Д. Н. Мамин - Сибиряк Приёмыш

Данная методическая разработка содержит папку, в которой размещены: 1)конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш"2 урок", 2)презентация, 3) папка- приложение для работы с интерактивной доской, 4) видеоматериал. Это второй урок в разделе "Природа и мы", тесно связан с предыдущим и отлично работает на последующие. Урок построен согласно требованиям ФГОС. Использованы инновационные технологии: ИКТ, Технология развития критического мышления через чтение и п...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приемыш»

Цели:

Учебно - коммуникативные: продолжать знакомство с произведениями детской классической литературы; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, учить давать характеристику главным героям, анализировать их поступки;

Развивающая: способствовать развитию литературной речи, мышления, внимания, познавательного интереса, развивать мотивацию к обучению.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным, умение дружить.

Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с тестовыми заданиями

  1. Организационный момент. (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Викторовна, я проведу у вас урок литературного чтения. Присаживайтесь.

Ребята, сегодня такой прекрасный солнечный день! Давайте улыбнемся друг другу! И с хорошим настроением приступим к уроку.


  1. Актуализация знаний

Послушайте стихотворение Н.А. Заболоцкого «Просьба»

Птицы, рыбы, звери

В душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб - не море,

А земля без зверей - не земля.

О чем это стихотворение?

К чему призывает нас автор? (беречь природу, бережно к ней относиться)

Молодцы! Правильно, прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку на слайде

«Мы в ответе за тех, кого приручили!»

Все согласны с этим высказыванием?

Сегодня к вам на урок я пришла не одна, а с моим питомцем «приёмышем». Отгадайте загадку, и вы узнаете кто он.

Загадка

Блещет в банке чистой

Спинкой золотистой.

Молодцы, познакомьтесь, это мой .питомец - рыбка Алинка . Хоть и говорят, что рыбки безмолвные существа, я отлично понимаю настроение моей Алинки. Вот сейчас она немного удивлена и ей любопытно. Ей хочется познакомиться с вами. Поэтому она будет гостем у нас на уроке.

Отгадайте ёще 2 загадки.

1)Что за диво, что за птица,

На воде она царица,

И окрас ей так подстать,

Просто глаз не оторвать!

2)

Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет - Она знать дает

Лебедь и собака. Ребята, кто же они? Почему загадки о них? (герои рассказа «Приёмыш»)

Молодцы, на прошлом уроке вы познакомились с этими героями, прочитали рассказ «Приёмыш». Сегодня на уроке мы заканчиваем работу над рассказом Д Н Мамина-Сибиряка "Приёмыш". Будем читать, рассуждать, думать, высказывать своё мнение. А также проанализируем, как автор описывает лебедя и как к нему относится старый рыбак Тарас.

  1. Проверка домашнего задания.

Сейчас я хочу узнать, внимательно ли вы читали рассказ.

У вас на партах лежат тесты. Выберите и отметьте галочкой правильный ответ.

  1. Кто автор рассказа «Приёмыш»?

Д.Н. Мамин-Сибиряк

А.И. Куприн

М.М. Зощенко


  1. Как называлось озеро, на котором происходило действие?

Яркое озеро

Светлое озеро

Темное озеро


  1. Как звали сторожившую избу собаку?

Дружок

Соболько

Соломка


  1. Приёмыш это….?

Гусь

Лебедь

Утка


  1. Как звали героя рассказа?

Артём

Тарас

Макар

Теперь, оцените своего соседа. За каждый правильный ответ ставим по 1 баллу.

5 правильных - оценка 5

4 4, 3-3, 2-2 теперь давайте проверим, что у вас получилось. (слайды с проверкой)

Молодцы! Отложите листочки.

Домашним заданием было подобрать и принести фотографии, рисунки ваших любимых питомцев, они нам нужны для оформления фотоколлажа, который называется «Природа и мы».

  1. Работа над текстом.

Какое ключевое слово в этой фразе (природа и мы)?

Почему?

(потому что мы воздействуем на природу по-разному: наша деятельность может быть направлена на сохранение или разрушение природы)

Хорошо, вернемся к рассказу.

какую фотографию мы поместим в центр плаката?

(Тараса)

Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? (составление кластера)

Приёмыш

- кто оказался приёмышем в рассказе Мамина-Сибиряка? (лебедь) (добавление в кластер)

Так лебедь - сирота, почему? Кто мне сможет рассказать, как лебедь появился у Тараса? (пересказ)

Как вы охарактеризуете поступок охотников? (они поступили плохо, убили живых существ ради забавы). Какое это отношение к природе? Положительное или отрицательное?

Найдите фотографию, на которой изображен этот эпизод? На какую сторону мы его приклеим?

А как вы охарактеризуете поступок Тараса?

Давайте приклеим фотографию лебедя рядом с Тарасом.

Назовите ещё героев рассказа.

Тарас, Соболько

( добавление в кластер .на доске Тарас, Соболько, Лебедь)

Итак, мы определили, что в рассказе 3 героя.

-Найдите описание Тараса ,его историю.(стр.79-80)

Слайд 4. Выберите из ниже предложенных определений те, которые характеризуют Тараса, перенесите их к этому герою.

-Найдите описание лебедя.(стр77,78.80). аналогично выполняем работу. Выбираем слова и выражения, характеризующие Лебедя и Соболько.

- Молодцы, отлично справились. Мы дали характеристики всем главным героям.

Скажите, почему Тарас главный герой? (Он умел любить, согреть, помочь людям и животным. А это очень много!

Почему автор так назвал свой рассказ? (потому что Тарас приютил у себя лебедя)

Как вы думаете, мог ли Тарас не отпустить лебедя?

- а почему он этого не сделал? Как он сам объяснил свой поступок?

Как характеризует Тараса этот поступок? ( Тарас любил всё живое, он не посмел бы обрезать приёмышу крылья, запереть в избе, он не мог обидеть ни рыбку, ни птичку.

Почему Тарас назвал лебедя особенной птицей? Найдите в тексте(83)

Приёмыш - это птица, которой нужна полная свобода и у неё должна быть своя семья. А как известно, лебеди очень верные птицы, и любят только раз в жизни. И ради своего любимого они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам - людям.

Послушайте, пожалуйста, отрывок из песни Видео

  1. Физминутка. Оглянитесь, ребята вокруг, видите различные картинки?

Первый ряд соберет картинки с растениями, второй с животными, третий - явления природы. Сложите их на первых партах своего ряда и тихонько встаньте около своих парт. Начали.

Молодцы! Отлично справились. А теперь представьте себя лебедями

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

  1. Продолжение работы по теме урока.

- почему во время второй встречи Тарас показался автору дряхлым и жалким, имеющим действительно утомленный вид? Это было из-за болезни?

(из-за тоски по другу)

-Каким себя чувствовал Тарас летом, когда Приёмыш был с ним и Соболько? (счастливым, князь князем)

Да, на примере Тараса мы видим, что человек, живущий на природе, вполне может считать себя счастливым . Т.е мы видим, что не только человек может воздействовать на природу, но и она может оказывать на нас влияние: вызывать различные чувства - радости, печали

Найдите фотографии с изображением счастья, печали. Поместите их на наш плакат.

Сейчас я предлагаю вам нарисовать словесный портрет Тараса.

У вас на партах лежат листы. На первой строчке запишите Тарас.

На второй строчке подберите и запишите 2 прилагательных, точно характеризующих героя.

На третьей строчке запишите 3 глагола, характеризующих действия и поступки старика

На четвертой строчке запишите фразу или предложение, выражающее ваше отношение к нему.

И на 5 строчке подберите и запишите одно слово, синоним точно характеризующее Тараса.

Теперь вы можете вместе с соседом по парте обсудить и сложить ваши определения в одно, которое пришлось бы вам по душе.

Зачитаем, что у вас получилось. Алинка, а мы послушаем, что у ребят получилось.

Молодцы. Посмотрите, Алинка вильнула хвостиком, ей очень понравились ваши ответы.

Нам осталось ответить на последний главный вопрос: «Какими мыслями хотел поделиться с нами автор?» Какова главная мысль этого произведения?

(Он хотел донести до нас одну простую истину: человек и природа - единое целое. Мы не являемся хозяевами природы, мы часть её. Её надо беречь и любить , как родную мать.)

Какой вывод вы сделаете?

Все мы дети одной матери природы.

Ребята, а у нас в Калмыкии обитают лебеди?

В нашем Яшалтинском районе есть уникальное озеро - Маныч - Гудило, это гордость нашего края, которая имеет важное международное значение. Это место гнездования водоплавающих птиц, занесенных в Красную книгу, таких как колпица, белая малая цапля, дрофа и лебедь - шипун.

(видео)

Моей Алинке очень понравились у вас. И она мне шепнула, что хотела бы остаться с такими замечательными ребятами. А вы хотели бы её оставить? Вы готовы нести ответственность за неё? Тогда я с легким сердцем исполню желание моей золотой рыбки. Берегите её.

  1. Итог урока
    Сегодня мы с вами плодотворно поработали, дали характеристики героям, выяснили главную мысль произведения и оформляли плакат. У нас остались ещё картинки. Давайте поместим их на него.

Как вы думаете, ребята, где, в каких конкурсах вы можете его использовать?



  1. Рефлексия.

И я надеюсь, что каждый из вас будет бережно относиться к природе. Сегодня я принесла к вам на урок вот это дерево. Если вам урок понравился, и все было понятно, наклейте зеленые листья, если не совсем - желтые, и если вам совсем ничего не понравилось, и было все непонятно - красные.

Теперь в вашем классе всегда будет весна. Будьте всегда такими же цветущими и милыми!

  1. Домашнее задание: пересказ текста.

  2. Оценки.



© 2010-2022