Рефлексивный отчет А. Первый уровень

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мухамедалиева Гульжахан Мусаевна

Отчет А.

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики.

Мы живем в эпоху стремительного взаимного проникновения и быстрого усиления взаимодействий государств в политической, социальной, идеологической экономической и культурной областях. Начало XXI века ознаменовано новыми научно-техническими переворотами. Важнейшими экономическими активами становятся интеллект, знания, технологии. Информационная революция, базирующаяся на глобальной сети телекоммуникаций и компьютеризации, преобразует человеческое бытие. Перемены, которые происходят в современном мире, неизбежно подводят нас к идее о необходимости переосмысления основных задач функционирующих мировых систем образования. В условиях глобализации и для реформаторов в сфере образования, и для школ, и для учителей ключевыми становятся вечные вопросы: «Что подлежит изучению учащимися в 21 веке?»

Главная задача современного образования состоит именно в том, чтобы помочь подрастающему поколению правильно оценивать состояние изменяющейся действительности и свое место в ней. Образовательные процессы должны подводить молодежь к осознанию того, что активная жизненная позиция есть основная составляющая человеческого капитала, нацеливать на необходимость быть для своей страны той самой технически прогрессивной, производительной силой, которая может легко адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

Что необходимо нам сделать для достижения высоких результатов в обучении?

Чтобы понять, как нашей стране довести систему образования до уровня мировых стандартов, я изучала успешные системы образования, а также главные факторы, влияющие на уровень образования.

Исследования, которые были спонсированы аналитическим отделом авторитетного английского журнала «Есоnomist» и были представлены общественности после публикации в газете «The Тimes», свидетельствуют, что образовательные системы таких государств как Гонконг, Сингапур, Южная Корея действительно являются лучшими в современном образовательном пространстве. То же подтверждают исследования, проведенные по инициативе Бостонского колледжа США (Воstоn Соllеqе): среди государств Восточной Азии, именно Сингапур, Гонконг, Южная Корея - лидируют в сфере начального школьного образования: в этих странах дети показывают самые сильные знания и навыки в математике, чтении и естествознании.

Изучая системы образования разных стран, я отметила, что сфере образования в Финляндии уделяют большое внимание - приоритетным здесь становится то, что образование в стране и среднее, и высшее - бесплатное. До школы детей везут на бесплатных автобусах, в школах дети пользуются бесплатными учебниками, каждый ученик обеспечен бесплатным горячим питанием. Отсутствуют тысячные очереди в дошкольные заведения. Нелишне будет сказать, что бесплатное высшее образование распространяется не только на местных жителей, но и на иностранных студентов, которым повезло получить образование в Финляндии. Учебные заведения любого уровня имеют прекрасное современное оснащение. В результате реформ, проведенных в 80-х годах 20 века, страна резко вырвалась вперед по уровню образования. Авторитет учителя в этой стране очень высок и выражается в высокой заработной плате и общественном уважении.

В рейтинге стран с высоким уровнем образования Южная Корея находится на втором месте. Как получилось, что еще совсем недавно одна из беднейших стран мира смогла добиться такого прогресса?

По мнению исследователей, только продуманное, умелое реформирование, постоянное инвестирования в «человеческие ресурсы» привели к нынешним успехам Южной Кореи в экономике и политике, науке и технике. Несомненные успехи национальной образовательной программы этой страны подтверждены статистически, так в 1945 году грамотными были 22% граждан, к 1970 году - 87,6%, а в 1980 году - 93%.

Интересно, что уровень людей имеющих среднее образование даже на начальном этапе становления государства доходил до 99%, и это в то время, когда общее среднее образование не было обязательным. Необходимым фактором я полагаю и то, что успехи в обучении детей находятся под постоянным вниманием родителей, стимулируются ими, превалируют над другими стимулами. Я считаю, что родителям наших учеников нужно больше заботиться не только о хлебе насущном, а больше времени уделять на успехи в обучении детей, на собственное самосовершенствование, что благотворно влияет на процесс образования в стране.

Система образования Гонконга построена по принципу, по которому успешно развиваются вот уже много десятилетий такие передовые страны как Великобритании и США, но при этом она имеет свои особенности. Университеты этой маленькой восточноазиатской страны занимают высокие места в международных рейтингах самых авторитетных изданий, и их дипломы, как следствие, признаются во всем мире.

И в Финляндии, и в Южной Корее декларировано12-летнее обучение. В Гонконге недавно образование подверглось серьезному реформированию: на смену 13 - летнему обучению в школе пришло 12-летнее, изменилось качественное содержание выпускных экзаменов.

Согласно двум ведущим мировым рейтингам (QS и ТНЕ), НКU является первым вузом Азии и входит в 30 лучших вузов мира. Чем другим, кроме как улучшением качества обучения, можно объяснить то, что азиатские университеты поднимаются в рейтингах все выше. К тому же Правительство многих азиатских стран оказывают финансовую существенную поддержку ведущим университетам. До 1999 года в Гонконге иностранных студентов почти не было. В 1999 году было принято решение набирать студентов из Китая, а в середине 2000-х годов Правительство Гонконга взяло курс на привлечение студентов из-за рубежа. Правительство совместно с университетами многое изменило для привлечения иностранных студентов. Студентам было разрешено работать во время учебы, были введены несколько новых стипендий, выпускникам оставаться в стране после учебы. Экономика Гонконга растет и студенты, окончившие НКU, обычно имеют по работе сразу несколько предложений. Спрос на обучение велик.

C учетом того, что у этих стран разные пути решения проблем, разные стратегии образовательной политики, но все они добились больших высот в образовании, из указанного следует: в этих странах - образование является приоритетом во внутренней политике. Что определяет это? Высокий статус учителя, стабильно высокая заработная плата, поддержка Правительства, продуманное, умелое реформирование, постоянное инвестирования в «человеческие ресурсы», непрерывное обучение.

В сфере образования в настоящее время общепризнана равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими , что в большей степени соответствует сущности навыков в 21-м веке. Моделью навыков 21-го века, представляющей собой максимально широкий их диапазон, является Проект "Определение и отбор ключевых компетенций" (далее - Проект), разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР). Этот проект рассматривает систему ключевых компетенций (в частности, способность учащихся к выбору решений и действий) в более широком контексте, который предполагает наличие базовой грамотности в сочетании с глубоким концептуальным пониманием. Учителя должны располагать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасознания - навыков обучения тому, как учиться(Schleicher.2012) (Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень, с 101 ).

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭРС) провела по уровню школьного образования сравнительный анализ 65 стран мира. Эти данные были получены на основании результатов тестирования 500 тысяч школьников в возрасте 15 лет. Исследование выявило уровень подготовленности школьников в 65 странах по трем направлениям: естественные науки, математика, общая эрудиция (начитанность). В результате был составлен рейтинг, позволяющий судить об общем уровне школьного образования в определенной стране, и увидеть, какую позицию занимает она по степени осведомленности школьников в каждой из трех областей знания. Самый высокий уровень школьного образования оказался в странах Восточной Азии. Лидирует в рейтинге по всем трем направлениям Китай (Шанхай), затем высокие места в разных науках распределили между собой Китай (Гонконг), Корея, Сингапур и Япония. Кроме того, в первую десятку со всеми высокими показателями вошли Финляндия и Канада. Новая Зеландия попала в десятку по двум из трех направлений, пишет The Daily Mail от 9 декабря 2010 года.

После изучения лучших систем образования вышеперечисленных рассмотренных стран, я считаю, образовательной системе Казахстана тоже нужна реформа, поскольку она не ориентирована на развитие аналитических способностей, что необходимо для современной экономики.

Главой Государства поставлена задача - перейти к новому качеству образования - подушевое финансирование, электронное обучение, контроль качества на национальном уровне. Новая совершенно система повышения квалификации учителей по программе Кембриджского университета, независимая сертификация выпускников вузов и колледжа. А так же рост качества высшего образования за счет совершенствования программ, академической мобильности приглашения ежегодно более 1000 лучших зарубежных профессоров, оптимизация вузовской сети и др.

Наше государство проводит последовательно курс на развитие качественного и доступного образования, развивает сеть интеллектуальных школ и профессионально-технических колледжей мирового уровня, увеличивает количество грантов для получения высшего образования.

Теперь для нового Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях, стоит новая задача, главная цель которой к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира. Как мы это достигнем? Для этого наши граждане должны постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и на самом современном производстве. Профессиональные навыки и знания - ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Необходимо функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения уделять большое внимание. Очень важно, чтобы наши дети могли быть адаптированы к нашей современной жизни. Надо произвести модернизацию методик преподавания, развивать активно онлайн -системы образования, создавать региональные школьные центры. Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, которые включают дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих. Как учителя первого (продвинутого) уровня мы применим это, создавая сетевое сообщество школ города, области, республики. Мы изменим направленность и акценты учебных планов среднего и высшего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации. (Послание Президента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»)

Развитая в ХХI веке страна - это активные, здоровые и образованные граждане. Что же нам нужно сделать для этого? Все, во-первых, развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Предстоит нам большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. Планируется к 2020 году обеспечение 100-процентного охвата казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием. Общеобразовательные школы в среднем образовании надо подтягивать к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Будет создана эффективная система поддержки студентов и учащихся с высокой успеваемостью, педагогов. Предусмотрено повышение с 1 января 2016 года размера стипендий на 25 процентов, повышение с 1 июля 2015 года - зарплаты работникам образования - до 29 %.(Послание Президента РК «Казахстанский путь-2050»)

Я считаю, что чем больше государство заботится об учителе, повышает уровень его экономической независимости, тем выше становится и профессиональный уровень педагогов, которым не нужно больше заботиться о хлебе насущном, с одной стороны, и о бесконечной отчетности с другой, а, следовательно, больше времени остается на учеников, собственное самообразование и самосовершенствование, что несомненно благотворно влияет на образования в стране в целом.

Курсы первого продвинутого уровня изменили моё понимание многих теорий в образовании. В отличие от большинства других сфер социальной жизни, образование - это тот социальный институт, через который проходит каждый человек. Поэтому реформирование системы образования затрагивает в той или иной степени буквально всех и каждого. О том, какое в нашей стране образование, хорошее или не совсем, задумываются все. Более того абсолютно все люди хотят получить качественное образование. Так что же делать, какие нужно предпринять шаги, чтобы образование, действительно было качественным? В первую очередь над этим вопросом задумываемся мы, педагоги. Определяем проблемы, существующие в образовании, и ищем пути их решения. Цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому школьнику сформироваться как личность, научить преодолевать жизненные трудности, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. Время не стоит на месте, соответственно меняется и окружающий мир, поэтому надо меняться мне, моим коллегам, моей школе. Я хотела бы внести изменения для своей школы, потому что мы должны идти в ногу со временем, реализовывая ключевые идеи Программы первого уровня. Учителя моей школы, прошедшие трехуровневые курсы, внедряют в свою преподавательскую практику семь модулей программ с рефлексией и совершенствованием своей практики на основе исследования своего опыта. И моя цель привлечь к реализации идей Программ и учителей, не прошедших эти курсы, ведь, к сожалению, не все учителя имеют возможность посетить их. Поэтому задача учителей первого и второго уровней содействовать достижению эффективности использования каждого конкретного метода и стратегии.

После первого месяца обучения на курсах нового формата я вернулась в школу воодушевленная, готовая к позитивным переменам, полная идей и планов. Нам нужны преобразования в школьной практике, как требует того время, чтобы каждый задумался о своем предназначении, о новых подходах в образовании. Поэтому нужно поменять мышление, направить его в нужное русло. Учителю при стремлении оказать помощь ученикам в их становлении личностями с развитым критическим мышлением, необходимо, прежде всего, самому обладать развитым критическим мышлением и быть открытым для новых идей. И именно это утверждение позволяет нам изменять школьную практику, внедрять новые подходы в обучении. Программа первого (продвинутого) уровня готовит школьных лидеров, способных развивать современные профессиональные педагогические сообщества, ориентированные на примеры лучшей мировой практики в области образования

Использованная литература:

1.Руководство для учителя 1(продвинутого) уровня

2.Послание Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года

3.Послание Президента « Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»

4.Национальный план действия по развитию функциональной грамотности школьников

6


© 2010-2022