Программа курсов Как научиться искусству общения

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РХ

Среднего профессионального образования

«Черногорский техникум торговли и сервиса»



Программа курсов Как научиться искусству общения




Программа курсов Как научиться искусству общения

Для обучающихся, чья деятельность в будущем или в настоящем связана с общением, всем, кто по роду своего занятия должен эффективно и грамотно общаться с людьми, кто стремится совершенствовать межличностные отношения.



Разработал: преподаватель ОБРУЧЕВА И.В.




г. Черногорск, 2015 г.



Раздел 1. Пояснительная записка


Антуан де Сент-Экзюпери воспел общение как «единственную роскошь», которая есть у человека. Можно ли представить нашу жизнь вне общения? Конечно, нет! Ведь по существу без него невозможно функционирования человеческого общества; никакая деятельность без общения не осуществима. Естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, которая ведёт к установлению межличностных отношений. Человек становится человеком только в общении.

Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Не случайно народная мудрость гласит: «Потолкуешь с одним - возликуешь, потолкуешь с другим - затоскуешь». Способность к общению всегда относилась к числу человеческих качеств.

Большое значение в общении приобретают знания и учёт моральных качеств и индивидуально-психологических особенностей личности. Знания психологии личности помогут нам правильно сформировать представления о собеседнике, представить его способность к соглашению или увидеть в нём конфликтную личность, определить уровень готовности партнёра работать в коллективе. Иными словами, знания позволяют определить эффективность деловых отношений с конкретным человеком. Видный американский предприниматель, руководитель автомобильной компании «Крайслер» Ли Якокка говорил, что умение контактировать с людьми - это всё и вся.

Элективный курс «Как научиться искусству общения» используется для организации предпрофильной подготовки учащихся 9 - го класса. Данный курс можно использовать в качестве факультатива для учащихся, которые будут работать в сфере услуг (продавцы, повара, парикмахеры).

Курс имеет ярко выраженную практическую направленность, т.к. «проблема» общения всё острее и острее осознаётся обществом и вопрос о повышении качества общения особенно актуален в наши дни. В данном курсе мы рассмотрим основы психологии общения, которые помогут будущим выпускникам адаптироваться в обществе, так же помочь ученикам 9 класса оценить свой потенциал с точки зрения выбора будущей профессии.

Количество модулей и учебных часов может варьировать в зависимости от интересов и способностей учащихся.

  1. Цели курса:


  • Формирование профессионала с определёнными психологическими и нравственными качествами, необходимыми в повседневной деятельности.

  • Повышение уровня изучения дисциплины «Деловая культура».

  • Создание условий для социально-коммуникативной адаптации.

    1. Задачи курса:


  • Ознакомление учащихся с индивидуально-психологическими особенностями личности.

  • Формирование коммуникативных умений.

  • Развитие умения использовать технология общения на практике, в том числе в нестандартных ситуациях.


Раздел 2. Планируемые результаты.


В ходе изучения курса ожидается, что учащиеся достигнут следующих результатов.


  1. Будут иметь представление:

  • о психологических аспектах общения;

  • о проявление индивидуальных особенностей личности в общении.

  1. Смогут быть способны:

  • управлять своими эмоциями и чувствами.

  1. Будут знать:

  • правила организации пространства общения;

  • способы самоанализа и самокоррекции в сфере общения;

  • способы разрешения конфликтов.

  1. Научаться:

    • Пользоваться основными приёмами и техникой общения.

Раздел 3. Содержание и организация процесса обучения.

3.1. Организация занятий элективных курсов:

Программа курса рассчитана на 20 часов. Занятия можно проводить как с группой учащихся, так и подгруппами. В качестве базы работы имеется различная литература, разработаны опорные конспекты, различные типы заданий, как обучающего, так и закрепляющего характера.

Предполагается использование таких методов обучения, как эвристическая беседа, дискуссия, проблемное изложение учебного материала, проведения лабораторных работ, различных игровых методик, практикум общения, тренинг коммуникативных умений, а также анкетирование и тестирование учащихся. Основная форма обучения - тренинг.

По завершению изучения данного курса форма зачёта - защита дневников «Мой стиль общения», которые учащиеся должны заполнить на протяжении всего курса изучения темы.

Форма дневника.

Дневник «Мой стиль общения»


Дата

Партнёры по общению

Содержания общения

Мои новые ощущения

Конкретные выводы

Практические шаги.







    1. Объём и содержание программы. (Приложение №1)


    1. Содержание разделов курса.

Тема №1. Введение в курс.

Понятие об общении. Типы собеседников.

Тема №2. Классификация общения.

Формы общения. Типы межличностного общения. Правила взаимоотношений. Функции общения. Виды и средства общения.

Тема №3. Роль общения в жизни и развития человека.

Роль восприятия в процессе общения. Понимание в процессе общения. Общение как взаимодействие. Тема №4. Общение как коммуникация. Особенности невербального общения.

Коммуникативная сторона общения. Коммуникативные барьеры. Невербальные средства общения. Механизм обратной связи.

Тема №5. Успех делового общения.

Умения слушать и слышать. Виды эффективного слушания. Приёмы рефлексивного слушания. Техника общения. Правила организации пространства общения.

Тема №6. Понятие о личности. Характер личности и основные волевые качества.

Индивидуальность и личность. Понятие о характере и основных чертах характера человека. Воля и основные волевые качества.

Тема №7. Темперамент человека и его проявление в общении.

Свойства темперамента. Характеристика типов темперамента. Влияние темперамента на общение человека.

Тема №8. Роль эмоций в общении.

Эмоции и чувства. Виды эмоций. Виды чувств. Правила управления собственными эмоциями и эмоциями других людей.

Тема №9. Конфликты в общении и способы их разрешения.

Понятие о конфликте и его типах. Конфликтогены и основные типы конфликтогенов. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Правила поведения в конфликтах.

Тема №10. Заключительные посиделки.

Итоговое занятие. Защита дневников «Мой стиль общения».

Раздел 4. Информационно-методическое обеспечение дисциплины.


    1. Основная литература:


  1. Петрусинский В.В. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. - М.; 1999.

  2. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - Н. Новгород: Ай- Кью, 1992.

  3. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений.- М.; 1993.

  4. ШеламоваГ.М. Деловая культура и психология общения: Учебник, - М.; Академия, 2002.

  5. Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения - материалы для классных часов - Классный руководитель - научно-методический журнал.

№8/2001;

№2/2002;

№8/2002;

№1/2003;

№3/2003.


    1. Дополнительная литература


  1. Аверченко Л.К. Психология управления: Курс лекций, - М.; Новосибирск: ИНФРА-М, 1989.

  2. Бородякин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание конфликт. - Новосибирск: Наука, 1989.

  3. Браим И. «Культура делового общения. Минск: ИП Экоперспектива, 2000.

  4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М.: Смысл, 1999.

  5. Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Деловое общение: практические рекомендации. - М.: РАГС, 1997.

  6. Опалев А.В. Умение общаться с людьми. - М.: ЮНИТИ, 1996.

  7. Психология и этика делового общения. / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 1997.

  8. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2001.

  9. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Владос, 1999.

  10. Самыгин С.И., Столяренко А.Д. Психология управления. - Ростов - на - Дону: Феникс, 1997.

  11. Смелкова З.С. «Азбука общения».

  12. Умеете ли вы общаться / И.Н. Горелов, В.Ф. Житников, М.В. Зюзьков, Л.А. Шкатов. - М.: Просвещение, 1991.

4.3. Литература по составлению элективных курсов

1. Практика административной работы в школе

1/2006 стр. 15-23

2/2006 стр. 23-31

5/2006 стр. 52-60


Приложение №1




Учебно-тематический план


п/п

Темы занятий


кол-во часов


Виды деятельности учащихся

Методы обучения

и формы.

Формы промежуточного и итогового контроля.

1

Введение в курс.

Понятие об общении.

2

Работа с группой и в парах.

Лекция с элементами беседы.

Тренинг «Представление»

Тестирование «Приятно ли с вами общаться». Ведение дневника.

2

Классификация общения.

2

Работа с группой. Работа в подгруппах.

Лекция с элементами беседы.

Оценивание ответов на вопросы, составленные друг для друга участниками малых подгрупп. Заполнение дневников.

3

Роль общения в жизни и развития человека.

2

Самостоятельное задание для учащихся. Работа в парах.

Дискуссия. Тренинг «Компли-мент». Упражнение «Список качеств важных для общения».

Самооценивание своих качеств, важных для общения. Заполнение дневников.

4

Общение как коммуникация. Особенности невербального общения.

2

Игры в парах, подгруппами.

Лекция с элементами беседы, практический.

Тестирование «Уровень владения невербальными средствами общения».

«Язык телодвижений» - выполнение различных упражнений по заданной теме. Заполнение дневников.

5

Успех делового общения.

2

Работа с группой. Самостоятельное задание для учащихся.

Лекция с элементами беседы, практический. Тестирование «Умеете ли вы слушать?»

Составить правила организации деловой беседы. Заполнение дневников.

6

Понятие о личности. Характер личности и основные волевые качества

2

Самостоятельное задание для учащихся. Тестирование «Волевой ли вы человек?»

Лекция с элементами беседы. Упражнение «Моя самооценка».

Самооценка своих волевых качеств. Заполнение дневников.

7

Темперамент человека и его проявление в общении.

2

Работа с группой. Самостоятельное выполнение заданий.

Лекция с элементами беседы. Практический.

Выполнение упражнений. Тест «Определите свой тип темперамента». Заполнение дневников.

8

Роль эмоций в общении.

2

Работа в подгруппах.

Практический. Игра «Взгляд»

Игра-исследование.

Оценивание решения заданий «Игровые ситуации». Заполнение дневников.

9

Конфликты в общении и способы их разрешения.

2

Самостоятельное выполнение заданий.

Практикум по культуре общения.

Самотестирование. Заполнение дневников.

10

Заключительные посиделки

2

Итоговое занятие

А.С. Прутченков «Тренинг коммуникативных умений»

Защита дневников.




© 2010-2022