РАБОЧАЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ) ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОНСКИЕ МУЗЕИ»

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ) ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОНСКИЕ МУЗЕИ»

Пояснительная записка

Ростовская область - донской край - имеет огромный потенциал в формировании активной жизненной позиции у современных школьников, в воспитании чувства патриотизма, любви к своей Родине. Вместе с тем, в последнее время в стране и у нас в регионе все более возрастает интерес к музеям. И не только к краеведческим. Это вызвано, прежде всего, ориентацией воспитательного процесса на гражданственность и патриотизм, во-вторых, это обусловлено развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности среди школьников. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея - лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения, ведь школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Музей становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

Программа занятий объединения «Донские музеи» имеет духовно-нравственную и культурологическую направленность. Музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков в первый год обучения в объединении «Донские музеи» позволило учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Во втором году занятий в объединении учащиеся познакомятся с разнообразными музеями города Ростова-на-Дону, в том числе и школьными, а также в городах и селах Ростовской области. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив. Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальные формы работы, использовать различные технологии обучения, формировать компетенции учащихся. Программа рассчитана на учащихся средних и старших классов. Учащиеся данных классов имеют достаточно высокую мотивацию к знаниям по истории, культурологии, географии, краеведению. У них формируется уровень информационной компетентности, самостоятельность, что позволяет организовать обучение на высоком продуктивном уровне.

Цель: ознакомление учащихся с основными музеями Ростова-на-Дону и Ростовской области, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через музейные экскурсии, развитие творческой активности и самодеятельности детей.

Задачи программы:

  1. получить представление об основных музеях Ростова-на-Дону и Ростовской области;

  2. анализировать работу экскурсовода в музее;

  3. организовать поиск материалов для формирования и пополнения музейного фонда лицея №57;

  4. посетить все известные музеи города Ростова-на-Дону;

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа.

Формы работы и занятий:

Формы занятий: лекции, экскурсии, консультации, встречи с интересными людьми, проектная и исследовательская деятельность, использование Интернет - технологий, создание презентаций. Но главное - экскурсии в музеи города, оформление выставок, создание экспозиций в музейной комнате МБОУ лицея №57 имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина

Формы работы

Цели и практическая направленность

Лекции

Получение знаний о различных музеях города и области.

Посещение музеев, экскурсии

Поиск тем для презентаций, фотовыставок. Составление музейных экскурсий. Ознакомление с оформлением экспозиций в различных музеях города и области.

Создание презентаций по профилю музея

Формирование умения отобрать нужный исторический материал, грамотно оформить работу

Оформление фотовыставки

Учиться составлять выставочную фотоэкспозицию в соответствии с тематикой и правилами оформления фотовыставок и экспозиций

Выступление перед членами кружка с докладами, сообщениями.

Овладевать навыками публичных выступлений, умением формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией.

Видеозанятия

Ознакомление с недоступными памятниками истории и культуры, музеями Ростовской области.

Работа по индивидуальному плану

Индивидуальные консультации

Посещение библиотек, музеев. Изучение по индивидуальному плану литературы, написание докладов и т.д., подготовка проектов и творческих работ

Оказание помощи учащимся в подготовке творческих работ.

Проектно - исследовательская деятельность

Создание и реализация коллективного проекта деятельности школьного музея.

Ожидаемые результаты:

  1. в обучающей сфере - приобретение учащимися знаний по музееведению, усиление интереса учащихся к музейной деятельности (активность в создании самостоятельных исследовательских проектов);

  2. в воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории родной школы и ее традициям, сформированные отдельные аспекты патриотического мировоззрения и активной гражданской позиции;

  3. в развивающей сфере - достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, проведение экскурсий по экспозициям музея; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации работ по профилю музея; сформированная коммуникативная компетентность и навыки ораторского искусства.

В результате работы объединения будут созданы презентации, посвященная донским музеям, а также ряд публикаций, в том числе в СМИ.

Содержание программы

Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических видов занятий, но в отличие от программы первого года обучения, значительно увеличивается количество практической части, заключающейся в посещении музеев и музейных комнат в Ростовской области и в городе Ростове-на-Дону.

Методическое обеспечение программы: программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных источников, на примере работы с которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности. В организации занятий используются визуальные средства - видеофильмы по истории и искусству, интернет - сайты, содержащие информацию о музеях страны и мира. Программа обеспечена методическими видами продукции - это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению.

Срок реализации программы - один год.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Теория

Практика

Итого

Введение

2ч.

2ч.

1.

Основные музеи города, их классификация

4ч.

4ч.

2.

Посещение музеев Ростова-на-Дону

30ч.

30ч.

3.

Создание презентации, подготовка публикаций о музеях Ростова-на-Дону

4ч.

4ч.

4.

Школьные музеи и музейные комнаты

2ч.

2ч.

5.

Посещение школьных музеев Ростова-на-Дону

40ч.

40ч.

6.

Создание презентации, подготовка публикаций о школьных музеях Ростова-на-Дону

4ч.

4ч.

7.

Основные музеи Ростовской области и их классификация

4ч.

4ч.

8.

Посещение городских и сельских музеев Ростовской области

50ч.

50ч.

9.

Создание презентации, подготовка публикаций о музеях Ростовской области

2ч.

2ч.

Итоговое занятие. Круглый стол.

2ч.

2ч.

12ч.

132ч.

144ч.

Содержание программы

Введение (2ч)

Предмет, цели и задачи объединения. Структура объединения. Проведение техники безопасности во время различных экскурсий.

Планируемые результаты:

  1. учащиеся должны представлять структуру объединения «Донские музеи»;

  2. принимать на себя роль участника объединения;

  3. освоение коммуникативной компетенции.

Тема №1. Основные музеи города, их классификация. (4ч)

1.1.Основные музеи Ростова-на-Дону.

Назначение музеев в обществе как хранителей предметов прошлого и центров научно-исследовательской деятельности. Музеи Ростова-на-Дону.

1.2. Классификация музеев Ростова-на-Дону.

Разнообразие профилей музеев, их особенности. Тематика музеев и их специфика. Основные направления деятельности музеев города. Планируемые результаты:

  1. учащиеся должны знать основные музеи города, их расположение и направления работы.

  2. уметь различать профили музеев;

  3. называть особенности профилей музеев.

  4. получить представление о различных музеях города Ростова-на-Дону;

  5. понимать значение музейной деятельности для развития чувства гражданственности, любви к малой Родине.

  6. уметь составлять презентации о деятельности музеев города Ростова-на-Дону.

Тема №2. Посещение музеев Ростова-на-Дону (30 ч.).

Планируемые результаты:

1.Серия экскурсий в местные музеи.

2. Изучение фондов музея.

3.Знакомство с деятельностью конкретного музея;

4.Определение специфики посещенного музея

Тема №3. Создание презентации, подготовка публикаций о музеях Ростова-на-Дону (4ч.)

Планируемые результаты:

1.Серия электронных презентаций, фотовыставок, видеороликов о посещенных музеях города Ростова-на-Дону

2. Подготовка отчетов и заметок к публикации, в том числе и в сети Интернет о посещенных музеях.

Тема №4. Школьные музеи и музейные комнаты (2ч.)

Понятие о школьном музее. Признаки школьного музея. Разнообразие школьных музеев города и их классификация.

Планируемые результаты:

  1. учащиеся должны знать признаки школьного музея и музейной комнаты;

  2. иметь представление о разнообразии школьных музеев города и их классификации.

Тема №5. Посещение школьных музеев Ростова-на-Дону (40ч.)

Планируемые результаты:

1.Серия экскурсий в школьные музеи.

2. Изучение фондов школьных музеев.

3.Знакомство с деятельностью школьных музеев;

4.Определение специфики посещенных музеев

Тема №6. Создание презентации, подготовка публикаций о школьных музеях Ростова-на-Дону (4ч.)

Планируемые результаты:

1.Серия электронных презентаций, фотовыставок, видеороликов о посещенных школьных музеях города Ростова-на-Дону

2. Подготовка отчетов и заметок к публикации, в том числе и в сети Интернет о посещенных школьных музеях.

Тема №7. Основные музеи Ростовской области и их классификация (4ч.)

Планируемые результаты:

1. учащиеся должны знать основные музеи Ростовской области, их расположение и направления работы.

2. уметь различать профили областных музеев;

3. называть особенности профилей известных музеев Ростовской области.

4. получить представление о различных музеях Ростовской области;

5. понимать значение музейной деятельности для развития чувства гражданственности, любви к малой Родине.

Тема №8. Посещение городских и сельских музеев Ростовской области (50ч.)

Планируемые результаты:

1.Серия экскурсий в известные музеи Ростовской области.

2. Изучение фондов музеев Ростовской области.

3.Знакомство с деятельностью музеев Ростовской области;

4.Определение специфики посещенных музеев

Тема №9. Создание презентации, подготовка публикаций о музеях Ростовской области (2ч.)

Планируемые результаты:

1.Серия электронных презентаций, фотовыставок, видеороликов о посещенных музеях Ростовской области;

2. Подготовка отчетов и заметок к публикации, в том числе и в сети Интернет о посещенных музеях.

Итоговое занятие. Круглый стол.

Планируемые результаты:

  1. активизация участия учащихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах;

  2. проведение дня музея в школе.

  3. беседа с сотрудниками музеев

Литература:

  1. «Ростов-на-Дону и окрестности. Тайны степного мегаполиса. Часть №1. (путеводитель)» О.А. Хорошев. Ростов-на-Дону. ООО «Наш регион». 2009 г.;

  2. «Таганрогское ожерелье» (видеофильм) ГТРК «Дон-ТР»;

  3. «Великокняжеский конный завод» (видеофильм);

  4. «Азовский район» (буклет). Администрация Азовского района Ростовской области;

  5. «Донское туристское кольцо» В.Ф. Чеснок. Ростовское книжное издательство;

  6. «Памятники Дона» В.И. Андрианов, А.Г. Терещенко. Ростовское книжное издательство. 1981 г.

  7. «Неопалимая купина» В. Моложавенко. Москва. Издательство «Мысль» 1974 г.;

  8. «Таганрогский краеведческий музей» Н.А. Дари и др. Ростовское книжное издательство, 1976 г.;

  9. «Музей «Домик Чехова»» В. Сегедов. Ростовское книжное издательство. 1958 г.

  10. «Памятники и памятные места станицы Егорлыкской (путеводитель)» А.А. Украйченко. ООО «Формат» станица Егорлыкская. 2012 г.



© 2010-2022