Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В рамках научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы по теме «Формирование когнитивной культуры обучающихся в образовательной среде сельской школы» мы провели диагностику уровня сформированности личностных универсальных учебных действий в экспериментальных классах (5а, 7а, 10 классы) при помощи метода обобщения независимых характеристик. С этой целью был разработан опросный лист для учителей, работающих в данных классах.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Рафиков А.А., директор МОБУ СОШ

с. Белое Озеро МР Гафурийский район РБ

Герасимова С.И., учитель начальных классов высшей категории

МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район РБ

Акбашева О.А., учитель начальных классов первой категории

МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район РБ

Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентации, и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности, развития самосознания и формирования чувства собственного достоинства. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью подростков [11, с. 10].

Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Личностные УУД обеспечивают умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственную сторону поведения, а также умение правильно ориентироваться в обществе. Применительно к учебной деятельности следует выделить следующие этапы действий:

  • I этап - личностный,

  • II этап - профессиональный.

Если эти два этапа достигнуты, то результатом становится жизненное самоопределение. Все этапы достигаются методами смыслообразования, то есть когда учащиеся понимают связь между учебной деятельностью и её необходимостью. У ребят возникает вопрос: «Какое значение имеет для меня учение?», и они с легкостью находят на него ответ.

В рамках научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы по теме «Формирование когнитивной культуры обучающихся в образовательной среде сельской школы» мы провели диагностику уровня сформированности личностных универсальных учебных действий в экспериментальных классах (5а, 7а, 10 классы) при помощи метода обобщения независимых характеристик. С этой целью был разработан опросный лист для учителей, работающих в данных классах. Учителям предлагалось оценить всех учащихся по следующим вопросам:

  1. Осознает ли ученик свое «Я» как гражданин России?

  2. Позитивно ли относится к факту принадлежности к данной социальной общности?

  3. Развито ли чувство патриотизма?

  4. Участвует ли в общественной жизни класса, школы?

  5. Соблюдает моральные нормы в отношении взрослых людей и своих сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.

  6. Насколько сформирована адекватная позитивная самооценка?

  7. Насколько развиты учебные мотивы?

  8. Сформированы ли социальные мотивы?

  9. Как развиты познавательные интересы?

  10. Как ярко выражена потребность социального признания?

  11. Каков уровень толерантности по отношению к людям других религий, национальностей?

  12. Насколько развиты чувства стыда, вины, совести?

  13. Готов ли к сотрудничеству и дружбе?

  14. Приходит ли на помощь к товарищам?

  15. Поддерживает здоровый и безопасный образ жизни?

  16. Насколько сформировано чувство прекрасного на основе мировой и отечественной культуры?

Для определения сформированности внутренней позиции обучающегося была проведена беседа по опроснику; была исследована самооценка школьника по методикам Дембо-Рубинштейна, "Кто Я" М. Кун, "Хороший ученик" [14].

Для выявления уровня мотивации учебной деятельности и ее ведущих мотивов была проведена работа по анкете "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой и шкале выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.) [14].

Для определения ориентации на моральные нормы и их выполнение был использован опросник Е. Кургановой, "Булочка" (модификация задачи Ж. Пиаже) и анкета "Выявления уровня воспитанности школьника" [14].

Результаты мониторинга сформированности личностных универсальных учебных действий на начало эксперимента представлены в таблице 1:







Таблица 1

Распределение обучающихся по уровню сформированности личностных УУД (в %%)

Уровень сформированности

10 кл

высокий

31

36

35

средний

31

36

41

низкий

38

28

24

Вывод: уровень сформированности личностных УУД недостаточно высок, необходимо разработать и провести ряд формирующих занятий с обучающимися.

С этой целью нами были разработаны конкретные методические приемы для работы с детьми.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах; творческие задания; дневники достижений (портфолио), которые помогают учителю максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка, развивать мотивации дальнейшего творческого роста.

К важнейшим личностным результатам при изучении истории и обществознания в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей принадлежности к истории своей страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление исторического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Учителя истории, обществознания работали над формированием готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентации, и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности:

1) через задания, которые содержат основания для собственных оценок исторических событий и явлений, формировали уважение к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;

2) через систему историко-обществоведческих понятий, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней исторической картины мира, формировали целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню науки и общественной мысли;

3) через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию посредством вовлечения обучающихся в активную деятельность, формировали ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

На уроках обществознания занимались проектной деятельностью. Например, по теме «Труд и творчество» учащимся было предложено найти информацию и оформить мини-проект, где были бы отражены следующие вопросы: «Кто он - настоящий мастер?», «Какие творения создал мастер?», «Где могут пригодиться достижения данного мастера?», «Где можно познакомиться с творениями мастера?». В результате такой работы у ребят формируется накопление смыслов, оценок, позитивных поведенческих стереотипов, стремление научиться и быть мастером в своем деле.

На уроках истории и обществознания использовали технологию развития критического мышления. В результате таких уроков формировалось умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения.

Итак, новые стандарты предполагают, что личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию и истории, являются:

  • мотивированность и направленность на участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

ФГОС нового поколения устанавливает следующие требования к личностным результатам обучающихся: создание историко-географического образа своей Родины, «включающего представление о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества, знание географии края, его достижений и культурных традиций».

Все перечисленное формируется на уроках географии. Например, при изучении темы «Население России» обучающиеся изучают разные национальности, их особенности, культуру, традиции, выполняют творческие проекты о народах своей страны.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования - одно из требований к результатам обучения по новому ФГОС

В продолжение учебной темы «Охрана природы и особо охраняемые территории» проводятся акции «Помоги птице перезимовать», «Акция - скворечник», «Помоги лесу», где школьники вырабатывают свою активную позицию по отношению к окружающей их природе.

На материале учебников русского языка развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Учителя русского языка и литературы работали над формированием следующих личностных УУД:

1) смыслообразование - через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

2) самоопределение и самопознание - на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации (примером могут служить следующие задания: «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя?», «Какую мысль из последней главы ты считаешь для себя наиболее важной?»);

3) морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания; формирование эстетических чувств. Примером могут служить следующие задания: Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»? Кого вы можете назвать другом? Напишите рассказ или стихотворение о своем друге.

В концепции модернизации Российского образования говорится, что одной из важнейших задач воспитание является «формирование у школьников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Составной частью социализации является профессиональное самоопределение. Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

На уроках технологии ведется профориентационная работа, в процессе которой выявляются индивидуальные психологические качества личности, уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации. Так, в 8-9 классах идет работа по формированию профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей, потребности в самодиагностике и диагностике профессиональных склонностей. В 10-11 классах формируются ценностно-смысловые стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов. Ведется обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности, осуществление поиска и анализа информации о рынке труда, путях профессионального образования и трудоустройства.

Классные руководители на классных часах проводили тренинги и занятия, которые позволяют развивать навыки самопознания, восприятия и понимания других людей, учиться познавать себя через восприятие другого, развивать положительную самооценку, сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве.

Для развития самосознания, оценивания уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений использовалось задание «Самоанализ. Кто Я? Какой Я?» [11, с. 14].

Для формирования личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений использовалось задание «Моя Вселенная» [11, с.16].

Для ознакомления учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания проводилось задание «Моральные дилеммы» [11, с. 16].

Для формирования ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий применялось задание «Моральный смысл» [11, с. 17].

Для развития способности к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развития морального сознания через дискуссию и аргументацию проводилось задание «Социальная реклама» [11, с. 18].

Для обсуждения и выработки кодекса моральных норм, которыми должны руководствоваться учащиеся в классе при общении с одноклассниками, применяли задание «Кодекс моральных норм» [11, с. 18].

После проведения цикла занятий нами было проведена повторная диагностика уровня сформированности личностных УУД, которая дала следующие результаты (табл. 2):

Таблица 2

Распределение обучающихся по уровню сформированности личностных УУД (в %%)

Уровень сформированности

11 кл

высокий

37

39

41

средний

40

42

45

низкий

23

19

14

Вывод: систематическая и целенаправленная работа помогла повысить уровень сформированности личностных УУД обучающихся, которые помогут сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего. Наглядно это видно на рис 1.

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Рис. 1:

На основе сделанных выводов были даны рекомендации классным руководителям:

  1. Формировать внутреннюю позиции школьника.

  2. Формировать личное и эмоциональное отношение к себе через развитие адекватной самооценки.

  3. Развивать рефлексивную оценку атрибуции успеха/ неуспеха своей деятельности.

  4. Повышать учебную мотивацию у учащихся с низкой школьной мотивацией.

  5. Формировать у учащихся действия нравственно-этического оценивания - выделение морального содержания ситуации, ориентация на норму справедливого распределения, учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений, учет мотивов и намерений героев.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.

  2. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.

  3. Кле М. Психология подростка. М., 1991.

  4. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года (29.12.2001 распоряжение №1756-р).

  6. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. - М.: Просвещение, 1983. - 80 с.

  7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

  8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.

  9. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.

  10. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.)

  12. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

  13. Шайхелисламов Р.Ф. Требования к условиям реализации основных образовательных программ: опыт разработки / Р.Ф. Шайхелисламов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 46-54.

  14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

  15. Ягодкина И.П. Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС. festival.1september.ru / articles/ 622177/.


© 2010-2022