Методическая разработка: Типы уроков

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Директору школы №53

кл.рук. И.И.КРИВИЧ

от………………………

заявление

Прошу разрешить моему (ей) …………………………

освободить от занятий «…»……….2015г

по семейным осбтоятельствам

родитель:………………..роспись……………………….

Директору школы №53

кл.рук. И.И.КРИВИЧ

от………………………

заявление

Прошу разрешить моему (ей) …………………………

освободить от занятий «…»……….2015г

по семейным осбтоятельствам

родитель:………………..роспись……………………….

Директору школы №53

кл.рук. И.И.КРИВИЧ

от………………………

заявление

Прошу разрешить моему (ей) …………………………

освободить от занятий «…»……….2015г

по семейным осбтоятельствам

родитель:………………..роспись……………………….

Директору школы №53

кл.рук. И.И.КРИВИЧ

от………………………

заявление

Прошу разрешить моему (ей) …………………………

освободить от занятий «…»……….2015г

по семейным осбтоятельствам

родитель:………………..роспись……………………….



Собственное

жильё-

купленное

(собственник)

Государственное жильё - в аренде квартиросъёмщик

Жильё бывает:

1)одноэтажное

2)двухэтажное

3)трёхэтажное

4)многоэтажное

1)однокомнотное

2)двухкомнотное

3)трёхкомнотное

4)многокомнотное

Варианты квартир

Комнаты

Коридор

Жильё

Дом


Квартира

однокомнатная

двухкомнатная

трёхкомнатная

четырёхкомнатная









Ванная

Подсобное помещение

Туалет

Кладовая

Коридор

Кухня

Спальня

Гостиная















Варианты квартир






































Типология уроков


  • Урок ознакомления с новым материалом

  • Урок закрепления изученного

  • Урок применения знаний и умений

  • Урок обобщения и систематизации знаний

  • Урок проверки и коррекции знаний и умений

  • Комбинированный урок

  • Урок - лекция

  • Урок - семинар

  • Урок - зачет

  • Урок - практикум

  • Урок - экскурсия

  • Урок с дидактической игрой

  • Урок - дискуссия

  • Урок - консультация

  • Интегрированный урок

  • Театрализованный урок

  • Урок - соревнования

Урок ознакомления с новым материалом

Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов.

Основные этапы:

  1. сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;

  2. подготовка к изучению нов.материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

  3. ознакомление с новым материалом;

  4. первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

  5. постановка задания на дом;

  6. подведение итогов урока.

Урок закрепления изученного


Основная дидактическая цель - формирование определенных умений.

Общая структура урока:

  1. проверка д.з., уточнение направлений актуализации изученного материала;

  2. сообщение темы, цели и задач урока, мотивация обучения;

  3. воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;

  4. перенос приобретенных знаний, их первичное применение в новых, измененных условиях с целью формирования умений;

- подведение итогов урока;

- постановка д/з.

Урок применения знаний и умений


В процессе применения ЗУ различают основные звенья: воспроизведение и коррекция необходимых ЗУ; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования, самостоятельное выполнение заданий; рационализация способов выполнения заданий; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий.

Структура урока:


  1. проверка д/з;

  2. мотивация уч.деятельности через осознание обуч-ся практ.значимости применяемых ЗУ, сообщение темы, цели, задач урока;

  3. осмысление содержания и последовательности применения пр.действий по выполнению предстоящих заданий;

  4. самостоятельное выполнение обуч-ся заданий под контролем учителя;

  5. обобщение и систематизация результатов выполнения заданий;

  6. подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Урок обобщения и систематизации знаний


Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения обуч-ся уч.материала. Выделяют наиболее общие и существенные понятия и законы, закономерности, основные теории и идеи, устанавливают причинно-следственные связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятийных систем и наиболее общие закономерности. Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и идеями изучаемого предмета.

В уроке выделяют следующие структурные элементы:

  1. постановка цели урока и мотивация учебной деятельности обуч-ся;

  2. повторение и коррекция опорных знаний обуч-ся;

  3. повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;

4. обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;

5. усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;

6. подведение итогов урока.


Урок проверки и коррекции знаний и умений


Контроль и коррекция ЗУ осуществляется на каждом уроке. Но после изучения одной или нескольких подтем, учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения обуч-ся комплексом знаний и на его основе принимать определенные решения по совершенствованию учебного процесса. При определении структуры урока, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня ЗУ; от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней.

При таком подходе возможна след. структура урока:

1. ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж обуч-ся по организации работы на уроке;

2. проверка знаний обуч-ся фактического материала и их умения раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;

3.проверка знаний обуч-ся основных понятий, правил, законов, закономерностей и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;

4.проверка умений обуч-ся самостоятельно применять знания в стандартных ситуациях;

5.проверка умений обуч-ся применять знания в измененных, нестандартных условиях;

6. подведение итогов (на данном последующем уроке)

Комбинированный урок


Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков.

Структура комбинированного урока:

  1. ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

  2. проверка д/з;

  3. проверка знаний и умений обучающихся по пройденному материалу;

  4. изложение нового материала;

  5. первичное закрепление изученного; подведение итогов и постановка д/з

Наряду с традиционной структурой, используются и другие виды комбинированных уроков. Н-р, комбинированный урок, где цель - проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру:

  1. проверка выполнения д/з;

  2. проверка ранее усвоенных знаний;

  3. сообщение темы, цели и задач урока;

  4. изложение нового материала;

  5. восприятие и осознание обуч-ся нового материала;

  6. осмысление, обобщение и систематизация знаний;

  7. постановка д/з.

Структура комбинированного урока во многом дублируется и при конструировании так называемых модульных уроков.

Они характеризуются постановкой и достижением нескольких дидактических целей, но так, чтобы урок отличался завершенностью и самостоятельностью.

Это выражается в том, что структура модульного урока включает:

  1. мотивационную беседу ( орг.момент или введение в тему урока), завершающуюся постановкой интегрирующей цели урока;

  2. входной контроль (проверка д/з и повторение пройденного материала);

  3. работу с новым материалом;

  4. закрепление изученного;

  5. завершающий контроль (проверка усвоенного на уроке);

  6. рефлексию (связано с самооценками, суждениями обуч-ся о работе класса, своей деятельности на уроке; мнением каждого обуч-ся об уроке и что им хотелось бы пожелать).


Урок - лекция

Это уроки, на которых излагается значительная часть теорет.материала изучаемой темы. В зависимости от дидактических задач и логики уч.материала: вводные, установочные текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности обуч-ся, лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т.д.

Лекционная форма проведения уроков целесообразна при:

- изучение нового материала, мало связанного с ранее изученным материалом;

- рассмотрение сложного для самостоятельного изучения материала;

- подаче информации крупными блоками, по реализации теории укрупнения дидактических единиц;

- выполнение определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т.п.

- применение изученного материала при решении практических задач.

Структура лекции определяется выбором темы и цели урока.

Другими словами, лекция строится на сочетании этапов урока: организации, постановки цели и актуализации знаний, сообщение знаний учителем и усвоение их учащимися; определение д/з.

Приведем возможный вариант структуры урока-лекции:

  1. создание проблемной ситуации пр постановке темы, цели и задач лекции;

  2. ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;

  3. выделение опорных ЗУ и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;

4. воспроизведение обуч-ся опорных ЗУ по: образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д.

5. применение полученных знаний;

6. обобщение и систематизация изученного;

7. формирование д/з постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой лит-ры и перечня задания из учебника.

Урок - семинар

Семинары характеризуются, , двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением обуч-ся программного материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. На них, учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений обуч-ся, повышению культуры общения.

Различают уроки - семинары по: учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения и т.д. В практике получили распространение семинары: развернутые беседы, семинары - доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар - решение задач, семинар - диспут, семинар - конференция и т.д.

Основные случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров:

- при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки обуч-ся;

- после проведения вводных, установочных и текущих лекций;

- при обобщении и систематизации знаний и умений обуч-ся по изучаемой теме;

- при проведении уроков, посвященных разным методам решения задач, выполнения заданий, упражнений и т.д.

Семинар проводится со всем составом класса. Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между обуч-ся (с учетом их индивидуальных возможностей), подбирает лит-ру, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты. Получив задание, обуч-ся готовятся к семинару с помощью памяток «Как конспектировать источники», «Как готовить выступление», «Как готовиться к семинару», «Памятки докладчика» оформляют результаты самостоятельной работы в виде плана или тезисов выступлений, конспектов основных источников, докладов и рефератов. Семинарское занятие начинается со вступительного слова учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок проведения, рекомендует, на что обратить внимание, что записать в тетрадь, дает другие советы. Обсуждаются вопросы семинаров форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, чтение первоисточников с комментариями, доклады, рефераты и т.д.; затем учитель дополняет сообщения, отвечает на вопросы, дает оценку ответам. Подводя итог, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступления обуч-ся, указывает на недостатки и пути их преодоления. Проведение семинаров может быть составной частью лекционно-семинарской системы обучения, расширяющей область их применения.

Урок - зачет


Одной из форм организации контроля ЗУН обуч-ся, является урок - зачет. Основная цель состоит в диагностике уровня усвоения ЗУН каждым обуч-ся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если обуч-ся справился со всеми заданиями, соответствующему уровню обязательной подготовки по изученному предмету. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то, положительная отметка не выставляется. В этом случае,зачет подлежит пересдаче (можно не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился).

Практикуются различные виды зачетов: текущий и теоретический, зачет - практикум, дифференцированный зачет, зачет - экстерн и т.д.

При их проведении используются различные формы организации деятельности обуч-ся и учителя: зачет в форме экзамена, ринга, конвейера, общественного смотра знаний, аукциона и т.д. Если обуч-ся предварительно сообщают примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его принято называть открытым, в противном случае - закрытым. Чаще предпочтение отдается открытым зачетам с целью определения результатов изучения наиболее важных тем учебного предмета.

В качестве примера рассмотрим основные этапы подготовки и проведения открытого тематического зачета.

Зачет проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Приступая к ее изложению, учитель сообщает о предстоящем зачете, его содержании, особенностях, сроках сдачи. Для проведения зачета, из числа наиболее подготовленных обуч-ся, отбираются консультанты. Они помогают распределить обуч-ся по группам в 3-5 человек, готовят учетные карточки для своих групп, в которых будут фиксироваться отметки за выполнение обуч-ся каждого задания, итоговые отметки за зачет.

Задания готовятся двух видов: основные (соответствующие обязательному уровню подготовки обуч-ся) и дополнительные (для получения хорошей или отличной отметки). Каждому обуч-ся (кроме тех, кто выступает в роли консультантов) дают индивидуальные задания, включающие основные и дополнительные вопросы и упражнения. В начале зачета, на спаренном уроке, обуч-ся получают свои задания и приступают к их выполнению. В это время учитель проводит собеседование с консультантами. Он проверяет и оценивает их знания, разъясняет методику проверки заданий, в особенности основных.

На следующем этапе урока консультанты приступают к проверке выполнения заданий в своих группах, а учитель выборочно из разных групп проверяет, в первую очередь, работы обуч-ся, справившихся с основными заданиями и приступивших к выполнению дополнительных заданий.

В заключительной части урока завершается выполнение каждого задания выставлением отметок в учетных карточках. Собрав учетные карточки групп, учитель на основе выставленных отметок выводит итоговые отметки каждому обуч-ся и подводит общий итог зачета.


Урок - практикум


Уроки-практикумы помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изучаемым материалом; способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых обуч-ся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических ЗУ. Главное различие: на лабораторных работах доминирующей составляющей является процесс формирования экспериментальных умений обуч-ся, а на практических работах - конструктивных. Учебный эксперимент, как метод самостоятельного приобретения знаний обуч-ся, имеет сходство с научным экспериментом, но отличается о т него постановкой цели, уже достигнутой наукой, но неизвестной обуч-ся.

Различают: установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки - практикумы. Основным же способом организации деятельности обуч-ся на практикумах является групповая форма работы. Каждая группа из 2-3 человек выполняет, отличающуюся от других практическую или лабораторную работу. Средством управления уч.деятельностью обуч-ся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно устанавливает действия обуч-ся.

Можно предложить следующую структуру уроков - практикумов:

- сообщение темы, цели и задач практикума;

- актуализация опорных ЗУ обуч-ся;

- мотивация учебной деятельности обуч-ся;

- ознакомление обуч-ся с инструкцией;

- подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

- выполнение работы обуч-ся под руководством учителя;

- составление отчета;

- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Эту структуру можно изменять в зависимости от содержания работы, подготовки обуч-ся и оборудования.


Урок - экскурсия


Основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний обуч-ся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей обуч-ся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

По содержанию уроки - экскурсии делятся на: тематические (охватывающие одну или несколько тем одного предмета) и комплексные (базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов).По времени проведения относительно изучаемых тем различают: вводные, сопутствующие и заключительные уроки - экскурсии. Форма проведения таких уроков весьма многообразна: «пресс - конференция» с участием представителей предприятия, учреждения, музея и т.п.; исторические экскурсии по изучаемому предмету; кино- или телеэкскурсии; урок обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д. Структурные элементы различных видов уроков - экскурсий являются в достаточной степени определенными.

Например, тематический урок - экскурсия может иметь такую структуру:

  1. сообщение темы, цели и задач урока;

2. актуализация опорных знаний обуч-ся;

3. восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;

  1. обобщение и систематизация знаний;

  2. подведение итогов урока и выдача обуч-ся индивидуальных заданий.

Урок с дидактической игрой


В отличие от игр, дидактическая игра обладает существенным признаком - наличие четко поставленной цели обучения и соответствующего ей пед.результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результата игры.

Урок - дискуссия

Основу уроков - дискуссий составляют: рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументировании суждений, решений задач и т.д.

Различают: дискуссии - диалоги (когда урок компонуется вокруг диалога ее главных участников); групповые дискуссии (когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы); массовые дискуссии (когда в полемике принимают участие весь класс).

При подготовке урока - дискуссии учитель должен четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. В случае необходимости, участникам предстоящей дискуссии надо ознакомиться с дополнительной лит-рой, заранее отобранной и предложенной учителем. В начале урока обосновывается выбор темы или вопроса, уточняются условия дискуссии, выделяются узловые моменты обсуждаемой проблемы. Главный момент дискуссии - непосредственный спор ее участников. Для его возникновения неприемлем авторитарный стиль преподавания, ибо он не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов. Ведущий дискуссии (чаще всего учитель) использует различные приемы активизации обуч-ся (н-р: подбадривая их репликами типа: «хорошая мысль», «интересный подход, но…», «давайте подумаем вместе», «какой неожиданный оригинальный ответ», либо делая акцент на разъяснение смысла противоположных точек зрения и т.д). Необходимо размышлять вместе с участниками, помогая при этом им формулировать свои мысли, развивать сотрудничество между собой и ими. В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Но по принципиальным вопросам следует вносить ясность. Особняком стоит вопрос о культуре дискуссии. Оскорбления, упреки, недоброжелательность в отношении к своим товарищам не должны присутствовать в споре. Крик, грубость возникают тогда, когда в основе дискуссии лежат не факты или закономерности, а эмоции. При этом часто ее участники не владеют предметом спора и «говорят на разных языках».

Формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила: вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора; в споре не допускать тона превосходства; грамотно и четко ставить вопросы; формулировать главные выводы.

Момент окончания дискуссии следует выбирать так, чтобы предупредить повторение уже сказанного, ибо это отрицательно влияет на подержание интереса обуч-ся к рассматриваемым на уроке проблемам. Завершив дискуссию, необходимо подвести ее итоги: оценить правильность формулировки и употребления понятий, глубину аргументов, умения использовать приемы доказательств, опровержений, выдвижения гипотез, культуры дискуссии. На этом этапе обуч-ся получают за дискуссию отметки, но при этом не надо снижать отметку за то, что ребенок отстаивал неверную точку зрения. На заключительном этапе урока можно не только систематизировать возможные пути решения обсуждаемой проблемы, но и поставить связанные с ней новые вопросы, дающие пищу для новых раздумий учащихся. Дискуссия является также одним из основных структурных компонентов урока: диспута, конференции, суда, заседания ученого совета и т.д.

Урок - консультация


На уроках данного типа проводится целенаправленная работа по: ликвидации пробелов в знаниях обуч-ся; обобщению и систематизации программного материала; развитию их умений.

В зависимости от содержания и назначения выделяют: тематические и целевые уроки - консультации. Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета и т.д.

На консультации сочетаются различные формы работы с обуч-ся: общеклассные, групповые и индивидуальные. Подготовка к проведению урока - консультации осуществляется как учителем, так и обуч-ся. Учитель наряду с логико-дидактическим анализом содержания изучаемого материала систематизирует затруднения, недочеты, ошибки в устных ответах и письменных работах обуч-ся. На этой основе он уточняет перечень возможных вопросов, которые будут рассмотрены на консультации. Ребята приучаются к подготовке консультациям, сроки которых объявляются заранее, вопросы и задания, развивающие у них затруднения. При этом возможно использование учебника и дополнительной лит-ры. Накануне урока - консультации можно предложить обуч-ся д/з: подготовить по изучаемой теме карточки с вопросами и заданиями, с которыми они не могут справиться. Если на первых консультациях учитель не получит вопросов, он вначале предлагает обуч-ся открыть учебники, анализируя объяснительный текст и имеющиеся там задания, вскрывает вопросы, которые могли бы быть заданы обуч-ся, но ускользнули от их внимания. Затем оставшаяся часть урока, наряду с отработкой подобных умений, посвящается разбору вопросов, подготовленных учителем. Когда обуч-ся поймут, как готовиться к уроку - консультации, они могут подготовить такое число вопросов, что для ответов на них не хватит времени на уроке. В таких случаях учитель либо обобщает некоторые вопросы, либо отбирает наиболее значимые из них, перенося оставшиеся вопросы на последующие уроки. Иная ситуация возникает в случае, когда вопросы обуч-ся почерпнуты из дополнительной литературы. Получая ответы на них, обуч-ся отлично сознают, что они зачастую заранее не были известны учителю. Другими словами, ребята получают возможность заглянуть в творческую лабораторию учителя. Им видно, что учитель делает различные попытки найти верный ответ на вопрос, нащупывает такой путь далеко не сразу, иногда ошибается в своих гипотезах. Большое впечатление на ребят производят случаи, когда вместо предложенного им задания учитель решает более общее задание. В случае, когда учитель не может сразу ответить на поставленный вопрос, поиск ответа на него становится общим делом в деятельности учителя и обуч-ся, после консультации. Авторитет учителя при этом не страдает. Наоборот, ребята ценят учителя за то, что он по своей инициативе, стремится к поиску ответа. В ходе урока - консультации, учитель получает возможность узнать обуч-ся с лучшей стороны (пополнить сведения и динамике их продвижения; выявить наиболее любознательных и пассивных; поддержать тех, кто испытывает затруднения и помочь им). Это реализуют с применением индивидуальных и групповых форм работы, где помощниками могут быть консультанты из числа обуч-ся, хорошо разобравшихся в вопросах по изучаемой теме.

Интегрированный урок


Интеграция дает возможность: показать обуч-ся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам; учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок обуч-ся, расширение сферы получаемой информации обуч-ся, подкрепление мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом; установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются ЗУ и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, интегрированный урок именуют межпредметным. Формы его проведения разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.

Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая в свою очередь, имеет следующий вид:

- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

- конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

- создание на этой основе интегрированных тем, разделов и наконец, курсов.

Театрализованный урок


Выделение такого типа уроков связано с привлечением средств, атрибутов и их элементов при изучении, закреплении и обобщении программного материала. Эти уроки привлекательны тем, что вносят атмосферу праздника, позволяют проявить ребятам свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

Театрализованные уроки делят по форме их организации: спектакль, салон, сказка, студия и т.д.

При подготовке урока, работа над сценарием, изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и обуч-ся. Складывается демократичный тип отношений, учитель передает обуч-ся знания, свой жизненный опыт. Наполнение сценария фактическим материалом, его реализация на театрализованном уроке, требует от обуч-ся серьезных усилий в работе с учебником, первоисточником, научно-популярной лит-рой при изучении соответствующих исторических сведений, что вызывает у них интерес к знаниям. На самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, он выполняет лишь функции организатора представления. Урок начинается со вступительного слова ведущего, обязанности которого не обязательно возлагать на учителя. Урок, после информативной части, может быть продолжен постановкой проблемных заданий, которые подключают в активную работу на уроке остальных обуч-ся. В заключительной части урока, в стадии разработки, нужно предусмотреть этап подведения итогов и связанную с ним тщательную подборку критериев оценок, учитывающих все виды деятельности обуч-ся на уроке. Их основные положения должны быть заранее известны всем ребятам. Времени для проведения заключительного этапа театрализованного урока много, поэтому лучше повторить и обобщить использованный на уроке материал, не подводить итоги в спешке, оценить знания обуч-ся. Предполагаемая структура применяется как один из вариантов при конструировании театрализованных уроков, многообразие определяется содержанием используемого материала, выбором соответствующего сценария.

Урок - соревнование


Основу урока составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.

Форма проведения таких уроков самая разная: поединок, эстафета, бой, соревнование, построение по известным сюжетам игр (КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час»).

В организации и проведении уроков - соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов.

Для каждого конкретного урока структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностей сюжета состязаний.

В качестве примера приведен урок формы «боя» команд пор учебному предмету на уроке. Для участия в соревновании класс разбивается на две - три команды. Каждой команде даются одни и те же задания с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников команд. Выбираются капитаны команд. Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из членов команды будет отстаивать решение каждого задания боя. Дав время на обдумывание и поиска решений, жюри, состоящее из учителя и обуч-ся, не вошедших в составы команд, следит за соблюдением правил соревнования и подводит итоги состязаний.

Бой открывается конкурсом капитанов, который не приносит баллов, но дает той команде, капитан которой победит, право осуществить вызов или передать эту возможность соперникам. В дальнейшем, команды вызывают друг друга по очереди. Вызывающая команда указывает каждый, на какое задание она вызывает противника. Если вызов принимается, то вызванная команда выставляет участника, рассказывающего решение, а ее соперники - оппонента, ищущем в этом решении ошибки и недочеты. Если вызов не будет принят, то уже наоборот, кто-то из членов вызывающей команды рассказывает решение, а оппонирует его член вызванной команды.

Жюри определяет баллы за решение и оппонирование каждого задания. Если никто из членов команд не знает решения, то его приводит учитель или члены жюри. В конце урока подводятся командные и индивидуальные итоги.

Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний. В случае правильного ответа, участники и команды получают определенное количество баллов, соответствующее трудности вопросов. При неправильном же выполнении задания, списывании или подсказках снимается определенное количество баллов. Как показывает опыт, отказ от снятия баллов отрицательно сказывается на предупреждении неправильных ответов и организации урока в целом.





© 2010-2022