• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Реализация системно-деятельного подхода через технологию проблемного обучения в модели формирования у учащихся критического мышления

Статья Реализация системно-деятельного подхода через технологию проблемного обучения в модели формирования у учащихся критического мышления

Автор рассуждает на тему "Реализация системно-деятельного подхода через технологию проблемного обучения в модели формирования у учащихся критического мышления": "Проблемное обучение - это такая организация урока, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение, основ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Л.В.Голованева, учитель математики высшей квалификационной категории, почётный работник общего образования РФ, муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8», г. Елизово, Камчатский край


Нет ничего нового под Солнцем,

но есть кое-что старое, чего мы не знаем.

Лоренс Питер, американский педагог

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образования - вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Одной из основных особенностей современного процесса обучения является переход к личностно-ориентированному подходу в обучении, что требует использования комплекса методов, организационных форм, технологий для развития личности. Личностно-ориентированное образование отличается от других существующих моделей и педагогических систем, в первую очередь, тем, что предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках не ученик подстраивается под цели педагога, способы его мышления, сложившийся обучающий стиль, а наоборот, учитель с помощью разнообразных технологий согласует свои приёмы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ребёнка.

Результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме, то есть иметь не только предметный формат, но и характер универсальных (метапредметных) умений. Характерной особенностью развивающей обучающей технологии обучения является то, что учебный процесс протекает в условиях мотивированного управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащегося. Таким образом, на первый план выходят задачи, требующие решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов и надпредметных компетенций.

В основу технологии развивающего обучения могут быть положены теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной, теория проблемного обучения М.И.Махмутова, И.Я.Лернера и др.

Проблемное обучение - это такая организация урока, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель - ученик». Поэтому требования, предъявляемые к современному педагогу, не дают ему ни малейшего шанса ограничиться усвоением учащимися школьной программы. Возникают вопросы:

Какой должна быть структура урока?

Как его подготовить?

Как добиться того, чтобы учащиеся включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им сам все расскажет?

Поэтому необходимо создание учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность, желание узнать эти сведения и, научиться ими пользоваться. Постепенно становятся аксиомой слова Г.А. Цукерман: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Предлагаются наиболее распространённые приёмы создания проблемной ситуации:

  • подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;

  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

  • сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения;

  • задания, для выполнения которых недостаёт знаний;

  • формулирование темы урока в виде вопроса.

Один из методов проблемного обучения - проблемное изложение. Условия реализации проблемного изложения хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Учащимся чаще всего рекомендуется высказать предположение, попробовать самим ответить на вопрос и т. п., а потом проверить или уточнить ответ.

Проблемное обучение связано с выполнением учащимися осознанных учебных действий с учебным материалом. Н.Ф. Талызина пишет: «Процесс усвоения знаний - это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». Наиболее эффективный путь формирования требуемых умений достигается в том случае, если обучение идёт не по пути накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.

Усвоение содержания обучения и развитие учащегося происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Проблемный урок - новое или хорошо забытое старое?

Мы, учителя, широко применяем проблемные вопросы и ситуации для активизации мышления учащихся, но построить целый урок, и не один, а в системе, удается не всегда. Учащиеся сами на уроке должны захотеть открыть «закон Ньютона», а учитель должен создать такие условия, при которых учащиеся захотят сделать это сами. Мотивировать учащихся может далеко не каждый учитель, и далеко не всегда. Мешает авторитаризм и установка «делай как Я!». Если учитель всегда говорит и объясняет всё сам, не привлекая к поиску знаний учащихся, ему будет невозможно создать условия и «смотивировать» на деятельность учащихся.

Используя основные принципы проблемного обучения, многими была опробована и внедрена в свою практику проведения урока базовая модель формирования у учащихся критического мышления.

В уроке выделяют следующие стадии:

I. Вызов:

1) собственно вызов

2) актуализация знаний

II. Осмысление:

1) постановка учебной задачи

2) открытие нового знания

3) составление алгоритма

4) первичное закрепление

III. Рефлексия:

1) самостоятельная работа - самоконтроль

2) собственно рефлексия

Данная модель проведения урока имеет ряд позитивных моментов:

- реализация всех дидактических принципов РО.

- использование многих современных технологий, в т.ч. ИКТ.

- использование различных способов деятельности

- составление алгоритма действий

- использование различных оценочных шкал

- зрелищность формы проведения урока

Проблемное обучение позволяет учителю органично включать в урок разнообразные формы, такие как работа учащихся в группах, работа в парах, фронтальная беседа, самостоятельная работа, решение практических и прикладных задач. Использование в образовательном процессе прикладных задач реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Прикладные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и её общая избыточность способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий.

Проблемное обучение, основанное на системно-деятельностном подходе, ставит приоритетной поисковую учебно-познавательную деятельность учащихся, т.е. открытие под руководством учителя способов приложения знаний к практике.

Одна из лучших и эффективных форм организации деятельности на уроке - работа по микрогруппам в коллективе. Каждая группа получает свою часть нового материала. Изучает его и предъявляет на всеобщее обсуждение.

Совместная творческая деятельность учащихся в группе способствует формированию метапредметных коммуникативных умений:

- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Роль и позиция учителя на таком уроке - организатор деятельности, консультант, человек создающий условия для работы. Учитель поддерживает, подталкивает, консультирует, незаметно направляет, радуется успехам и находкам учащихся. Но вместе с тем, учитель обобщает сказанное учащимися и, если надо, помогает им сделать выводы.

Современный урок отличается организацией учебной, образовательной деятельности учащихся. Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося.



© 2010-2022