Методическая разработка урока производственного обучения

Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков производственного обучения по теме «Оформление машинописных работ по правилам машинописи». Для оценки сформированности профессиональных компетенций применяется рейтинговая система оценивания.  Урок разработан с применением интерактивной доски. Рекомендуется для проведения уроков как производственного обучения, так  и теоретического обучения по учебной дисциплине: техника машинописи. Использовании метода проблемной ситуации (кейс-...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки хабаровского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум»

(КГБОУ СПО СМТ)










«Оформление машинописных работ

по правилам машинописи»



Методическая разработка урока

производственного обучения









Автор: Храмцова Л.Е.

мастер производственного

обучения

обсуждено на заседании ПЦК

«___»__________2014 г.



2014 г.

Тип пособия: Методическая разработка

Название работы: «Оформление машинописных работ по правилам машинописи»

Составил: Храмцова Л.Е., мастер производственного обучения

Краткая аннотация: Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков производственного обучения по теме «Оформление машинописных работ по правилам машинописи».

Для оценки сформированности профессиональных компетенций применяется рейтинговая система оценивания.

Урок разработан с применением интерактивной доски. Рекомендуется для проведения уроков как производственного обучения, так и теоретического обучения по учебной дисциплине: техника машинописи.

Использовании метода проблемной ситуации (кейс-метод).

Разработка урока предназначена для мастеров производственного обучения и преподавателей


Содержание:


1. Введение ……………………………………………………………..

2. Технологическая карта урока. ………………………………………

3. Содержание урока ……………………………………………………

4. Приложения …………………………………………………………….

Введение



Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков производственного обучения по теме «Оформление машинописных работ по правилам машинописи» по профессии «Делопроизводитель».

Урок разработан с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.

В разработке представлены:

  • технологическая карта урока производственного обучения

  • задания для проверки знаний

  • карточка-задание на урок

Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при показе приемов выполнение отдельных операций.

Урок обеспечен в полном объеме персональными компьютерами, принтерами для распечатки заданий, карточками-заданиями.

В ходе урока у обучающихся формируются профессиональные компетенции:

- составление и оформление служебных документов

Общие компетенции:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, сходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

по профессии «ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ» В ГРУППЕ № 10 1 курса


ФИО мастера п/о

Храмцова Любовь Евгеньевна

Группа

10 «Делопроизводитель»

Предмет

Производственное обучение

Тема

Оформление машинописных работ по правилам машинописи

Цели урока

Образовательная

Отработать навыки и умения при оформлении машинописных работ

ПК 1.7 «Составление и оформление служебных документов»

Развивающая

Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти

Воспитательная

Формирование общих компетенций:

ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 05: использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности

Тип урока

Обобщающий урок проверки профессиональных навыков и умений

Методы (технологии)

Кейс-метод

Межпредметные или метапредметные связи

Техника машинописи

Наглядные пособия и ТСО

Персональный компьютер - 13 штук, карточки-задания, интерактивная доска

Этап урока

Время (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Организационно-мотивационная часть

5

Преподаватель приветствует учащихся

Проверяет посещаемость учащихся по журналу, внешний вид (спец.одежда)

Сообщается тема и цели урока.

Приветствуют преподавателя

Здравствуйте. На протяжении всего производственного обучения в этом полугодии, мы с вами изучили правила набора текстов слепым десятипальцевым методом и основные требования к оформлению машинописной страницы.

Тема сегодняшнего урока «Оформление машинописных работ по правилам машинописи» и целью нашего урока отработка навыков и умений при оформлении машинописных работ

2. Вводный инструктаж

2.1. Актуализация прежних знаний (повторение материала предыдущих уроках)


45

Вопрос: Перечислите основные требования, предъявляемые к машинописной станицы? (ответы учащихся мастер п/о записывает на доске, после ответа учащихся сравнивает их с эталоном)

По очереди называют основные требования к машинописной страницы

Примерные ответы учащихся:

1. Размеры полей

2. Шрифт (размер и начертания)

3. Межстрочный интервал

4. Абзац

5. Правила написания знаков препинания

6. Правила написания, знаков, употребляемых с цифрами

7. Оформление заголовков и подзаголовков

8. Форматирование текста (по ширине, расстановка переносов)

Вопрос 2: Покажите приемы установки полей в машинописной страницы.


Выходя т к интерактивной доске и показывают приемы установки полей

Методическая разработка урока производственного обучения

Вопрос 3: Покажите приемы установки абзаца и межстрочного интервала


Выходят к доске и показывают приемы

Методическая разработка урока производственного обучения

Вопрос 4: Правила написания знаков препинания

Отвечают на вопрос и показывают на примере как пишутся знаки препинания

Примерные ответы учащихся:

1) знаки препинания «точка», «запятая», «двоеточие», «точка с запятой», «многоточие», «восклицательный» и «вопросительный» знаки со словом пишут слитно, после делается пробел

2) «ковычки», (скобки) пишут слитнос со словом, написанным в ковычках или скобках

Вопрос 5: Правила написания знаков, употребляемых с цифрами

Отвечают на вопрос и показывают на примере как пишут знаки, употребляемые с цифрами

Примерные ответы учащихся:

  1. «Процент» пишется слитно с цифрой

  2. «номер» и «параграф» отделяют от цифры пробелом

  3. «градус» пишется строчной буквой «о» при помощи команды «надстрочныйзнак» слитно с цифрой

Вопрос 5: Правила оформление заголовков и подзаголовков

Отвечают на порос и практически показывают приемы оформления

Примерные ответы учащихся:

  1. Заголовки и подзаголовки оформляют двумя способами: флаговый и центрированным, флаговым - от нулевого положения табулятора, центрированным - посередине листа

  2. Заголовок пишут прописными буквами, длина строки не должна превышать 40 знаков, подзаголовок пишут строчными буквами (первая заглавная)

  3. Заголовок от текста отделяют 3-4 интервала, подзаголовок от заголовка 2 интервала, от подзаголовка до текста - 3-4 интервала

2.2. Практическое задание на повторение материала


На рабочем столе у учащихся находится документ под названием «Урок» с текстом, выполненным с ошибками оформления машинописной работы

Открывают документ, и исправляют ошибки

Текст задания прилагается

2.3. Техника безопасности


На слайдах показаны вопросы по технике безопасности при работе на ПК

Отвечают на вопросы

Примерные ответы учащихся:

1) правлиа поведени поведения в учебной мастерской

2) правила работы на ПК

3) электробезопасность

3. Текущий инструктаж

270

- Объяснение и показ приемов выполнения практического задания

- обход учащихся с целью проверки правильности выполнения задания, соблюдения ТБ

Самостоятельно выполняют практических заданий по карточкам

Карточка-задание прилагается



4. Заключительный инструктаж

45

1. Подведение итогов за день.

2. Сообщение оценок качества работы каждого студента.

3. Отметить, кто из студентов добился отличного качества работы.

4. Разбор наиболее характерные недочеты в работе студентов.

Слушают мастера п/о, исправляют ошибки в работах.

Убирают рабочее место, выключают ПК.

Домашнее задание

1

Повторить правила оформления машинописных работ

Записывают задание в рабочую тетрадь


Ход урока

1.Организационная часть урока

- проверка наличия обучающихся;

- проверка внешнего вида обучающихся;

- назначение дежурных.

2. Вводный инструктаж

2.1. Актуализация прежних знаний (повторение предыдущего материала):

Здравствуйте ребята!

Тема сегодняшнего урока производственного обучения «Оформление машинописных работ по правилам машинописи» (слайд № 1)

Целью нашего урока является проверка сформированности профессиональных компетенций по оформлению и написанию текстов на ПК (Слайд № 2)

Начнем урок с проверки знаний обучающихся к уроку производственного обучения по темам всего курса обучения, так как сегодняшняя тема урока является обобщающей, в нее входят все операции, при оформлении машинописной страницы, которые мы с вами проходили в течение полугодия:

- настройка рабочей страницы;

- правила написания текстов через один и полтора межстрочных интервалов;

- правила написания знаков препинания, знаков, употребляемых с цифрами;

- правила форматирования текстов.

(слайды с 3 по 9)

Каждому из вас будет задано по вопросу, вы должны не только ответить на него, но и выйти к доске и показать на практике как выполняется та или иная операция (вопросы см. в технологической карте урока).

На вашем рабочем столе расположен документ под названием «Урок» (Приложение № 1), вам необходимо открыть его отформатировать и исправить ошибки, на эту операцию вам дается 10 мин, один учащийся выполняет эту работу на интерактивной доске, остальные на своем рабочем месте. Правильность выполнения задания проверяется учащимися самостоятельно на интерактивной доске

2.2. Техника безопасности:

Проверка знаний у учащихся по технике безопасности: электробезопасность, пожаробезопасность, правила поведения в учебной мастерской. (слайды с 11-25)

3. .Самостоятельная работа обучающихся по написанию и оформления текстов

Приступаем к выполнению работы по написанию и оформлению машинописных текстов При выполнении работы не забывайте сверяться с критериями оценки, где указаны возможные ошибки. (Приложение № 2)

Напоминаю, какие работы необходимо будет выполнить на уроке.

4. Текущий инструктаж, отработка профессиональных навыков.

Объяснение и показ приемов и способов выполнения изученных операций, способов самоконтроля.

4.1. Целевые обходы рабочих мест.

Контроль за выполнением учащимися учебно-производственных работ, приобретение ими профессиональных навыков по:

- проверке содержания рабочих мест;

- проверки правильности выполнения трудовых приемов;

- правильность выполнения задания

- проверки правильности ведения промежуточного (межоперационного контроля).

4.2. Индивидуальное инструктирование и дополнительный показ приемов выполнения работ со слабо успевающими учащимися, отработка совместно с ними операций вызывающих затруднение.

4.3. Индивидуальный опрос учащихся в ходе работы.

5. Заключительный инструктаж.

Подведение итогов за день. Выставление оценки качества работы каждого обучающегося.

Разбор наиболее характерных недочетов в работе обучающихся.

6. Домашнее задание: повторить правила написания и оформления машинописных работ

Рефлексия: Обучающиеся отвечают на вопросы:

Чему они научились на данном уроке производственного обучения?

Что им понравилось на уроке?

Приложение № 1



Задание для проверки знаний:

Найдите и исправьте ошибки в машинописном тексте:

Составление букета

Определение размера и формы букета

Размер и форму букета определяют его назначением , характером цветов , формой вазы , а также замыслом автора-аранжировщика. Невысокие ( преимущественно округлые) букеты в небольших низких вазах ставят на обеденный стол.

На шкаф или полку хорошо поставить ампельный букет, в котором есть свисающие стебли и головки цветов .

Высокие букеты из длинностебельных растений красивы в напольных вазах. Односторонние букеты составляют для обозрения с одной стороны , что часто используют на выставках, при размещении цветов возле стены.

Для высокой вазы подбирают высокие цветы. В высокой тонкой вазе с удлиненным горлышком хорошо смотрится букет округлой формы, отдельные стебли и цветы которого свисают вниз.

Низкая ваза дает широкие возможности составления букетов и композиций самой разнообразной формы, включая ассиметричную, которую создают смещением наколки в вазе, подбором растений разной высоты и конфигурации , их количеством и размещением .

Приложение № 2


КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

по теме «Оформление машинописных работ по правилам машинописи»

Задание № 1

Оформите текст через один межстрочный интервал по правилам машинописи, озаглавьте текст, оформите заголовок центрированным способом.

Нобелевская премия присуждается наиболее выдающимся личностям года в области миротворческой деятельности, литературы, физики, химии, медицины и физиологии, экономики. Эту наиболее почетную и престижную премию нашего столетия учредили согласно предсмертной воле крупного шведского предпринимателя и ученого, изобретателя динамита и баллистита Альфреда Бернхарда Нобеля (1833-1896).

Оставленный им капитал руководство Нобелевского фонда вложило в акции, облигации и займы, причем в такие, которые в наименьшей степени подвергаются финансовому риску. До середины нынешнего века суммы наград были относительно невысокими. Лишь в 1950-е годы, когда правительство Швеции освободило доходы фонда от весьма высоких государственных налогов, это дало возможность выделить для поощрения лауреатов более значительные средства.

Правом избрания лауреатов премии по физике, химии и экономике Нобель наделил Шведскую Королевскую академию наук, по физиологии и медицине - Королевский Каролинский медико-хирургический институт, по литературе-Шведскую академию. Премию мира присуждает комитет из 5 человек, назначаемый норвежским парламентом. Это обстоятельство вызвано тем, что до 1905 года Швеция и Норвегия составляли одно государство.

Выбор лауреата, обсуждение кандидатур происходит в обстановке строгой секретности. Единственная из всех Премия мира может присуждаться не только отдельным личностям, но и организациям.

Лауреату Нобелевской премии вручается золотая медаль с изображением А. Нобеля, диплом и денежный чек. Торжественная церемония происходит 10 декабря, в день кончины Нобеля, в большом зале университета Осло в присутствии короля Норвегии.


Задание № 2

Напишите текст через 1,5 интервала, соблюдая правила машинописи.

Любой памятник человеческой мысли так или иначе воплощает в себе известный итог. Но особенно это справедливо для знаменитого «Канона» Ибн Сины. Больше пятисот лет и на Востоке и в Европе «Канон» пользовался заслуженной славой в кругах ученых и непререкаемым авторитетом. Его многочисленными переводами, переделками, комментариями к нему жила медицинская наука и практика средневековья. Среднеазиатский ученый XII в. Самарканди утверждал: «Те врачи, которые познакомились основательно с «Каноном», не нуждаются в изучении других сочинений». В странах Востока творец «Канона» снискал почетное прозвище «Шейхар-Раис» - «учитель мудрецов». Ибн Сина вспоминал в «Автобиографии»: «К десяти годам я изучил Коран и литературную науку… Потом я занялся чтением книг по логике и тонкости этой науки изучил уже самостоятельно… Я продолжал читать и собирать книги… Тут я обратился к медицинской науке и занялся изучением книг по медицине. В короткое время мое искусство в этой области достигло таких пределов, что многие из уважаемых врачей того времени стали приходить ко мне за советом. Занялся я также и практикой врачевания, и врата исцеления и опыта… распахнулись передо мной… А было мне в это время 16 лет…» возможность заниматься, как мы сейчас сказали бы, самообразованием обусловливалась и общей культурной атмосферой тогдашней Бухары. К концу X в. этот солнечный богатый город существовал уже 5000 лет. Здесь имелись и медресе, и библиотека, и базар, где можно было купить книги…

(А.Глухов. Книги, пронизывающие века)

Приложения № 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

по написанию текстов по правилам машинописи

№ п/п

Операции и приемы (учебные элементы)

Требования к выполнению

5 (отлично)

4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

2 (плохо)

1.

Выполнить работу по написанию текста с заголовками и подзаголовками

Отсутствие грамматических ошибок, соблюдение интервалов, полей документа

Имеются ошибки при расстановке пробелов, при установке полей документа

Заголовок выполнен не в соответствии с правилами. Наличие грамматических ошибок - до 6-ти

Заголовок выполнен не в соответствии с правилами, поля не установлены, наличие грамматических ошибок (свыше 6-ти)

2.

Выполнить работу по написанию текста с цифровым материалом

Отсутствие грамматических ошибок, соблюдение интервалов, пробелов, полей документа

Имеются ошибки при расстановке пробелов между цифрами и знаками (не более 4-х)

Неверно расставлены пробелы между знаками и цифрами, наличие ошибок (до 6-ти)

Отсутствуют пробелы между знаками и цифрами. Наличие ошибок (свыше 6-ти)

4.

Выполнить работу по написанию текста со знаками и символами, употребляемыми с цифрами.

Отсутствие грамматических ошибок, соблюдение интервалов, пробелов, полей документа. Символы и знаки написаны в соответствии с требованиями к их написанию

Имеются ошибки при расстановке пробелов между цифрами, символами и знаками (не более 4-х)

Неверно расставлены пробелы между знаками и цифрами. Наличие ошибок (до 6-ти)

Написание знаков и символов не соответствует правилам. Наличие ошибок (более 6-ти)

5.

Выполнить работу по написанию текста с порядковыми и количественными числительными

Отсутствие грамматических ошибок, соблюдение интервалов, пробелов, полей документа. Окончания в числительных написаны в соответствии с требованиями к их написанию

Имеются ошибки при написании окончаний в числительных, расстановке пробелов (не более 4-х)

Неверно расставлены пробелы в числительных, неверно написаны окончания.. Наличие ошибок (до 6-ти)

Написание количественных и порядковых числительных не соответствует правилам. Наличие ошибок (более 6-ти)

6.

Выполнить работу по написанию словосочетаний со знаками препинания

Отсутствие грамматических ошибок, соблюдение интервалов, пробелов, полей документа. Знаки препинания написаны в соответствии с требованиями к их написанию

Имеются ошибки при написании знаков препинания, расстановке пробелов (не более 4-х)

Неверно расставлены пробелы до и после знаков препинания, неверно написаны окончания. Наличие ошибок (до 6-ти)

Написание знаков препинания в тексте не соответствует правилам. Наличие ошибок (более 6-ти)

7.

Выполнить текст «в слепую»

Отсутствие грамматических ошибок, соблюдение интервалов, полей документа

Наличие опечаток, грамматических и синтаксических ошибок (до 4-х)

Наличие опечаток, грамматических и синтаксических ошибок (до 6-ти)

Наличие ошибок свыше 6-ти


© 2010-2022