- Преподавателю
- Другое
- Программа художественно – педагогической направленности для обучающихся 1 – 9 классов объединения «Народные промыслы» 3 год обучения
Программа художественно – педагогической направленности для обучающихся 1 – 9 классов объединения «Народные промыслы» 3 год обучения
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Росоха Н.И. |
Дата | 14.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное казённое учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества г. Лузы Кировской области
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом и.о. директора МОКУ ДОД
ДДТ г. Лузы Кировской области
______________Н.В.Попова
Приказ № 01 - 013/126 от 13.09.2013г.
Рабочая программа
художественно - педагогической направленности
для обучающихся 1 - 9 классов
объединения «Народные промыслы»
Автор программы:
Росоха Наталья Ивановна,
педагог дополнительного образования
МОКУ ДОД Дома детского творчества г. Лузы
2013 - 2014 уч. год
Пояснительная записка
В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, тесно связан с творчеством, что важно для эстетического и трудового воспитания.
В эпоху технического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Частью такого культурного наследия является роспись доски, лепка и роспись глиняной игрушки, плетение.
В связи с небольшими финансовыми возможностями образовательного учреждения и недостатка средств у родителей используем на занятиях большое количество бросового материала, ненужного, а значит нетрадиционного. Но тем и ценен опыт, сделать из ничего - произведение художественного искусства.
Мастерская «Народные промыслы» позволяет познакомить детей с ремёслами, пришедшими из глубины веков, познакомить с историей возникновения, развития и обучить простейшим приёмам работы по каждому предложенному промыслу, даёт возможность научиться использовать в работе природный материал. Форма проведения занятий может быть различной: занятие, творческая мастерская, посещение и участие в выставках, посещение музеев.
В мастерскую приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.
Занятия построены таким образом, что теоретические и практические знания даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности.
Теоретическая часть занятия включает в себя:
- постановку целей и объяснение задач (анализ образцов, подбор материалов, инструментов, пособий);
- изложение нового материала (проводится в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых технологических приемов);
- инструктаж о соблюдении правил техники безопасности.
Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:
В зависимости от способностей ученика используются различные методы, в основе которых лежит деятельность ребенка: подражательная (репродуктивная), частично-подражательная, творческая.
Процесс обучения построен от простого к сложному.
На простых и малых формах отрабатываются приемы работы, что позволяет постепенно почувствовать материал, его теплоту, увидеть многообразие форм, цветов, оттенков, побуждает детей к творчеству, дает возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках: отчетных, городских, районных.
По каждой выполненной работе все члены мастерской высказывают свое мнение: разбираются достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки. Детям, выполнившим задание быстрее других, даются дополнительные задания. Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Большое внимание уделяется созданию работ, требующих коллективного участия.
Программа «Народные промыслы» имеет художественно-эстетическую направленность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, строителей будущей жизни по законам прекрасного, независимо от будущей профессии. Красота преображает и тех, кто ее создает, и тех, кто ее воспринимает. Под ее воздействием меняется и сам облик людей, нравственный мир, психология.
Данная рабочая программа базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения в школе, реализует их связь с литературой, историей.
Цели и задачи образовательной программы
Цель: создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из природного материала.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей народных промыслов, как частью национального наследия;
- познакомить с искусством обработки природного материала, его использование, замена на нетрадиционные;
- научить правильной и безопасной организации труда;
- обучить приемам и методам работы с природным и нетрадиционным материалом;
- познакомить с основными свойствами используемых материалов;
- обучить заготавливать, хранить и экономно расходовать материал;
- познакомить с основными законами композиции;
- обучить технологическим приемам в изготовлении изделий декоративно - прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать индивидуальные творческие способности детей;
- развивать воображение, пространственное мышление детей;
- способствовать развитию мелкой моторики;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
- развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
- воспитывать коммуникативные навыки;
- формировать чувство патриотизма и национальной гордости через знакомство с культурным прошлым России
Условия реализации образовательной рабочей программы
Рабочая программа адресована учащимся 6 -15 лет, желающим создавать изделия народных промыслов.
Учащиеся занимаются два раза в неделю по полтора академических часа, в форме творческой мастерской. Форма проведения занятий - групповая. Наполняемость групп - 15 человек в первый год обучения, 12 - во второй год обучения, 10- человек в третий год обучения.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы:
К концу третьего года обучения учащийся должен:
- освоить основные законы композиции;
- ориентироваться в цветоведение;
- освоить технологические приемы плетения, при плетении изделий с изменением формы дна, формы предмета;
- совершенствование умений работы с глиной;
- освоить простые приёмы росписи по доске;
- владеть теоретическими знаниями о промыслах, различать и называть виды росписи;
- владеть простыми приёмами бисероплетения из проволоки;
- владеть простыми приёмами работы по ткани - батик;
-владеть приёмами аппликации, а также декупажем;
- улучшится пространственное воображение и мышление.
- улучшится художественно-эстетический вкус;
- проявится уважительное отношение к трудовой
деятельности человека.
- у учащихся улучшится художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма, через знакомство с культурным прошлым России.
К концу обучения по программе, у учащихся проявятся аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу.
Результативность освоения учащимися рабочей программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- самоконтроль.
Основными критериями оценки работ учащихся являются:
-
внешний вид изделия (аккуратность, плотность плетения),
-
правильность выполнения основных приемов плетения.
У обучающихся улучшается мелкая моторика. Развиваются коммуникативные навыки, дети становятся доброжелательными по отношению друг к другу и к педагогу, развивается их художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма через знакомство с культурным прошлым России. Появляется аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу. Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Очень важен в мастерской элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Разработана система поощрения. На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы: оценка педагога, совместная оценка учащегося и педагога, самооценка.
Учебно-тематический план
3-й год обучения
№
Занятия (часы)
Тема занятия
Элементы содержания
Информационное
сопровождение
Дата по плану
Дата фактически
1-2
Вводное занятие.
1. Знакомство с основными видами работ объединения «Народные промыслы»
2. Инструктаж по технике безопасности
Иллюстрации, демонстрационный материал.
17.09
3 -4
Знакомство с традициями народа на руси. Оберег. Беседа.
1.Расширить представление детей о традициях на Руси.
2. Символика.
Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Е. Рубцова.
Иллюстрации, демонстрационный материал.
18/09
5 - 6
Изготовление оберега Косичка - домовушка.
Подбор необходимого материала.
Работа с бросовым материалом
Иллюстрации, демонстрационный материал. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Е. Рубцова.
24.09
7 - 8
Изготовление оберега Косичка - домовушка.
Изготовление косички.
Составление композиции.
Иллюстрации, демонстрационный материал. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Е. Рубцова.
25.09
9 - 10
Изготовление оберега на плоскости.
Подбор необходимого материала.
Работа с бросовым материалом.
Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.
Иллюстрации, демонстрационный материал.
1.10
11 -12
Изготовление оберега на плоскости.
Работа с солёным тестом. (Лепка, роспись).
Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.
Иллюстрации, демонстрационный материал
2.10
13 -14
Изготовление оберега на плоскости.
Составление композиции.
Иллюстрации, демонстрационный материал
8.10
15 - 16
Кукла - матреничка
Подготовка основы.
Иллюстрации, демонстрационный материал
9.10
17 - 18
Кукла - матреничка
Выполнение частей тела.
Иллюстрации, демонстрационный материал
15.10
19 - 20
Кукла - матреничка
Одежда.
Иллюстрации, демонстрационный материал
16.10
21 - 22
Беседа о видах росписи.
Роспись по дереву, глине, фарфору, жести. (Хохлома, Дымка, Гжель, Жостовские подносы, Городец, Филимоновская игрушка, Полхов - майдан, Глубоковская , Тверская).
Сборник демонстрационных таблиц с различными видами росписи.
Натуральные образцы
22.10
23 -24
Повторение элементов росписи Дымковской игрушки.
Повторение элементов росписи Дымковской игрушки.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
23.10
25 - 26
Лепка дымковской игрушки «Барыня»
Обучение приёмам лепки из целого куска глины способом вытягивания, а также формирования отдельных частей. Сушка.
Н.Б. Халезова Декоративная лепка.
29.10
27 - 28
Роспись Дымковской игрушки «Барыня»
Роспись.
С.В. Вохринцева. Динамическая таблица. Натуральный образец.
30.10
29 - 30
Плетение корзинки для цветочного горшка.
Плетение корзины из бумаги в натуральную величину. Кручение трубочек на спицах.
В.И. Романина Плетение из полос в начальных классах.
Образец.
5.11
31 - 32
Плетение корзинки для цветочного горшка.
Кручение трубочек.
Поэтапный показ, демонстрация.
6.11
33 - 34
Плетение корзинки для цветочного горшка.
Плетение.
Поэтапный показ, демонстрация.
12.11
35 - 36
Плетение корзинки для цветочного горшка.
Покраска гуашью, сушка.
Поэтапный показ, демонстрация.
13.11
37 - 38
Плетение корзинки для цветочного горшка.
Покраска лаком.
Поэтапный показ, демонстрация.
19.11
39 - 40
Знакомство с узорами Северной Двины. Пермогорская роспись.
Беседа.
Ю. Г. Дорожин Искусство детям
20.11
41-42
Яркие краски севера. Пермогорская роспись.
Знакомство с росписью и особенностями палитры.
Ю. Г. Дорожин Искусство детям
26.11
43-44
Весёлые супрядки. Геометрические узоры. Пермогорская роспись.
1.Знакомство с традиционными сюжетами росписи и освоение орнамента.
2. Освоение простейших элементов геометрического орнамента.
Ю. Г. Дорожин Искусство детям
27.11
По грибы, по ягоды. Пермогорская роспись.
Знакомство с художественными элементами - листочки, ягодки, цветы, трёхлистные цветы, тюльпановидные.
Ю. Г. Дорожин Искусство детям
3.12
47-48
Птица Сирин. Пермогорская роспись.
Знакомство с традиционным мотивом - птицей.
Ю. Г. Дорожин Искусство детям
4.12
49-50
Роспись туеса. Пермогорская роспись.
Декоративное оформление туеса.
Ю. Г. Дорожин Искусство детям
10.12
51-52
Традиции празднования Нового года на Родине Деда Мороза.
Беседа.
Брошюра «Сказочное путешествие на родину Деда Мороза» Демонстрационный материал.
11.12
53-54
Изготовление традиционного русского атрибута Нового года - Ёлочки.
Моделирование.
И. С. Ильин. 100 лучших моделей оригами.
17.12
55-56
Изготовление традиционного русского атрибута Нового года - Ёлочки.
Моделирование. Изготовление модулей.
И. С. Ильин. 100 лучших моделей оригами.
18.12
57-58
Изготовление новогодних игрушек.
Папье-маше. Создание формы.
М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец.
24.12
59-60
Изготовление новогодних игрушек.
Аппликация.
М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец.
25.12
61-62
Рисование новогоднего плаката «Русские забавы»
Подбор композиции. Набросок.
С.В. Вохринцева. Динамическая таблица.
14.01
63-64
Рисование новогоднего плаката «Русские забавы»
Рисование.
С.В. Вохринцева. Динамическая таблица.
15/01
65-66
Гжельская роспись.
Беседа (история возникновения, предметы гжельской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
21.01
67-68
Выполнение элементов гжельской росписи.
Цветы. Листья, веточки. Элементы росписи в полосе (цветы, листья)
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
22/01
69-70
Выполнение элементов гжельской росписи доске.
Роспись.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
28.01
71-72
Выполнение элементов гжельской росписи на доске.
Роспись.
С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.
29/01
73-74
Декупаж. Знакомство с народным творчеством Восточной Сибири.
Беседа. Знакомство с материалами и инструментами.
А.А.Зайцева.
Декупаж по стеклу и керамике.
Демонстрационный материал.
4.02
75-76
Декупаж. Работа по керамике. Тарелка.
1.Знакомство с приёмами работы.
2. Подготовка поверхности бумажных заготовок.
А.А.Зайцева.
Декупаж по стеклу и керамике.
Демонстрационный материал.
5/02
77-78
Декупаж. Работа по керамике.Тарелка.
Наклеивание мотивов.
Закрепление.
А.А.Зайцева.
Декупаж по стеклу и керамике.
Демонстрационный материал.
11.02
79 -80
Бисероплетение.
Беседа. Родословная. Традиционные изделия. Знакомство с материалами и инструментами.
В. А Мураева. Технология народных ремёсел.
Демонстрацинный малериал.
12.02
81-82
Бисероплетение. Изготовление лепестков.
Технология плетения на проволок, ( подетальное выполнение).
В. А Мураева. Технология народных ремёсел.
Демонстрацинный малериал.
18.02
83-84
Бисероплетение. Изготовление тычинок.
Подетальное выполнение по схеме.
В. А Мураева. Технология народных ремёсел.
Демонстрацинный малериал.
19/02
85-86
Бисероплетение. Монтаж изделия.
В. А Мураева. Технология народных ремёсел.
Демонстрацинный малериал.
25.02
87-88
Модульная мозаика. Сочетание русского и японского народного промысла.
Беседа. Подбор материала.
26/02
89-90
Модульная мозаика.
Выполнение заготовок - модулей.
4.03
91-92
Модульная мозаика.
Выполнение заготовок - модулей.
5/03
93-94
Модульная мозаика.
Составление композиции.
11.03
95-96
Модульная мозаика.
Составление композиции.
12.03
97-98
Выставка.
18.03
99-100
Хохломская роспись.
Беседа (история возникновения, предметы Хохломской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).
С. В. Вохронцева. Учимся рисовать. Демонстрационный материал. Динамическая таблица.
19.03
101-102
Роспись по дереву.
Выполнение росписи элементами Хохломской росписи. Набросок.
Динамическая таблица.
25.03
103-104
Роспись по дереву.
Роспись.
Динамическая таблица.
26.03
105-106
Японское народное творчество. Оригами.
Беседа.
Иллюстрации
1.04
107-108
Изготовление треугольного модуля оригами.
Знакомство с базовой формой - треугольный модуль оригами.
Поэтапный показ.Демонстрация
2.04
109-110
Изготовление тюльпана из треугольных модулей оригами.
Знакомство со схемой выполнения сборки тюльпана и соединение отдельных деталей.
Поэтапный показ.Демонстрация
8.04
111-112
Изготовление тюльпана из треугольных модулей оригами.
Знакомство со схемой выполнения сборки тюльпана и соединение отдельных деталей.
Поэтапный показ.Демонстрация
9.04
113-114
Изготовление тюльпана из треугольных модулей оригами.
Знакомство со схемой выполнения сборки тюльпана и соединение отдельных деталей.
Поэтапный показ.Демонстрация
15.04
115-116
Матрёшки России.
Беседа. Виды.
Иллюстрации
16.04
117-118
Выполнение элементов росписи.
Техника выполнения росписи.
Поэтапный показ. Зрительный ряд.
22.04
119-120
Выполнение элементов росписи матрёшка в плоскости.
Техника выполнения росписи.
Поэтапный показ. Зрительный ряд.
23.04
121-122
Роспись мотивов матрёшки на яйце.
Техника выполнения росписи.
Поэтапный показ. Зрительный ряд.
29.04
123-124
Роспись мотивов матрёшки на яйце.
Техника выполнения росписи.
30.04
125-126
Работа с природным материалом. Плоские работы.
Сбор природных , бросовых материалов, выбор и подготовка основы.
Подборка всевозможных творческих работ, интернет, книги, журналы.
6.05
127-128
Работа с природным материалом. Плоские работы.
Составление композиции.
7.05
129-130
Работа с природным материалом. Объёмные работы.
Сбор природных , бросовых материалов, выбор и подготовка основы.
Подборка всевозможных творческих работ, интернет, книги, журналы.
13.05
131-132
Работа с природным материалом. Объёмные работы.
Составление композиции.
14.05
133-134
Квиллинг.
Знакомство с техникой квиллинг. Базовые формы. Материалы, инструменты.
Таблица базовых форм, Зрительный ряд.
20.05
135-136
Квиллинг.
Изготовление открытки из базовых форм: капелька, листок, спираль.
Таблица базовых форм, Зрительный ряд.
21.05
137-138
Квиллинг.
Изготовление открытки из базовых форм: капелька, листок, спираль.
Таблица базовых форм, Зрительный ряд.
28.01