- Преподавателю
- Другое
- Урок по СБО «Поведение в транспорте и на остановке»
Урок по СБО «Поведение в транспорте и на остановке»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Барышева М.А. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Поведение в транспорте и на остановке»
Цель:
- знакомство с правилами поведения в транспорте и на остановке;
- воспитывать мотивацию к учению, формирование и развитие самостоятельности, аккуратности при выполнении заданий;
- развитие и совершенствование пространственной ориентировки учащихся; обогащение словарного запаса.
воспитание культуры поведения, умения общаться.
Оборудование: разрезные карточки с заданиями, картинка остановки, плакат с изображением видов транспорта, карточки с названиями пассажиров, презентация.
Ход урока:
Этапы
Деятельность
учителя
Деятельность учеников
Примечание
I Орг. момент
Дыхательная физминутка.
Сейчас у нас урок социально - бытовой ориентировки.
-Посмотрите внимательно все ли у вас готово к уроку. У вас на партах должны быть тетрадь, дневник и ручка.
Осмотр рабочих мест
На доске: число, тема урока.
Слайд 1
II Повторение пройденного материала
На прошлом уроке мы с вами узнали с помощью каких транспортных средств передвигается человек их одного населенного пункта в другой, с помощью чего можно преодолеть ближние и дальние расстояния, а также познакомились что такое «маршрут».
Сейчас мы еще раз вспомним о том, какие виды транспортных средств вы знаете и для чего каждый из видов транспорта служит.
- Какие виды транспорта вы знаете?
Работа с карточками.
1). «Третий лишний».
Автомобиль, велосипед, вертолет.
Самолет, лодка, вертолет.
Автобус, катер, плот.
Отгадайте загадки о транспорте:
Красный вагон по рельсам бежит
Всех куда надо он быстро домчит
Заливистый звон его нравится детям
Так в чем же мы с вами по городу едем?
-А в нашем городе есть трамвай?
-К какому виду транспорта относится?
- А вот еще загадка.
Я мчусь, держась за провода,
Не заблужусь я никогда.
Что это?
-К какому виду транспорта относится?
- Послушайте еще одну загадку.
Что за чудо - красный дом,
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины,
И питается бензином.
Что это?
К какому виду транспорта относится?
- Послушайте следующую загадку.
Этот транспорт как автобус
Только маленький совсем.
В нем проехать стоя трудно.
Здесь сидеть придется всем.
- Что это?
- И ещё одна загадка.
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй.
- А это что?
К какому виду транспорта относится?
- Молодцы, ребята!
- Посмотрите ещё раз на все картинки и скажите, для кого нужен этот транспорт? (для людей). Как он называется?
-А сейчас я вам раздам тесты по видам транспорта, вы должны выбрать только правильные варианты:
-давайте проверим, у кого какие получились ответы:
наземный, воздушный, водный, подземный
карточки
трамвай
Троллейбус
Автобус
Маршрутное такси
Метро
Общественный
Ответы учеников
Плакат
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
Слайд 2
Тесты
III. Выявление (актуализация) знаний учащихся о поведение в транспорте.
Итак, мы повторили с вами прошлую тему. Молодцы, все хорошо поработали.
Сегодня мы будем говорить о том, как нужно вести себя в общественном транспорте.
Работа в тетради:
-Запишите число, тему урока.
Ребята, если мы сели в автобус, троллейбус, трамвай, то в этом случае, кто мы?
В Правилах дорожного движения «Пассажир» трактуется так - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Таким образом, если мы пользуемся каким - либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.
-Посмотрите внимательно, как пишется слово пассажир:
-Давайте запишем слово в тетрадь.
Ребята, а как вы понимаете значение слова «грамотный»?
Сегодня на уроке мы будем учиться быть грамотными пассажирами.
Как вы понимаете грамотный пассажир?
У пассажиров, как и у пешеходов одна обязанность - не нарушать правила дорожного движения. К концу урока мы должны все хорошо знать и уметь применять правила для пассажиров автобуса.
Почему правильное поведение в транспорте имеет важное значение?
Записывают в тетради:
пассажиры
Кто пишет без ошибок
кто выполняет все правила поведения в транспорте.
Слайд 3
Сл.слово
Слайд 4
IV. Изучение нового материала.
Объяснение
учителя.
соблюдение правил поведения в общественных местах - показатель культуры человека.
Культура поведения - умение правильно и уважительно вести себя по отношению к другим людям.
Где мы должны соблюдать правила?
(Ниже появляются таблички)
На остановке.
При посадке.
В автобусе.
После высадки.
-отгадайте загадку:
Если ты собрался с папой
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно.
Без него не попадете
Ни в автобус, ни в трамвай!
Значит, вы пешком пойдете
Знак дорожный угадай!
Мы отправляемся на автобусную остановку.
-Послушайте стихотворение:
На остановке мальчики автобус поджидали.
Прыгали, как мячики, весело скакали.
Весело скакали: прыг да скок кругом.
И старенького дедушку толкнули в бок локтем.
Ждёшь на остановке - стой и не крутись!
А задел кого-то - сразу извинись!
Сначала выходящих надо пропустить.
А потом спокойно внутрь заходить!
-Правильно себя вели мальчики?
Какие будут ваши действия на остановке в ожидании транспорта?
Соблюдать порядок, вести себя спокойно, не играть, не толкаться, не бегать, не кричать. Не выходить на проезжую часть. Подходить к двери автобуса только после полной остановки.
Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы меньше привлекать к себе внимание прохожих. Отвратительна привычка плевать, бросать окурки, шелуху от семечек и другой мусор на тротуар.
К остановке подошел автобус. Сейчас начнется посадка.
-Как себя нужно вести при посадке?
Надо вести себя спокойно, без суеты и толкотни. Соблюдать осторожность. Садиться в автобус можно только после полной остановки. Как правило, посадка производится через задние двери, а высадка через передние.
Ни в коем случае нельзя прыгать в автобус на ходу, цепляться сзади за транспорт.
А кого нужно пропустить вперед?
Итак, производим посадку, соблюдая все правила.
Вот мы и в салоне автобуса.
Физминутка музыкальная.
Послушайте стихотворения ребят:
Ехал странный пассажир,
Вез он в сумке рыбий жир.
Чуть трамвай притормозит,
Пассажир вперед скользит.
Чуть трамвай прибавит ход
Пассажир назад ползет.
Все, кто ехал с пассажиром,
Вышли, смазанные жиром.
Как вел себя пассажир?
Здесь тоже свои правила.
Какие?
После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около двери, в салоне держись за поручни (сверху и у сидений). Не толкайся, не высовывайся в окно. Нельзя в салоне сорить, громко разговаривать, нельзя мешать проходить пассажирам, нужно заранее готовиться к выходу, нельзя отвлекать водителя.
Стараемся стоять устойчиво, не особенно налегая на других пассажиров при толчке или повороте. Держась за поручни, следим, чтобы наши локти не задевали соседа, рука не маячила у него перед самым лицом.
Как надо вести себя при выходе из транспорта?
Если видим, что наше продвижение к выходу стеснит кого-либо, просим разрешения пройти, осведомляемся, не выходит ли человек на такой-то остановке. Если получаем ответ, что выходит, останавливаемся и спокойно ждем.
-Давайте запишем в тетради правила:
Правила поведения в транспорте.
Нельзя ходить или бегать по салону автобуса, кричать, громко включать музыку, курить и распивать спиртные напитки.
Нужно уступать место старикам, инвалидам, беременным женщинам, пассажирам с маленькими детьми на руках, быть вежливым в общении.
Физминутка для глаз.
- Найдите в кабинете красный кружок? Что он означает для пешеходов?
- Найдите зеленый кружок? Что он означает?
- Найдите желтый кружок? Что он означает?
остановка общественного транспорта
Ответы детей.
Ответы детей.
Пожилых, беременных, инвалидов.
Ответы ребят.
Ответы учащихся.
Записывают в тетрадь.
карточки
знак
слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
карточки
кружки.
V. Закрепление учебного материала.
А теперь я хочу проверить внимательно ли вы слушали:
Игра: Запрещается - разрешается.
Я буду называть действия пассажиров, а вы отвечайте «Разрешается» или «Запрещается».
• Заходить в переднюю дверь пожилым, детям, инвалидам, остальным - в заднюю дверь. (Разрешается)
• Оставлять передние сиденья пожилым. Больным, детям. (Разрешается)
• Заскакивать на ходу. (Запрещается)
• Держаться за поручни или ручки на сиденьях. (разрешается)
• Высовываться в окно. (Запрещается)
• Толкаться. (Запрещается)
• При посадке продвигаться вперед. (Разрешается)
• Громко разговаривать, шумно себя вести. (Запрещается)
• Стоять на подножках. (Запрещается)
• Облокачиваться на двери. (Запрещается)
• Сорить. (Запрещается)
И проспекты и бульвары -
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу…Запрещается!
Быть примерным пассажиром…Разрешается!
Переход при красном свете…Запрещается!
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,…Запрещается!
Уступить старушке место…Разрешается!
- Молодцы! Все правильно ответили.
Ролевая игра «Мы пассажиры»
- А сейчас я на самом деле предлагаю вам стать пассажирами. Давайте поиграем в пассажиров (расставляются стулья, как сиденья в автобусе), устанавливается место остановки (вывешивается знак «Остановка»). Раздаются таблички: дедушка, ребенок, кондуктор.
Дети имитирую посадку и проезд в автобусе, соблюдая все правила.
Во время игры ребята соблюдают правила посадки в автобус, вспоминают правила поведения в автобусе.
Я сейчас вам раздам тесты вы должны выбрать из предложенных ответов правильные варианты:
Тест:
1. Кого называют пассажиром?
а) человека, который идёт по дороге;
б) человека, которого перевозят на любом транспортном средстве;
в) человека, который едет на велосипеде.
2. Как называется место для ожидания общественного транспорта?
а) театр;
б) магазин;
в) остановка.
3. Что запрещается делать пассажирам во время движения транспорта?
а) высовываться из окна;
б) уступить бабушке место;
в) заплатить за проезд.
-Давайте проверим ваши задания.
-Давайте еще раз повторим, как же нужно вести себя правильно в транспорте и на остановке.
Кроссворд:
1. Место для посадки и высадки пассажиров.
2.Приспособление в общественном транспорте для безопасности проезда пассажиров.
3.Общее название для автобуса, трамвая.
4.Пешеход не выполняющий правила дорожного движения.
5.Вид наземного общественного транспорта.
6.Продавец билетов в транспорте.
Ответы учащихся
Дети становятся пассажирами
Выполняют тест
Проговаривают вслух правила поведения в транспорте и на остановке.
карточки: дедушка и кондуктор
остановка
Тесты
VI. Подведение итогов.
-Какая тема урока?
В общественный транспорт, прошу не забыть,
Положено в заднюю дверь заходить.
Вошли -проходите скорее в салон,
У двери не стройте надёжный заслон.
На выход идите к передним дверям,
Но главное, что я советую вам,
Выход и вход лишь тогда совершать,
Когда будет транспорт на месте стоять.
Выставление оценок.
Дом. Задание: нарисовать знак: остановка.