Конспект занятия Лаковая роспись

На этом занятии воспитанники знакомятся с тагильскими подносами, выясняют их назначение. Дети познают особенности данного ремесла, осваивают термины, такие как: поднос, роспись, ... Воспитанники учатся анализировать произведения искусства, в частности уральские подносы, выделять существенные признаки с помощью специально разработанных дидактических пособий.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:Лаковая роспись.

Возраст: 6-7 лет

Форма совместной деятельности: технология сотрудничества.

Форма организации: подгрупповая.

Цель: Создать комплекс условий для знакомства детей старшего дошкольного возраста с историей подносного промысла.

Задачи:

  1. Дать детям представление о подносном промысле, об уральских мастерах.

  2. Познакомить детей с формами и видами подносов, способами их обработки (лакирование).

  3. Воспитывать уважительное отношение к каждому ребенку и его индивидуальности.

  4. Воспитывать индивидуальность и инициативу детей.

  5. Развивать коммуникативные способности детей.

  6. Развивать способности детей работать в парах.

  7. Развивать все виды речи.

  8. Развивать художественно-эстетический вкус через знакомство с историей подносного промысла.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о красоте тагильских подносов, узнаем, кто их создавал и создает, какой формы бывают подносы, какой рисунок наносится на них.

-Вспомните, ребята, что такое поднос?

(ответы детей):- Это предмет, на котором можно что-то переносить, наша няня получает на нем еду, можно использовать как украшение.

-А вы знаете, когда начали делать подносы?

(ответ детей):- Очень давно.

Давным-давно стали делать эти прекрасные изделия. Раньше в Тагиле изготовляли железо и художников привлекли превосходные качества этого метала. Так родился особый вид живописи - роспись металлических изделий - подносов.

Подносы были самой разнообразной формы: прямоугольной, овальной, круглой, фигурные с ручками и без них…

Подносы приобрели особую популярность благодаря лакированию.

- Ребята, как вы думаете, что такое лакирование?

(ответ детей):- Это когда красят разным цветом.

- Посмотрите, а наши подносы блестят или нет?

(ответ детей):- Да, наши подносы блестят.

Конечно, это происходит за счёт того, что он покрыт лаком. Кроме чёрного лака, именно в Нижнем Тагиле изобрели великолепный хрустальный прозрачный лак, тайна изготовления которого строго охранялась. Про удивительные свойства этого хрустального лака писал наш уральский писатель.

-Как выдумаете, кто?(ответ детей): - П.П. Бажов.

«А лак такой, что через него всё до капельки видно, и станет та рисовка, либо картинка, как влитая в железо. Ни жаром, ни морозом её не берёт. Как случится, какую домашнюю кислоту пролить, либо вино сплеснуть - вреда подносу нет».

(П.П. Бажов «Хрустальный лак»)

- Вот за счёт редких качеств тагильского лака и очень красивой росписи подносы были очень популярны (календарь с видами тагильских подносов).

- Ребята, посмотрите, как красиво! Знаете, очень-очень давно подносы просто покрывали лаком, чтобы они не испортились, и только позже их стали расписывать.

- Вспомните, что рисовали на подносах? (ответ детей):- На подносах рисовали цветы, ягоды, листья, людей.

- Кто расписывает подносы?(ответ детей):- Подносы расписывали художники.

- Раньше рисование было занятием мужчин. Многие обучались в семейных мастерских, и так появились целые династии художников, т.е. росписью занимались целыми семьями. Самыми известными были Худояровы.

Худояров Андрей Степанович - был первым из семьи тагильских живописцев, владевших тайнами лакирования. Сам страстный садовод, Худояров выращивал диковинные цветы и с большой любовью изображал их на своих подносах. В честь Худояровых в нашем городе открыт дом-музей.

Физминутка:

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг

Тысяча цветов вокруг:

Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо, и налево.

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

Отдохнуть мы все успели

И на место дружно сели.

Гимнастика для глаз (снятие зрительной нагрузки у детей с ОВЗ)

- А вы хотите сами попробовать сделать красивый поднос? (ответ детей):- Да, хотим.

- Тогда, ребята, мы с вами превращаемся в настоящих мастеров по росписи подносов. Будем украшать наши подносы цветочными орнаментами.

- Для вас приготовлены различные формы подносов. Возьмите именно ту, которая вам больше всего нравится. (уточнить с детьми форму подносов)

- А ещё для вас приготовили заготовки с цветами и листьями, с их помощью мы и будем украшать наши подносы.

Дети по желанию разбиваются на подгруппы (по 2 человека) и приступают к украшению подносов (педагог помогает детям при составлении композиций на подносах из цветов и листьев).

После окончания творческой работы дети приглашаются в круг.

- Дети, садитесь в круг и расскажите о своем подносе, какая у него форма, цвет, размер, что на нём изобразили?(ответ детей): - Разная форма подносов, красивые цветы на подносах, листья, ягоды, орнаменты и сюжеты из жизни людей.

«Ресурсный круг» - задействовать все органы чувств (вижу, слышу, чувствую…)

- Предлагаю вам продолжить беседу.

- Что мы сегодня нового увидели?( по кругу, по часовой стрелке, начиная с педагога, происходит обсуждение).

(ответ детей):- Увидели красивые подносы, с красивыми цветами и формами.

- Что мы сегодня нового услышали?

(ответ детей):- Услышали о династии Худояровых, о необычном лаке.

-Что мы сегодня почувствовали?(мы все можем, мы настоящие мастера!)

(ответ детей):- Мы почувствовали себя настоящими мастерами по изготовлению подносов, Почувствовали себя художниками по росписи подносов.

- Я думаю, когда вы вырастите, то обязательно станете настоящими мастерами, и может даже, в росписи подносов! Спасибо, за ваши красивые подносы. Из них мы обязательно организуем выставку!

Активизация словаря: диковинные подносы, династия, лакирование, лак, железо, орнамент.

© 2010-2022