• Преподавателю
  • Другое
  • Проблемы формирования познавательного интереса к урокам географии в коррекционной школе VIII вида

Проблемы формирования познавательного интереса к урокам географии в коррекционной школе VIII вида

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие интереса к урокам географии у школьников с нарушением интеллекта.

Рассматривается проблема развития интереса к урокам географии учащихся с нарушением интеллекта. Формирование у учащихся старших классов коррекционной школы универсальных учебных действий на примере уроков географии.

В настоящее время проблема, касающаяся социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушением интеллекта, рассматривается в числе приоритетов государственного значения. Эта проблема решается в контексте личностно ориентированного подхода, согласно которому каждый такой ребенок является уникальной личностью.

Исследования Н.Г. Морозовой, В.Г. Петровой, Г.Е. Сухаревой показывают, что дети с нарушением интеллекта, не всегда оказываются готовы к меняющимся условиям в обществе [3], [4], [5]. Однако, при создании благоприятных условий обучения и воспитания такие школьники достаточно перспективны в плане развития, овладевают несложными профессиями и располагают возможностями к адаптации в обществе.

Развитие школьников с нарушением интеллекта тесно связано с формированием у них разнообразных интересов, поскольку только на основе этого возможно активное и разностороннее знакомство с окружающей жизнью. Например, интерес к учебному предмету может стать настоятельной потребностью изучать данную науку или даже заняться профессиональной деятельностью.

В педагогической практике особенно важно учитывать значение интересов для развития личности и формирования универсальных учебных действий.

География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для развития у школьников с нарушением интеллекта познавательного интереса. Возникновение интереса к географии у значительного числа учащихся с легкой степенью умственной отсталости, зависит в большей степени от того, насколько правильно методически будет построена учебная работа. Урок для каждого обучающегося должен опираться на его активность и увлечённость, что будет являться отправной точкой для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. При обучении географии применяется большое количество разнообразных средств обучения, в которых отражены свойства географических объектов и явлений.

Одним из основных методов повышения познавательного интереса является использование произведений художественной литературы, в частности мифов, сказок, легенд. Это оказывает сильное эмоциональное воздействие на школьников, которое нельзя сопоставить с воздействием других форм обучения, и является одной из эффективных форм повышения мотивации учебной деятельности. Использование художественной литературы дает возможность детям с нарушением интеллекта усвоить тяжелый и скучный для них материал, глубже изучить его и при этом не потерять познавательный интерес к предмету, оказывает сильное эмоциональное воздействие на школьников с нарушением интеллекта, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, тем самым мотивируя детей к учебной деятельности. Данный метод способствуют порождению интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам. Интересная работа заметно улучшает усвоение материала, повышает успеваемость, углубляет знания [2].

Копилка сказок, легенд и мифов народов мира настолько богата и разнообразна, что к различным темам на уроках географии могут быть подобраны необходимые материалы, которые возможно использовать на различных этапах урока.

Сказочные зарисовки очень хорошо подходят в качестве эпиграфа к уроку. Это сразу заинтересовывает учащихся и настраивает на изучение нового материала.

Уроки географии проводились в 7, 8, 9 классах МОУ СОШИ г. Нерюнгри, Республики Саха (Якутия).

Например, в начале урока при изучении темы «Экология тундры», которая является заключительной в разделе «Природная зона тундры» в 7 классе, учащимся может быть рассказана сказка о кустике шиповника, который боролся с холодными ветрами, тянулся к далёкому солнцу и ловил каждый редкий тёплый лучик. Кустик шиповника знал, что ему надо удержать слабую почву родной тундры от разрушения ветром, поэтому крепко держался своими слабыми корнями за корни своих соседей и родственников. В конце зарисовки учащиеся отвечают на вопросы: Что мы знаем о почве тундры? Каковы особенности растительного мира тундры? Какой климат в тундре? Далее учащимся можно предложить представить себя кустиками шиповника и подумать, почему нужно крепко держаться корнями друг за друга. Изначально ученики проявляют эмоциональный интерес к самой сказке, то есть внешний интерес, а в ходе урока осознаётся жизненное значение изученного материала, и появляется интерес уже к содержанию изучаемого материала.

При изучении темы «Хвойный лес. Тайга» в 7 классе сказочный материал может быть использован в начале урока в качестве целевой установки на саму тему. В самом начале, после повторения предыдущей темы, ученикам рассказывается эвенкийская сказка о вечных людях и вечнозелёных деревьях. Предваряя содержание темы таким «эпиграфом» урока, класс нацеливается на восприятие и усвоение нового материала. Детям задаётся вопрос: Как вы думаете, какие деревья вечные люди сделали вечнозелёными? О чём пойдёт речь на нашем уроке? Ученикам необходимо самим догадаться, что о хвойных деревьях. На этом уроке, одновременно и актуализируются и знания полученные на уроках естествознания, ученики вспоминают, что лес, состоящий из хвойных деревьев называется тайгой. На данном примере можно увидеть, что на уроке идёт развитие интереса к самой форме подачи учебного материала: учащиеся сопоставляют имеющиеся у них знания и собственный опыт с занимательным материалом.

При знакомстве в 8 классе с материком Антарктида, цикл уроков можно начать с того, что учителем рассказывается о загадочности и неизведанности этого континента и использовали для этого мифологию жителей островов Тихого океана, у которых есть упоминания о большой стране: например, полинезийцы называли Антарктиду - Ужасная Великая земля. В процессе изучения материка учащиеся приходили к выводу, почему его назвали Великим и Ужасным: «потому что там всегда льды», «потому что вокруг много айсбергов и люди погибают», «потому что на этом материке очень холодно и людям жить невозможно». В данном случае ученики начинают проявлять интерес к содержательной стороне географического материала.

На некоторых уроках рассказываются легенды на этапе сообщения нового материала. Например, при изучении темы «Сибирь. Реки, озёра, города» в 7 классе, после объяснения новой темы, предлагается бурятская легенда о бусах Ангары. По ходу рассказа проводится и работа с картой: учащиеся находят на физической карте географические объекты, встреченные в легенде - реку Ангару, озеро Байкал, остров Ольхон, Шаман-камень, крупные города Прибайкалья, затем эти объекты отмечаются на контурной карте. На данном примере видно, что развивается интерес к форме и процессу обучения географии.

На уроке в 7 классе при изучении темы «Полезные ископаемые России» учащимся можно предложить ответить на вопрос: Какие полезные ископаемые они знают и какую пользу те приносят?» Месторождения названных ископаемых отмечаются в контурных картах. Можно задать учащимся вопрос, знают ли они, что Россия занимает первое место в мире по добыче соли. И предлагается сказка о соли «Самое дорогое на Земле». После этого, вместе с детьми определяются на карте России соляные месторождения и отмечаются на контурной карте.

При знакомстве в 8 классе с рельефом Африки, учащимся может быть рассказана легенда о горе Килиманджаро - Сверкающей горе, обители Бога Холода и о драгоценных, тающих в руках камнях. Детям задаётся вопрос: «Как вы думаете, а что это за сверкающие камни и куда они исчезли?» После этого актуализируются знания, полученные на уроках естествознания о свойствах воды, от чего зависит высота снежной линии в горах, поясняются эти причины применительно к Килиманджаро и климату и рельефу Африки. На таком уроке дети проявляют не только внешний интерес к географическому материалу, но и интерес к форме и процессу подачи материала.

В 9 классе, на уроке, посвящённом знакомству с животным миром Индии, может быть использована сказка Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави», в которой описывается рассказ об образе жизни некоторых животных этой страны. Все эти животных рассматриваются на слайдах презентации, затем при работе в рабочих тетрадях записываются их названия. На таком уроке учащиеся 9 класса проявляют интерес не только к внешней эмоциональной стороне урока, но и к содержательной стороне изучаемой темы.

На этапе актуализации полученных знаний может быть использована другая интересная форма использования сказочного материала игра-сказа, в которой учащимся предлагается вжиться в роль сказочных героев.

Например, на уроке географии в 7 классе при повторении темы «Животные природных зон России», после повторения природных зон и особенностей их климата, учащиеся делятся на группы. Каждой группе предлагается выбрать по одной природной зоне из семи изученных природных зон России. Далее ученики выбирают по одному характерному представителю животного мира выбранной ими природной зоны. После этого предлагается начало сказочной истории: «Собрались животные разных природных зон вместе. И начали они хвастаться друг перед другом: Кто из них лучше приспособился к своему климату и природе?» После этого ученики представляют себя выбранным животным, находят на картинке своё животное, показывают на карте природного мира зону обитания этого животного и рассказывают от его лица, как он приспособился к жизни на своей земле. Несмотря на сложность задания для 7 класса, ученики заинтересовываются самой формой задания, и пытаются самостоятельно составить небольшой рассказ. Когда все ученики рассказывают о «себе», сказка завершается: «И долго хвастались бы животные между собой, если бы их крики не услышало Солнце: «Не кричите, хвастунишки! Вы все очень хорошо приспособились к своим природным условиям. Я всё знаю и вижу, ведь это благодаря мне на Земле такой разнообразный климат. Но ведь каждый из вас может жить только там, где живёт сейчас. Подумайте, если бы вы поменялись своими природными зонами, что бы из этого получилось?». Далее ученики представляют «себя» в другом климате. Это «перемещение» также вызывает большой интерес.

В 8 и 9 классах такие сказки-игры возможно проводить на более сложном материале. Например, в 8 классе при изучении темы «Полезные ископаемые Южной Америки», а в 9 классе при изучении темы «Хозяйство и промышленность Восточной Европы» ученики могут представить себя полезными ископаемыми изучаемой местности и рассказать о своей нужности и полезности конкретно для населения данного материка или местности.

Отмечается, что такие виды работы повышают у учащихся уровень интереса к форме учебной работы на уроках географии, к содержательной деятельности на уроке географии. Повышается уровень развития познавательного интереса: на уроке ученики задают вопросы учителю, проявляют инициативу при выполнении географических заданий, активнее участвуют в обсуждении географических проблем и вопросов, быстрее включаются в работу на уроке, эмоционально реагируют на свои успехи или неудачи.

Таким образом, уроки географии имеют большое коррекционное значение в развитии личности школьников с нарушением интеллекта и в формировании у них универсальных учебных действий.

Библиографический список


  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. 63 с.

  2. Камаева В.А. Использование художественной литературы на уроках географии 8 класса // География в школе. 1998. N1. С. 82-84.

  3. Морозова Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. Автореферат дисс….на соискание учен. степени докт. пед. наук. /Н. Г. Морозова. М., 1967. с. 3-10.

  4. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Н. Г. Морозова. М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1979. № 2. С. 21-24.

  5. Петрова В.Г., Белякова Н.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия, 2002. 160с.


© 2010-2022