Конспект урока по русскому языку Сложносочиненное предложение (9 класс)

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Сложносочиненные предложения (повторение)



Цель урока:

Обучающая: повторить, систематизировать и закрепить знания о сложносочиненных

предложениях и закрепить их в речевых навыках и умений, восприятия

и составления ССП.

развивающая: развивать интеллект, мышление, связную речь, умение правильно

выражать свои мысли в устной и письменной форме, умение анализировать, сравнивать.

воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся на материале

пословиц, поговорок, высказываний. Привить интерес к изучению

русского языка.

Тип: повторительно-обобщающий урок

Форма: учебно-игровое соревнование.

Методы: частично-поисковый, метод анализа и обобщения.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и задач урока.

В начале учебного занятия учитель создаёт его мотивацию.

Слово учителя: Сегодня у нас необычный урок, на котором вы в игровой форме должны показать свои знания, способности и умение работать в команде по теме: «Сложносочиненные предложения».

Соревнуясь, вы будете повторять, и закреплять изученный материал. Состязание начинается с блицтурнира.

Класс разделён на 2 группы.

1 тур. Блицтурнир.

Задание. Задаются вопросы, нужно ответить быстро, за одну минуту.

Проверка знаний. Вопросы 1-ой группе.

  1. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

…….и……..

2. Сложносочинённые с соединительными союзами обозначают явления, которые …………

3. Сложносочинённые предложения соединяются………..союзами.

4. Сложные предложения , в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами , называются………..

Вопросы 2-ой группы.


  1. В ССП с разделительными союзами указывается на …… явлений, на………..

  2. В ССП с противительными союзами одно явление…….

  3. Простые предложения , входящие в сложносочинённое, отделяются друг от друга.

  4. Запятая между простыми предложениями, входящими в сложносочиненное, не ставится , если……..

2 - тур. Развитие речи . «Мы писатели» .Домашнее задание. Написать сочинение на тему « Родная земля- золотая колыбель»

.

3-тур Разминка. Анализ предложений.

1-группа . 1. Жди меня, и я вернусь, всем смертям назло.(К. Симонов)

2. Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо , и бились волны внизу о камень. ( М. Горький.)

3.В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть. ( С. Есенин)

2-группа.1 Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.(А.П Чехов)

2. Посмейся над самим собой , и тебе станет легко.(А. Чехов.)

3. Я полон дум о юности весёлой, но ничего в прошедшем мне не жаль. (С. Есенин)

4. Слаб голос мой , но воля не слабеет. (А.Ахматова)

4-тур. Кто со мной поспорит?

На вопросы нужно ответить быстро, одним словом.

1-группа.

1. Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные.

2 .Простые предложения в составе сложносочинённого связаны только интонацией.

3. Восходит солнце ,но в лесу ещё темно. - это простое предложение.

4. Союзы являются членами предложения и отвечают на какой- либо вопрос. 5. а, но, да зато, однако, же- противительные союзы

2- группа.

1. Весна пришла и растопила снег на полях.- это сложное предложение.

2. Сложные предложения состоят из одного простого предложения.

3. И, да ,тоже, ни…ни, также - предлоги.

4. В сложных предложениях перед союзами ставится двоеточие.

5. Или, либо, то…то, не то……не то --- разделительные союзы.

5- тур. «Лучший переводчик» Переведите пословицы с русского на казахский ,с казахского на русский язык.

1- группа

1. Труд прославляет, лень с пути сбивает.(Жалкаулык аздырады, енбек оздырады.

2. Акылды оқығанды жақсы көреді,ал ақылсыз оқытқанды жаксы көреді.

3. Дерево живёт корнями ,а человек живёт друзьями.

4. Коз қорқақ ,ал қол батыр.

2- группа. 1. Печаль старит, а радость поднимает дух. (Қайғы қартайтады, қуаныш марқайтады.

2. Болат қайнауда шынығады , батыр майданда шынығады.

3. Не тот много знает , что много прожил, а тот кто много видел.

4. Атаңның баласы болма, (Не будь сыном только своего отца ,

Адамның баласы бол. будь сыном народа.)

6-тур. «Живой вопрос» Скажите, какими предложениями написали свои произведения А.С. Пушкин, С . Есенин. Докажите.

1- группа.

Отговорила роща золотая

Берёзовым ,весёлым языком,

И журавли ,печально пролетали ,

Уж не жалеют больше ни о ком.

С. Есенин.

2- группа К…….

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь , и слёзы, и любовь.

А. С Пушкин.

7- тур. Графический диктант. 1-группа.

Школьный вальс (играет музыка)

Давно, друзья весёлые,

Простились мы со школою,

Но каждый год мы в свой приходим класс.

2- группа.

В саду берёзки с клёнами

Встречают нас поклонами,

И школьный вальс ,опять звучит для нас.

8-тур. Экспресс - тест.

1.Найдите ССП.

1. Ветер срывал листья с деревьев и кружил их в воздухе.

2. Из-под камней выбегают сонные ящерицы, они мигают сонными глазками.

3. Зашуршат опавшие листья ,и хрустнет сухая ветка.

2. Найдите ССП

1. По кустам и деревьям распевали птицы. Ветер не шумит кроной ,и птицы не щебечут. 3. Свежий ветер дул с моря , где в темноте сверкали далёкие маяки.

3. Найдите ССП.


  1. Весна начинается медленно , и осень подкрадывается незаметно.

  2. Буран швыряет снегом и заливается жутким воем.

  3. Заяц сменил на зиму шубку, чтобы враги не разглядели его на снегу.

4. Найдите ССП.

1. Дорожка заросла травой , а по сторонам ее стояли сосны.

2. Я дошёл до парка и сел под большим дубом.

3. Звенят синицы , смеётся кукушка, свистит иволга.


5. Найдите ССП.

1. Осень пришла и завладела садами, полями и птицами.

2. Наступила весна , и солнце растопило лёд

3. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. (пословица)

6.Найдите ССП

1. С поля пахло дождём , ночь была душиста и прохладна.

2. Ударила молния ,и прогремел гром.

3. Тёплый ветер гуляет по траве и гнёт деревья.

7. Найдите ССП.

1. Слова улетают , написанное остаётся.

2. Лесорубы валили дерево, и из дупла выпала белка.

3. Перед отлётом журавли покружились над рекой, над полями, над лесом.

  1. Найдите ССП.


  1. Радости забываются, печали не забываются никогда.

  2. Солнце стояло высоко на небе , но поля ещё блестели росой.

  3. Легкий ветерок гонит, торопит облака.

9. Подведение итогов урока. Оценивание.

10 . Домашнее задание.

© 2010-2022