- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 Основы философии
Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 Основы философии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Болдырев Е.П. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент образования Ярославской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области
Переславский кинофотохимический колледж
Рабочая программа
учебной дисциплины ОГСЭ.01
Основы философии
по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Переславский кинофотохимический колледж
Разработчик:
Болдырев Е. П., преподаватель Переславского кинофотохимического колледжа
Рассмотрена на заседании кафедры ________________
________________________
________________________
Рассмотрена научно-методическим советом колледжа
Утверждаю Заместитель директора по УР
Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________ /_____________________/
Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________ Е.П. Болдырев
_________Е. В. Белова
«____»____________201_г.
Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________
/_____________________/
Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________
/______________________/
_________ /___________/ «____»____________201_г.
Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________
/_____________________/
Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________
/______________________/
_________ /___________/ «____»____________201_г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации программы учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина Основы философии относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоении
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания. ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные категории и понятия философии;
-
роль философии в жизни человека и общества;
-
основы философского учения о бытии;
-
сущность процесса познания:
-
основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
66
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические занятия
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
18
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.
Содержание учебного материала
5
1. Философия, ее предмет и роль в обществе.Основные категории и понятия философии. Проблема основного вопроса философии. Материализм и идеализм - основные направления философии. Формы материализма и идеализма. Специфика философского мировоззрения. Функции философии, роль философии в жизни человека и общества.
2
1-2
2. Основные этапы генезиса философии. Культура философского мышления - фундамент формирования полноценного специалиста
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, Интернет-ресурсами
1
Тема 2. Зарождение философии. Античная философия.
Содержание учебного материала
7
1. Зарождение философии. Античная философия.
Философия античности, натурфилософский, классический и эллинистический периоды. Первые философы и проблема начала всех вещей: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Древнегреческий атомизм. Антропологическая революция в античной философии.
2
1-2
2. Софисты: смена космоцентризма антропоцентризмом. Философское учение Сократа. Философское учение Платона. Создание системы объективного идеализма. Содержание и сущность философии Аристотеля. Учение о материи и форме.
2
1-2
3. Философия эллинизма: стоики, скептики, эпикурейцы, неоплатоники, киники.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Тема 3. Философия Средних веков.
Содержание учебного материала
3
1. Философия Средних веков.
Предпосылки зарождения средневековой философии. Основные черты и главные направления философии. Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Основные проблемы средневековой философии, периодизация (патристика и схоластика).
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка сообщения по индивидуальному заданию
1
Тема 4. Философия эпохи Возрождения.
Содержание учебного материала
3
1. Философия эпохи Возрождения.
Основные направления философии эпохи Возрождения. Специфика постановки и решения основных философских проблем в эпоху Возрождения. Историческое место и значение эпохи Возрождения в истории философской мысли.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Тема 5. Философия эпохи Нового времени и. Просвещения.
Содержание учебного материала
3
1.Философия эпохи Нового времени и Просвещения.
Тенденции развития философии Нового времени и Просвещения. Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений. Цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества. Формирование нового типа знания. Эмпиризм и рационализм. Экономические, социально-политические и духовные основания Просвещения. Сущность просветительского движения. Его основные направления и представители. Роль французского Просвещения в создании идеологии Французской буржуазной революции.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Тема 6. Немецкая классическая философия.
Содержание учебного материала
3
1. Немецкая классическая философия.
Характерные особенности немецкой классической философии. Основные положения философских концепций И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Историческое значение немецкой классической философии.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
- подготовка сообщения по индивидуальному заданию
1
Тема 7. Марксистская философия.
Содержание учебного материала
3
1. Марксистская философия. Предпосылки возникновения марксистской философии, основные проблемы, этапы развития. Предмет и метод марксистской философии. Диалектический материализм, его категории их содержание. Материалистическое понимание истории. Понятие общественно-экономической формации. История как естественный, закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Историческое значение марксистской философии и ее влияние на современную философию.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Тема 8. Русская философия.
Содержание учебного материала
3
1. Русская философия. Этапы развития русской философии, ее школы и течения. Нравственно-антропологическая направленность русской философии. Западники и славянофилы. Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначении, свободы и ответственности. Русские религиозные философы о двойственной природе человека.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
- подготовка презентации
1
Тема 9. Современная западноевропейская философия.
Содержание учебного материала
3
1. Современная западноевропейская философия. Западная философия XX в., ее основные направления: экзистенциализм, позитивизм и неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика. Основные положения теории психоанализа З.Фрейда, «архетипов» К. Юнга. Социально-исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Светский и религиозный экзистенциализм. «Смысл бытия» и новое понимание мышления в трудах М.Хайдегерра. Философия К.Ясперса: свобода, «пограничная ситуация».
2
1
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
- подготовка сообщения по индивидуальному заданию
1
Тема 10. Учение о бытии.
Содержание учебного материала
3
1. Учение о бытии. Основы философского учения о бытии, основные понятия философской онтологии. Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая. Основы научно-философской и религиозной картин мира. Общие философские проблемы бытия.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Тема 11.Происхождение и сущность сознания.
Содержание учебного материала
3
1. Происхождение и сущность сознания. Сознание - высшая форма отражения действительности. Сущность сознания. Структура сознания. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами
1
Тема 12. Теория познания.
Содержание учебного материала
5
1. Теория познания. Сущность процесса познания. Познание как философская проблема. Философское учение о познании. Многообразие форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное. Агностицизм и скептицизм. Чувственное, рациональное и интуитивное познание.
2
1-2
2. Истина - центральная категория теории познания. Материалистическая, метафизическая и диалектическая трактовки истины. Объективность истины. Относительная и абсолютная истины, диалектика их взаимодействия. Конкретность истины. Практика как критерий истины. Специфика научного познания. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- Подготовка эссе о проблеме истины в философии
1
Тема 13. Природа как предмет философского осмысления.
Содержание учебного материала
3
1. Природа как предмет философского осмысления. Философское понимание природы, понятия живой и неживой природы. Проблема жизни, ее конечность и бесконечность в условиях Земли, ее уникальность и множественность во Вселенной. Ценность жизни. Природа и общество.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Тема 14. Общество как система.
Содержание учебного материала
5
1. Общество и его структура. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Человек в системе социальных связей. Человек и общество.
2
1-2
2. Сферы духовного производства: наука, искусство, философия, образование, воспитание
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Тема 15.Философская антропология
Содержание учебного материала
5
1. Теории о происхождении человека, проблема сущности человека в философии. Природа человека, смысл его существования в истории философии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке.
2
1-2
2.Личность человека. Структура личности: биологическая и психологическая подструктуры, социальный опыт, направленность личности. Формирование и развитие личности. Социализация как процесс овладения социально-историческим опытом.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка эссе на тему «Проблема сущности человека»
1
Тема 16. Философия истории (историософия).
Содержание учебного материала
6
1. Исторический процесс. Понятие исторического процесса. Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества. Идеалистические и материалистические представления о движущих силах общества. Понятие социального противоречия. Типы, виды социальных противоречий, способы их разрешения. Человек и исторический процесс.
2
1-2
2. Проблема периодизации исторического процесса. Учение Н.Данилевского о культурно- исторических типах. Концепции многообразия цивилизаций и культур (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин, К.Ясперс). Культура и цивилизация, критерии их типологии.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
- сравнительный анализ различных периодизаций исторического процесса
2
Тема 17. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
Содержание учебного материала
3
1. Глобальные проблемы современности. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Интенсификация глобальных техногенных процессов. Понятие и сущность глобализации. Влияние процессов глобализации на Россию.
2
1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;
1
Всего:
66
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения
компьютер с лицензионным программным обеспечением ;
мультимедиапроектор или интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Антющин С. С. Основы философии. - М.: Инфра-М, 2010
-
Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии. - М.: Форум - Инфра-М, 2012
-
Кохановский В. П. Основы философии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010
Дополнительные источники:
-
Губин В. Д. Основы философии. - М.: Форум - Инфра-М, 2009
-
Канке В. А. Основы философии. - М.: Логос, 2009
-
Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс, 2010
-
Лосский Н. О. История русской философии. Пер. с англ. - М.: Советский писатель, 1991
-
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М.: Владос, 2003
Интернет-ресурсы:
-
philosophy.ru - портал «Философия в России»
-
filinnik.ru/ - сайт о философии
-
filosof.historic.ru - историко-философская библиотека
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Экспертная оценка
Знания:
-
основные категории и понятия философии;
-
роль философии в жизни человека и общества;
-
основы философского учения о бытии;
-
сущность процесса познания,
-
основы научной, философской и религиозной картин мира;
-
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Устный опрос, письменный опрос, тестирование, зачет по темам