Выступление на педсовете на тему Формирование УУД на внеурочной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Приложение № ____

к Педагогическому совету от _________________20____г. № ____



Формирование универсальных учебных действий

через внеурочную деятельность

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.


Организационные модели внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через










┌───────────────────────────┐ ┌────────────────────────┐

│ Инновационная │ │ Иные педагогические │

│ (экспериментальная, │ │ работники │

│ пилотная, внедренческая) │ │ │

│ площадка │ ┌────────────┐ │Должностные обязанности │

│ Инновационная │ │внеурочная │ │ педагога-организатора, │

│ (экспериментальная) │<───┤деятельность├─>│ социального педагога, │

│деятельность по разработке,│ └─┬─┬─┬─┬─┬──┘ │ педагога-психолога, │

│ апробации, внедрению │ │ │ │ │ │ │ старшего вожатого │

│ новых образовательных │ │ │ │ │ │ │ │

│ программ, в том числе │ │ │ │ │ │ │ │

│ учитывающих региональные │ │ │ │ │ │ │ │

│ особенности │ │ │ │ │ │ │ │

└───────────────────────────┘ │ │ │ │ │ └────────────────────────┘

│ │ │ │ │

┌──────────────────────────┘ │ │ │ └──────────────────────┐

│ ┌─────────────┘ │ └──────────┐ │

\/ \/ \/ \/ \/

┌─────────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────────┐ ┌────────┐ ┌──────────────┐

│Учебные план │ │Дополнитель-│ │Дополнительное│ │Группы │ │ Классное │

│образователь-│ │ное образо- │ │образование │ │продлен-│ │ руководство │

│ного учрежде-│ │вание │ │учреждений │ │ного дня│ │ │

│ния │ │образова- │ │культуры и │ │ │ │ Деятельность │

│ │ │тельного │ │УДОД │ │Деятель-│ │ классных │

│Часть, │ │учреждения │ │ │ │ность │ │руководителей │

│формируемая │ │ │ │Организация │ │воспита-│ │ (экскурсии, │

│участниками │ │Организация │ │деятельности │ │телей │ │ диспуты, │

│образователь-│ │кружков, │ │как на базе │ │ГПД, │ │круглые столы,│

│ного процесса│ │спортивно- │ │общеобразова- │ │например│ │соревнования, │

│(секции, │ │оздорови- │ │тельных │ │в рамках│ │ общественно │

│школьные │ │тельных │ │учреждений, │ │"школы │ │ полезные │

│научные │ │секций, │ │так и на базе │ │полного │ │ практики и │

│общества, │ │поисковых и │ │самих │ │дня" │ │ т.д.) │

│научные │ │научных │ │учреждений │ │ │ │ │

│исследования │ │исследований│ │дополнительно-│ │ │ │ │

│и т.д.) │ │и т.д. │ │го образования│ │ │ │ │

│ │ │ │ │детей и │ │ │ │ │

│ │ │ │ │учреждений │ │ │ │ │

│ │ │ │ │культуры │ │ │ │ │

└─────────────┘ └────────────┘ └──────────────┘ └────────┘ └──────────────┘

Для создания материально-технической базы внеурочной деятельности следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.,

регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

Дополнительно можно разрабатывать и соответствующие региональные нормативные правовые акты, регламентирующие создание материально-технической базы внеурочной деятельности.

Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:

укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками;

наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения

Внеурочная деятельность в нашей школе осуществляться через:

- учебный план

- дополнительные образовательные программы внеурочной деятельности

Модели организации внеурочной деятельности:

- базовая модель (как общая модель, включающая все представленные варианты организации);

Наша задача во внеурочной деятельности создать пространство детства в школе, возможность ребенку сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика - на роль ребенка; подростка - на спортсмена, художника, актера и т.п. Кроме того, именно здесь появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знает о учебных успехах и неудачах.

Внеурочная деятельность организуется

по направлениям развития личности

1. Спортивно-оздоровительное

«Аэробика» 3-4 кл. Самородская И.Н.

С целью совершенствование техники выполнения базовых элементов и связок классической аэробики.

«Общая физическая подготовка» 1а-2а,4а-5а кл.- Комарова Е.В.

С целью развития морально-волевых качеств личности в освоении новых движений.

2. Общеинтеллектуальное

"Математическое конструирование" в 1 - 2 кл. Барбакова О.Н.

Чтобы заложить начальные геометрические представления, развивать логическое мышление и пространственные представления детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, т.е. научить детей анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части для детального исследования, собрать предложенный объект из частей, выбрав их из общего числа предлагаемых деталей, усовершенствовать объект по заданным условиям, по описанию его функциональных свойств, научить детей определять последовательность операции при изготовлении того или иного изделия.

«Компьютерная графика в начальной школе» 3-4 кл.- Яковлева Е.А.

С целью формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности и развития творческих и познавательных способностей учащихся.

3. Общекультурное

«Юный музыкант» в 3а-4а, 2в-2г кл. - Бабенкова С.А.

Цель программы - создание условий для развития у воспитанников способностей к осмыслению, пониманию, самостоятельному техническому освоению и творческому исполнению музыкальных произведений в ансамбле и сольно, для формирования музыкальной культуры личности, как неотъемлемой части духовной культуры исполнителя.

«Театральный»в 1 А, 2А, 4а, 5А кл. Раевская Н.В.

С целью формирования духовной, свободно-ориентированной личности, способной к разнообразной творческой и интеллектуальной деятельности;

4. Духовно-нравственное

«Занимательная грамматика» в 1а - 2 а кл. - Барбакова О.Н.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

«Волшебный квиллинг» в 4а-5а классах - Л.Н. Деменкова

Цели:

- развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

«Цветоводство» 2в-2г класс - Л.Н. Деменкова

Цель программы: содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников посредством включения их в социально-значимую, творческую трудовую деятельность.

5. Социальное

«Сувенир» 1-4 кл. - Шатинская Е.В

С целью изучения декоративно-прикладного искусства и увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

«Школьное телевидение» 2в-2г класс В.Н.Климова

Цель программы -

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся на основе выпуска школьных новостей.

«Керамика» 1а-2а класс - В.Н.Климова

Цель − научить изготавливать фигуры из простых геометрических форм: шара, цилиндра, конуса и жгута, которые называются исходными формами.

Я поделюсь с вами наработками по формированию УУД через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Федеральные государственные стандарты общего образования пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться - познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и педагогами.




На слайде вы видите 4 группы УУД. По критериям давайте назовем их.

Синий - познавательный Зеленый - регулятивные

Желтый - личностные Красный - коммуникативные

Выступление на педсовете на тему Формирование УУД на внеурочной деятельности

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Главная цель моей педагогической деятельности - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Как же я формирую у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия на внеурочных занятиях, в первую очередь через проектную деятельность

Цель программы «Школьное телевидение» во 2в-2г классе

- Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся на основе выпуска школьных новостей.

ЗАДАЧИ:

1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

Выбрать данное направление со 2 классом, было немного страшновато. Организовать совместную проектно-исследовательскую деятельность, имеющую общую цель, направленную на достижение общего результата, было очень сложно. Начинали мелкими шагами. В помощь привлекали учащихся других классов, родителей, воспитателей, педагогов.

Работали в группе - это эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников.

Взаимодействие «учитель - группа совместно действующих детей» является исходной формой сотрудничества в классе.

Работу в группах мы начали с выработки основных правил:

-полное внимание к однокласснику;

-серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

-терпимость, дружелюбие:

-никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Для проектов выбрали темы, интересные детям и полезные для школы. «Наши педагоги» к Дню учителя и «Наши мамы» к Дню матери. Эти выпуски новостей презентовали на концертных мероприятиях. «Наши увлечения октября»- этот выпуск учащиеся младших классов увидели на мероприятии «Здоровым быть здорово» в рамках недели здоровья. В стадии завершения выпуск о здоровом образе жизни. «Урок добра» с учащимися школы 1 подвел к ответному действию - выпустили «Видеопоздравление с новым годом для воспитанников этой школы, которое уже с 28 декабря транслируется у них в рекриации. Это все краткосрочные проекты. Подходили к каждому творчески, ориентировались на процесс исследовательского поиска, а не только на результат. Старалась меньше заниматься наставлениями, помогала действовать независимо, открывая и развивая в каждом его индивидуальные способности. Так Илья стал постоянным ведущим, который самостоятельно выбирает себе партнера. Лизунов Никита долго не решался сниматься, самостоятельно работал над голосом и когда «поменял голос»- все получилось с выступлением. Я их не критикую, оценивая работу, больше хвалю. Теперь я заметила что Назрин становится работоспособной, инициативной. Ребята, просматривая отснятый материал, оценивают его, просят переснять некоторые эпизоды. В апреле мы будем участвовать в мероприятиях, посвященных первому полету человека в космос. Уже начали подготовительную работу над долгосрочным исследовательским проектом «След первого космонавта (Юрия Гагарина) в Рославле». Взяли литературу в нашей школьной библиотеке, нашли людей, которые участвовали в концертной программе в мероприятии по встрече с Ю.А.Гагариным, а выпускники 1 школы случайно встретились с ним на Вяхорях у озера. Их поиском уже занялись по нашей просьбе наши партнеры - учащиеся этой школы с педагогом Фомкиной Т.А. Нас ждут интересные встречи, экскурсии в городскую библиотеку, музей, где хранятся письма рославльчан Гагарину, его личные вещи и т.д.

Я не заставляю ребят участвовать во всех проектах, но вижу, как раз от раза растет их инициатива видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

На моих внеурочных занятиях

- познавательные УУД формируются при подготовке сообщений (в процессе бесед, общения с родителями, выступлений педагогов и детей, получения информации из интернета, книг).

- регулятивные и коммуникативные УУД формируются на всех этапах работы над проектом.

- развитие личностных УУД можно увидеть при участии ребят в индивидуальных работах над проектом и при анализе выпусков школьных новостей.

Отправив на международный конкурс первый выпуск школьных новостей мы удостоились диплома 1 степени. Ребята получили не только удовлетворение от этой работы, но и самоутвердились. Выступая перед одноклассниками, родителями с экрана, получая положительную оценку с их стороны, ребята тоже самоутверждаются, получая уверенность в себе и своих силах, все это позволяет говорить о постепенном формировании личностных УУД.

На сегодняшний день во 2в 2г классе еще низкий уровень сформированости УУД, но ближе к среднему.

Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

«Керамика» 1-2 класс слабослышащих

По словам Герберта Спенсера (анг. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования - это не знания, а действия».

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Учебно-тематический план 1 года обучения - 34 часа

Цель − научить работать с материалом - пластилином, изготавливая простые фигуры из исходных геометрических форм.

Задачи:

1. познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством;

. научить приемам работы с материалом - пластилин;

.развить у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление, наблюдательность и зрительную память;

.научить чувствовать свойства пластического материала и понимать его возможности;

. приобрести первые навыки работы с натуры, построения композиции на основе наблюдений природы;

. научить бережно хранить свою работу.

На занятиях первого полугодия мы работаем пока с пластилином. Все задания снабжены пошаговыми инструкциями. В каждом разделе уч-ся занимаются технологией декоративно-прикладного искусства, сборкой несложных моделей фигур лесных жителей. На одном из занятий, тема которого «Заяц на морковном поле» на разных этапах формируются следующие универсальные учебные действия:

- познавательные - умение решать проблемы и задачи. В начале занятия через загадки, эвристическую беседу выясняем, расширяем знания детей о зайцах,

- определяем тему занятия, ставим цели, учимся работать по алгоритму, осуществляем контроль и самоконтроль - это формирование регулятивных УУД,

- работая по алгоритму - создавать свой индивидуальный образ с характерными чертами образа - это формирование личностных УУД,

- умение работать в группе, в команде, умение договариваться, слышать и понимать партнера составляя общую композицию - это формирование коммуникативных УУД,

Занятия лепкой, исследованиями, созданием творческих поделок, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию учащихся.

ИТОГ. Таким образом, УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

коммуникативные - обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные - общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные - определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные - обеспечивающие организацию собственной деятельности.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе внеурочной работы нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен.

В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий - неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя - это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий по формированию умения учиться.

ХЛОПОК . Упражнение.

Поставьте правую руку на локоток и поверните ладонью ко мне. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Выходит? Почему? Чего не хватает? Нужна вторая ладошка.

Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь - вы, другая - я. Давайте попробуем сделать хлопок вместе(делаем по очереди хлопки: учитель-воспитатель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, быть здоровыми и жизнерадостными.

Говоря о формировании УУД это упражнение тоже показывает, что невозможно формировать их только на уроках или только во внеурочной деятельности.

Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.

«Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»

( Л.Н. Толстой)



__________________ В.Н. Климова, учитель



© 2010-2022