Разработка урока Добро и зло

Один из философов Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».Следовательно, основное назначение человека – творить добро.Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначились самыми близкими человеку словами: З- «Земля», Л – «Люди», М – «Мыслите», буква Д обозначалась словом «Добро». Азбука как бы призывала: люди Земли, мыслите, думайте и твор...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Добро и зло»

Цель: Раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей.

Задачи:

1. Развивать у детей чувство взаимопонимания и поддержки.

2. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Ход урока:

Сегодняшнее занятие мы начнем с вами несколько необычно: с двух маленьких экспериментов. В первом требуется в течение 1 - ой минуты записать у себя любые слова, относящиеся, по их мнению, к теме урока.

Дети выполняют эту работу на листочках, чтобы потом учитель, собрав их, мог проанализировать.

Спустя минуту, учитель просит детей по желанию прочитать тот набор слов, который они записали. Несколько человек читают. Затем учитель просит подчеркнуть те, которые имеют отношение к этике, нравственности. Посчитать, какой процент они составят от общего количества. Результат должен получиться в пользу нравственности.

-Второй эксперимент: назовите 10 прилагательных. Работа также выполняется письменно и аналогично проводится.

-Какой вывод вы можете сделать, ребята, из результатов эксперимента?

-Верно, человеческая мысль постоянно направлена на нравственные оценки, этику отношений, проблемы морали, в чем вы сейчас убедились. В связи с этим на нашем сегодняшнем занятии мы сосредоточим внимание на том, как стремиться к тому, чтобы не только в мыслях, но и в своих действиях нести добро людям. Русская народная пословица очень хорошо выражает эту задачу:

« Поспешай делать добро».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-А как вы представляете возможным воплощать его в вашей жизни?

-Встречались ли похожие моменты в вашей жизни?

1. Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой - то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете?

-Предложу посмотреть сказку вместе с братом.

-Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом.

-Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.

-Пойду погуляю с братом.

-Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять.

- Почему вы выбрали именно этот вариант?

2. Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в цирк удалось достать 18 билетов и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу сама решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руки те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по - другому».

- Как ты поступишь?

- Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.

- Предложу решить голосованием, как считает класс, кто достоин получить билет.

- Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил хорошей учебой и активной работой.

- Подниму руку, что не пойду.

- Предложу распределить по группам и выбрать достойных.

-Объясни выбранный вариант.

3. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?

-Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.

-Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.

-Желающим тянуть жребий.

-Пусть решат сами участники спектакля.

Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы можно было проанализировать направленность их решений.

-А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива.

-Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью «Поспешай делать добро»?

-А теперь проанализируем, какой вариант поступка в каждой ситуации говорит о доброте в отношении к другому.

Этот анализ очень важен, так как в процессе него ребята осмысливают, что считать добрым и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого решения. Здесь можно с детьми затронуть вопрос: всегда ли справедливое решение означает, что нужно поставить всех в одинаковую ситуацию, чтобы никому не было обидно. Или равные условия для всех - это не значит самое доброе решение. Может быть, именно во имя доброго по отношению к кому - то следует нарушить формальную справедливость, когда всем поровну. Очень важно, чтобы дети задумались над этим. А отсюда с ними важно обсудить вопрос:

-Что же такое справедливость? (стремление соответствовать истине в решениях и поступках, быть беспристрастным).

-А можно ли быть беспристрастным, стремясь к добру?

-Следовательно, доброта, добро требует от человека проявления чувств. И без этого не может быть истинной, настоящей доброты.

Вспомните, ребята, слова великого поэта А.С.Пушкина в его стихотворении «Памятник»: «И долго будет тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Поэт видит главное назначение и заслугу своего творчества, что рождал в людях доброе, сеял семена добра.

Поразмыслим в связи с этим над такими изречениями и пословицами.

«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнем» (пословица)

«Худо тому, кто добра не делает никому». (пословица)

«Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло,

Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

«Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро - творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится». (Пословица)

-Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Как вы думаете, почему?

-Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним.

-Попробуйте охарактеризовать разницу между добром и злом.

Пусть ребята поразмыслят, попытаются найти точные характеристики.

-Один из философов Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».

Следовательно, основное назначение человека - творить добро.

Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначились самыми близкими человеку словами: З- «Земля», Л - «Люди», М - «Мыслите», буква Д обозначалась словом «Добро». Азбука как бы призывала: люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

-Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему. И чтобы это призыв не забывался, попробуем с вами закончить наше занятие как бы тремя заветами. Какие три важных завета вы готовы исполнять в вашей повседневной жизни? Ребята предлагают свои варианты. А теперь послушайте, что об этом написал поэт Рудаки. 1.«Не обижай людей - придет расплата.

Нам счастья не сулит обида чья - то».

2.«Ты будешь ближним любим,

и радость доброты познаешь,

Не пожелав другим

Того, чего себе не пожелаешь».

3.«Без зла смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь - это море, из благих деяний.

Построй корабль и по волнам плыви». (Рудаки)

Пусть эти заветы служат нам ориентиром в жизни и отношении с людьми по пути добра.

Домашнее задание: (на выбор учащихся и родителей)

1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)

« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».

2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло»

© 2010-2022