час

- требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя.

- выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки.

- следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя.

7. (33). Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом.

1 час


  • правила поведения при встрече и расставании;

  • формы обращения с вопросом, просьбой.

Ролевая игра (диалоги при встрече и расставании).

- вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым.

8. (34). Правила поведения за столом.

1 час

- правила поведения за столом.

Ролевая игра.

- правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

4-четверть8 часов


© 2010-2022