Дополнительная программа по ПДД

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества

города Аткарска Саратовской области»




Утверждена на педагогическом совете

протокол №_______от___________

директор__________Кучменко Н.Ю.






Дополнительная общеобразовательнаяпрограмма

ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Школа юного пешехода»





Возраст учащихся 9-12 лет Педагог дополнительного образования

Срок реализации 3 годаI квалификационной категории

Малянова Ксения Алексеевна



г. Аткарск - 2014






Пояснительная записка.

Настоящая программа относится к программам социально-педагогической направленности.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы

Развитие сети дорог и резкий рост количества транспорта значительно усложнили обстановку на дорогах.Дети вместе со взрослыми являются участниками дорожного движения. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице в качестве пешеходов и формирование у них специальных навыков участников дорожного движения в качестве велосипедистов. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка настолько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.

Программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий

Новизна программы и ее отличительная особенность

В учебном плане по курсу ОБЖ школьной программы не предусмотрены часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.

Отличительные особенности программы.

  1. Обязательные принципы в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении:учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей.

  2. система обучения по данной программе включает в себя такие элементы, как:

  • организационные формы и методы обучения;

  • закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Обеспечению реализации данной программы способствует система внешних связей (с ГИБДД, сотрудничество с клубами ЮИД, Автошколой)

Практическая значимость программы

Практическая значимость программы: закрепление правил дорожного движения в играх, упражнениях, использование приобретенных навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте на практических занятиях, изготовление наглядной агитации: листовок, писем-обращений, книжек-малышек, книжек-раскладушек, закладок, схем безопасного пути и т.п., оформление стендов, уголков для пропаганды безопасного движения, выступление агитбригады в детских учреждениях, участие в районных, городских акциях, мероприятиях по безопасному дорожному движению.

Обучение на занятиях базируется на взаимосвязанных дидактических принципах сознательности, активности, систематичности, постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации.

Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.Закончив данный курс дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.

Цель и задачи программы


Цель программы:Формирование у детей, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

Образовательные

  • повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

  • помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;

  • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи

Развивающие

  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

  • способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные

  • воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

  • формировать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

  • сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.


Условияреализации программы


Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Программа уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков и с этой целью используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.

Принципы реализации:

  • Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат

  • Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности

  • Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей детей данного возраста

  • Принцип индивидуализации и дифференциации

  • Принцип здоровьясбережения

  • Принцип непрерывности

Программа рассчитана на 3 года обучения на 216 часов в год. Возраст обучающихся - 9-12 лет.

Формы, методы и режим занятий


Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.

В теоретическую часть входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационно-коммуникационных технологий.

Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части, оказание доврачебной медицинской помощи.

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает изучение теоретического материала, вторая часть - двигательную нагрузку (вождение велосипеда). В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды.

На занятиях используются командный (групповой), индивидуальный (личный) и игровой (развлекательный) методы работы.

Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных методов. К ним относятся:

  • Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).

  • Метод демонстрации (наглядные пособия - журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, а также личный пример).

  • Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).

  • Тестирование.

Режим занятий:по 3 часа 2 раза в неделю

Прогнозируемые результаты и способы их проверки


Прогнозируемые результаты

Используемые способы проверки

1. Общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся овладевают специальной терминологией, познают текущую жизнь коллектива

1. Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД

2. Приобретение знаний по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам

2. Анкетирование по теоретическим знаниям и правилам техники безопасности и личной гигиены

3. Усвоение правил: дорожного движения и оказания доврачебной медицинской помощи

3. Проведение конкурсов, викторин по ПДД, медицине

4. Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства

4. Оценка посещаемости занятий, участие в школьных и городских соревнованиях "Безопасное колесо"

5. Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня

5. Проведение тестовых испытаний по возрастным оценочным нормативам и определение физического уровня развития

Прогнозируемые результаты реализациидоп

УУД Предметные

По окончании I года обучения

обучающиеся должны знать:правила дорожной безопасности, группы дорожных знаков, необходимую разметку проезжей частидорог для пешеходов, пассажиров и водителей-велосипедов, значение сигналов светофоров, регулировщиков, техническое устройство велосипеда, способы оказания первой медицинской помощи.

обучающиеся должны уметь:работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию, читать информацию по дорожным знакам и разметке проезжей части, оценивать дорожную ситуацию, управлять велосипедом, пользоваться общественным транспортом, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему

По окончании II года обучения

обучающиеся должны овладеть: базовыми знаниями: виды транспортных средств, права и обязанности участников дорожного движения, элементы проезжей части, средства организации и регулирования дорожного движения, применение аварийной сигнализации, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, обгон и встречный разъезд, остановка и стоянка транспортных средств, проезд перекрестков, пешеходные переходы и места остановки транспортных средств, движение через железнодорожные пути, движение по автомагистралям, движение в жилых зонах, приоритет маршрутных средств, пользования внешними приборами и звуковыми сигналами, буксировка механических транспортных средств, требования к движению велосипедов и мопедов, как оказывать первую доврачебную помощь.

обучающиеся должны уметь: фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия, оказывать на первую доврачебную помощь.

По окончанииIII года обучения

Обучающиеся должны знать:предназначение и задачи ГИБДД,что такое дорожно-транспортное происшествие. Виды ДТП. Причины и последствия ДТП.Назначение дорожной разметки, сигналы светофора. Группы дорожных знаков. Назначение дорожных знаков. Места их установки. Основные сведения о требованиях безопасности, предъявляемых к транспортным средствам.Требования безопасности и правила движения для велосипедистов. Правила оказания первой медицинской помощи.

обучающиеся должны уметь:

Грамотно ( с учетом требований безопасности) составлять маршрут «дом - школа - дом».Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС в качестве пассажиров транспортных средств.

Вызывать государственные службы безопасности и спасения.Ориентироваться в дорожных ситуациях ( распознавать опасности и принимать адекватные решения).Управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения.Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи.

Процесс развития контролируется путем сравнения исходных, текущих и итоговых достижений обучающихсяпо результатам освоения образовательной программы.Полученные результаты позволяют оценивать уровень достижений, результаты личностного развития, прогнозировать новые достижения

Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий.

Личностные УУД


Регулятивные УУД


Познавательные УУД

Коммуникативные УУД


Предметные УУД

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения

  • осознание ответственности человека за общее благополучие

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Школа юных пешеходов»

  • способность к самооценке

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений педагога, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты, явления;

  • определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде таблицы, схемы( в информационных проектах);

  • искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике(текст, иллюстрация, схема, чертеж), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

  • добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;


  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


  • Правила безопасного перехода дорог с одно- и двусторонним движением транспортных средств.

  • Название, назначение и расположение на дороге дорожных знаков и разметок

  • Правила поведения пешеходов в соответствии с требованиями регулировщика и сигналов светофора.

  • Классификацию дорожных знаков.

  • Основы доврачебной медицинской помощи

  • Вождение велосипеда

  • Участие в акциях по пропаганде безопасного движения

1 год обучения

учебно - тематический план

№ п/п

Тема

Всего

Теория

Практ.

1

Вводное занятие. Положение о клубе «школа юного пешехода»

3

3


2

Экскурсия по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения

3

1

2

3

Безопасная дорога в школу

6

1

5

4

Транспортные средства

15

6

9

5

Дорожные знаки

30

17

13

6

Наш друг светофор

15

8

7

7

Я- пассажир

18

10

8

8

Будь ярким на дороге

12

6

6

9

Пропаганда безопасного движения среди обучающихся

27


27

10

Правила дорожного движения - правила жизни

18

5

13

11

Основы здорового образа жизни и безопасность человека

27

8

19

12

Велосипедные истории. История изобретения. Конструкция и ее особенности

9

6

3

13

Фигурное вождение велосипеда

30


30

14

Итоговое занятие

3


3

Итого

216

70

146

Содержание курса

№ п/п

Тема

Содержание

Часы

Материально-техническое оснащение

Методическое оснащение

Форма занятия

Форма подведения итогов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях.


3

3


ноутбук

наглядный материал иллюстраций

Учебное занятие


2

Экскурсия по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения

сформировать у учащихся целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков

3

1

2


Экскурсия , беседа


3

Безопасная дорога в школу

Пропаганда дорожной безопасности.

История и современность

Как сделать дорогу в школу безопасной

Рисуем агитационный плакат за соблюдение ПДД. Создание схемы

«Безопасный путь: Дом-школа-дом».

6

1

5

ноутбук

наглядный материал иллюстраций

Учебное занятие

выставки

4

Транспортные средства

Из истории транспорта. Виды транспорта: сухопутный, водный, воздушный. Меры ответственности участников движения за нарушение

ПДД. Физика на дорогах - скорость. Дорожные знаки - тезки. Городской транспорт. Правила поведения на остановке.Тренинг - «Как понять автомобиль». Читаем с зеброй: А. Усачев «Паповоз». Игра «Дорожное расследование». Загадки «О транспорте и тех, ктоим управляет». Конкурс «Рыцари дорожной безопасности». Герои сказок за

безопасность на дорогах: сценка «Маша и медведь». Карандашные задания.

Кроссворд «Транспорт». Игра «Определи марки автомобилей».

15

6

9

ноутбук

Плакаты, презентация

Учебно-практическое

Беседа

Конкурс

5

Дорожные знаки

Изучаем дорожную азбуку. Дорожная безопасность сквозь историю.

История дорожных знаков. Знаки предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых

предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Физика на дорогах - дорожные знаки и тормозной путь.

Разрисованная дорога. Что означает дорожная разметка.

Практическое занятие: «Найди название каждого знака». Изготовление макетов дорожных знаков. Конкурс- «Презентация нового дорожного знака». Подготовка и проведение праздника «В королевстве

дорожных знаков». Игры: «Найди 10 отличий», кроссворд «Дорожные знаки».

30

17

13

ноутбук

Магнитные знаки правил дорожного движения

Учебно-практическое

Тест, конкурс

6

Наш друг светофор

Как появился светофор? Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Сигналы регулировщика и светофора.

Имитационная игра «Интервью со светофором». Дорожное расследование «Красный свет». Тренировка в подаче сигналов регулировщика.

Обсуждение стихотворения М.Пляцковского «Светофор». Игра «Разноцветные человечки». Конкурс плакатов «Три говорящих света». Читаем с зеброй: «Пешеходный светофор», «Светофор». Игры: найди 10 отличий, ребусы, карандашное задание. Советы доктора Айболита.

15

8

7

ноутбук

Шаблоны, плакаты, настольные игры презентация

Беседа, Учебно-практическое

практическая работа, тест

7

Я- пассажир

Кресла и ремни безопасности - история и современность. Правила

безопасности в транспорте. Поведение в салоне транспорта, на остановке, в легковом автомобиле. Физика на дорогах - как не упасть на повороте. Безопасное место.

Дорожное расследование. Сосчитай ошибки художника. Найди 10 отличий. Дорожный кроссворд. Читаем с зеброй Ритой А. Гангов «Кто храбрей?», С. Михалков «Одна рифма».Советы доктора Айболита. Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нём. Остановка общественного транспорта. Дорожные знаки: «Место остановки автобуса», «Место остановки трамвая». Как надо обходить стоящие трамваи, троллейбусы, автобусы и автомобили? В чём опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства?

18

10

8

ноутбук

Плакаты, Шаблоны, схемы, презентация, настольная игра

Учебно-практическое

Беседа

тест

8

Будь ярким на дороге

Одежда, которая обеспечивает безопасность. Факторы, способствующие снижению видимости на дорогах. Правила ношения светоотражающих элементов. Дорожные ловушки. Физика на дорогах - принцип действия светоотражающих элементов. Луч света в темном царстве - отражение и распространение светового сигнала.

Изучаем светоотражающие жилеты. Эксперименты со светоотражением (от луча фонарика в темной комнате). Крепление фликеровна одежду. Дорожное расследование. Разгадываем кроссворд. Найди 10 отличий. Проведение акции по ношению светоотражающих элементов в темное время суток. Читаем с зеброй Ритой. Н. Бессонова «Мама, поехали!». Советы доктора Айболита «Смотри в оба».

12

6

6

Костюмы, фликеры, фонарик

Листовки

Практическое занятие. Учебно-практическое


9

Пропаганда безопасного движения среди обучающихся

Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма, пропаганда соблюдения правил дорожного движения взрослыми и детьми

«Рождение» идеи мероприятия. Предложения тем мероприятия

Формирование команды, организация обучающихся

Закрепление за каждым обучающимся членом команды определенного направления работы и ее объема, распределение ролей. Поиск творческого материала. Материально-техническое обеспечение мероприятия. Подбор костюмов, декораций, раздаточный материал. Подготовка и размножение рекламно-информационного материала. Разработка агитационного материала по пропаганде пдд среди воспитанников детских садов. Организация репетиционного процесса. Определения уровня подготовки обучающихся, сложностью мероприятия, сыгранность обучающихся.индивидуальная работа с каждым обучающими, сыгранность, генеральная репетиция. Оценка проведенного

27


27

Костюмы, декорации, фонограммы

Листовки,сценарии агитбригад

Практическое занятие. Учебно-практическое

Выступление

10

Правила дорожного движения - правила жизни

Правила поведения пешехода. Физика на дорогах - трение. Переход проезжей части по «зебре» без светофора. Дорога, её элементы, пешеходные переходы, мосты. Стань заметнее на дороге (светоотражатели).

Инсценировка на тему «Правила поведения в транспорте». Игра «Автопробег». Игра «Вежливый пешеход». Дорожные ловушки. Викторина «Каждый ребенок должен знать правила пассажиров только на 5».

Карандашные задания. Читаем с зеброй Ритой стихи: И.Шаферман«Марш юных инспекторов движения», «Свод правил юного пешехода»,

О. Емельянова «Светофор», «Зебра». Кроссворд «Дорога».упражнения: «Глазомер», «Внимательный ли ты?». Карандашные задания. Экскурсия «Я-пешеход». Советы доктора Айболита.

18

5

13

ноутбук

Шаблоны, плакаты, настольные игры презентация

Беседа, Учебно-практическое

практическая работа, тест

11

Основы здорового образа жизни и безопасность человека

Травмы, первая помощь при травмах, обработка ран, наложение повязок. Детские шалости, их последствияПервая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Раны, их виды, оказание первой помощи.

Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Обморожение. Оказание первой помощи. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.Транспортировка пострадавшего.

27

8

19

Автомобильная аптечка

Плакаты, рисунки, схемы

Учебно-практическое, беседа, игра

Тест

12

Велосипедные истории

История создания велосипеда. Предполагаемые изобретатели первого велосипеда. Совершенствование конструкции велосипеда на протяжении веков.

Правила езды для велосипедистов. Движение на велосипеде по проезжей части, по обочине. Проезд перекрестков и пешеходных переходов.

Предупредительные сигналы велосипедистов. Исправные тормоза - гарантия безопасной езды. Требования к техническому состоянию велосипеда. Основные виды нарушений Правил дорожного движения, допускаемые велосипедистами. Причины ДТП, жертвами в которых становятся велосипедисты.

Ответственность велосипедистов за допущенные нарушения.

9

6

3

ноутбук

Шаблоны, плакаты, настольные игры презентация

Беседа, Учебно-практическое

практическая работа, тест

13

Фигурное вождение велосипеда

Сдача нормативов: Преодоление трассы на скорость 100 м, 500 м

Песчаная полоса. Змейка

Качающийся мост. Узкий проезд

Стоп-линия. Проезд через низкую планкуФигурное вождение велосипеда

Преодоление на велосипеде естественных препятствий, преодоление на велосипеде искусственных препятствий у

30


30

велосипед Спортивная площадка Инвентарь по фигурному вождению велосипеда

Практическое занятие

Соревнование

14

Итоговое занятие

3


3



Практическое занятие.


Итого

216

70

146





2 год обучения

учебно - тематический план

№ п/п

Тема

Всего

Теория

Практ.

1

Вводное занятие. Положение о клубе «школа юного пешехода»

3

3


2

Экскурсия по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения

3

1

2

3

Правила дорожного движения для велосипедистов

9

3

6

4

Фигурное вождение велосипеда

12


12

5

История правил дорожного движения

6

4

2

6

Транспортные средства

3

3


7

Участники дорожного движения

6

2

4

8

Пропаганда безопасного движения среди обучающихся

36


36

9

Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты

9

6

3

10

Сигналы регулировщика

3

1

2

11

Дорожные знаки

18

12

6

12

Дорожная разметка и ее характеристика

9

3

6

13

Основы доврачебной медицинской помощи

27

9

18

14

Практикум.Решение ситуационных вопросов.

69


69

15

Итоговое занятие

3


3

Итого

216

46

170

Содержание курса

№ п/п

Тема

Содержание

Часы

Материально-техническое оснащение

Методическое оснащение

Форма занятия

Форма подведения итогов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Положение о клубе «школа юного пешехода»

Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях.


3

3


ноутбук

наглядный материал иллюстраций

Учебное занятие


2

Экскурсия по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения

сформировать у учащихся целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков

3

1

2


Экскурсия , беседа


3

Правила дорожного движения для велосипедистов

История создания велосипеда. Предполагаемые изобретатели первого велосипеда. Совершенствование конструкции велосипеда на протяжении веков.

Правила езды для велосипедистов. Движение на велосипеде по проезжей части, по обочине. Проезд перекрестков и пешеходных переходов.

Предупредительные сигналы велосипедистов. Исправные тормоза - гарантия безопасной езды. Требования к техническому состоянию велосипеда. Основные виды нарушений Правил дорожного движения, допускаемые велосипедистами. Причины ДТП, жертвами в которых становятся велосипедисты.

Ответственность велосипедистов за допущенные нарушения.

9

3

6

ноутбук

Шаблоны, плакаты, настольные игры презентация

Беседа, Учебно-практическое

практическая работа, тест

4

Фигурное вождение велосипеда

Сдача нормативов: Преодоление трассы на скорость 100 м, 500 м

Песчаная полоса. Змейка

Качающийся мост. Узкий проезд

Стоп-линия. Проезд через низкую планку

12


12

велосипед Спортивная площадка Инвентарь по фигурному вождению велосипеда

Практическое занятие

Соревнование

5

История правил дорожного движения

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

6

4

2

ноутбук модель светофора

Плакаты, фильм о истории транспорта

Учено-практическое


6

Транспортные средства

Отличие дорожного движения от других видов движения. Транспорт не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт. Специальные автомашины. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное движение. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость движения и тормозной путь машины. Сигналы, подаваемые водителем. Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом.

3

3


ноутбук

Плакаты, презентация

Учебно-практическое

Беседа


7

Участники дорожного движения

Граница между пешеходной и транспортной зонами. Движение пешеходов. Выбор места и последовательности действий при переходе проезжей части. Опасность перехода дороги близко отстоящего транспорта или иного препятствия, ограничивающего обзор дороги. Необходимость воздержаться от перехода проезжей части при приближении автомобиля с включенным проблесковым маячком или специальным звуковым сигналом. Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нём. Остановка общественного транспорта. Дорожные знаки: «Место остановки автобуса», «Место остановки трамвая». Как надо обходить стоящие трамваи, троллейбусы, автобусы и автомобили? В чём опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства?

6

2

4

ноутбук

Плакаты, Шаблоны, схемы, презентация, настольная игра

Учебно-практическое

Беседа

тест

8

Пропаганда безопасного движения среди обучающихся

Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма, пропаганда соблюдения правил дорожного движения взрослыми и детьми

«Рождение» идеи мероприятия. Предложения тем мероприятия

Формирование команды, организация обучающихся

Закрепление за каждым обучающимся членом команды определенного направления работы и ее объема, распределение ролей. Поиск творческого материала. Материально-техническое обеспечение мероприятия. Подбор костюмов, декораций, раздаточный материал. Подготовка и размножение рекламно-информационного материала. Разработка агитационного материала по пропаганде пдд среди воспитанников детских садов. Организация репетиционного процесса. Определения уровня подготовки обучающихся, сложностью мероприятия, сыгранность обучающихся.индивидуальная работа с каждым обучающими, сыгранность, генеральная репетиция. Оценка проведенного

36


36

Костюмы, декорации, фонограммы

Листовки,сценарии агитбригад

Практическое занятие. Учебно-практическое

Выступление

9

Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты

Элементы улиц: проезжая часть, тротуар. Ограждение тротуаров от проезжей части. Рассказ о дороге и её главных составных частях: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожки. Прилегающие территории.

Перекрестки. Границы перекрестков.

Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты

9

6

3

ноутбук, модель светофора, макет перекрестка,

Шаблоны, плакаты, настольные игры, набор «Дорожные ловушки»

Учебно-практическое Беседа, игра

Игра- соревнование

10

Сигналы регулировщика

Руки вытянуты в стороны или опущены, правая рука вытянута вперед, рука поднята вверх

3

1

2





11

Дорожные знаки

Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Значение знаков для пешеходов. Место установки дорожных знаков. Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам

18

12

6

ноутбук

Магнитные знаки правил дорожного движения

Учебно-практическое

тест

12

Дорожная разметка и ее характеристика

Горизонтальная разметка (линии, стре-

лы, надписи и другие обозначения на про-

езжей части) устанавливает определенные

режимы и порядок движения либо содер-

жит иную информацию для участников

дорожного движения. Вертикальная разметка

9

3

6


Макет дороги Магнитные знаки

Беседа, экскурсия

Учебно-практическое

Вопросы и задания

13

Основы доврачебной медицинской помощи

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Раны, их виды, оказание первой помощи.

Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

Виды повязок и способы их наложения.

Обморок, оказание помощи.

Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

Обморожение. Оказание первой помощи.

Сердечный приступ, первая помощь.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

Транспортировка пострадавшего.

27

9

18

Автомобильная аптечка

Плакаты, рисунки, сжемы

Учебно-практическое, беседа, игра

Тест

14

Практикум.Решение ситуационных вопросов.

Фигурное вождение велосипеда

Преодоление на велосипеде естественных препятствий, преодоление на велосипеде искусственных препятствий. Основы оказания первой доврачебной помощи Подготовка к соревнованиям, конкурсам,

69


69

Костюмы, декорации, фонограммы велосипед Спортивная площадка Инвентарь по фигурному вождению велосипеда Автомобильная аптечка,

Компьютер

Сценарии агитбригад,

Учебно-практическое

Тесты , экзамен

15

Итоговое занятие

3


3



Практическое занятие.


Итого

216

46

170





3 год обучения

учебно - тематический план

№ п/п

Тема

Всего

Теория

Практ.

1

Вводное занятие.

3

3


2

Экскурсия по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения

3

1

2

3

Фигурное вождение велосипеда

33


33

4

Транспортные средства

9

3

6

5

Дорожная безопасность

12

4

8

6

Пропаганда безопасного движения среди обучающихся

42


42

7

Дорожные знаки

15

9

6

8

Дорожная разметка и ее характеристика

9

3

6

9

Основы здорового образа жизни, медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

39

14

25

10

Практикум.Решение ситуационных вопросов.

48


48

11

Итоговое занятие

3


3

Итого

216

37

179

Содержание курса

№ п/п

Тема

Содержание

Часы

Материально-техническое оснащение

Методическое оснащение

Форма занятия

Форма подведения итогов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Положение о клубе «школа юного пешехода»

Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях.


3

3


ноутбук

наглядный материал иллюстраций

Учебное занятие


2

Экскурсия по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения

сформировать у учащихся целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков

3

1

2


Экскурсия , беседа


3

Фигурное вождение велосипеда

Сдача нормативов: Песчаная полоса. Змейка

Узкий проезд Стоп-линия. Проезд через низкую планку Вождение велосипеда по мостику - качели; вождение велосипеда по кругу; въезд и выезд на велосипеде в круг по правому борту не заезжая за границы дорожки; «Полоса препятствий» - задание с использованием 5- 8 упражнений для велосипедиста; вело эстафеты; вело игры;

Задания на скоростную способность и выносливость за рулем велосипеда (ускорения на отрезках 20 метров, развитие выносливости на отрезке 1 000 метров).Задания на скоростную способность и выносливость за рулем велосипеда (ускорения на отрезках 50 метров, развитие выносливости на отрезке 2 000 метров).

Отработка техники вождения на велосипеде (работа в группах)

33


33

велосипед Спортивная площадка Инвентарь по фигурному вождению велосипеда

Практическое занятие

Соревнование

4

Транспортные средства

Краткая характеристика видов современного транспорта.

Причины ДТП по вине водителей: превышение скорости движения, нарушение правил проезда пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, обгона, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Основные правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом.

Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях.

Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия.

9

3

6

ноутбук

Плакаты, презентация

Учебно-практическое

Беседа


5

Дорожная безопасность

Причины дорожно-транспортных происшествий и меры по их предупреждению. Меры, принимаемые городскими комиссиями безопасности движения на транспорте.Граница между пешеходной и транспортной зонами. Движение пешеходов. Выбор места и последовательности действий при переходе проезжей части. Опасность перехода дороги близко отстоящего транспорта или иного препятствия, ограничивающего обзор дороги. Необходимость воздержаться от перехода проезжей части при приближении автомобиля с включенным проблесковым маячком или специальным звуковым сигналом. Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нём. Остановка общественного транспорта. Дорожные знаки: «Место остановки автобуса», «Место остановки трамвая». Как надо обходить стоящие трамваи, троллейбусы, автобусы и автомобили? В чём опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства?

12

4

8

ноутбук

Плакаты, Шаблоны, схемы, презентация, настольная игра

Учебно-практическое

Беседа

тест

6

Пропаганда безопасного движения среди обучающихся

Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма, пропаганда соблюдения правил дорожного движения взрослыми и детьми

«Рождение» идеи мероприятия. Предложения тем мероприятия

Формирование команды, организация обучающихся

Закрепление за каждым обучающимся членом команды определенного направления работы и ее объема, распределение ролей. Поиск творческого материала. Материально-техническое обеспечение мероприятия. Подбор костюмов, декораций, раздаточный материал. Подготовка и размножение рекламно-информационного материала. Разработка агитационного материала по пропаганде пдд среди воспитанников детских садов. Организация репетиционного процесса. Определения уровня подготовки обучающихся, сложностью мероприятия, сыгранность обучающихся.индивидуальная работа с каждым обучающими, сыгранность, генеральная репетиция. Оценка проведенного

42


42

Костюмы, декорации, фонограммы

Листовки,сценарии агитбригад

Практическое занятие. Учебно-практическое

Выступление

7

Дорожные знаки

Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Значение знаков для пешеходов. Место установки дорожных знаков. Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам

15

9

6

ноутбук

Магнитные знаки правил дорожного движения

Учебно-практическое

тест

8

Дорожная разметка и ее характеристика

Горизонтальная разметка (линии, стре-

лы, надписи и другие обозначения на про-

езжей части) устанавливает определенные

режимы и порядок движения либо содер-

жит иную информацию для участников

дорожного движения. Вертикальная разметка

9

3

6


Макет дороги Магнитные знаки

Беседа, экскурсия

Учебно-практическое

Вопросы и задания

9

Основы здорового образа жизни, медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

отравление (признаки отравления угарным газом, первая помощь при отравлении), правила использования факторов окружающей среды для проведения закаливающих процедур, меры безопасностиПервая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Раны, их виды, оказание первой помощи.

Вывихи и оказание первой медицинской помощи.

Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

Виды повязок и способы их наложения.

Обморок, оказание помощи.

Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

Обморожение. Оказание первой помощи.

Сердечный приступ, первая помощь.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

Транспортировка пострадавшего.

39

14

25

Автомобильная аптечка

Плакаты, рисунки, сжемы

Учебно-практическое, беседа, игра

Тест

10

Практикум.Решение ситуационных вопросов.

Фигурное вождение велосипеда

Преодоление на велосипеде естественных препятствий, преодоление на велосипеде искусственных препятствий. Основы оказания первой доврачебной помощи Подготовка к соревнованиям, конкурсам,

48


48

Костюмы, декорации, фонограммы велосипед Спортивная площадка Инвентарь по фигурному вождению велосипеда Автомобильная аптечка,

Компьютер

Сценарии агитбригад,

Учебно-практическое

Тесты , экзамен

11

Итоговое занятие

3


3



Практическое занятие.


Итого

216

37

179




Методическое обеспечение программы

Для решения поставленных задач применяются следующие методы обучения:

  • Наглядно-иллюстративный;

  • Коллективный (дети учатся помогать друг другу в работе, обмениваться опытом).

Работа основывается на различных видах деятельности:

  • Создание уголка безопасности дорожного движения;

  • Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в образовательном учреждении;

  • Встречи и беседы с работниками ГИБДД;

  • Изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

  • Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

  • Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

  • Проведение игр, конкурсов, соревнований между классами, образовательными учреждениями.

















Литература

Для учителя

Для обучающихся

Правила дорожного движения. Общероссийский проект «Безопасность дорожного движения». А.П.Алексеев, Москва, 2009

Правила дорожного движения. А.П.Алексеев, Москва, 2009

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие, Третий Рим, Москва, 2007

Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008

Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008

Дорожная безопасность. Рабочие тетради. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Третий Рим, Москва, 2007

Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Третий Рим, Москва, 2007

Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях. Москва, 2005

Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. 2007-2008 года.

Словарь дорожных знаков. С.Эйгель, Москва, 2002

Газета «Педсовет», № 4, 2008

Приложение к газете № 12, 2007, № 2, 2009

Личная безопасность. Энциклопедия для детей. Аванта +, Москва, 2002

Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В., Просвещение, Москва, 2008

Правила и безопасность дорожного движения. Н.Я.Жульнев, Дрофа, 2008

Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Сборник методических рекомендаций, Москва, 2006 год

Экзаменационные билеты для водителей категории «А», «В», 2009 год









© 2010-2022