УМК по теме «Трансмиссия легкового автомобиля»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК по теме «Трансмиссия легкового автомобиля»УМК по теме «Трансмиссия легкового автомобиля»УМК по теме «Трансмиссия легкового автомобиля»Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


« ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

(МАОУ ДО ЦТТ)
















УМК по теме

«Трансмиссия легкового автомобиля»




Автор: Заварзин М.В., мастер производственного

обучения МАОУ ДО ЦТТ











г. Лабытнанги. 2015 г.


Содержание:


  • Урок 1. Общее устройство и назначение трансмиссии.

  • Урок 2. Сцепление (2 часа)

  • Урок 3. Коробка передач

  • Урок 4. Карданная, главная передачи, дифференциал, полуоси, приводные валы.

  • Тестовый контроль по разделу.



Урок 1. Тема «Общее устройство и назначение трансмиссии»

Цель урока: познакомить школьников с общим устройством и назначением трансмиссии легкового автомобиля.

Задачи урока:

  1. Познакомить школьников с понятием «трансмиссия»; «трансмиссия заднеприводного автомобиля»; «трансмиссия переднеприводного автомобиля».

  2. Развивать умение анализировать схему классического устройства трансмиссии; схему трансмиссии переднеприводного автомобиля. Выявлять существенные признаки и различия в данных устройствах.

  3. Воспитывать интерес к предмету, умение работать с учебной литературой; своевременно и грамотно осуществлять записи в тетради.

Оборудование: учебное пособие по устройству и техническому обслуживанию автомобиля; учебные плакаты.

Методы урока: словесно - наглядный метод.

Форма работы: работа в парах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент урока.

2. Вводное слово учителя - сообщение целей и задач урока. Запись темы урока в тетрадь.

Подготовка к работе учебного пособия - стр. 39 учебника.

  1. Объяснение нового материала:


Смысловой блок

Содержание работы

  1. Работа с новым понятием урока: трансмиссия.

  1. Прочитать в слух 1 абзац § 4.1. стр. 39.

  2. Предложить самостоятельно вслух сформулировать (проговорить) новое понятие урока.

  3. Осуществить запись определения в тетрадь.

Трансмиссия - служит для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колёса, а также для измерения величины крутящего момента и его направления.

2. Различия в строении трансмиссии.

  1. Предложить школьникам вспомнить ранее изученный материал: конструктивные схемы легковых автомобилей- диалог.

  2. Предложить школьникам привести примеры переднеприводных и заднеприводных автомобилей - диалог.

  3. Используя, схемы учебника и стендовые таблицы, рассмотреть различия строения трансмиссии

переднеприводных и заднеприводных автомобилей - устный анализ под руководством учителя.

  1. Практическая работа. Результаты анализа схем отразить в сравнительной таблице в тетради (заполняется с опорой на текст учебника: выбрать признаки, относящиеся к предне - и заднеприводным) - работа в парах под руководством учителя.

Трансмиссия переднеприводного автомобиля

Трасмиссия заднеприводного автомобиля.

Стр. 39 - 40

Выбрать элементы состава.

Стр. 39 - 40

Выбрать элементы состава.


  1. Закрепление.

Проверка выполнения задания. Коррекция учителем ответов школьников - см. стр. 40 (С.Ф. Зеленин - доп. учебник по устройству)

Подведение итогов урока и выставление оценок.

Инструктаж по домашнему заданию.

Урок 2. «Сцепление легкового автомобиля» - 2 часа.

Цель урока: познакомить школьников с понятием сцепления и принципами его работы.

Задачи урока:

  1. Раскрыть школьникам понятие «сцепление». Познакомить с принципами работы устройства, его составом: приводом и самими механизмом сцепления; основными неисправностями сцепления и основами его эксплуатации.

  2. Развивать умение анализировать схему строения сцепления как устно, так и графически.

  3. Воспитывать интерес к предмету, а именно осознание роли данной темы - так как это обеспечит в дальнейшем комфортность , плавность хода автомобиля, увеличит ресурсы не только деталей сцепления, но и всего автомобиля.

Оборудование: учебное пособие по устройству и техническому обслуживанию автомобиля; учебные плакаты.

Методы урока: словесно - наглядный метод.

Форма работы: работа в парах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Содержание:

1 урок: понятие сцепление; знакомство с приводом.

2 урок: ознакомление с самим механизмом сцепления.

Ход урока:

1. Организационный момент урока.

2. Вводное слово учителя - сообщение целей и задач урока. Запись темы урока в тетрадь.

Подготовка к работе учебного пособия - стр. 40 учебника.

3. Объяснение нового материала:

Смысловой блок

Содержание работы

Урок 1.

1. Работа с новым понятием урока:

Сцепление.

1. Прочитать в слух 1 абзац § 4.2. стр. 40.

2. Предложить самостоятельно вслух сформулировать (проговорить) новое понятие урока.

3. Осуществить запись определения в тетрадь.

Сцепление - первое устройство трансмиссии, предназначенное для передачи крутящего момента от маховика коленчатого вала двигателя к первичному валу коробки передач.

2. Составные части сцепления.


3. Привод выключения сцепления.









Урок 2.

1. Механизм сцепления.

На доске при объяснении изобразить мини - схему.

Сцепление


Привод

Механизм сцепленияДалее следует изучение работы привода, затем самого механизма сцепления.


1. Образовательная ситуация:

Мастер: представьте ситуацию, когда вам необходимо постоянно что-то закрывать и открывать, а сами вы передвигаться не можете. Если трудно себе это представить, тогда, для начала, привяжите себя покрепче к своему любимому дивану. А теперь попробуйте открыть входную дверь?! Для передачи усилия на расстоянии по «открыванию» и «закрыванию» двери, вам придется применить веревку или палку, дистанционное управление или еще что-нибудь.

Пусть это будет длинная палка, привязанная веревками одним концом к вашей руке, а другим к ручке двери. А дальше дерзайте - тяните и толкайте, впуская к себе по одному, толпу приглашенных в гости друзей. В этом случае, палка с веревками и будут являться тем «приводом», который передаст усилие на расстоянии.

Мастер: В обычной жизни человек самостоятельно, посредством своих ног и рук, перемещается по улице и квартире, прилагает усилия и передает их окружающим предметам. То есть, что-то открывает и закрывает, включает и выключает, и все это без применения всяких там трубопроводов и рычагов.

Когда же в автомобиле надо передать усилие, допустим от водителя к некому механизму или от одного агрегата к другому, то могут возникнуть проблемы. Ведь в машине все надежно закреплено в различных местах кузова, да и водитель не имеет возможности на ходу выйти из-за руля, чтобы допустим руками приоткрыть дроссельную заслонку карбюратора. Для того чтобы автомобиль исправно работал, а водитель находился на своем месте, существует привод механизмов.

2. Схема «Гидравлический привод сцепления» -

стр. 42 рис .23

В автомобиле практически каждый механизм имеет свой привод, посредством которого он приводится в действие. Привод может состоять из большого количества отдельных узлов и деталей, может быть механическим, гидравлическим или иным.


  • Анализ схемы - диалог учитель - ученик.

3. Закрепление знаний.

Формулировка выводов о составе устройства механизма.

Привод выключения сцепления (гидравлического типа) состоит из:

- педали,

- главного цилиндра,

- рабочего цилиндра,

- вилки выключения сцепления,

- нажимного подшипника,

- трубопроводов.


  1. Работа с понятием. Механизм сцепления.

Запись определения.

Механизм сцепления представляет собой устройство, в котором происходит передача крутящего момента за счет работы сил трения. Именно механизм сцепления позволяет кратковременно разъединять двигатель и коробку передач, а затем вновь плавно их соединять. Элементы механизма заключены в картер сцепления, который крепится к картеру двигателя.


  1. Состав.

Механизм сцепления состоит из :

- картера и кожуха,

- ведущего диска (которым является маховик коленчатого вала двигателя),

- нажимного диска с пружинами,

- ведомого диска со специальными износостойкими накладками.


  1. Краткое объяснение принципа работы механизма сцепления.

4. Зарисовка схемы. Рис 23. Гидравлический привод и сцепление.

Закрепление.

Выводы по теме урока. Уточнение принципов работы сцепления.

Выставление оценок за урок.



Урок 3. « Коробка передач»

Цель урока: познакомить школьников с устройством механизма и принципами его работы.

Задачи урока:

1. Изучить устройство коробки передач. Познакомиться с двумя основными типами: механической и автоматической коробкой передач и принципами их действия.

2. Развивать умение анализировать схему устройства механизма как устно, так и графически.

3. Воспитывать интерес к предмету, умение работать с учебной литературой; своевременно и грамотно осуществлять записи в тетради.

Оборудование: учебное пособие по устройству и техническому обслуживанию автомобиля; учебные плакаты.

Методы урока: словесно - наглядный метод.

Форма работы: работа в парах.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Повторение - терминологический диктант - 10 минут.

Закончите предложение:

  1. Трансмиссия - это….

  2. Сцепление - это …

  3. Привод - это…

  4. Механизм сцепления - это …


  1. Изучение нового материала:

Смысловой блок

Содержание работы.

1. Работа с новым понятием урока:

коробка передач

1. Прочитать в слух 1 абзац § 4.3. стр. 43.

2. Предложить самостоятельно вслух сформулировать (проговорить) новое понятие урока.

3. Осуществить запись определения в тетрадь.

Коробка передач предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от двигателя к ведущим колесам. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок и без усилий со стороны водителя (по сравнению со сцеплением).

2. Принцип работы механизма.

  1. Работа со схемой (анализ) - рис. 24. стр. 43.

  2. Зарисовка схемы в тетрадь.

3. Устройство коробки передач.

  1. Работа со схемой - устный анализ рис. 25.

стр. 45.

  1. Запись в тетрадь основных моментов анализа схемы.

Коробка передач состоит из :

-картера,

-первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями,

-дополнительного вала и шестерни заднего хода

-синхронизаторов,

-механизма переключения передач с замковым и блокировочным устройствами

-рычага переключения.


  1. Закрепление:


  1. Что такое коробка передач?

  2. Каков принцип работы коробки передач?










Урок 4. Карданная, главная передачи, дифференциал, полуоси, приводные валы.

Цель урока: познакомить школьников с устройством механизмов и принципами их работы.

Задачи урока:

  1. Изучить устройство механизмов: карданную передачу заднеприводных автомобилей; шарниры с вилками и крестовинами; шлицевое соединение, эластичная муфта. Рассмотреть валы с шаровыми шарнирами переднеприводных автомобилей.

  2. Развивать умение анализировать схемы устройств механизмов.

  3. Воспитывать интерес к предмету, умение работать с учебной литературой; своевременно и грамотно осуществлять записи в тетради.

Оборудование: учебное пособие по устройству и техническому обслуживанию автомобиля; учебные плакаты.

Методы урока: объяснительно - иллюстративный метод.

Тип урока: лекция - по ходу объяснения учителем, записываются основные моменты и терминология лекции.

Ход урока:

  1. Изучение нового материала.

Смысловой блок

Содержание работы.

  1. Карданная передача.

Термин «карданная передача»



Термин:

«шарниры с вилками и крестовиками»




Термин

«Шлицевое соединение»


Термин

«Эластичная муфта»

1. Формулировка нового понятия урока и запись его в тетрадь.

Карданная передача заднеприводных автомобилей предназначена для передачи крутящего момента от вторичного вала коробки передач к главной передаче под изменяющимся углом.

Карданная передача состоит из (см. рис. 20 стр. 39):

-переднего и заднего валов,

-промежуточной опоры с подшипником,

-шарниров с вилками и крестовинами,

-шлицевого соединения

-эластичной муфты.

Шарниры с вилками и крестовинами обеспечивают возможность передачи крутящего момента под изменяющимся углом.

Задний мост с колесами, у заднеприводного автомобиля связан с кузовом не жестко. В свою очередь, к кузову почти «намертво» крепятся не только двигатель и коробка передач, но и передний вал карданной передачи.

Так как кузов автомобиля постоянно перемещается относительно заднего моста вверх-вниз, прыгая на неровностях дороги, то меняется и угол (до 15 ) между передним валом карданной передачи и главной передачей, расположенной в заднем мосту автомобиля. А ведь именно туда мы и должны передавать крутящий момент, причем постоянно и равномерно. Поэтому задний вал карданной передачи не может быть простой жесткой трубой. Он имеет два шарнира, которые позволяют без рывков и толчков передавать крутящий момент от коробки передач к главной передаче при любых «прыжках» вашего автомобиля.

Шлицевое соединение компенсирует линейное перемещение карданной передачи относительно кузова автомобиля при изменении угла передачи крутящего момента.

Так как в результате колебаний кузова автомобиля, линейное расстояние от коробки передач до заднего моста получается величиной переменной, то при перемещении кузова вверх карданная передача должна как бы удлиняться, а когда кузов идет вниз - укорачиваться. Именно это и происходит в шлицевом соединении - удлиняются и укорачиваются не жесткие трубы, но их суммарная длина.

Эластичная муфта принимает на себя ударную волну, проходящую по трансмиссии при грубой работе с педалью сцепления.

2. Валы с шаровыми шарнирами переднеприводных автомобилей.




Термин

«шаровой шарнир»

У переднеприводных автомобилей крутящий момент на ведущие колеса передается двумя карданными передачами, каждая из которых имеет свой вал и по два шаровых шарнира (см. рис. 30 поз. V).

Вы уже знаете, что в конструкции переднеприводного автомобиля двигатель и все агрегаты трансмиссии объединены в единый узел, располагающийся под капотом. Это означает, что крутящий момент выходит из этого узла уже измененный по величине и направлению, готовый для передачи на ведущие передние колеса.

Но, так как единый узел агрегатов, опять же почти «намертво», закреплен на «прыгающем» кузове автомобиля, да еще передние колеса и поворачиваются, то возникает потребность уже в двух карданных передачах, на правое и левое колесо отдельно. Каждый вал этой передачи, с двумя синхронными шаровыми шарнирами, может непрерывно передавать крутящий момент своему колесу при любом изменении угла передачи. Валы располагаются в моторном отсеке под капотом, один конец каждого из которых связан с узлом агрегатов, а другой соответственно с правым или левым ведущими передними колесами.

Шаровой шарнир у переднеприводных автомобилей обеспечивает передачу крутящего момента при изменяющихся углах до 42 градусов. Все шарниры надежно защищены от грязи, пыли и влаги резиновыми чехлами.

3. Главная передача и дифференциал.

Главная передача и дифференциал заднеприводных автомобилей

Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента и передачи его на полуоси колес под углом 90 (рис.27, стр. 49).

Главная передача состоит из:

- ведущей шестерни,

- ведомой шестерни.

Крутящий момент от коленчатого вала двигателя через сцепление, коробку передач и карданную передачу передается на пару косозубых шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении.

Если взять игрушечную машинку, у которой задние колеса связаны между собой жесткой осью, и немного покатать ее по полу, то паркет в вашем доме может заметно пострадать. При каждом повороте автомобильчика, одно из его колес обязательно будет проскальзывать, и оставлять за собой черный след.

Давайте посмотрим на следы, оставленные на повороте мокрыми колесами любого реального автомобиля. Рассматривая эти следы заинтересованно, можно увидеть, что внешнее от центра поворота колесо проходит путь значительно больший, чем внутреннее.

Если бы каждому колесу передавалось одинаковое количество оборотов, то поворот автомобиля, без черных следов на «паркете», был бы невозможен. Следовательно, настоящий автомобиль, в отличие от игрушечного, имеет некий механизм, позволяющий ему делать повороты без «черчения» резиной колес по асфальту. И этот механизм называется - дифференциалом.

Дифференциал предназначен для распределения крутящего момента между полуосями ведущих колес при повороте автомобиля и при движении по неровностям дороги. Дифференциал позволяет колесам вращаться с разной угловой скоростью и проходить неодинаковый путь без проскальзывания относительно покрытия дороги.

Иными словами 100% крутящего момента, который приходит на дифференциал, могут распределяться между ведущими колесами как 50 х 50, так и в другой пропорции (например, 60 х 40). К сожалению, пропорция может быть

4. Полуоси, приводные валы

Полуось, приводной вал - стальной вал, с одной стороной соединяющийся шлицевой частью с дифференциалом, а с другой стороны флянцем соединяется с ведущим колесом.


  1. Закрепление - терминологический диктант.


  1. Термин «карданная передача»- это…

  2. Термин «шарниры с вилками и крестовиками» - это …

  3. Термин «шлицевое соединение» - это …

  4. Термин «эластичная муфта» - это…

  5. Термин «шаровой шарнир» - это…

  6. Дифференциал - это…

  7. Главная передача - это …

  8. Полуось, приводной вал - это …






КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №5

по теме: «Трансмиссия».

Вариант № 1

1. В каком из ответов дана более точная формулировка трансмиссии?

1.Для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам.

2.Совокупность узлов и агрегатов, преобразующих и передающих крутящий момент от ДВС к ведущим колесам

3.Узлы и агрегаты, предназначенные для плавного трогания с места и вращения ведущих колес.

2. Какая схема трансмиссии (колесная формула) у автомобиля ВАЗ-2101 - 07?

1.6x4.

2.4x4.

3.4x2.

3.На каком принципе основана работа сцепления?

1.На использовании сил трения.

2.На использовании сил инерции.

3.На использовании массы автомобиля.

4.Какой механизм позволяет водителю кратковременно разъединить двигатель от трансмиссии при переключении передач и торможении?

1.Коробка передач.

2.Раздаточная коробка.

3.Сцепление.

5.Какую работу производит привод сцепления при нажатии на педаль?

1.Выключает сцепление.

2.Включает сцепление.

6.Какой механизм способен осуществить изменение крутящего момента по величине и направлению и разъединить двигатель с трансмиссией на длительное время?

1.Раздаточная коробка.

2.Коробка отбора мощности.

3.Коробка переключения передач.

7.Какой механизм применяется в трансмиссии автомобиля для включения и выключения переднего моста?

1.Дополнительная коробка.

2.Коробка отбора мощности.

3.Раздаточная коробка.

8.На каком автомобиле установлена раздаточная коробка?

1.ВАЗ 2121 (Полноприводная).

2.ВАЗ-2105 (Заднеприводная).

3.ВАЗ-2109 (Переднеприводная).

9.Каково назначение полуоси?

1.Передача крутящего момента от дифференциала к колесам.

2.Передача на раму тягового усилия, создаваемого на ведущих колесах.

3.Смягчение ударных нагрузок на колесах.

10.Какой смазкой заполняется картер ведущего моста?

1.Солидолом.

2.Трансмиссионным маслом.

3.Моторным маслом.


КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ № 5

по теме: «Трансмиссия».

Вариант № 2

1.Что такое трансмиссия?

1 .Это система деталей автомобиля для передачи вращения от двигателя к колесам. 2.Устройство, предназначенное для передачи крутящего момента на главную передачу. 3.Совокупность силовых агрегатов, преобразующих и передающих крутящий момент от двигателя на ведущие колеса.

2.В каком ответе более правильно перечислены механизмы и агрегаты входящие в состав трансмиссии?

1.Двигатель, коробка отбора мощности, карданный вал и главная передача.

2.Сцепление, коробка передач, карданная и главная передачи, дифференциал и полуоси.

3.Ведущий мост, коробка отбора мощности, коробка передач и стояночный тормоз.

3. Какая схема трансмиссии (колесная формула) у автомобиля УАЗ, НИВА?

1.6x4.

2.4x4.

3.4x2.

4.К какой части КШМ двигателя крепится сцепление?

1.К маховику болтами.

2.К коленчатому валу через шестерню.

3.К картеру на пружинах.

5.Какой смазкой смазываются детали КПП автомобиля?

1.Моторным маслом.

2.Трансформаторным маслом.

3.Трансмиссионной смазкой.

.

6.В каком из перечисленных ответов автомобиль не имеет передние ведущие мосты?

1.УАЗ-469.

2.ВАЗ-2121. З.ВАЗ-2101.

7.Каково назначение карданной передачи?

1.Для передачи вращения от двигателя к ведущим колесам под изменяющимся углом.

2.Для передачи крутящего момента от сцепления на КПП под изменяющимся углом.

3.Для передачи крутящего момента от КПП к ведущим мостам, под изменяющимся углом.

8. Какая схема трансмиссии (колесная формула) у автомобиля ВАЗ-2101 - 07?

1.6x4.

2.4x4.

3.4x2.

9. Каково назначение полуоси?

1.Передача крутящего момента от дифференциала к колесам.

2.Передача на раму тягового усилия, создаваемого на ведущих колесах.

3.Смягчение ударных нагрузок на колесах.

10. Какой механизм позволяет водителю кратковременно разъединить двигатель от трансмиссии при переключении передач и торможении?

1.Коробка передач.

2.Раздаточная коробка.

3.Сцепление.

ответы на тест «Трансмиссия»

1 вариант.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

1

3

1

3

3

1

1

2

2 вариант.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

2

2

2

3

3

3

3

1

1



© 2010-2022