Программа по современному танцу

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная программа

дополнительного образования детей

студии эстрадного танца

Возраст обучающихся - 7 - 17 лет

Срок реализации - 3 года

Количество часов в год - 114

«Танец - это маленькая жизнь…»

«Танец - это твой пульс, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и в движении, в счастье, радости, грусти и зависти»

Жак де'Амбуа


Пояснительная записка

Программа студии эстрадного танца «СКЭТ» носит художественно - эстетическую направленность.

Танец способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает общее гармоническое, психологическое, духовное и физическое развитие ребенка; формирование разнообразных умений, способностей и знаний в области танца; воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

Актуальность программы. Особенно важно помочь ребенку найти занятие по душе. Когда человек занят любимым делом, ему некогда скучать, нет желания и времени слоняться по улице, поддаваясь влиянию «трудных» подростков. Занятие эстрадным танцем привлекает своей многогранностью. Этот вид хореографического искусства позволяет научиться танцевать в различных стилях, овладеть техникой исполнения самых модных и популярных танцевальных направлений.

К сожалению, приходя в школу, некоторые дети имеют ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п. Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

Новизна и оригинальность программы заключаются в том, что она составлена таким образом, что помогает развивать воображение детей, учит динамическому осмыслению движения. Это осмысленное восприятие музыки через движение наполняет ребенка радостью.

Занятия хореографией откроют детям мир добра, света, красоты, научат творческой деятельности.

Ритмические упражнения помогут развить координацию движений, быстроту мышечной реакции, ориентировку в пространстве, а результатом регулярных занятий по аэробике будут подержание тела в тонусе, тренировка мышц и кожи, общее оздоровление организма.

Также, внедрение в занятия танцами актерского мастерства даст детям знания в области исполнительского искусства, и умение применять их на публике. Владение актерским мастерством - это умение устроить на сцене фейерверк эмоций, и тем самым приковать к себе внимание зрителя. Быть танцором - это здорово, но мало быть просто танцором - необходимо быть артистом.

Вид программы: модифицированная.

Цель программы - изучить основы эстрадного танца, способствовать развитию творческих начал и духовной культуры личности посредством хореографического искусства.

Для реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

Образовательные:

-изучение элементов классического и современного танцев;

-формирование музыкально-ритмических навыков (умение двигаться и реализовывать себя под музыку);

-обучение правильному дыханию (дыхательные упражнения);

-изучение упражнений для развития тела и укрепления здоровья (улучшение физических данных, формирование осанки).

Развивающие:

-совершенствование психомоторных способностей детей (развитие ловкости, точности, силовых и координационных способностей; развитие равновесия, силы, укрепление мышечного аппарата);

-развитие мелкой моторики;

-развитие памяти, внимания, воображения;

-развитие музыкальных способностей (развитие чувства ритма, умение слушать музыку).

Воспитательные:

-воспитание у детей интереса к танцевальному искусству;

-воспитание умения вести себя в группе во время движения, танцев и игр, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;

-воспитание, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Программа по эстрадному танцу рассчитана на 3 года обучения. В студию принимаются дети в возрасте 7 - 16 лет. Набор детей проходит в форме собеседования в процессе общения с ребенком и родителем. Также необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка. Занятия проводятся три раза в неделю по 1 часу.

1-ый год обучения: первое полугодие: 1 час - классический тренаж , 2 часа - эстрадный танец; второе полугодие: 1 час - ритмика, 2 часа - эстрадный танец.

2-ой год обучения: первое полугодие: 8 часов - аэробики, 9 часов - классического тренажа, 2 часа - эстрадный танец; второе полугодие: 1 час - оздоровительная аэробика, 2 часа - эстрадный танец.

3-ий год обучения: 1 час - аэробика, 2 часа - эстрадный танец

Общее количество часов в год - 114 (для каждой группы).

Ожидаемые результаты

По окончанию изучения программы дети должны знать:

- понятие «эстрадный танец», истоки рождения эстрадного танца;

- историю развития эстрадного танца как вида искусства;

- основные направления эстрадного танца, стиль и манеру исполнения;

- методику исполнения основных движений разных стилей эстрадного танца;

- позиции рук и ног;

- названия классических движений;

- нескольких стилей эстрадного танца

- основы дыхания в танце;

уметь:

- самостоятельно готовиться к занятиям;

- грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;

- определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;

- самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.

- выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;

- контролировать и координировать своё тело;

- сопереживать и чувствовать музыку.

- применять актерское мастерство в исполнении танца

В процессе обучения применяются следующие виды контроля обучающихся:

1. Вводный, организуемый в начале учебного года.

2. Текущий, проводится в ходе учебного года.

3. Рубежный, проводится в период и по завершении определенных работ.

4. Итоговый, проводится по завершению всей учебной программы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме школьных концертов, участие в фестивалях как районного, так и окружного значения. В конце года проходит большой отчетный концерт, где присутствуют педагоги и родители. Подводятся итоги, и оценивается работа детей за учебный год.

Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности учащихся.



Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1 год обучения

1

Истоки и история развития эстрадного танца.

1

-

1

2

Основные стили эстрадного танца.

1

75

76

3

Классический тренаж

1

16

17

4

Ритмика

1

19

20

5

Актерское мастерство

в течение занятий

итого

4

110

114

2 год обучения

1

Классический тренаж

-

9

9

2

Аэробика

1

28

29

3

Основные стили эстрадного танца

1

75

76

4

Актерское мастерство

в течение занятий


итого

2

112

114

3 год обучения

1

Основные стили эстрадного танца

1

75

76

2

Аэробика

1

37

38

3

Актерское мастерство

в течение занятий


итого

2

112

114


Содержание программы 1-ого года обучения

Тема 1. Истоки и история развития эстрадного танца.

История развития эстрадного танца. Эстрадный танец как вид сценического искусства. Народное творчество и эстрадный танец.

Тема 2. Основные стили эстрадного танца.

Современные эстрадные танцы - это направление, которое объединило в себе элементы самых различных стилей. В эстрадном танце могут присутствовать элементы хип-хопа, фанка, классического балета или джаз-танца. Трудно провести четкую черту между эстрадным танцем и клубным. Можно даже говорить, что в этих двух направлениях больше схожего, чем различного. Но все же, основное отличие между ними заключается в индивидуальности и личности танцора. Именно импровизация играет главную роль в эстрадном танце, ведь любые эстрадные танцы - своеобразные театральные выступления.

Hip-hop. В танце могут применяться все стили хип-хоп, используемые с 80-х годов до настоящего времени, приспособленные для показа на соревнованиях. Как видно из клипов и фильмов это могу быть различные стили танца, такие как: newjackswing, ramming, popping, locking, new LA, crumping, newstyle и другие. Танец может быть представлен как одним стилем, так и составлен из любых танцевальных стилей танца и направлений хип-хопа.

Disco. Это танцы, используемые фактически каждый день в диско-клубах, модифицированные для соревнований. Танец может быть составлен из джазовых элементов (контракшн, волны, джазовые шаги и пробежки, кики, классические пируэты и прыжки). При исполнении этих движений используется вся площадь сцены. Наиболее известные тенденции диско: активная работа всего тела с волнами от бедра, включение джаза и некоторых классических элементов, часто изменяемые основные шаги и использование большого количества элементов работы рук, небольшие движения тела с динамическими движениями ног в гармонии с движениями рук.

Danceshow (шоу - танец). Соединение отдельных движений эстрадного танца в характерные этюды («disco», «hip-hop» в народном характере, в классическом, в восточном) в танцевальные композиции.

Методическое обеспечение: спортивная удобная форма, обувь - кроссовки, магнитофон, диски CD, зеркала.

Тема 3. Классический тренаж

Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

Практическая работа: позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия - держась за станок одной рукой). Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции рук - подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, стоя боком к станку.

Деми плие - складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность, беда, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям.

Батман тандю - движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года - назад).

Деми рон де жамб пор тер - круговое движение, развивает подвижность тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам - вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад. Положение ноги, сюр ле ку де пье - «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги) - развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, юбки, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), станок хореографический, зеркала, магнитофон, CD диски.

Тема 4. Ритмика включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формируют музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, запас музыкальных впечатлений, используя их в разных видах деятельности, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и особенно, умение согласовывать музыку с движением. Связь музыки и движения.

Понятие «мелодия». Характер мелодии: веселая, грустная, торжественная. Зависимость движения от характера мелодии. Темп музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное вступление. Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки. Характеристика музыкальных образов. Подбор выразительных движений для создания образа. Самостоятельное использование музыкально-двигательной деятельности в импровизациях.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), коврики, магнитофон, CD диски.

Тема 5. Актерское мастерство. Содержание материала:

  • Занятия - фантазий

  • Ролевые игры (на внимание, на память).

  • Развитие творческого воображения.

  • Творческие постановки.

Методическое обеспечение: специальная форма, обувь, магнитофон, CD диски.

По окончанию первого года обучения ребенок будет знать и уметь:

единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на сцене и в других помещениях ДДТ; требования к внешнему виду на занятиях; музыкальные размеры, темп и характер музыки; хореографические названия изученных элементов стилей Хип-хоп (hip-hop) и Диско (Disco); будет уметь воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками; владеть корпусом во время исполнения движений; ориентироваться в пространстве; координировать свои движения; исполнять хореографические связки и схемы.


Содержание программы 2-ого года обучения

Тема 1. Классический тренаж. Battementstendus. Battements tendusjetes. Rond de jambe par terre en dehorset en dedans на demi-plies. Battementsfondus. Battementssoutenus в сторону, вперед, назад на 45°, позднее-с подъемом на полупальцы. Battements frappes носком в пол. Battements frappes battements doubles frappes. Grandplie в IV позиции.1 и 3-е portdebras как заключение к различным упражнениям, позже изученные portdebras могут исполняться с ногой вытянутой на носок вперед, назад и в сторону.Releve на полупальцы в IV позиции.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, юбки, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), станок хореографический, зеркала, магнитофон, CD диски.

Тема 2. Аэробика. Разучивание и совершенствование базовых шагов аэробики. Разучивание простейших связок из базовых шагов. Разучивание техники партерных упражнений. Развитие динамической силы. Стретчинг. Силовая аэробика.

Методическое обеспечение: спортивная удобная форма, обувь - кроссовки, коврики гимнастические, магнитофон, диски CD, зеркала.

Тема 3. Основные стили эстрадного танца

Повторение ранее изученных стилей Hip-hop и Disco (более усложненные схемы).

Street dance(стрит данс). Захватывающее представление уличного танца, выполненное с использованием техники discodance, funky, techno, hip-hop в любых версиях. Этот вид танца, подобно танцевальному шоу, должен отразить радость танца, представленного в модной музыке.

Techno (техно). Не только стиль музыки, он имеет множество проявлений в повседневной жизни. Появился в 90-е годы с музыкой диско, был назван «рэйв» и распространился в стиле одежды. В последующие годы техно - ремикс появился как новый музыкальный стиль. Этот стиль стал быстро развиваться на базе discоdance, funky и hip-hop и по настоящее время становится доминирующим в ночных клубах. Производная техно - стиль тектоник.

Danceshow (шоу - танец). Соединение отдельных движений эстрадного танца в характерные этюды («disco», «hip-hop», «street», «techno», в народном характере, в классическом, в восточном) в танцевальные композиции.

Методическое обеспечение: спортивная удобная форма, обувь - кроссовки, магнитофон, диски CD, зеркала.

По окончанию второго года обучения ребенок будет знать и уметь: музыкальную грамоту; хореографические названия изученных элементов стилей Street-dance (уличный танец) и Techno, термины азбуки классического танца, термины шагов классической аэробики. Ребенок будет уметь: выполнять движения и комбинации у станка и на середине в ускоренном темпе; согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу; знать и выполнять правила сценической этики, грамотно исполнять элементы классического и современного танца; работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара, составлять элементарные схемы на квадрат по классической аэробике.

Содержание программы 3-его года обучения

Тема 1. Основные стили эстрадного танца

Повторение ранее изученных стилей Hip-hop и Disco, Techno и Streetdance (более усложненные схемы).

R'n'B - Танец. R'n'b расшифровывается как "ритм и блюз" - это характеристика музыки. Четкий ритм чередуется, соединяется с лирической составляющей. Это отражает танец. С одной стороны - из техники хип-хопа - специфическое движение "кач". "Кач" - свободное ритмичное движение, сродни действию пружины, при этом изолированно сокращаются отдельные мышцы корпуса, в то время как остальные мышцы расслаблены и производят впечатление развязности. С другой стороны лирические напевы музыки танцующие выражают волнообразными, вращательными движениями.

Брейкданс (Египетский стиль и poplocking). По мере развития брейкданса все больше появлялось стилей, внешне совершенно непохожих, что усиливает путаницу в терминах. Поэтому рассмотрим их по порядку.
Верхний брейк или буги (boogie) - это такой вид танца, при котором все элементы выполняются стоя, в большей степени руками, и при этом руки и тело не касаются пола. Подстилями являются:

1. электрик-буги (electricboogie) - пластичные движения, имитирующие электрический разряд, состоит из скольжений, волн и т.п. Его еще иногда называют "лунное буги", т.к. движения танцоров создают впечатление нахождения их в невесомости.

2. робот (robot) - похож на предыдущий, но движения механические, имитируют функционирование машины.

3. Египетский стиль - прямые углы: быстрая работа руками, которые поднимаются и сгибаются под прямым углом, подражая позам, которые можно увидеть на изображениях танцев древнего Египта.

4. поп-локинг (poplocking) - более поздний стиль, в основе которого ритмичный кач корпусом, включает резкие фиксированные движения руками, прыжки.

Go-go. В дословном переводе явно не нуждается, несет свою смысловую нагрузку в названии. Во многих ночных клубах выходят танцоры поодиночке, попарно и т.д.,танцуя то соло (нередко импровизируя), то синхронно. При этом кто-то из них приходит, кто-то уходит со сцены, что создает иллюзию хаотичности происходящего, а также сходства с танцполом, где веселится публика. Таким образом, go-go - это не стиль танца, а способ подачи клубных танцев, метод их исполнения.

Методическое обеспечение: спортивная удобная форма, обувь - кроссовки, магнитофон, диски CD, зеркала.

Тема 2. Аэробика. Базовые и альтернативные шаги без смены лидирующей ноги и со сменой. Разучивание схем классической аэробики с усложнением. Функциональная тренировка. Стретчинг.

Методическое обеспечение: спортивная удобная форма, обувь - кроссовки, гимнастические коврики, гантели, магнитофон, диски CD, зеркала.

После третьего года обучения ребенок будет знать: следующие направления: R'n'B, Брейкданс (Египетский стиль и poplocking), Go-go, обозначения элементов новых изученных стилей. Методы усложнения схем по классической аэробике. Принципы миксования движений из разных стилей танцевальных направлений. Ребенок будет уметь: владеть корпусом во время поворотов; координировать положение рук во время больших прыжков; эмоционально и технически верно выступать перед зрителями, свободно и грамотно ориентироваться в терминологии классического и эстрадного танца; выражать образ с помощью движений;

Методическое обеспечение программы

Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.

Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:

• принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;

• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;

• принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.

Принципы дидактики:

• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

• принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;

• принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического, народного, бального танца;

• принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;

• принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

• принцип доступности и посильности;

• принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.

Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:

1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы.

2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.

3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.

4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.

Приемы:

• комментирование;

• инструктирование;

• корректирование.

Техническое и дидактическое обеспечение занятий.

Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально - технического обеспечения:

- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;

- качественное освещение в дневное и вечернее время;

- музыкальная аппаратура, аудиозаписи,

- специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером - коврик);

- костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями).

- необходимо иметь реквизит: мячи, зонтики, шляпы и тд



Список литературы

  1. Колесникова С.В.Детская аэробика: Методика, базовые комплексы.-Ростов н/Д.:Феникс,2005-157с

  2. Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2004. - 124 с.

  3. Полятков С.С., Основы современного танца. Р.: Феникс, 2006

  4. Раздрокина Л.А., Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги. Р.: Феникс, 2004

  5. В. Мориц, Н. Тарасов, А.Чекрыгин, Методика классического тренажа.- М: Лань, 2009г.

Интернет-ресурс

  1. Образовательная программа дополнительного образования детей «Хореографический ансамбль «Эксклюзив» (проект), Зеленкова, ddtstep.ucoz.kz

  2. Программа по аэробике festival.1september.ru/articles/412186/

  3. Программа "Ритмика и танец", учитель Казанина Надежда Николаевна festival.1september.ru/articles/412721

  4. Мозолевская Инна Владимировна. Программа студии современного эстрадного танца "Данс-кредо"pedmir.ru/viewdoc.php?id=8460

  5. Программа "Мир танца"docme.ru/doc/33953/programma-%22mir-tanca%22


© 2010-2022