Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 Основы философии

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Ярославской области


Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области

Переславский кинофотохимический колледж











Рабочая программа

учебной дисциплины ОГСЭ.01

Основы философии

по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения










2013

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Переславский кинофотохимический колледж

Разработчик:

Болдырев Е. П., преподаватель Переславского кинофотохимического колледжа


Рассмотрена на заседании кафедры ________________

________________________

________________________

Рассмотрена научно-методическим советом колледжа

Утверждаю Заместитель директора по УР

Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________ /_____________________/

Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________ Е.П. Болдырев

_________Е. В. Белова

«____»____________201_г.

Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________

/_____________________/

Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________

/______________________/

_________ /___________/ «____»____________201_г.

Протокол №__от_____201_г. Зав. кафедрой___________

/_____________________/

Протокол №__от____201_г. Ст. методист____________

/______________________/

_________ /___________/ «____»____________201_г.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы:


Учебная дисциплина Основы философии относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоении

дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания. ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания:

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


1.4. Количество часов на освоение рабочей программы

учебной дисциплины:


Максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.

Содержание учебного материала

5


1. Философия, ее предмет и роль в обществе.Основные категории и понятия философии. Проблема основного вопроса философии. Материализм и идеализм - основные направления философии. Формы материализма и идеализма. Специфика философского мировоззрения. Функции философии, роль философии в жизни человека и общества.

2

1-2

2. Основные этапы генезиса философии. Культура философского мышления - фундамент формирования полноценного специалиста

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной литературой, Интернет-ресурсами

1


Тема 2. Зарождение философии. Античная философия.

Содержание учебного материала

7


1. Зарождение философии. Античная философия.

Философия античности, натурфилософский, классический и эллинистический периоды. Первые философы и проблема начала всех вещей: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Древнегреческий атомизм. Антропологическая революция в античной философии.

2

1-2

2. Софисты: смена космоцентризма антропоцентризмом. Философское учение Сократа. Философское учение Платона. Создание системы объективного идеализма. Содержание и сущность философии Аристотеля. Учение о материи и форме.

2

1-2

3. Философия эллинизма: стоики, скептики, эпикурейцы, неоплатоники, киники.

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;

1


Тема 3. Философия Средних веков.

Содержание учебного материала

3


1. Философия Средних веков.

Предпосылки зарождения средневековой философии. Основные черты и главные направления философии. Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Основные проблемы средневековой философии, периодизация (патристика и схоластика).

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка сообщения по индивидуальному заданию

1


Тема 4. Философия эпохи Возрождения.

Содержание учебного материала

3


1. Философия эпохи Возрождения.

Основные направления философии эпохи Возрождения. Специфика постановки и решения основных философских проблем в эпоху Возрождения. Историческое место и значение эпохи Возрождения в истории философской мысли.

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;

1


Тема 5. Философия эпохи Нового времени и. Просвещения.

Содержание учебного материала

3


1.Философия эпохи Нового времени и Просвещения.

Тенденции развития философии Нового времени и Просвещения. Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений. Цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества. Формирование нового типа знания. Эмпиризм и рационализм. Экономические, социально-политические и духовные основания Просвещения. Сущность просветительского движения. Его основные направления и представители. Роль французского Просвещения в создании идеологии Французской буржуазной революции.

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;

1


Тема 6. Немецкая классическая философия.

Содержание учебного материала

3


1. Немецкая классическая философия.

Характерные особенности немецкой классической философии. Основные положения философских концепций И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Историческое значение немецкой классической философии.

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;

- подготовка сообщения по индивидуальному заданию

1


Тема 7. Марксистская философия.

Содержание учебного материала

3


1. Марксистская философия. Предпосылки возникновения марксистской философии, основные проблемы, этапы развития. Предмет и метод марксистской философии. Диалектический материализм, его категории их содержание. Материалистическое понимание истории. Понятие общественно-экономической формации. История как естественный, закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Историческое значение марксистской философии и ее влияние на современную философию.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;

1


Тема 8. Русская философия.

Содержание учебного материала

3


1. Русская философия. Этапы развития русской философии, ее школы и течения. Нравственно-антропологическая направленность русской философии. Западники и славянофилы. Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначении, свободы и ответственности. Русские религиозные философы о двойственной природе человека.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;

- подготовка презентации

1


Тема 9. Современная западноевропейская философия.

Содержание учебного материала

3


1. Современная западноевропейская философия. Западная философия XX в., ее основные направления: экзистенциализм, позитивизм и неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика. Основные положения теории психоанализа З.Фрейда, «архетипов» К. Юнга. Социально-исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Светский и религиозный экзистенциализм. «Смысл бытия» и новое понимание мышления в трудах М.Хайдегерра. Философия К.Ясперса: свобода, «пограничная ситуация».

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;

- подготовка сообщения по индивидуальному заданию

1


Тема 10. Учение о бытии.

Содержание учебного материала

3


1. Учение о бытии. Основы философского учения о бытии, основные понятия философской онтологии. Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая. Основы научно-философской и религиозной картин мира. Общие философские проблемы бытия.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;

1


Тема 11.Происхождение и сущность сознания.

Содержание учебного материала

3


1. Происхождение и сущность сознания. Сознание - высшая форма отражения действительности. Сущность сознания. Структура сознания. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры.

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами

1


Тема 12. Теория познания.

Содержание учебного материала

5


1. Теория познания. Сущность процесса познания. Познание как философская проблема. Философское учение о познании. Многообразие форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное. Агностицизм и скептицизм. Чувственное, рациональное и интуитивное познание.

2

1-2

2. Истина - центральная категория теории познания. Материалистическая, метафизическая и диалектическая трактовки истины. Объективность истины. Относительная и абсолютная истины, диалектика их взаимодействия. Конкретность истины. Практика как критерий истины. Специфика научного познания. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический.

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся:

- Подготовка эссе о проблеме истины в философии

1


Тема 13. Природа как предмет философского осмысления.

Содержание учебного материала

3


1. Природа как предмет философского осмысления. Философское понимание природы, понятия живой и неживой природы. Проблема жизни, ее конечность и бесконечность в условиях Земли, ее уникальность и множественность во Вселенной. Ценность жизни. Природа и общество.

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;

1


Тема 14. Общество как система.

Содержание учебного материала

5


1. Общество и его структура. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Человек в системе социальных связей. Человек и общество.

2

1-2

2. Сферы духовного производства: наука, искусство, философия, образование, воспитание

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;

1


Тема 15.Философская антропология

Содержание учебного материала

5


1. Теории о происхождении человека, проблема сущности человека в философии. Природа человека, смысл его существования в истории философии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке.

2

1-2

2.Личность человека. Структура личности: биологическая и психологическая подструктуры, социальный опыт, направленность личности. Формирование и развитие личности. Социализация как процесс овладения социально-историческим опытом.

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка эссе на тему «Проблема сущности человека»

1


Тема 16. Философия истории (историософия).

Содержание учебного материала

6


1. Исторический процесс. Понятие исторического процесса. Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества. Идеалистические и материалистические представления о движущих силах общества. Понятие социального противоречия. Типы, виды социальных противоречий, способы их разрешения. Человек и исторический процесс.

2

1-2

2. Проблема периодизации исторического процесса. Учение Н.Данилевского о культурно- исторических типах. Концепции многообразия цивилизаций и культур (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин, К.Ясперс). Культура и цивилизация, критерии их типологии.

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;

- сравнительный анализ различных периодизаций исторического процесса

2


Тема 17. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

Содержание учебного материала

3


1. Глобальные проблемы современности. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Интенсификация глобальных техногенных процессов. Понятие и сущность глобализации. Влияние процессов глобализации на Россию.

2


1-2

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной литературой, фрагментами философских текстов, Интернет-ресурсами;

1


Всего:

66

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения

компьютер с лицензионным программным обеспечением ;

мультимедиапроектор или интерактивная доска.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. Антющин С. С. Основы философии. - М.: Инфра-М, 2010

  2. Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии. - М.: Форум - Инфра-М, 2012

  3. Кохановский В. П. Основы философии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010

Дополнительные источники:


  1. Губин В. Д. Основы философии. - М.: Форум - Инфра-М, 2009

  2. Канке В. А. Основы философии. - М.: Логос, 2009

  3. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс, 2010

  4. Лосский Н. О. История русской философии. Пер. с англ. - М.: Советский писатель, 1991

  5. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М.: Владос, 2003

Интернет-ресурсы:


  1. philosophy.ru - портал «Философия в России»

  2. filinnik.ru/ - сайт о философии

  3. filosof.historic.ru - историко-философская библиотека



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Экспертная оценка

Знания:


  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания,

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Устный опрос, письменный опрос, тестирование, зачет по темам


© 2010-2022