- Преподавателю
- Другое
- Конспект занятия Лаковая роспись
Конспект занятия Лаковая роспись
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Овчинникова О.А. |
Дата | 29.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема:Лаковая роспись.
Возраст: 6-7 лет
Форма совместной деятельности: технология сотрудничества.
Форма организации: подгрупповая.
Цель: Создать комплекс условий для знакомства детей старшего дошкольного возраста с историей подносного промысла.
Задачи:
-
Дать детям представление о подносном промысле, об уральских мастерах.
-
Познакомить детей с формами и видами подносов, способами их обработки (лакирование).
-
Воспитывать уважительное отношение к каждому ребенку и его индивидуальности.
-
Воспитывать индивидуальность и инициативу детей.
-
Развивать коммуникативные способности детей.
-
Развивать способности детей работать в парах.
-
Развивать все виды речи.
-
Развивать художественно-эстетический вкус через знакомство с историей подносного промысла.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о красоте тагильских подносов, узнаем, кто их создавал и создает, какой формы бывают подносы, какой рисунок наносится на них.
-Вспомните, ребята, что такое поднос?
(ответы детей):- Это предмет, на котором можно что-то переносить, наша няня получает на нем еду, можно использовать как украшение.
-А вы знаете, когда начали делать подносы?
(ответ детей):- Очень давно.
Давным-давно стали делать эти прекрасные изделия. Раньше в Тагиле изготовляли железо и художников привлекли превосходные качества этого метала. Так родился особый вид живописи - роспись металлических изделий - подносов.
Подносы были самой разнообразной формы: прямоугольной, овальной, круглой, фигурные с ручками и без них…
Подносы приобрели особую популярность благодаря лакированию.
- Ребята, как вы думаете, что такое лакирование?
(ответ детей):- Это когда красят разным цветом.
- Посмотрите, а наши подносы блестят или нет?
(ответ детей):- Да, наши подносы блестят.
Конечно, это происходит за счёт того, что он покрыт лаком. Кроме чёрного лака, именно в Нижнем Тагиле изобрели великолепный хрустальный прозрачный лак, тайна изготовления которого строго охранялась. Про удивительные свойства этого хрустального лака писал наш уральский писатель.
-Как выдумаете, кто?(ответ детей): - П.П. Бажов.
«А лак такой, что через него всё до капельки видно, и станет та рисовка, либо картинка, как влитая в железо. Ни жаром, ни морозом её не берёт. Как случится, какую домашнюю кислоту пролить, либо вино сплеснуть - вреда подносу нет».
(П.П. Бажов «Хрустальный лак»)
- Вот за счёт редких качеств тагильского лака и очень красивой росписи подносы были очень популярны (календарь с видами тагильских подносов).
- Ребята, посмотрите, как красиво! Знаете, очень-очень давно подносы просто покрывали лаком, чтобы они не испортились, и только позже их стали расписывать.
- Вспомните, что рисовали на подносах? (ответ детей):- На подносах рисовали цветы, ягоды, листья, людей.
- Кто расписывает подносы?(ответ детей):- Подносы расписывали художники.
- Раньше рисование было занятием мужчин. Многие обучались в семейных мастерских, и так появились целые династии художников, т.е. росписью занимались целыми семьями. Самыми известными были Худояровы.
Худояров Андрей Степанович - был первым из семьи тагильских живописцев, владевших тайнами лакирования. Сам страстный садовод, Худояров выращивал диковинные цветы и с большой любовью изображал их на своих подносах. В честь Худояровых в нашем городе открыт дом-музей.
Физминутка:
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг
Тысяча цветов вокруг:
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево.
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
Отдохнуть мы все успели
И на место дружно сели.
Гимнастика для глаз (снятие зрительной нагрузки у детей с ОВЗ)
- А вы хотите сами попробовать сделать красивый поднос? (ответ детей):- Да, хотим.
- Тогда, ребята, мы с вами превращаемся в настоящих мастеров по росписи подносов. Будем украшать наши подносы цветочными орнаментами.
- Для вас приготовлены различные формы подносов. Возьмите именно ту, которая вам больше всего нравится. (уточнить с детьми форму подносов)
- А ещё для вас приготовили заготовки с цветами и листьями, с их помощью мы и будем украшать наши подносы.
Дети по желанию разбиваются на подгруппы (по 2 человека) и приступают к украшению подносов (педагог помогает детям при составлении композиций на подносах из цветов и листьев).
После окончания творческой работы дети приглашаются в круг.
- Дети, садитесь в круг и расскажите о своем подносе, какая у него форма, цвет, размер, что на нём изобразили?(ответ детей): - Разная форма подносов, красивые цветы на подносах, листья, ягоды, орнаменты и сюжеты из жизни людей.
«Ресурсный круг» - задействовать все органы чувств (вижу, слышу, чувствую…)
- Предлагаю вам продолжить беседу.
- Что мы сегодня нового увидели?( по кругу, по часовой стрелке, начиная с педагога, происходит обсуждение).
(ответ детей):- Увидели красивые подносы, с красивыми цветами и формами.
- Что мы сегодня нового услышали?
(ответ детей):- Услышали о династии Худояровых, о необычном лаке.
-Что мы сегодня почувствовали?(мы все можем, мы настоящие мастера!)
(ответ детей):- Мы почувствовали себя настоящими мастерами по изготовлению подносов, Почувствовали себя художниками по росписи подносов.
- Я думаю, когда вы вырастите, то обязательно станете настоящими мастерами, и может даже, в росписи подносов! Спасибо, за ваши красивые подносы. Из них мы обязательно организуем выставку!
Активизация словаря: диковинные подносы, династия, лакирование, лак, железо, орнамент.