• Преподавателю
  • Другое
  • Программа художественно – педагогической направленности для обучающихся 1 – 9 классов объединения «Народные промыслы» 3 год обучения

Программа художественно – педагогической направленности для обучающихся 1 – 9 классов объединения «Народные промыслы» 3 год обучения

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное казённое учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества г. Лузы Кировской области



УТВЕРЖДЕНО:

Приказом и.о. директора МОКУ ДОД

ДДТ г. Лузы Кировской области

______________Н.В.Попова

Приказ № 01 - 013/126 от 13.09.2013г.

Рабочая программа

художественно - педагогической направленности

для обучающихся 1 - 9 классов

объединения «Народные промыслы»

Автор программы:

Росоха Наталья Ивановна,

педагог дополнительного образования

МОКУ ДОД Дома детского творчества г. Лузы

2013 - 2014 уч. год

Пояснительная записка


В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, тесно связан с творчеством, что важно для эстетического и трудового воспитания.

В эпоху технического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Частью такого культурного наследия является роспись доски, лепка и роспись глиняной игрушки, плетение.

В связи с небольшими финансовыми возможностями образовательного учреждения и недостатка средств у родителей используем на занятиях большое количество бросового материала, ненужного, а значит нетрадиционного. Но тем и ценен опыт, сделать из ничего - произведение художественного искусства.

Мастерская «Народные промыслы» позволяет познакомить детей с ремёслами, пришедшими из глубины веков, познакомить с историей возникновения, развития и обучить простейшим приёмам работы по каждому предложенному промыслу, даёт возможность научиться использовать в работе природный материал. Форма проведения занятий может быть различной: занятие, творческая мастерская, посещение и участие в выставках, посещение музеев.

В мастерскую приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.

Занятия построены таким образом, что теоретические и практические знания даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности.

Теоретическая часть занятия включает в себя:

- постановку целей и объяснение задач (анализ образцов, подбор материалов, инструментов, пособий);

- изложение нового материала (проводится в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых технологических приемов);

- инструктаж о соблюдении правил техники безопасности.

Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:

В зависимости от способностей ученика используются различные методы, в основе которых лежит деятельность ребенка: подражательная (репродуктивная), частично-подражательная, творческая.

Процесс обучения построен от простого к сложному.

На простых и малых формах отрабатываются приемы работы, что позволяет постепенно почувствовать материал, его теплоту, увидеть многообразие форм, цветов, оттенков, побуждает детей к творчеству, дает возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках: отчетных, городских, районных.

По каждой выполненной работе все члены мастерской высказывают свое мнение: разбираются достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки. Детям, выполнившим задание быстрее других, даются дополнительные задания. Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Большое внимание уделяется созданию работ, требующих коллективного участия.

Программа «Народные промыслы» имеет художественно-эстетическую направленность.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, строителей будущей жизни по законам прекрасного, независимо от будущей профессии. Красота преображает и тех, кто ее создает, и тех, кто ее воспринимает. Под ее воздействием меняется и сам облик людей, нравственный мир, психология.

Данная рабочая программа базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения в школе, реализует их связь с литературой, историей.

Цели и задачи образовательной программы

Цель: создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из природного материала.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с историей народных промыслов, как частью национального наследия;

- познакомить с искусством обработки природного материала, его использование, замена на нетрадиционные;

- научить правильной и безопасной организации труда;

- обучить приемам и методам работы с природным и нетрадиционным материалом;

- познакомить с основными свойствами используемых материалов;

- обучить заготавливать, хранить и экономно расходовать материал;

- познакомить с основными законами композиции;

- обучить технологическим приемам в изготовлении изделий декоративно - прикладного искусства.

Развивающие:

- развивать индивидуальные творческие способности детей;

- развивать воображение, пространственное мышление детей;

- способствовать развитию мелкой моторики;

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;

- развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;

- воспитывать коммуникативные навыки;

- формировать чувство патриотизма и национальной гордости через знакомство с культурным прошлым России

Условия реализации образовательной рабочей программы

Рабочая программа адресована учащимся 6 -15 лет, желающим создавать изделия народных промыслов.

Учащиеся занимаются два раза в неделю по полтора академических часа, в форме творческой мастерской. Форма проведения занятий - групповая. Наполняемость групп - 15 человек в первый год обучения, 12 - во второй год обучения, 10- человек в третий год обучения.


Ожидаемые результаты реализации рабочей программы:

К концу третьего года обучения учащийся должен:

- освоить основные законы композиции;

- ориентироваться в цветоведение;

- освоить технологические приемы плетения, при плетении изделий с изменением формы дна, формы предмета;

- совершенствование умений работы с глиной;

- освоить простые приёмы росписи по доске;

- владеть теоретическими знаниями о промыслах, различать и называть виды росписи;

- владеть простыми приёмами бисероплетения из проволоки;

- владеть простыми приёмами работы по ткани - батик;

-владеть приёмами аппликации, а также декупажем;

- улучшится пространственное воображение и мышление.

- улучшится художественно-эстетический вкус;

- проявится уважительное отношение к трудовой

деятельности человека.

- у учащихся улучшится художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма, через знакомство с культурным прошлым России.

К концу обучения по программе, у учащихся проявятся аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу.

Результативность освоения учащимися рабочей программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:

- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

- самоконтроль.

Основными критериями оценки работ учащихся являются:

  • внешний вид изделия (аккуратность, плотность плетения),

  • правильность выполнения основных приемов плетения.

У обучающихся улучшается мелкая моторика. Развиваются коммуникативные навыки, дети становятся доброжелательными по отношению друг к другу и к педагогу, развивается их художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма через знакомство с культурным прошлым России. Появляется аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу. Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Очень важен в мастерской элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Разработана система поощрения. На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы: оценка педагога, совместная оценка учащегося и педагога, самооценка.







Учебно-тематический план

3-й год обучения

Занятия (часы)

Тема занятия

Элементы содержания

Информационное

сопровождение

Дата по плану

Дата фактически

1-2

Вводное занятие.

1. Знакомство с основными видами работ объединения «Народные промыслы»

2. Инструктаж по технике безопасности

Иллюстрации, демонстрационный материал.

17.09

3 -4

Знакомство с традициями народа на руси. Оберег. Беседа.

1.Расширить представление детей о традициях на Руси.

2. Символика.


Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Е. Рубцова.

Иллюстрации, демонстрационный материал.

18/09

5 - 6

Изготовление оберега Косичка - домовушка.

Подбор необходимого материала.

Работа с бросовым материалом

Иллюстрации, демонстрационный материал. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Е. Рубцова.

24.09

7 - 8

Изготовление оберега Косичка - домовушка.

Изготовление косички.

Составление композиции.

Иллюстрации, демонстрационный материал. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Е. Рубцова.

25.09

9 - 10

Изготовление оберега на плоскости.

Подбор необходимого материала.

Работа с бросовым материалом.

Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.

Иллюстрации, демонстрационный материал.

1.10


11 -12

Изготовление оберега на плоскости.

Работа с солёным тестом. (Лепка, роспись).

Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.

Иллюстрации, демонстрационный материал

2.10

13 -14

Изготовление оберега на плоскости.

Составление композиции.

Иллюстрации, демонстрационный материал

8.10

15 - 16

Кукла - матреничка

Подготовка основы.

Иллюстрации, демонстрационный материал

9.10

17 - 18

Кукла - матреничка

Выполнение частей тела.

Иллюстрации, демонстрационный материал

15.10

19 - 20

Кукла - матреничка

Одежда.

Иллюстрации, демонстрационный материал

16.10

21 - 22

Беседа о видах росписи.

Роспись по дереву, глине, фарфору, жести. (Хохлома, Дымка, Гжель, Жостовские подносы, Городец, Филимоновская игрушка, Полхов - майдан, Глубоковская , Тверская).

Сборник демонстрационных таблиц с различными видами росписи.

Натуральные образцы

22.10

23 -24

Повторение элементов росписи Дымковской игрушки.

Повторение элементов росписи Дымковской игрушки.

С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.

23.10

25 - 26

Лепка дымковской игрушки «Барыня»

Обучение приёмам лепки из целого куска глины способом вытягивания, а также формирования отдельных частей. Сушка.

Н.Б. Халезова Декоративная лепка.

29.10

27 - 28

Роспись Дымковской игрушки «Барыня»

Роспись.

С.В. Вохринцева. Динамическая таблица. Натуральный образец.

30.10

29 - 30

Плетение корзинки для цветочного горшка.

Плетение корзины из бумаги в натуральную величину. Кручение трубочек на спицах.

В.И. Романина Плетение из полос в начальных классах.

Образец.

5.11

31 - 32

Плетение корзинки для цветочного горшка.

Кручение трубочек.

Поэтапный показ, демонстрация.

6.11

33 - 34

Плетение корзинки для цветочного горшка.

Плетение.

Поэтапный показ, демонстрация.

12.11

35 - 36

Плетение корзинки для цветочного горшка.

Покраска гуашью, сушка.

Поэтапный показ, демонстрация.

13.11

37 - 38

Плетение корзинки для цветочного горшка.

Покраска лаком.

Поэтапный показ, демонстрация.

19.11

39 - 40

Знакомство с узорами Северной Двины. Пермогорская роспись.

Беседа.

Ю. Г. Дорожин Искусство детям

20.11

41-42

Яркие краски севера. Пермогорская роспись.

Знакомство с росписью и особенностями палитры.

Ю. Г. Дорожин Искусство детям

26.11

43-44

Весёлые супрядки. Геометрические узоры. Пермогорская роспись.

1.Знакомство с традиционными сюжетами росписи и освоение орнамента.

2. Освоение простейших элементов геометрического орнамента.

Ю. Г. Дорожин Искусство детям

27.11

По грибы, по ягоды. Пермогорская роспись.

Знакомство с художественными элементами - листочки, ягодки, цветы, трёхлистные цветы, тюльпановидные.

Ю. Г. Дорожин Искусство детям

3.12

47-48

Птица Сирин. Пермогорская роспись.

Знакомство с традиционным мотивом - птицей.

Ю. Г. Дорожин Искусство детям

4.12

49-50

Роспись туеса. Пермогорская роспись.

Декоративное оформление туеса.

Ю. Г. Дорожин Искусство детям

10.12

51-52

Традиции празднования Нового года на Родине Деда Мороза.

Беседа.

Брошюра «Сказочное путешествие на родину Деда Мороза» Демонстрационный материал.

11.12

53-54

Изготовление традиционного русского атрибута Нового года - Ёлочки.

Моделирование.

И. С. Ильин. 100 лучших моделей оригами.

17.12

55-56

Изготовление традиционного русского атрибута Нового года - Ёлочки.

Моделирование. Изготовление модулей.

И. С. Ильин. 100 лучших моделей оригами.

18.12

57-58

Изготовление новогодних игрушек.

Папье-маше. Создание формы.

М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец.

24.12

59-60

Изготовление новогодних игрушек.

Аппликация.

М. И. Нагибина Чудеса для детей из ненужных вещей. Образец.

25.12

61-62

Рисование новогоднего плаката «Русские забавы»

Подбор композиции. Набросок.

С.В. Вохринцева. Динамическая таблица.

14.01

63-64

Рисование новогоднего плаката «Русские забавы»

Рисование.

С.В. Вохринцева. Динамическая таблица.

15/01

65-66

Гжельская роспись.

Беседа (история возникновения, предметы гжельской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).

С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.

21.01

67-68

Выполнение элементов гжельской росписи.

Цветы. Листья, веточки. Элементы росписи в полосе (цветы, листья)

С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.

22/01

69-70

Выполнение элементов гжельской росписи доске.

Роспись.

С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.

28.01

71-72

Выполнение элементов гжельской росписи на доске.

Роспись.

С.В. Вохринцева. Демонстрационный материал.

29/01

73-74

Декупаж. Знакомство с народным творчеством Восточной Сибири.

Беседа. Знакомство с материалами и инструментами.

А.А.Зайцева.

Декупаж по стеклу и керамике.

Демонстрационный материал.

4.02

75-76

Декупаж. Работа по керамике. Тарелка.

1.Знакомство с приёмами работы.

2. Подготовка поверхности бумажных заготовок.

А.А.Зайцева.

Декупаж по стеклу и керамике.

Демонстрационный материал.

5/02

77-78

Декупаж. Работа по керамике.Тарелка.

Наклеивание мотивов.

Закрепление.

А.А.Зайцева.

Декупаж по стеклу и керамике.

Демонстрационный материал.

11.02

79 -80

Бисероплетение.

Беседа. Родословная. Традиционные изделия. Знакомство с материалами и инструментами.

В. А Мураева. Технология народных ремёсел.

Демонстрацинный малериал.

12.02

81-82

Бисероплетение. Изготовление лепестков.

Технология плетения на проволок, ( подетальное выполнение).

В. А Мураева. Технология народных ремёсел.

Демонстрацинный малериал.

18.02

83-84

Бисероплетение. Изготовление тычинок.

Подетальное выполнение по схеме.

В. А Мураева. Технология народных ремёсел.

Демонстрацинный малериал.

19/02

85-86

Бисероплетение. Монтаж изделия.

В. А Мураева. Технология народных ремёсел.

Демонстрацинный малериал.

25.02

87-88

Модульная мозаика. Сочетание русского и японского народного промысла.

Беседа. Подбор материала.

26/02

89-90

Модульная мозаика.

Выполнение заготовок - модулей.

4.03

91-92

Модульная мозаика.

Выполнение заготовок - модулей.

5/03

93-94

Модульная мозаика.

Составление композиции.

11.03

95-96

Модульная мозаика.

Составление композиции.

12.03

97-98

Выставка.

18.03

99-100

Хохломская роспись.

Беседа (история возникновения, предметы Хохломской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).

С. В. Вохронцева. Учимся рисовать. Демонстрационный материал. Динамическая таблица.

19.03

101-102

Роспись по дереву.

Выполнение росписи элементами Хохломской росписи. Набросок.

Динамическая таблица.

25.03

103-104

Роспись по дереву.

Роспись.

Динамическая таблица.

26.03

105-106

Японское народное творчество. Оригами.

Беседа.

Иллюстрации

1.04

107-108

Изготовление треугольного модуля оригами.

Знакомство с базовой формой - треугольный модуль оригами.

Поэтапный показ.Демонстрация

2.04

109-110

Изготовление тюльпана из треугольных модулей оригами.

Знакомство со схемой выполнения сборки тюльпана и соединение отдельных деталей.

Поэтапный показ.Демонстрация

8.04

111-112

Изготовление тюльпана из треугольных модулей оригами.

Знакомство со схемой выполнения сборки тюльпана и соединение отдельных деталей.

Поэтапный показ.Демонстрация

9.04

113-114

Изготовление тюльпана из треугольных модулей оригами.

Знакомство со схемой выполнения сборки тюльпана и соединение отдельных деталей.

Поэтапный показ.Демонстрация

15.04

115-116

Матрёшки России.

Беседа. Виды.

Иллюстрации

16.04

117-118

Выполнение элементов росписи.

Техника выполнения росписи.

Поэтапный показ. Зрительный ряд.

22.04

119-120

Выполнение элементов росписи матрёшка в плоскости.

Техника выполнения росписи.

Поэтапный показ. Зрительный ряд.

23.04

121-122

Роспись мотивов матрёшки на яйце.

Техника выполнения росписи.

Поэтапный показ. Зрительный ряд.

29.04

123-124

Роспись мотивов матрёшки на яйце.

Техника выполнения росписи.

30.04

125-126

Работа с природным материалом. Плоские работы.

Сбор природных , бросовых материалов, выбор и подготовка основы.

Подборка всевозможных творческих работ, интернет, книги, журналы.

6.05

127-128

Работа с природным материалом. Плоские работы.

Составление композиции.

7.05

129-130

Работа с природным материалом. Объёмные работы.

Сбор природных , бросовых материалов, выбор и подготовка основы.

Подборка всевозможных творческих работ, интернет, книги, журналы.

13.05

131-132

Работа с природным материалом. Объёмные работы.

Составление композиции.

14.05

133-134

Квиллинг.

Знакомство с техникой квиллинг. Базовые формы. Материалы, инструменты.

Таблица базовых форм, Зрительный ряд.

20.05

135-136

Квиллинг.

Изготовление открытки из базовых форм: капелька, листок, спираль.

Таблица базовых форм, Зрительный ряд.

21.05

137-138

Квиллинг.

Изготовление открытки из базовых форм: капелька, листок, спираль.

Таблица базовых форм, Зрительный ряд.

28.01


© 2010-2022